«Реклама – бодрая программа, однозначно. «Бодрая» значит, что людям, которые ее создают, не все равно»
В нашей постоянной рубрике мы поговорили с Василием Фроловым – в 2019 году он закончил РиСО, затем поступил на магистерскую программу Вышки «Электронный бизнес», а сейчас по программе двойного диплома учится в Ланкастере (Великобритания).
Начнем с традиционного вопроса. Пожалуйста, вспомни себя абитуриентом. Почему ты решил поступать на РиСО в Вышке?
На момент, когда я был абитуриентом, я хотел учиться на дипломата, и готовил ЕГЭшные предметы к этому. Но у меня был человек, которого можно назвать первым наставником – друг семьи. Он успешно работал в Москве, учился за границей, и он мне тогда посоветовал, что в государственные структуры я всегда попасть успею, гораздо больше я свой потенциал раскрою в бизнес-сфере. Но из-за того что среди моих ЕГЭ не было математики, я не мог поступить на какой-нибудь менеджмент или бизнес-информатику. Поэтому мы с ним прям сели и смотрели, что доступно с моим набором. И самой близкой к бизнесу была «Реклама и связи с общественностью».
Скажи, пожалуйста, ты сейчас работаешь, или у тебя учеба в Ланкастерском университе занимает столько времени, что нет?
У меня учеба занимает столько времени, что нет, но я работаю (смеется).
А где и кем ты работаешь?
Я работаю бизнес-аналитиком в образовательном стартапе Алгоритмика. Алгоритмика делает IT-платформу для обучения детей навыкам программирования, математике, техническим наукам. Я работаю полный рабочий день, на удаленке. Начал работать незадолго до того, как приехал сюда (прим. – в Ланкастер). Во-первых, я хотел здесь работать, во-вторых, я не могу себе позволить не работать, потому что я плачу за себя сам и это единственный способ, как я мог приехать учиться. То есть с заработанных денег я здесь живу, плачу и все остальное.
Расскажи, пожалуйста, немного про свою работу в России, а потом перейдем к разговору об учебе в Англии. Чем ты занимаешься на работе, какой у тебя пул обязанностей?
Еще до окончания вуза, на 4 курсе, я работал в Publicis Groupe – это крупное рекламное агентство, там я занимался собственно тем, чему учился на специальности цифрового маркетинга – программатиком и рекламой, делал рекламу для Samsung. Это начало пути, я там отработал год и ушел, мы не поладили с руководителями и самому мне не заходило то, что я делаю, у меня был другой запрос.
Сейчас то, что я делаю, очень похоже на то, чем я занимался в роли руководителя студенческого стартапа Manage Club. Просто на более высоком уровне и с большими бюджетами.
Алгоритмика делает три направления, первое – это сеть школ в Москве, второе – франшиза образовательных центров, третье – это B2G проекты, где мы даем школам, колледжам и университетам возможность внедрить в обучение платформу каких-то специальностей, которые туда подходят. Я работал на всех этих направлениях, и это очень круто. Это огромная свобода действий и креатива.
Образование не про то, что тебе дали лопату, которой ты будешь копать песок. Приходя на работу, которая связана с твоей специальностью, ты в любом случае будешь доучиваться тем навыкам, которые тебе понадобятся. Но будешь ли ты способен понимать, как здесь вообще устроена система, какие здесь есть причины и следствия – это зависит от твоего уровня образования.
Я делаю аналитику данных – продуктовых и бизнесовых – а также делаю исследования рынка, как в образовании строятся наши разные конкуренты и не только, делаю финансовое моделирование, считаю экономику наших проектов.
Когда я пришел в Алгоритмику, меня очень впечатлило, что она появилась в 2016 году – в том же году, что и мой клуб. Но с тех пор мой клуб распался, а Алгоритмика в 30 странах делает сотни миллионов выручки. И я пришел сюда учиться.
Давай поговорим о клубе переговоров Manage Club, которым ты занимался в университете. Расскажи, пожалуйста, что это, что ты делал в нем и как он положил начало тому, чем ты сейчас занимаешься.
В Вышке был когда-то клуб переговоров, еще в 2014-2015 году, этот клуб распался – выпустились его основатели, и все заглохло.
Потом так случилось, что мы (Аня и Настя, которые ходили в клуб, и сейчас преподают в Вышке, и я) создали весь клуб с нуля, мы пересобрали всю программу, весь подход, и поставили себе целью создать крутой продукт, чтобы его можно было продавать. Тогда мы были на третьем курсе, нам казалось это чем-то недостижимых. Я отвечал за стратегию, был руководителем, Аня отвечала за маркетинг, Настя отвечала за развитие бизнеса, партнеров, финансы. Часто мы делали все вперемешку, плюс мы втроем были главными преподавателями и менторами.
