• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Шадриков Владимир Дмитриевич, научный руководитель факультета социальных наук

Номинация «Вклад в развитие Школы»

Шадриков Владимир Дмитриевич

Номинируется за большой вклад в основание и развитие факультета (департамента) психологии НИУ ВШЭ, обеспечение и развитие высококвалифицированного кадрового состава НИУ ВШЭ, основание и развитие собственной научной школы.

Кандидатуру предлагает Ключарев Василий Андреевич, руководитель факультета социальных наук НИУ ВШЭ.
 
ШАДРИКОВ Владимир Дмитриевич, ректор ЯГПИ им. К.Д. Ушинского (до 1985 г.), научный руководитель факультета психологии Высшей школы экономики, директор Института содержания образования ВШЭ, доктор психологических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ, лауреат премий Президента РФ и Правительства РФ, действительный член РАО и ряда других академий.

Биография

Родился 18 ноября 1939 года в Рыбинске. Отец — Шадриков Дмитрий Иванович (1916—1999), работал мастером, заместителем начальника цеха в Рыбинском КБ машиностроения (опытное производство). Мать — Шадрикова Ираида Константиновна (1917 г. рожд.), начинала свою трудовую деятельность контролером на Рыбинском авиационном заводе, в последующем — домохозяйка. Супруга — Шадрикова Ирина Анатольевна (1940 г. рожд.), педагог, доцент. Сын — Шадриков Дмитрий Владимирович (1964 г. рожд.), окончил Ярославское высшее зенитное ракетное училище ПВО (1985), Военную академию Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого (1999), полковник.

Окончив рыбинскую среднюю школу №1 с серебряной медалью, В.Д. Шадриков поступил на физико-математический факультет Ярославского государственного педагогического института им. К.Д. Ушинского. В период обучения в ЯГПИ активно занимался спортом и общественной работой: был председателем студенческого совета института, председателем клуба туристов.

По окончании вуза в 1962 году Владимир Дмитриевич поехал работать учителем в среднюю школу поселка Эвенск Магаданской области, затем трудился директором вечерней (сменной) школы рабочей молодежи в том же поселке, инспектором районного отдела народного образования.

В 1965 году В.Д. Шадриков поступил в аспирантуру ЯГПИ по кафедре психологии к профессору В.С. Филатову, которую успешно окончил с защитой кандидатской диссертации в области психологии труда и инженерной психологии. После аспирантуры был оставлен на преподавательской работе в должности старшего преподавателя кафедры психологии.

В 1970 году Владимир Дмитриевич получил приглашение на работу во вновь создаваемый Ярославский государственный университет. Здесь он последовательно занимал должности доцента, профессора, заведующего кафедрой, декана факультета, проректора по учебной работе. Под его руководством и при непосредственном участии проходило становление психологического факультета, который в короткие сроки вошел в тройку ведущих в стране (наряду с факультетами психологии МГУ и ЛГУ). В.Д. Шадриков внес также существенный вклад в организацию учебной работы университета, определив его развитие в этом направлении на много лет вперед.

Преподавательскую работу Владимир Дмитриевич успешно сочетал с научной деятельностью. За период работы в ЯрГУ им. П.Г. Демидова им была подготовлена и защищена в Ленинградском государственном университете докторская диссертация на тему «Системный подход в психологии производственного обучения» (1977). Основу диссертационного исследования составила теоретическая концепция системогенеза деятельности, которая в дальнейшем нашла широкое подтверждение в теоретических, эмпирических и экспериментальных исследованиях. На основе данной концепции было подготовлено несколько докторских диссертаций. В настоящее время по концепции системогенеза деятельности регулярно проводятся Российские научные конференции. Данная концепция стала одним из факторов формирования Ярославской психологической школы. За работы, выполненные в этот период, В.Д. Шадриков был избран членом-корреспондентом АПН СССР (1982).

В 1982 году Владимир Дмитриевич назначается ректором Ярославского государственного педагогического института им. К.Д. Ушинского. На этом посту он внес существенный вклад в развитие вуза, совершенствование всех сторон его деятельности. В короткий срок институт стал призером Всесоюзного конкурса высших учебных заведений, ему дважды присуждалось переходящее знамя ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Существенное развитие получила материальная база ЯГПИ, началось строительство нового учебного корпуса.

