• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Открытие женского: как это происходит?

На втором семинаре из цикла, посвященном работе женского, Жаклин Шаффер, одна из ярчайших звезд французского психоанализа, рассказала о том, как происходит открытие женского, что мать может передать дочери и с какими конфликтами сталкивается психика в период пубертата.

Открытие женского: как это происходит?

Эта онлайн-встреча стала второй из цикла семинаров по работе женского, который провела Жаклин Шаффер на магистерской программе "Психоанализ и психоаналитическая психотерапия" в этом учебном году.

В октябре мадам Шаффер рассказала о причинах отказа от женского у обоих полов, об открытии разницы полов в психическом каждого из нас и о процессе выстраивания половой идентичности, прояснила разницу между женственностью (тем, что касается внешнего, телесного, соблазняющего) и женским (тем, что находится внутри). Подробнее о первом семинаре можно прочитать в нашей статье.

В ходе второго семинара, посвященному теме "Конструирования женского", Ж. Шаффер представила свое видение того, откуда женское появляется у девочки и что в этом плане может дать мать своей дочери. Говоря о том, что признание пола начинается в момент рождения, главный эксперт по работе женского отмечает, что ребенок является носителем проекций родительского нарциссизма. Именно на фундаменте родительского нарциссизма формируется всемогущество Его Величества Ребенка, а затем и его Идеал-Я.

Так что же мать может передать своей дочери?

"В отношениях нежности и взаимного соучастия, мать может передать дочери искусство женственности, - говорит мадам Шаффер. – Телесную и внешнюю женственность. Если мать предлагает себя дочери как объект для идентификации, она может передать дочери свое очарование, соблазняющее мужчин. И если родительская пара выглядит как любящая пара, мать может передать дочери способность влюбляться и любить"

Это возможно лишь тогда, когда в отношениях матери и дочери сохраняется разница полов и поколений, когда нет имитации и попыток вместо материнско-дочерних отношений выстроить отношения двух сестер или отношения, в которых матери "притворяются" дочерями, а дочери – матерями.

Для девочки мать также является "посланницей ожидания". Это подтверждают традиции и культура многих народов. Мать, инвестируя ожидание, говорит дочери: "Подожди, придет время, и ты встретишь прекрасного принца". В этом послании мать как будто намекает на будущее открытие женского эротического дочери. И признает, что открыть женское эротическое может только любовник.

"Вспомним образ Спящей красавицы, идущий из веков, - рассказывает мадам Шаффер. - Чтобы она могла заснуть под защитой вытеснения, нужно уметь инвестировать ожидание. И мать, инвестируя это ожидание, вводит дочь в подчинение отцовского закона, в рамки символической эдипальной логики".

В ходе семинара открыто обсуждалось разное отношение матери к дочери. По мнению Ж. Шаффер, девочка, которая принадлежит к тому же полу, что и мать, и мать матери, может вызывать у матери соперничество или тревогу, связанную с женской кастрацией или еще бóльшие архаические тревоги, организованные вокруг женского наслаждения и инцеста. Кроме того, некоторые матери могут передать дочерям ненависть к мужчинам, обесценивание и отвращение.

Важным этапом формирования человеческой сексуальности, после открытия разницы полов, является пубертат. Что происходит в психическом девочки в этот период?

Используя яркие образы и метафоры, Жаклин Шаффер объясняет, чем так сложен подростковый возраст. Именно в это время телесное вторгается в психосексуальность: у девочки появляется менструация, растет грудь, она сталкивается с женским-материнским в себе. Это реактивирует тревоги потери границ между своим телом и телом матери. А возможность сексуальных отношений в реальности, а не в фантазии пробуждает фантазматическую угрозу инцеста.

Подросток сталкивается с необходимостью установить дистанцию со своими родителями, его поведение меняется. Все его тревоги требуют переработки. И это время, когда появляется возможность реорганизовать в последействии все те процессы, которые не были успешно пройдены как на эдипальной, так и на более ранних стадиях психосексуального развития.

Удивительно информативный, глубокий, проясняющий семинар мадам Шаффер, в котором, казалось, сконцентрировано столько важной информации! Про регистр фаллического и кастрированного, его переход в категорию "мужское-женское", про кастрационную тревогу мальчиков и кастрационный комплекс у девочек, про женское материнское и женское эротическое, про женский эротический мазохизм и женские тревоги…

Безусловно, нужно время, чтобы переработать и усвоить этот обширный материал.

Благодарим за возможность понимать то, о чем говорит Мадам Шаффер, за чудесный перевод семинара, Ольгу Валентиновну Чекункову – старшего преподавателя и старшего супервизора нашей магистерской программы, клинического психолога, магистра психологии, психоаналитического психотерапевта, кандидата Парижского психоаналитического общества (SPP) и Международной психоаналитической ассоциации (IPA).

Чуть позже будем рады поделиться основными момента с третьего и четвертого семинаров Жаклин Шаффер, на котором продолжится обсуждение темы мужского-женского, фаллического-кастрированного, формирования идентичности. 

Жаклин Шаффер - главный специалист в мире по психоанализу женского, одна из ярчайших звёзд французского психоанализа, действительный член Международной психоаналитической ассоциации, титулярный член Парижского психоаналитического общества, тренинг-аналитик Парижского института психоанализа, обучающий аналитик по психоанализу детей и подростков в детском центре им. П. Маля и в психиатрическом клиническом центре св. Анны в Париже. Лауреат психоаналитической премии им. Мориса Буве (1987).

*** *** ***
Репортаж подготовила Мария Яцкова, слушательница второго курса МП "Психоанализ и психоаналитическая психотерапия"

***
Следующая статья в рубрике Рецензии на семинары —  Психоанализ — это путешествие навстречу неизвестному