Думаю, в Вышке главное – это студенческие организации. Каким-то образом Вышка сделала так, что у нее их много, они крутые, и в них есть культура. Ты приходишь туда и понимаешь, что ты можешь в любую организацию пойти и любую можешь создать. Студенческое сообщество со студенческими организациями – эта то, ради чего уже можно поступать.
Василий Фролов
выпускник РиСО-2019
И за два года мы доросли до того, что у нас появился цельный продукт, мы смогли это продать, у нас был платный набор, мы заработали на нем немного денег – 100 тысяч рублей прибыли и 200-300 человек прошло у нас через обучение. Организация разрослась и начала выходить за рамки просто студенческой организации, но она распалась на третий год существования.
Клуб переговоров был организацией, куда ты мог прийти, записаться на курс или разовое занятие, чтобы решить свою проблему с коммуникацией. Выходя от нас, человек понимал, как устроена коммуникация со стороны переговоров, как убедительно говорить, как выстроить свою речь; он пробовал все это применять в реальности, и еще, наверное, у него появлялся азарт – он не боялся больше разговаривать с людьми, объяснять им что-то или ситуаций, когда на него начнут давить. Он уже понимал, как общаться.
Как я потом отрефлексировал распад организации – у нас не было стратегии, которую должен был создать я. А я не умел это делать. Поэтому, когда я это понял, я решил научиться. Сделал стратегию поступления, пошел в образовательный стартап смотреть на их стратегию, и учеба у меня тоже связана с бизнес-стратегиями. Я решил заполнить гэп, который был моей проблемой.
Расскажешь нам свою стратегию поступления в Ланкастерский университет?
Я учусь на программе двойного диплома – это означает, что у меня полноценная одногодичная магистратура, и поступил я сюда через Вышку. Сначала после выпуска из бакалавриата я выиграл внутреннюю вышкинскую олимпиаду по электронному бизнесу и по ней поступил на факультет бизнеса и менеджмента на программу «Электронный бизнес» в Вышке. Там я отучился первый курс и в течение первого курса подготовился к тому, чтобы поступить по программе двойного диплома в Ланкастер. Это партнерская программа Вышки и Ланкастерского университета, по которой они принимают таких выпускников магистратуры (и не только магистров), дают им большие скидку и стипендию.
Цена учебы без двойного диплома – 20 тысяч фунтов, это 2 миллиона рублей, но двойной диплом и стипендии дают сумму в 300 тысяч рублей – по стоимости как один год в Вышке. За общагу нужно еще примерно 500 тысяч рублей, ну и деньги на жизнь. Год назад посмотрел, какие возможности у меня есть, составил огромную mind map, прикинул все аспекты того, что нужно будет сделать, какие нужны расходы и как я буду зарабатывать. Где я собирался брать деньги – это была главная проблема. Большая часть – это зарплата, которую я откладываю и параллельно сейчас получаю. Также я получаю частную российскую стипендию Владимира Потанина, она дается магистрам и составляет 25 тысяч в месяц, еще получаю вышкинскую стипендию 100 000 рублей, и на 300 000 у меня есть кредит – так и сложилось. Еще нужно было сдать IELTS. Потом мне одобрили стипендию, одобрили поступление.
Чему учит программа, на которой ты сейчас учишься?
Программа называется «Электронный бизнес» – это комбинация предметов, связанных с предпринимательством и менеджментом, и предметов, связанных с IT и data-аналитикой.
Мы много говорили про стратегию. Какая стратегия у тебя в дальнейшем, как ты собираешься применять знания, полученные во время учебы в Ланкастере? И собираешься ли ты возвращаться в Россию?
Я собираюсь возвращаться в Россию. Ланкастер я уже использую, как я это сейчас понял. Чтобы учиться здесь, недостаточно того уровня усилий, который прикладывается даже в Вышке, несмотря на то что Вышка – это топовый университет. Здесь самое меньшее, что я тратил на один assessment, финальное эссе – это 12 часов подряд. Самое большое – несколько дней. И это чтобы получить оценку 6 из 10. С такой жесткостью требований здесь пришлось научиться тому, как распределять свое время, как не прокрастинировать, как вовремя начинать и распределять свое время и как вообще получать кайф от учебы. Здесь ты начинаешь проникаться тем, что изучаешь, и тебе становится просто интересно.
На самом деле, как человек, который получает третье образование (вышкинский бакалавриат, вышкинскую магистратуру и вот эту магистратуру) я понимаю, что образование не про то, что тебе дали лопату, которой ты будешь копать песок. Приходя на работу, которая связана с твоей специальностью, ты в любом случае будешь доучиваться тем навыкам, которы тебе понадобятся. Но будешь ли ты способен понимать, как здесь вообще устроена система, какие здесь есть причины и следствия – это зависит от твоего уровня образования.
Поэтому что-то профессиональное буду использовать, но гораздо больше здесь пользы в личном развитии. За полгода учебы здесь чувствуются изменения: это гораздо более ответственное отношение к учебе и к работе.
