• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Педагогическая психология и методика преподавания иностранных языков

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
9
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа предназначена для студентов образовательной программы "Иностранные языки и межкультурная коммуникация", по специальности "Теория и методика преподавания иностранных языков". Особенностью данной дисциплины является дальнейшее развитие профессиональных знаний и умений в области преподавания иностранных языков и подготовка студентов к педагогической практике – к самостоятельной работе учителя иностранного языка. В данном курсе рассматриваются как методические, так и психологические аспекты преподавания иностранных языков.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов представлений о предмете педагогической психологии, ее основных направлениях, взаимосвязях и отношениях между обучением и развитием, возможностях практического приложения данных педагогической психологии;
  • формирование у студентов умений применять эти знания к анализу типовых психолого-педагогических ситуаций и взаимодействий;
  • формирование у студентов опыта применения знаний и умений, составляющих содержание дисциплины, к анализу учебно-воспитательных ситуации и взаимодействий;
  • формирование у студентов представлений о познавательных процессах, эмоциональной и мотивационной сферах личности;
  • формирование у студентов представлений об индивидуальных различиях в психической деятельности и закономерностях ее развития;
  • формирование у студентов способности к психологическому анализу событий и ситуаций обыденной жизни;
  • формирование у студентов знания основных особенностей развития человека на разных этапах онтогенеза, методы и способы работы с людьми разного возраста для решения практических задач, связанных с возрастным развитием;
  • формирование у студентов способности анализировать ситуаций, возникающих при включении человека в социальную группу.
  • формирование у студентов представлений о существующих нормативных документах, определяющих специфику развития системы образования на современном этапе в целом, и о системе непрерывного языкового образования как его неотъемлемой части;
  • формирование у студентов знаний о современных требованиях к формированию речевых умений (рецептивных и продуктивных), языковых навыков и социокультурной компетенции с учетом уровней владения иностранным языком по CEFR;
  • формирование у студентов умений применять теоретическую информацию для анализа существующих пособий по иностранному языку, а также для разработки фрагментов урока по обучению отдельным аспектам языка и видам речевой деятельности;
  • формирование у студентов опыта применения знаний для планирования уроков, анализа и самоанализа проведенных уроков;
  • формирование у студентов представлений о принятых в системе языкового образования способах контроля языковой, речевой и социокультурной компетенции обучающихся;
  • формирование у студентов способности выбирать оптимальные формы учебного взаимодействия с учетом специфики целевой аудитории и учебной ситуации при планировании фрагментов урока;
  • формирование у студентов умений анализировать методическую и научно-методическую литературу, нормативные документы для современной системы непрерывного языкового образования, УМК по иностранным языкам.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать особенности познавательных процессов, эмоциональной и мотивационной сфер участников образовательного процесса;
  • знать закономерности протекания регулятивных процессов, умеет применять их в психолого-педагогическом контексте
  • иметь первичные навыки работы с людьми разного возраста для решения практических задач, связанных с возрастным развитием;
  • знать основные отечественные и зарубежные психолого-педагогические подходы к проблемам обучения, воспитания, развития
  • знать опорную схему анализа конфликта, иметь навыки определения причин конфликтов и уметь разрешать конфликтные ситуации
  • уметь использовать социально-психологические знания для анализа реальных социальных ситуаций
  • знать методологию и методы, используемые в педагогической психологии
  • знать индивидуальные различия в психической деятельности и закономерности ее развития у участников образовательного процесса
  • владеть поведенческими навыками взаимодействия в социальных группах
  • знать особенности развития педагогического мастерства преподавателя
  • владеть базовой терминологий методики преподавания иностранных языков
  • уметь спланировать и провести фрагмент урока • анализирует фрагмент урока, посвящённый обучению лексике/фонетике • владеет базовой терминологией методики преподавания иностранных языков
  • владеть базовой терминологией методики преподавания иностранных языков; навыками планирования и проведения фрагмента урока
  • владеть базовой терминологией методики преподавания иностранных языков
  • умеет спланировать и провести фрагмент урока и проанализировать фрагмент урока, посвящённый обучению
  • владеть навыками анализа упражнения на соответствие программам
  • уметь проанализировать видео-урок по плану
  • уметь спланировать, провести и проанализировать урок с использованием альтернативных методов преподавания
  • уметь выбрать или составить задания для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
  • владеть методами подготовки к Олимпиаде по английскому языку
  • уметь разработать план реализации проектной деятельности
  • знать особенности преподавания иностранного языка дошкольникам и младшим школьникам
  • уметь проанализировать УМК и определить плюсы и минусы
  • уметь подбирать дополнительные ресурсы для обучения ИЯ
  • уметь проводит рефлексию педагогической деятельности
  • уметь спланировать и провести фрагмент урока
  • уметь анализировать фрагмент урока, посвящённый обучению говорению
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Психология познавательных процессов.
    Психология познавательных процессов. Специфические и неспецифические познавательные процессы.
  • Психология регулятивных процессов.
    Регулятивные процессы. Взаимосвязь данных процессов, их особенности
  • Индивидуальные различия: темперамент, характер, способности.
