• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
14
Май

«Самое время веселиться, развлекаться; самое время много работать – и все это прекрасно успевается»

Карина Амдиева, студентка 3 курса и наставник кураторов программы «Реклама и связи с общественностью», рассказала, как кураторы встречают первокурсников, какие мероприятия по адаптации новичков запланированы в новом учебном году, и с какими страхами она сама боролась, поступив в Вышку.

«Самое время веселиться, развлекаться; самое время много работать – и все это прекрасно успевается»

Расскажи, пожалуйста, какие основные задачи ставят перед собой кураторы этого года? В чем вы видите смысл своей работы?

Кураторы любого года в первую очередь ставят перед собой задачу адаптации студентов: чтобы, когда они пришли на первое полноценное занятие в университет, они понимали, что происходит – а если не понимают, у них есть тот, кто поможет им разобраться. Чтобы они не чувствовали себя потерянными, чтобы у них были друзья, с которыми можно вместе куда-то ходить, создавать проекты, делать домашки. 

Главный смысл нашей работы – это, во-первых, показать ребятам, что сами кураторы во всем разбираются и к нам всегда можно прийти с любой проблемой и мы постараемся ее решить, чтобы они чувствовали опору и поддержку, что они не одни. Во-вторых, помочь им найти друзей в стенах университета, найти компанию – потому что вместе всегда легче.

 

В Вышке уже много лет существует школа кураторов, где ребята готовятся стать менторами первокурсников. Как проходила подготовка в этом году?

В этом году Школа кураторов, конечно, отличается от предыдущей – она отличается от предыдущей каждый год. Во-первых, у ребят было три больших мероприятия, где кураторы разных образовательных программ вместе проходили образовательные блоки, делали упражнения.

В прошлом году такое занятие было одно – в рамках финального закрытия Школы. В этом году их было три: открытие, экватор и закрытие. Мы учим кураторов конфликтологии, как справляться со сложными ситуациями, где искать информацию о Вышке, как распределить свои роли, понимать, где действительно обязанности куратора, а где просто его желание помогать ребятам и делать чуть больше. Также мы учили их как работать с первокурсниками. 

Кураторами хотят быть многие, поэтому кандидаты проходят отбор. Как это происходит? По каким качествам вы понимаете, что студент будет хорошим куратором? 

Да, отбор в кураторы – это действительно сложная процедура. 

В среднем в год мы получаем 70-80 поданных заявок, но всего лишь 24-26 студентов становятся кураторами. 

Все начинается с анкеты, которая включает организационные вопросы, данные о будущих кураторах – какие у них предпочтения, увлечения. Также в первый раз спрашивается про мотивацию: почему человек идет в кураторы, зачем ему это надо, что он хочет из этого для себя извлечь. Дальше идет групповой этап: на нем проверяется, как ребята справляются с работой в группах, как они взаимодействуют с другими людьми, как они совместно решают задачи, как они умеют говорить, как они умеют слушать – потому что это все очень важно для будущего куратора.

После этого на нашей программе как дополнительный элемент отбора из-за большого конкурса идет мотивационное письмо. Наставник сам формирует вопросы для него, ориентируясь на то, что ему более важно в этом году проверить у ребят на основании прошлых этапов – какие вопросы не закрыл групповой этап и анкета. После этого проходят собеседования с ребятами, и на собеседовании проверяется в большей степени мотивация каждого быть куратором – потому что это занятие времязатратное, энергозатратное, масштабное, и у человека действительно должно быть сильное желание помогать первокурсникам, чтобы довести дело до конца. Поэтому на собеседованиях в первую очередь проверяется мотивация и просто полнее раскрываются личные качества каждого человека. Бывает, что после группового этапа, мотивационного письма появляются вопросы, которые ты хотел бы задать человеку, и у тебя появляется шанс задать их лично. Также сильнее раскрывается характер, потому что собеседование – это очень волнительно, на нем тяжело врать и подать себя в лучшем свете, поэтому студенты показывают себя такими, какими они являются. После собеседования уже выбираются кураторы. 

На самом деле, «идеальной формулы» куратора нет, потому что самые разные ребята с разными характерами будут хорошими кураторами – просто разными кураторами. Поэтому самый главный критерий – это «горящие» глаза и большое желание помогать будущим первокурсникам. 

Уже летом все ребята, которые заключили договор на обучение или нашли себя в списках на бюджет, приглашаются в чат своего курса, где их ждут кураторы; также вы создали группу первокурсников. Расскажи, пожалуйста, какие вопросы больше всего волнуют будущих студентов? Какое у них настроение?

