Поступающим

Психоаналитическая империя Фрейда
«Это какая-то научная сказка!» — воскликнули члены Венского психиатрического, заслушав весной 1896 года доклад доктора Фрейда. Сексуальную этиологию истерии он пытался объяснить коллегам с помощью рассказов об археологических раскопках, жемчужном ожерелье, генеалогических древах, несчастном случае на железной дороге и истоке Нила. «Они были возмущены тем, что человек, доверяющий россказням дам, страдающих заболеваниями матки, претендовал на то, чтобы его изыскания признали научными», — пишет французский психоаналитик Лидия Флем в своей книге «Повседневная жизнь Фрейда и его пациентов».Работа мадам Флем — попытка рассказать, каким создатель психоанализа был в жизни, как складывались его отношения с родными и коллегами, как он проводил свободное время. Психоаналитик подчеркивает: ее книга — не биография Фрейда и не теоретическое эссе об истоках его учения. «Скорее, это приглашение моим читателям совершить прогулку. Прогулку вместе с человеком по имени Фрейд». В нашей новой статье приводим некоторые фрагменты этой книги.

Как говорит бессознательное
Этой весной на нашей программе состоялся первый семинар французского психоаналитика и лингвиста Лорана Данона-Буало. Он был посвящен теме «Язык в психоанализе». Семинар был глубоким и погружающим в основные понятия о связи языка и бессознательного. Месье Буало за три дня встреч подробно рассмотрел то, как речь и слова, будучи продуктами сознания, влияют на процесс психотерапии. Также он проанализировал, какие функции они выполняют в работе с пациентами. Психоаналитик подчеркивал, что язык становится не просто средством коммуникации, но и инструментом, через который проявляются бессознательные процессы.
В новом выпуске рубрики «Конспекты» — основные идеи, которые прозвучали на семинаре.

«Будущее точно есть, и оно связано с психоанализом»
Бывает ли у вас ощущение, будто вы живете не свою жизнь и делаете не то, чего хотите и о чем мечтаете, а то, что считают правильным другие? Нужно много сил и мужества, чтобы честно признаться себе в этом и попытаться что-то изменить.Наша выпускница, психоаналитический психотерапевт Евгения Аксёнова, с детства мечтала стать психологом и даже готовилась к поступлению на психфак. Но родители уговорили ее сначала получить экономическое образование. Евгения прислушалась к ним. Учеба особой радости не приносила, но уйти из вуза она не решилась — не хотела огорчать родителей. К тому же Евгения была убеждена: всё начатое нужно обязательно доводить до конца.Знакомство с психоанализом и учеба на программе помогли ей не только исполнить детскую мечту, но и подарили свободу — свободу выбирать и быть там, где хочется, и расставаться с тем, что не дает радости и развития.

Черная дыра переедания — пустота, которую невозможно заполнить
Часто в практике психотерапии люди с компульсивным перееданием описывают свои ощущения как гнетущую «черную дыру». Они говорят о той пустоте внутри, которую невозможно заполнить никаким количеством еды. Этот образ ярко передает то отчаяние, которое сопровождает это пищевое расстройство. Символически «черная дыра» может представлять собой разные формы нарушенных отношений с собой и окружающим миром. В новом выпуске рубрики «Голодные игры» говорим о том, что может объяснять природу компульсивного переедания с точки зрения психоаналитического метода.

«Технологии скорби»: никогда не прощаться с теми, кого мы любим
Смерть и утраты — неотъемлемая часть нашей жизни, мы страдаем от потерь с момента рождения. Но мы живем в мире, где существуют технологии, помогающие справляться с гореванием, примириться с утратой. Это, например, фотографии умерших, видеозаписи с их участием, которые мы храним, пересматриваем, и таким образом поддерживаем с ними связь. Следующим шагом стали гриф-боты — чат-боты, созданные с использованием искусственного интеллекта для имитации общения с умершим человеком. Насколько этичен такой способ проживания горя? Какие психологические риски он несет в себе? Над ответами на эти вопросы размышляет британский психоаналитик Алессандра Лемма в своей статье «Горе, меланхолия и машины: прикладное психоаналитическое исследование горевания в эпоху гриф-ботов». Она опубликована в одном из недавних номеров «Журнала клинического и прикладного психоанализа». Основные тезисы этого исследования читайте в нашем материале.

