• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
02
Ноябрь

Руководитель программы «Медиакоммуникации» рассказал об особенностях поступления в 2019 году

Процедура поступления на образовательную программу «Медиакоммуникации» в 2019 году будет отличаться от предыдущих лет. В качестве письменной части дополнительного вступительного испытания абитуриентам предстоит пройти тест. Академический руководитель Медиакома Александр Куприянов рассказал, почему отказались от эссе, чего ожидать в тестировании, а также как и за какое время можно подготовиться к поступлению.

Академический руководитель программы "Медиакоммуникации" Александр Куприянов

Академический руководитель программы "Медиакоммуникации" Александр Куприянов
Из личного архива Александра Куприянова


Общие вопросы

На странице программы была недавно опубликована демоверсия вступительного теста, который будет предложен абитуриентам летом во время дополнительного испытания. Как правильно использовать демотест для подготовки?

Во-первых, демотест надо попробовать решить и сверить ответы с данными в открытых источниках. Но пробная версия – это документ, похожий на тест, но это не сам тест. И пробная версия не означает, что вопросы будут именно такими и именно в такой конфигурации. Если вам легко дался демотест, это не значит, что не нужно готовиться по книгам.

Сам тест состоит из 3 разделов: вопросы на общекультурный уровень, вопросы на знание медиа и анализ проекта. Отвечая на вопросы пробной версии теста, обязательно посмотрите, что происходит вокруг этих тем. Если мы задаем вопрос про таймлайн появления медийных технологий, то обязательно посмотрите какая фирма, какой изобретатель, журналист, медиадеятель сделали тот или иной продукт первым. Работа над пробной версией будет плодотворной, если вы заглянете чуть-чуть глубже.

Также тщательно нужно изучить инструкцию и методические указания.  

Как можно подготовиться к вступительным и сколько это займет по времени? 

Прежде чем начать готовиться, нужно задать вопрос себе: "мое ли это?" Медиа только кажутся понятной и легкой темой для изучения. Молодые люди часто думают: «Что может пойти не так, ведь я круглые сутки живу с медиа и все про это знаю?» Пользоваться медиа и знать медиа – очень разные вещи. Но если вы видите мир медиа не просто как яркое пятно, вы понимаете, что оно состоит из элементов, которые друг с другом взаимодействуют, тогда добро пожаловать на борт.

Готовиться нужно. Помимо того, что абитуриенту следует серьезно интересоваться медиа-событиями, явлениями, проектами, нужно, конечно, много читать об этом. Рад рекомендовать книгу наших коллег, профессоров Анны Качкаевой и Светланы Шомовой "Мультимедийная журналистика". Она является отличным способом погрузиться в тему медиа, так что начать можно с этой книги. 

Также нужно обратить внимание на список литературы, который прилагается к демотесту. Помимо этого, стоит прочитать документы. С 1 октября висит регламент вступительных испытаний. И в этом регламенте представлен формат теста и даны 10 проектов, которые могут попасться на вступительных испытаниях. Эти проекты нужно изучить. Т.е. нужно понять: для чего они сделаны, с какой целью, для какой аудитории, интересно вам или нет, что можно улучшить. Все это нужно разобрать и сделать для себя вывод по каждому из проектов.

По опыту можно сказать, что надо готовиться минимум за три месяца. Сейчас самое время для начала. Понятно, что наиболее интенсивная подготовка придется на период после ЕГЭ.

Мы будем делать мастер-классы по прохождению вступительных испытаний. На эти мастер-классы нужно ходить, потому что надо понимать алгоритм и процедуры этого экзамена. И что еще очень ценно, мы там говорим не только о письменном испытании, но и об устном.

А к чему готовиться в устной части вступительного испытания?

Как правило, работают 15-17 комиссий, в каждой комиссии по два представителя индустрии, по одному представителю факультета. Также в комиссии есть секретарь, который ведет протокол, записывает вопросы и то, как абитуриент на них отвечает. Все записывается на диктофон. Это на тот случай, если возникли апелляции, и нужно разобраться, как отвечал абитуриент, разобраться в спорном вопросе. В регламенте прописано три параметра, которые комиссия отмечает: общекультурный уровень, понимание медиаиндустрии и умение правильно аргументировать свою позицию.

