• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сидорина Татьяна Юрьевна, профессор Департамента прикладной экономики, Школы философии

Номинация «Достижения в науке»

Сидорина Татьяна Юрьевна

Номинируется за вклад в развитие направления «Философия труда» и ряд фундаментальных работ по этому направлению: Монографию: «Цивилизация труда: заметки социального теоретика». СПб.: Алетейя, 2014. – 400 с. И серию статей в ведущих российских изданиях: 1. «Homo faber» как символ эпохи труда: к истории эволюции понятия // Вопросы философии. 2015. № 3 2. Особенности человеческой деятельности в современную эпоху. Чем занять человека? // Общественные науки и современность. 2014. № 3. С. 140-150. 3. Вопрос о труде и смысле жизни // Вопросы философии. 2013. № 11. С. 3-14.

Кандидатуру предлагает Смирнов Сергей Николаевич, директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ ВШЭ.

Выдвигается за вклад в развитие направления «Философия труда» и фундаментальные работы в рамках этого направления:

1. Монография «Цивилизация труда: заметки социального теоретика». СПб.: Алетейя, 2014. – 400 с.

И серию статей в ведущих российских изданиях:

1. «Homo faber» как символ эпохи труда: к истории эволюции понятия // Вопросы философии. 2015. № 3

2. Особенности человеческой деятельности в современную эпоху. Чем занять человека? // Общественные науки и современность. 2014. № 3. С. 140-150.

3. Вопрос о труде и смысле жизни // Вопросы философии. 2013. № 11. С. 3-14.


Т.Ю. Сидорина. Цивилизация труда: заметки социального теоретика 

Монография Т.Ю. Сидориной — это новаторское произведение в области философии труда, которая со времен социальных трансформаций в России практически не развивалась. Это фундаментальное исследование эволюции восприятия труда в истории. В основе авторской концепции — амбивалентное восприятие трудовой деятельности. На протяжении столетий отношение к труду претерпело серьезные трансформации: от презрения к поклонению и последующему отчуждению, вплоть до кризиса труда как одного из основных социальных институтов в условиях постиндустриальной экономики и глобализации.

Монография Т.Ю. Сидориной актуальна, поскольку вопрос о будущем труда представляется сегодня достаточно противоречивым. Предшествующий всплеск критического восприятия труда можно отметить в конце XIX в., когда об этом писали П. Лафарг, Л.Н. Толстой, А. Дюма. На рубеже XIX-XX вв. критическое восприятие труда вспыхивает с новой силой во многом благодаря очевидной перспективе освобождения труда от тягот работы в условиях тяжелого промышленного производства, а также в условиях нарастающего трудоголизма, когда ранее почитаемое трудолюбие превращается в заболевание, пагубную зависимость.

Т.Ю. Сидорина провела фундаментальный историко-философский анализ. Также в ее работе присутствуют разные ракурсы рассмотрения проблемы — с позиций социологии, права, психологии. Большой интерес представляет глава о роли труда в проектах идеального государства, в социальной утопии.

Современной ситуации в области труда посвящена 4-я глава монографии, которая разделена автором на две части. Первая часть содержит оценку ситуации, а вторая — прогнозы и проекты будущей ситуации в сфере труда.

Монография Т.Ю. Сидориной написана на высоком профессиональном уровне, ясным языком, может быть использована как исследователями в области труда и социальных отношений, так и преподавателями социальных, экономических, управленческих дисциплин. Большой информативный материал в этой книге найдут студенты и аспиранты указанных специальностей.

Статьи, посвященные ключевым вопросам современной ситуации в области труда:

Вопрос о труде и смысле жизни // Вопросы философии. 2013. № 11. 

Центральный вопрос этой статьи «Определяет ли труд смысл человеческой жизни?». Что побудило автора статьи обратиться к этому вопросу? В течение достаточно длительного периода истории труд как важнейший социальный феномен определял основы человеческого существования. До середины XIX столетия активно разрабатывалась философия труда, на смену которой пришла философия жизни. Социокультурный кризис рубежа XIX-XX вв. выявил проблемы всех областей жизни общества, и в том числе и кардинальные перемены в восприятии труда. В ХХ столетии философия труда постепенно утрачивает свой позитивный характер, становясь «философией против труда». В конце ХХ столетия в научной среде активно обсуждается вопрос о конце труда в его классическом понимании. Обозначенный вопрос о смысле жизни рассмотрен в статье исключительно с историко-философских позиций в ракурсе эволюции отношения к труду. Статья не содержит окончательного ответа на этот вопрос, как, впрочем, и на другие «последние» вопросы. Как известно, философия не предлагает окончательных ответов, она помогает разобраться и прийти к собственному решению, что тоже немаловажно.

Особенности человеческой деятельности в современную эпоху. Чем занять человека? // Общественные науки и современность. 2014. № 3.

Вопрос о целях и назначении труда обсуждался многими мыслителями прошлого. Исследовались вопросы о предпосылках возникновения трудовой деятельности, разделении труда, распределении времени, которое должно быть затрачено именно на

труд. Соответствует ли современный труд его классическому пониманию? Как трансформировался этот социальный феномен, как трансформировалось отношение к нему, определявшее жизнь индивида и общества на протяжении столетий? Какие изменения в образе жизни современного человека могут стать следствием перемен в его трудовой деятельности? Эти и другие вопросы в центре внимания данной статьи.

«homo faber» как символ эпохи труда: к истории эволюции понятия

В контексте событий ХХ столетия «homo faber» становится одним из символов эпохи. Какие изменения претерпевает трактовка понятия homo faber сегодня? Этот вопрос в центре внимания данной статьи.

В эпоху технической экспансии homo faber — это воплощение трудовой идеологии технократического порядка. Что ждет homo faber в XXI столетии? Следуя логике перехода индустриального общества в постиндустриальное, можно было бы предположить, что на смену человеку-технику приходит человек-эксперт — полноправный представитель общества знания. Преемниками homo faber’a можно представить symbolic analysts — специалистов, занимающихся анализом и символами.

Однако это решение представляется повторением сложившейся сциентистски-техницистской традиции и поэтому вызывает некоторые сомнения. Но и дискутируемые сегодня прогнозы трансгуманизма  также не выглядят убедительными.

Действительно в XXI в. наука все больше срастается с технологиями, порождая феномен «технонауки», которая наряду с усовершенствованием человеческой жизни чревата опасностями бездумного экспериментирования человека с самим собой. Как будет вести себя технологически усовершенствованный человек — этот технический потомок homo faber’а? Не возомнит ли он себя сверхчеловеком и не окажется перед проблемой утраченных ценностей?

Комментарии:

4 декабря 2015 13:20
Пользователь портала
Татьяна Юрьевна Сидорина - замечательный ученый, создавший целый компендиум по социологии и философии труда, трудовым отношениям, социальной теории. Авторский стильТ.Ю.Сидориной - это ясность мысли, точность определений, научная критичность. Произведения Татьяны Юрьевны суть продолжение ее жизненных принципов, среди которых принципиальность и критика, не взирая на лица. Об этом я могу судить по годам нашей прежней совместной работы на кафедре общей социологии НИУ ВШЭ. Уместно заметить, что Т.Ю.Сидорина потомственный талантливый музыкант. И, как мне кажется, звучащая гармония находит свое отражение и в научном творчестве ученого. Вижу Татьяну Юрьевну достойным лауреатом "Золотой Вышки".

Проф. Н.Покровский