• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О проекте

Мониторинг состояния и динамики сектора интеллектуальных услуг является единственным в России исследовательским проектом по комплексному изучению данного сектора и его ключевых рынков. Реализация проекта была начата Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в 2006 г. под руководством М.Е. Дорошенко. С 2016 г. руководителем проекта является Белоусова В.Ю.

В рамках Мониторинга была осуществлена разработка оригинальной методики и соответствующего инструментария проведения качественного и количественного исследований сектора интеллектуальных услуг. Актуализация эмпирической базы проводится на принципах обеспечения преемственности и международной сопоставимости. В 2007-2013 и 2015 гг. были проведены массовые опросы компаний-производителей интеллектуальных услуг, а в 2007, 2010, 2011 и 2013 гг. – массовые опросы потребителей интеллектуальных услуг. Кроме того, в 2007 и 2013 гг. были опрошены организации, осуществлявшие государственные закупки интеллектуальных услуг в России. 

Основные этапы развития проекта:

    • В 2006 г. состоялся старт Мониторинга состояния и динамики сектора интеллектуальных услуг в России
    • В 2007 г. проведена первая волна опросов компании-производителей и компаний-потребителей интеллектуальных услуг, а также организаций, осуществляющих государственные закупки интеллектуальных услуг
    • В 2009-2010 гг. фокус мониторинга сместился к анализу последствий экономического кризиса для сектора интеллектуальных услуг
    • В 2011 г. запущен новый раздел мониторинга, посвященный проблемам пространственного размещения интеллектуальных услуг
    • В 2013-2014 гг. проанализированы факторы успеха клиентских стратегий компаний-производителей интеллектуальных услуг и разработана теоретическая модель асимметрии восприятия между производителями и потребителями интеллектуальных услуг
    • В 2015 г. разработан и апробирован специальный исследовательский блок, нацеленный на изучение кризиса 2014-2015 гг. и сопоставление его с кризисом 2007-2009 гг., а также на выявление наиболее оптимальных траекторий развития сектора интеллектуальных услуг в посткризисный период. 
    • В 2016 г. обновлены инструментарий сбора данных и системы индикаторов, характеризующих взаимодействие организаций сектора интеллектуальных услуг с другими субъектами инновационного процесса. На основе обновленного инструментария организован сбор и анализ статистических показателей об отдельных наиболее динамичных сегментах сектора интеллектуальных услуг (информационные технологии, инжиниринг, финансовое посредничество)
    • В 2017 г. реализация Мониторинга осуществлена в рамках проекта «Разработка теоретических и методических подходов к исследованию активности субъектов инновационного процесса». В части исследования компаний сектора интеллектуальных услуг апробированы подходы к анализу востребованности интеллектуальных услуг организациями при осуществлении ими инновационной деятельности и усовершенствованы методологические подходы к анализу существующего массива данных
    • В 2018 г. реализация Мониторинга осуществлена в рамках проекта «Исследование активности субъектов инновационного процесса: развитие теоретической рамки и методических подходов». В части исследования компаний сектора интеллектуальных услуг разработаны методические подходы к анализу структуры и динамики занятости в секторе на основе данных международной статистики; сдвигов в гендерном составе работников, их распределении по отраслям и профессиям
    • В 2019 г. в рамках Мониторинга организована новая волна опроса компаний сектора интеллектуальных услуг с целью проведения углубленного анализа специфики технологических и организационных нововведений в деятельности компаний обозначенных сфер и оценки влияния развивающихся цифровых технологий на их бизнес-процессы
    • В 2020 г. реализация Мониторинга осуществлена в рамках проекта «Исследование активности субъектов инновационного процесса: стратегии, сетевые взаимодействия, институты». В части исследования компаний интеллектуальных услуг был разработан подход и проведен анализ степени распространения в этом секторе цифровых технологий (с учетом особенностей развития компаний в разных сегментах этого сектора), влияния этих технологий на инновационную активность. Выявлены группы наиболее распространенных технологий и цифровых каналов взаимодействия с клиентами; проведена оценка их практического применения и оценка эффектов применения цифровых технологий 
    • В 2021 г. был проведен анализ адаптации компаний сектора интеллекутальных услуг в условиях пандемии COVID-19. Кроме того, в рамках полевого этапа был осуществлен сбор данных, позволяющих провести исследование рамочных условий для инновационной деятельности компаний сектора интеллекутальных услуг и сопоставить значимость отдельных барьеров и драйверов инноваций для компании сектора в сравнении с предприятиями обрабатывающей промышленности и креативных индустрий
    • В 2022 г. основное внимание в исследовании инновационной активности компаний сектора интеллектуальных услуг будет уделено анализу роли инновационного поведения этих компаний как драйвера устойчивого развития в ответ на усилившиеся климатические вызовы

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.