Сейчас, например, вот эта неделя – одна из самых жестких недель, которая когда-либо была у меня на учебе в принципе. По шесть часов занятий в день, плюс еще по восемь часов обычной работы. В остальное время ты можешь поспать и больше ничего.
А как ты вообще все успеваешь? Спишь по два часа?
Спать как раз нужно обязательно! Я привык вставать в 6:00, ложиться в 22:00, ну и плюс очень жесткий план, в какие часы что я делаю. Это возможно сделать, ты к этому привыкаешь. Первые месяцы было действительно очень тяжело, я мог мало спать. Но сейчас все по расписанию, это и есть навык. Когда у тебя весь день расписан по минутам, у тебя нет времени на то чтобы прокрастинировать и сидеть тянуть – просто берешь и делаешь, и получаешь кайф от того, что ты делаешь.
Что дала тебе учеба в Вышке?
В Ланкастере, в университете, который достаточно крутой, я понял, что Вышка не так сильно от него отличается. Нет такого, что я приехал и такой: «А, так вот как надо образование делать, оказывается». В Вышке есть гибкость, в Вышке есть крутые преподаватели и в Вышке есть очень качественное сообщество.
Думаю, в Вышке главное – это студенческие организации. Каким-то образом Вышка сделала так, что у нее их много, они крутые, и в них есть культура. Ты приходишь туда и понимаешь, что ты можешь в любую организацию пойти и любую можешь создать. Студенческое сообщество со студенческими организациями – эта то, ради чего уже можно можно поступать. Второе – это качество образования. Я знаю, как учатся в других университетах, и знаю, насколько Вышка лучше них. Несмотря на то, что есть претензии к качеству обучения в Вышке, оно намного выше, чем за пределами первой десятки российских университетов в рейтинге. Третье – это люди, как бы банально это не звучало, но в Вышку так хорошо отбирают людей, что ты сам от этого растешь. Я приехал в Вышку из очень простой школы – и ты приезжаешь, а здесь все какие-то олимпиадники, какие-то гении вообще. Все классные, а ты такой один лох (смеется). Это сообщество будет тянуть тебя вверх и оно дает такой заряд, что ты будешь хотеть все выше, и дальше, и больше, даже когда ты выпустишься – я это чувствую на себе.
А чем было полезно обучение на программе РиСО?
Во-первых, реклама – бодрая программа, однозначно. «Бодрая» значит, что людям, которые ее создают, не все равно. Это видно даже по тому, как появляются новые специализации, как они меняются. На программе есть ответ на то, как меняется рынок. РиСО пытается выжить и превзойти всех, очень быстро двигается.
Во-вторых, то, что я сказал про Вышку в целом распространяется и на РиСО тоже – и про организации, и про качество образования и отбора тех, кто там работает. Я абсолютный патриот Вышки и родной образовательной программы.
Твой совет сегодняшним студентам РиСО. Как прожить студенческие годы на максимум и извлечь из них максимальную пользу?
Наверное, надо иметь такой принцип: раз уж ты сюда попал, то нужно найти здесь что-то, от чего ты будешь кайфовать. Часто у студентов можно встретить такое нытье: какой-то факультет не тот, что-то здесь мне не нравится, какие-то преподы не те. Наверное, у меня был такой принцип: если ты сюда попал, то все, у тебя нет такого выбора – я сейчас поною и что-то изменится, нет. Ищи, где ты здесь будешь кайфовать, что тебе хочется делать. Могу сказать, что я «откайфовал» на 100 процентов свои студенческие годы. Хотя они еще идут, на самом деле.
Есть знаменитое выступление Стива Джобса перед выпускниками Гарварда, где он говорит – рисуйте точки. Ищите то, куда вы хотите попасть в ближайшее время, и что сделать, а не то, чем хотите заниматься до старости. Потом эти точки сложатся в линию, когда вы будете смотреть назад. Наверное, это мой принцип – рисовать точки, а не линии.
Какая у тебя ближайшая точка, куда тебе хочется двигаться?
Когда я пришел в Ланкастер, у меня не было дальнейшего плана, потому что это поступление само по себе было планом. И я гнал себя: надо поставить цели, надо какую-то придумать большую историю, что я буду делать дальше, и понял, что лучшим моим планом будет отсутствие плана. Потому что вокруг есть абсолютно незнакомая среда, вокруг есть новые знания. Поэтому сейчас мой план – кайфовать. И план сам придет, я пойму какая большая точка должна быть следующей.
Интервью провела Ольга Егорова, студентка 4 курса образовательной программы «Реклама и связи с общественностью»
Чтобы быть в курсе всех новостей Департамента интегрированных коммуникаций, подписывайтесь на нас в социальных сетях:
VK: https://vk.com/incommhse
Instagram: https://instagram.com/incommhse
FB: https://www.facebook.com/incommhse
Василий Фролов
выпускник РиСО-2019