    Индивидуальные различия: темперамент, характер, способности. Особенности и способы определения.
  • Формирование навыков: научение.
    Формирование навыков: научение. Способы научения. Формы научения.
  • Человек в малой социальной группе.
    Человек в малой социальной группе
  • Психологические основы различных типов обучения.
    Различные типы обучения. Психологические основы различных типов обучения.
  • Возрастное развитие человека.
    Возрастное развитие человека. Критерии периодизации. Проблемы периодизации.
  • Дидактика
    Дидактика, принципы, содержание и методы обучения. Формирование, проверка и оценка знаний
  • Учебная деятельность
    Учебная деятельность: предмет, структура, специфические особенности
  • Анализ профессиональной деятельности преподавателя.
    Анализ профессиональной деятельности преподавателя. Развитие педагогического мастерства преподавателя
  • Цели и содержание обучения иностранным языкам. Базовые категории методики.
    Цели и содержание обучения иностранным языкам. Базовые категории методики. Методические принципы. Содержание обучения иностранным языкам. Средства обучения. Методы и приемы. ИКК
  • Обучение аспектам языка. Обучение лексике и фонетике.
    Обучение аспектам языка. Обучение лексике и фонетике. Способы сематизации лексики. Подходы в обучении фонетике. Контроль сформированности лексических и фонетических навыков.
  • Обучение грамматике.
    Обучение грамматике. Что значит знать грамматику. Подходы и методы в обучении грамматике.
  • Обучение говорению.
    Обучение говорению. Этапы построения урока по говорению. Создание необходимых опор.
  • Обучение письму.
    Обучение письму. этапы обучения письму. Проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся при обучении говорению
  • Нормативные документы
    Нормативные документы (ФГОС, примерных программ, авторских программ УМК и т. д.).
  • Планирование урока. Анализ урока.
    Планирование урока. Этапы урока. Анализ урока.
  • Активные методы преподавания иностранных языков.
    Активные методы преподавания иностранных языков. Дискуссии дебаты.
  • Языковой контроль в школе.
    Языковой контроль в школе. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.
  • Альтернативные формы контроля.
    Альтернативные формы контроля. Олимпиады. Анализ олимпиадных заданий.
  • Метод проектов и проектная деятельность.
    Метод проектов и проектная деятельность. Виды проектов. Критерии оценивания.
  • Методика обучения иностранным языкам дошкольников и младших школьников.
    Методика обучения иностранным языкам дошкольников и младших школьников. Специфика обучения дошкольников и младших школьников. Подходы, методы и технологии применяемые на данном этапе.
  • Выбор и оценка УМК.
    Выбор и оценка УМК. Критерии оценки УМК. Дополнение УМК.
  • Выбор и использование дополнительных ресурсов.
    Выбор и использование дополнительных ресурсов. Оценка дополнительных ресурсов. Способы их применения на занятиях.
  • Итоги педагогической практики.
    Итоги педагогической практики. Обсуждение ситуаций, произошедших на практике. Рефлексия. Попытка создания траектории дальнейшего развития.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа осуществляется в ходе семинарских занятий, предполагает обсуждение прочитанной литературы и выполнение заданий. Преподаватель оценивает активность студента, соответствие его комментариев прочитанной литературе, качество выполнения заданий.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашняя работа подразумевает подготовку планов уроков, анализа уроков, анализ УМК, подготовку сообщений и тд.
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе ЛМС. Контроль за процедурой экзамена осуществляется с помощью платформы Zoom https://zoom.us/. К экзамену необходимо подключиться за 10 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие камеры, микрофона. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при выполнении письменного задания включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее двух минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение две минуты и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий. При наличии совокупной положительной оценки по всем элементам контроля, в ведомость выставляется «масштабированная» оценка, которая вычисляется по формуле. Oэкзамен = (0,2Контрольные работы+0,2Домашние задания+0,2Аудиторная работа) * 10/6. Если студент неудовлетворен получившейся совокупной оценкой, он/она имеет право сдавать экзамен согласно расписанию.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашнее задание + 0.2 * Контрольная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Беляева Л. А.-ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА. Учебное пособие для СПО-М.:Издательство Юрайт,2019-157-Профессиональное образование-978-5-534-11037-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/interaktivnye-sredstva-obucheniya-inostrannomu-yazyku-interaktivnaya-doska-444070
  • Комаров А. С.-МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ. ИГРЫ И ПЬЕСЫ 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов-М.:Издательство Юрайт,2019-156-Образовательный процесс-978-5-534-06427-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/metodika-obucheniya-angliyskomu-yazyku-igry-i-pesy-438829
  • Отв. ред. Трубицина О. И.-МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. Учебное пособие для СПО-М.:Издательство Юрайт,2019-384-Профессиональное образование-978-5-534-11656-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/metodika-obucheniya-inostrannomu-yazyku-445845
  • Педагогическая психология : учебник для вузов, Зимняя И. А., 2005
  • Педагогическая психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 368 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-905554-13-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/457174

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Социальная психология, Майерс Д., Замчук З., 2010