В 1985 году В.Д. Шадриков получает приглашение в Москву на должность заместителя министра просвещения СССР. В дальнейшем он занимал должности первого заместителя председателя Госкомитета СССР по образованию — министра СССР (1988—1991), заместителя министра образования РФ (1991—2001). На этих постах В.Д. Шадриковым внесен существенный вклад в развитие общего среднего образования, при его участии в школах был введен новый предмет «Информатика», базисный учебный план как основа построения учебного процесса, его индивидуализации.

Впервые был проведен конкурс школьных учебников, на основе которого в педагогическую практику были рекомендованы несколько учебников по одному и тому же предмету на выбор учеников и учителя. Владимир Дмитриевич участвовал в подготовке Первого (и единственного) съезда работников образования СССР; его решения легли в основу демократизации системы образования в стране. При участии В.Д. Шадрикова был проведен первый общесоюзный конкурс «Учитель года». В этот же период он активно занимался вопросами организации педагогической науки. В должности исполняющего обязанности Президента АПН СССР (1989—1990) под его руководством была проведена значительная работа по реорганизации деятельности академии.

В области высшего профессионального образования в 1991—2001 годах под руководством и при участии В.Д. Шадрикова были созданы отечественная система государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, служба лицензирования, аттестации и аккредитации высших учебных заведений, разработан классификатор специальностей и направлений подготовки, внесены существенные изменения в правовое и экономическое положение вузов. Впервые Указом Президента РФ высшим учебным заведениям были переданы в оперативное управление учебные здания, оборудование, земля, они были освобождены от всех налогов. Владимир Дмитриевич участвовал в разработке законов «Об образовании» (1992) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996), национальной доктрины развития образования (1999).

В этот период приоритетной сферой научных интересов В.Д. Шадрикова являлись теоретические и практические аспекты изучения и развития способностей человека. На основе проведенных исследований им были определены эффективные методы развития способностей, их диагностика, предложены пути использования вычислительной техники в психодиагностических и профориентационных процедурах.

После завершения государственной службы В.Д. Шадриков использовал свой огромный административный опыт и научные знания для организации факультета психологии в Государственном университете — Высшей школе экономики (с 2008 г. — НИУ «ВШЭ»). В настоящее время он работает профессором, научным руководителем факультета психологии ВШЭ, директором Института содержания образования ВШЭ. Под руководством Владимира Дмитриевича выполнен ряд государственных проектов, связанных с разработкой государственных образовательных стандартов, совершенствованием системы лицензирования и аккредитации, модернизацией педагогического образования. Им подготовлены и изданы две монографии, вносящие значительный вклад в понимание сущности человека и развитие его способностей.

Для многих общение с В.Д. Шадриковым стало школой высокой культуры научного исследования, главными критериями которой всегда были и остаются самостоятельность научного поиска, сочетающаяся с глубоким уважением к другим ученым, корректность и соблюдение научной этики в изложении результатов, постоянная направленность на совершенствование практической деятельности. Он любит выражение Аристотеля: «Мы изучаем не для того, чтобы знать, а для того, чтобы делать».

В 1990 году В.Д. Шадриков был избран действительным членом АПН СССР. Он один из учредителей (1992) и академик Российской академии образования, член ряда общественных академий, член редколлегий ведущих психологических изданий и журналов. Под руководством Владимира Дмитриевича подготовлено 11 докторских и 53 кандидатские диссертации. Он автор более 200 научных работ, из них — 15 монографий. Почетный профессор ЯрГУ им. П.Г. Демидова, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, Белгородского технологического университета им. Шухова.

Удостоен звания «Заслуженный работник высшей школы РФ». Лауреат премий Президента РФ (1999) и Правительства РФ (2005), премии им. С.Л. Рубинштейна Президиума РАН (1996). Награжден орденами «За Заслуги перед Отечеством IV степени» (2012), орден Почета (2002), за разработку государственных стандартов ВПО), Св. благоверного князя Даниила Московского, медалями им. Н.К. Крупской (1989), им. К.Д. Ушинского (1989), им. А.С. Макаренко (1990), Золотой медалью «За достижения в науке» РАО (2007), знаком «Почетный работник науки и техники РФ» (2007), имеет другие знаки отличия.

В облике Владимира Дмитриевича гармонично сочетаются черты ученого и организатора психологической науки и педагогической практики, умеющего сплотить вокруг себя единомышленников и учеников, увлечь их своей неиссякаемой творческой энергией, смелыми замыслами и идеями.