• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

18-20 сентября в Центре языка и мозга НИУ ВШЭ прошла Летняя нейролингвистическая школа

18-20 сентября в Центре языка и мозга НИУ ВШЭ прошла Летняя нейролингвистическая школа, посвящённая айтрекингу – методу отслеживания движений глаз человека, который применяется как в фундаментальных исследованиях, так и за пределами научных лабораторий. В первый день школы участники школы познакомились с исследованиями чтения у детей, которые представляла Анастасия Лопухина (Royal Holloway, University of London), особенностями кириллицы в контексте чтения (Светлана Алексеева, СПбГУ), а также исследованиями движений глаз без айтрекера (Ирина Секерина, City University of New York). После лекции участники посетили экскурсию по Центру языка и мозга, где узнали про исследования Центра, связанные с билингвизмом, афазией, ЭЭГ, детской речью и, конечно, записью движений глаз у взрослых и детей.

Второй день Летней школы Центра языка и мозга включал в себя несколько лекций и постерную сессию. Участники школы узнали про то, как можно изучать различные когнитивные стратегии с помощью айтрекинга (лекцию читала Анна Измалкова, НИУ ВШЭ, МГЛУ), про использование этого метода как в научной деятельности, так и в образовании, медицине и нейромаркетинге (Константин Шелепин, Нейроиконика), а также про особенности анализа айтрекинговых данных (Анна Лауринавичюте, University of Potsdam) и то, как айтрекинг и ИИ могут помочь в диагностике дислексии (Соруш Шалилех, Центр языка и мозга, НИУ ВШЭ). Во время постерной сессии участники представили исследования, посвящённые различным аспектам, связанным с движениями глаз: морфологическим особенностям слов при чтении у билингвов, элементам пользовательского интерфейса, метакогнитивным навыкам, краткосрочной памяти и парафовеальной обработке русских букв. Второй день школы позволил участникам узнать про исследования друг друга, задать интересующие вопросы лекторам и авторам исследований, представленных на постерной сессии, и ещё лучше представить себе особенности айтрекинга как метода и его применение не только в лабораториях.

Третий день начался воркшопом, в рамках которого Татьяна Леднева и Анна Измалкова (Центр нейроэкономики и когнитивных исследований, НИУ ВШЭ) рассказали о парадигме моделирования движений глаз (Eye Movement Modeling Example paradigm). После воркшопа выступило четыре участника школы с докладами о чтении у участников с разным уровнем понимания прочитанного (исследование проводили Александра Берлин Хенис, Елена Семенова и Марина Норкина), о восприятии образовательных текстов (Алена Гарина), а также о перцептивном диапазоне у взрослых (Яна Никонова, Светлана Алексеева) и парафовеальной обработке слов у взрослых и детей (Владислава Староверова, Анастасия Лопухина). Устные доклады продолжились лекцией Елены Горбуновой об айтрекинге в исследованиях опыта взаимодействия пользователей с цифровыми интерфейсами (Научно-учебная лаборатория когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов, НИУ ВШЭ). В конце дня Ольга Драгой, директор Центра языка и мозга, поздравила всех с успешным завершением школы и поблагодарила участников и организаторов мероприятия.

Оргкомитет Летней школы: Нина Здорова, Татьяна Еремичева, Мария Дьячкова

Школа организована в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325).