Очень часто для начала разговора комиссия задает вопрос: "Почему вы идете в такую странную сферу деятельности, как медиакоммуникации?" Следует заранее поинтересоваться, кстати, что такое медиакоммуникации.

Сегодня сторителлинг как навык очень востребован, он нужен практически везде, внимание современного человека очень рассеяно, в связи с информационной перегрузкой, и для того, чтобы не раствориться в информационном шуме, медиа, брендам, территориям нужны яркие месседжи. На самом деле, по-простому, медикоммуникации – это создание контента для коммуникаций при помощи различных устройств. Если абитуриент так скажет, то уже будет понятно, что какое-то представление он об этом имеет. Помимо этого нужно иметь представление о цифровой среде, что это, когда возник интернет и так далее. Также хорошо будет упомянуть вызовы, которые несет цифровой мир. То есть, если человек затронет проблему fake news во время ответа, значит он на правильном пути.

На устной части экзамена нужно быть готовым порассуждать, что такое соцсети, что такое новые медиа, иметь представления об этих явлениях и действительно следить за разнообразными цифровыми проектами, которых очень много. Начиная от проектов в гуманитарной, образовательной сфере и заканчивая сервисами.

У нас есть студентка, она сейчас на втором курсе, но еще будучи абитуриентом, она следила за голосовыми сервисами. Странное, казалось бы, увлечение, но ее это интересовало: как они работают, в каких сферах применяются и так далее. Она во время учебы реализует этот интерес и сейчас пишет работу о таких сервисах.

Если у вас есть понимание цифровой среды, что она несет, вы можете сформулировать, какие проекты вам нравятся и чем бы вы сами хотели заниматься, то собеседование пройдет вполне успешно. Кстати, часто спрашивают о проекте мечты, что бы вы сами хотели сделать.

Чем отличается консультация перед вступительными от мастер-класса на ДОДе?

Консультация перед вступительными – это тщательный разбор возможных ошибок. Мы совершенно не хотим, чтобы абитуриенты совершали глупые промахи, которые не отражают реальных знаний, но приводят к понижению оценок.  Поэтому идет тщательный разбор ошибок с испытаний прошлых лет. На ДОДе, к сожалению, нет возможности разобрать это подробно.

Если какие-то вопросы остались, то где можно найти ответ?

На странице Медиакома работает скрипт Jivosite, который позволяет посетителям ресурса задать любой вопрос. Отвечают на вопросы живые люди. Во всяком случае, пока их не сменили боты. Люди с вами вступят в коммуникацию, и если не смогут ответить сразу, то возьмут тайм-аут и обязательно ответят позже. Но очень важно правильно регистрироваться, указывать верную информацию, свой контакт.

Точно ли хватит времени для написания теста?

Хватит!

Где можно взять пример анализа медиапроекта?

Утвержденные правила вступительного испытания подразумевают своеобразный, но очень четкий алгоритм описания проекта.

Также в разделе для поступающих на странице Творческие испытания и на станице программы «Медикоммуникации» размещен примерный перечень вопросов, на которые надо знать ответы, описывая проект.

А кто будет проверять работы?

Традиционно все работы в рамках ДВИ проверяют сотрудники ВШЭ с привлечением профессионалов из медиаотрасли. Мы постоянно работаем над качеством проверки, чтобы она была как можно более объективной. И то, что мы перешли от формы эссе к форме теста в письменной части – это как раз путь к повышению объективности. Я уверен, что в этом году мы соберем ту же команду проверяющих, что и во все предыдущие годы. Это представители, например, Яндекса, РБК, Mail.Ru Group, мультимедийной редакции Первого канала, ТАСС, представители различных продюсерских центров.

Собеседование

Как можно показать комиссии на собеседовании свои работы, опубликованные в сети?

Лучше принести работу на каком-то мобильном устройстве. Заранее его открыть и показать. Ноутбук или планшет вполне подойдет. Это может быть и смартфон в зависимости от формата проекта.

Если вы, например, приносите видео, то лучше взять планшет или ноутбук, чтобы экран был побольше. Все, что вы хотите показать, необходимо скачать, чтобы не зависеть от интернета.

Но если вы ведете блог или хотите показать канал в YouTube с кучей подписчиков, то тогда все нужно открыть заранее, до входа в аудиторию, проверить, что у вас все работает, возможно, раздать интернет со своего телефона, чтобы был устойчивый прием.