«Я научился слушать и наблюдать»
«Еще год назад я не планировал поступать на программу, но обстоятельства сложились так, что я оказался здесь. И это, пожалуй, было лучшим моим решением в 2024 году», — сказал на недавнем Дне открытых дверей нашей программы слушатель первого курса МП Николай Быков. Он закончил химико-технологический факультет политехнического вуза, работает в IT. Интерес к психологии появился у Николая давно. В какой-то момент он задумался об этом как о возможной профессии и снова пошел учиться. Сначала Николай выбрал не психоанализ — другую модальность. К методу Фрейда наш коллега относился несколько скептически. О том, почему, несмотря на это, Николай пришел учиться на нашу программу, как менялось его отношение к психоанализу в процессе учебы и какие важные трансформации произошли с ним за этот год, читайте в новом выпуске проекта «Наши люди».

Расставание: окно в травму
«Сверхбессмысленнейшее слово: расстаемся. Просто слово в четыре слога, за которыми пустота», — пишет известная русская поэтесса Марина Цветаева. Теме расставания посвятила свою новую авторскую колонку наш преподаватель, психоаналитический психотерапевт Мария Чершинцева. О том, как пережить расставание, и выйти из него наиболее гуманным для психики путем, читайте в ее статье.

Нежная бунтарка психоанализа
«Очень талантливая и очень злая» — так отзывался Зигмунд Фрейд о своей коллеге Карен Хорни. Она считается одним из самых выдающихся (и в то же время недооцененных) психоаналитиков XX столетия. Карен стала первой женщиной в Германии, получившей разрешение изучать медицину. Она стояла у истоков гуманистической психологии. Ее называют одной из основоположниц феминизма. Карен Хорни в числе первых начала свободно и открыто говорить о женщине, ее страхах, тревогах и сомнениях — обо всём, через что прошла сама. О самых ярких и драматических моментах из жизни этой талантливой женщины читайте в нашей новой статье.

Психоз и шизофрения глазами психоаналитика
Психоз и шизофрения — казалось бы, сложные темы, с которыми всегда непросто сталкиваться в психотерапевтической работе. Однако психоанализ помогает глубже понимать природу психических заболеваний, и в нем есть эффективные методы помощи пациентам.
Об этом говорил на своем втором семинаре цикла, посвященного изучению психоза, Вассилис Капсамбелис, знаменитый французский психоаналитик и психиатр. На встрече мэтр рассказывал о том, в чем могут быть отличия в понимании психозов и шизофрении в зависимости от школы. Некоторые из них считают эти понятия синонимами, другие — разделяют.
Основные тезисы прошедшей встречи — в новом выпуске рубрики «Конспекты».

«Если вы придете сюда, ваша жизнь изменится навсегда!»
Много умных, живых, красивых людей; много интересных вопросов и увлекательных, порой неожиданных ответов, живое соблазнение методом — если бы о Дне открытых дверей нашей программы нужно было рассказать в нескольких словах, то мы бы написали так.
В этом году гостями ДОДа стали более 600 человек! 200 из них участвовали в мероприятии очно, свыше 400 — онлайн. Встреча продолжалась пять часов! Ее участники получили возможность окунуться в особенную учебную среду, где слушателей не только не ругают за пропуски занятий, но даже, наоборот, советуют не переусердствовать с нагрузкой; где нет липкого страха перед преподавателями и экзаменами (да, собственно, экзаменов в привычном смысле этого слова тоже нет). Где педагоги и студенты общаются друг с другом на равных, как коллеги; где можно иметь свое мнение, высказывать его вслух и не бояться, что потом за него «прилетит».«Сегодня я поняла, что хочу учиться только здесь!», — сказала после Дня открытых дверей одна из его участниц.Подробно о том, как прошла эта встреча, читайте в нашем репортаже.