Первокурсники, конечно, очень воодушевлены – в чем, я считаю, есть и заслуга наших кураторов, поскольку ребята их встречают, дают первый импульс для знакомства, рассказывают о Вышке. И я вижу, что первокурсники уже хотят идти учиться, активно общаются в чате, устраивают неформальные встречи, играют в онлайн-игры – то есть настроение в чатах действительно замечательное. Ребята активно интересуются учебными процессами – как все происходит в Вышке, потому что у нас, конечно, очень много специфики – и в университете, и на программе. Им интересно все! От того, чем отличаются лекции и семинары от уроков и где вести конспекты, до того, что такое ЛМС, как разобраться в системе кредитов, как посчитать формулу оценки. Наверное, самые волнующие ребят вопросы – про рейтинг, потому что у нас на программе большинство ребят поступили на платные места и рассчитывают на скидку. Они также спрашивают про предметы: насколько они сложные или легкие, насколько их интересно учить, сложно ли сдавать. 

Первокурсники – это люди, которые просто знакомятся с чем-то новым. Они уже не маленькие, но такие «почемучки», которые задают очень много вопросов, потому что им искренне интересно, как работает эта новая система, о которой они ничего не знают; они очень переживают. Ребята также спрашивают, когда будут первые мероприятия, на которых надо быть, какие документы приносить – на все эти вопросы им отвечают кураторы.

Какие мероприятия и форматы взаимодействия с первокурсниками кураторы запланировали на ближайший учебный год? Иными словами, что вы будете делать вместе с новыми студентами?

Из масштабных мероприятий у нас будет неформальная встреча с первокурсниками, которую кураторы организуют в конце августа. Это будет большая встреча с развлекательной программой для ребят, где они смогут познакомиться и развлечься. 

Дальше от Школы коммуникаций будет Welcome Fest – это официальное мероприятие от университета, где ребята смогут ближе познакомиться со своей группой, с потоком, с кураторами, а также с учебным офисом и преподавателями нашей образовательной программы.

После этого идет адаптационная программа, где кураторы посвящают первокурсников в жизнь в Вышке, а уже потом на свое усмотрение каждый куратор встречается отдельно со своей группой. По опыту, кураторы очень часто потом встречаются со своими ребятами, ходят куда-то в кафе, на разные мероприятия. Наши кураторы уже ходили с первокурсниками на концерты, устраивали встречу на ВДНХ – и в принципе всегда находятся с ребятами в контакте.

Из онлайн-форматов у нас остается группа ВКонтакте и канал в Telegram – раньше мы вели ее только до момента окончания приема в Вышку, а сейчас планируем вести круглый год, чтобы всем первокурсникам помогать адаптироваться и массово рассылать какие-то полезные новости. 

Когда ты сама только поступила в Вышку, что волновало тебя больше всего? Оправдались ли эти переживания?

Не знаю, насколько распространенные у меня были страхи, но они были очень преувеличены. В первую очередь, я боялась вообще не завести друзей – мне казалось, что в основном будут ребята из Москвы, у которых уже есть своя компания, им неинтересно с кем-то еще дружить; что придут ребята очень успешные, очень умные и они просто не захотят со мной дружить, потому что я не такая успешная и умная. На самом деле, это было вообще не так, потому что в Вышке – по крайней мере в Школе коммуникаций – настолько сформирована культура открытости и помощи, что я просто с первых минут в университете поняла, что у меня все будет хорошо; я нашла друзей. И я, естественно, не была самой глупой, потому что, когда ты работаешь, ты априори прекрасно все везде успеваешь и обладаешь обширными знаниями. Все, что здесь надо, – работать, никаких волшебных талантов никто ни от кого не ждет. 

Потом у меня был страх не удержать скидку: я поступила на скидку 70% и боялась с нее слететь. Из-за того, что я как раз не очень поняла систему Вышки, в первый год я перешла на скидку 25%. Я не очень разбиралась, как складываются оценки, где-то могла позволить себе не доготовиться, считала, что 6 и 7 – это вполне себе высокая оценка. Ко второму курсу я все поняла и вернула себе скидку в 70%. Поэтому теперь я знаю, что если в Вышке ты работаешь, то ты можешь вообще все.

Хотя вступительная кампания в бакалавриат уже закончилась и ребята могут выдохнуть, переживания у них все же остаются. Что бы ты могла им сказать сейчас, чтобы успокоить и направить их эмоции в продуктивное русло?

Я говорю это первокурсникам и скажу это сейчас – мне нравится эта фраза: уже можно! Когда первокурсники приходят в университет, они не участвуют в конкурсах, каких-то волонтерствах, проектах, потому что им кажется, что еще рано, и что у них еще недостаточно знаний, чтобы на это решиться. Они боятся заводить друзей, потому что им кажется, что еще не время, что все еще только пришли, что никому нет до этого дела. 

Самое время! Самое время веселиться, развлекаться; самое время много работать – и все это прекрасно успевается! Студенчество очень короткое, от него нужно взять как можно больше. 

Когда ты с самого порога активно ищешь друзей, активно ищешь проекты, участвуешь в конкурсах, и просто не упускаешь ни одной возможности, твое студенчество проходит настолько ярко и замечательно, что это действительно становятся теми «самыми счастливыми годами», о которых нам рассказывают родители.