Комиссии предупреждены и согласны просматривать работы. Но если вы сняли какое-то документальное кино, то очевидно вы не сможете показать полностью 30-40 минут. Нужно сделать из него трейлер на 60-90 секунд, больше смотреть не будут. Потому что беседа ограничена всего 15 минутами, и еще нужно время для вопросов. 

Могут быть другие виды проектов, например, подкасты. Подкасты можно дать послушать и на телефоне, все зависит от громкости динамиков, но обычно все слышно.

Если вы приносите фото, роскошную серию портретов или чего-то еще, то вы можете для себя решить: либо вы приносите это все в виде фоторамки и запускаете с девайса, но можно распечатать и расположить в каком-то срежиссированном виде.

В портфолио, кроме творческих проектов, можно включить и иные достижения: свидетельства о победах в профильных конкурсах, дополнительном образовании, публикации в школьных изданиях. Если вы были редактором школьной газеты или творческого коллектива, то приносите письмо от директора или завуча. Любой акт творчества приветствуется.

Когда будете показывать свое портфолио, лучше объяснить, как вы его собрали, что у вас там есть, как вы над этим работали.

Помимо демонстрации портфолио, вам придется ответить на ряд вопросов комиссии. Например, в разделе общекультурный уровень могут попасться вопросы как «Какое вы любите кино?», «Что вы последнее посмотрели?», «Что вы читаете?», так и «Столица Черногории?».

И надо понимать, что после вопроса «Какой фильм вам нравится?», будут заданы вопросы вокруг этого фильма.

Комиссия всегда хочет нащупать тему, в которой абитуриент разбирается, чтобы дать ему возможность показать логику и умение общаться. Комиссия не валит, а помогает студенту раскрыться.

Как лучше вести себя с комиссией?

Нужно быть активным, не бояться, смоделировать для себя собеседование. Моделирование — это значит ответить на стартовый вопрос типа «Почему вы идете в эту профессию?» так, чтобы дальше комиссия шла по вашему контексту. 

Если вы говорите, что любите кино, то как минимум вы можете назвать не один фильм, а несколько ваших любимых картин. «Любите кино? Какое именно? Художественное? Прекрасно. А какое именно?» Или же если вы говорите, что любите театр, а выясняется, что вы в последний раз были на «Буратино» в пятом классе, то это очевидно не любовь к театру, а что-то другое. Вот вы говорите про театр, что вы любите, где вы в последний раз были, и тут вопрос «А какой известный режиссер просидел два года под домашним арестом?» и надо знать, что ответь.

Если говорить про грамоты, то за какой период можно их взять?

Те грамоты, которые впечатлят комиссию, могут начаться в классе 9-10. Абитуриенты на собеседовании выкладывают грамоту пачками: вот я музыкальную школу закончил, вот я художественную школу закончил. Это все замечательно, но прежде всего смотрят на то, что имеет отношение к сторителлингу, медиапроектам и смежным областям.

Не стоит нести грамоты за волонтерскую, политическую или спортивную деятельность. Но если абитуриент принимал участие в крупнейших федеральных школах, например, «Сириус», или участвовал в хакатонах, то это может быть интересно.

Также до трех баллов в портфолио приносит участие в вышкинской интернет-школе для поступающих.

Пост-вступительные

Как проводится апелляция?

После письменного испытания назначается показ работ, после устного – объявление результатов. Как правило, это и есть период, когда можно подать апелляцию. В какие сроки подается апелляция, по каким причинам, какова процедура – это все написано в положении об апелляции.

Во время показа есть возможность ознакомиться с оценками, с рецензией экспертной комиссии. И дальше вы для себя принимаете решение: принимаете вы оценку комиссии или хотите писать апелляцию. Но на апелляции такой вариант как «мне не нравится оценка, поставьте мне другую» не работает, такая апелляция будет отклонена сразу. Апелляцию пишут по критериям, и вы должны написать, с чем именно вы не согласны, с каким параметром оценивания. Дальше апелляционная комиссия рассматривает справедливость ваших претензий и выносит решение.

То же самое происходит и с устным испытанием, но здесь все несколько сложнее. Иногда возникают спорные вопросы вокруг протоколов, но именно для этого мы ведем аудиозапись. Если возникают вопросы, запускается аудиозапись, которую слушает комиссия. У каждого абитуриента безусловно есть право апеллировать.