• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Благодаря онлайн-курсам лучшие преподаватели будут доступны широкой аудитории

17 апреля ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в панельной дискуссии «Цифровые технологии в жизни университета», которая прошла в рамках Московского международного салона образования. Он ответил на вопросы ведущего, журналиста Александра Архангельского, и гостей салона.

Высшая школа экономики, разрабатывая онлайн-курсы, захватывает студенческую аудиторию за пределами университета. Но имеет ли смысл такое обучение, если его завершают от 5 до 18 процентов студентов, а остальные бросают курс?

По мнению Ярослава Кузьминова, если в традиционной системе образования отказ от продолжения обучения (dropout) считается трагедией, то сейчас отношение к этому меняется.

Обычный курс в российских вузах в полной мере способны освоить не все студенты, и одна из причин в том, что еще с советских времен у нас одновременно изучают слишком много. Человек может сосредоточиться одновременно лишь на трех-четырех предметах, а вынужден изучать восемь. В общеобразовательной школе 20% детей не могут освоить программу на уровне минимальных стандартов, но это не значит, что они учились зря, потому что прошли социализацию и получили общее представление о предмете.

Онлайн-курсы — это большое пространство для выбора. В университете студент не может обойти два десятка лекций и выбрать преподавателя, который ему понравился. А, выбирая онлайн-курсы, студент присматривается к ним, примеряет на себя и только после этого принимает решение. Онлайн-курсы не предусматривают административного механизма принуждения, который есть в школе и вузе. Если человек бросил курс, это его сознательный выбор.

Несут ли цифровые технологии угрозу существованию российских университетов на мировом образовательном рынке? Ведь студенты могут выбирать онлайн-курсы в зарубежных университетах.

Ректор ВШЭ считает, что в образовании есть один способ победить в конкуренции — быть более привлекательным для студентов. Сейчас в связи с девальвацией рубля российские вузы получили преимущества в части стоимости обучения: при курсе 60 рублей за доллар российские университеты могут перетянуть на себя 5-7 процентов спроса на глобальном рынке образовательных услуг (всего в мире сейчас 150 млн. студентов). Это касается не только столичных вузов, но и сильных региональных университетов, где сохраняют качественную образовательную среду при меньших затратах, чем в Москве.

В ряде российских вузов — в Екатеринбурге, Новосибирске, Казани, Томске, Владивостоке и других городах — уже сегодня можно получить диплом мирового уровня. Столичный фактор не является ключевым — в Москве, напротив, хватает плохих вузов. 20-25% от общего количества российских университетов успешно развиваются, и в основном это крупные вузы, сосредоточенные в одной трети российских регионов. Для сравнения — в США конкурентоспособные развивающиеся университеты есть примерно в половине штатов.

Не превратятся ли слабые российские вузы в «дилерские центры» по техническому обслуживанию онлайн-курсов крупных университетов и приему экзаменов?

Ярослав Кузьминов сказал, что возможное превращение таких университетов в «дилерские центры» гораздо лучше нынешней ситуации, когда они фактически занимаются «раздачей дипломов». Если филиалы вузов и часть негосударственных вузов превратятся в центры сертификации онлайн-курсов и консультационной поддержки студентов, это пойдет только на пользу обществу.

В этой ситуации федеральная власть будет поддерживать в первую очередь те вузы, куда приходят сильные абитуриенты, где есть результаты научной работы. Многое будет зависеть и от усилий региональных властей по поддержке своих вузов — например, в Пермском крае и Ульяновской области установлены высокие стипендии для студентов, набравших высокие баллы на ЕГЭ и поступивших в вузы региона. Вместе с другими факторами (студенты остаются в привычной социальной среде, не нужно переезжать в другой город) это оказывает воздействие.

Станет ли виртуальное образование источником доходов для университетов?

На сегодняшний день Coursera (проект Стенфорда) и EdX (проект Гарварда и MIT) — не приносят доход, сказал ректор ВШЭ. Они сделаны для того, чтобы показать студентам во всем мире, как можно и нужно преподавать. Первые книги тоже печатались не ради заработка.

Но в перспективе производители курсов смогут окупать свои затраты (создание среднего онлайн-курса стоит примерно 1 млн. рублей, его поддержка — около 100 тыс. рублей в год) и зарабатывать на этом деньги. Очевидно, средства они будут получать от вузов, которые предлагают образовательные программы с их онлайн-курсами и организуют консультирование студентов.

Около трех лет понадобится на то, чтобы недавно созданная российская национальная платформа открытого образования предложила порядка 500 курсов, и вузы в массовом порядке стали бы засчитывать курсы ведущих университетов. Массовый сегмент высшего образования не выживет без качественных электронных курсов — за 60 тыс. рублей в год, которые сегодня государство выделяет вузам в расчете за каждого студента, вряд ли можно предложить другую экономическую модель.

Как будут соотноситься традиционные курсы и онлайн-обучение в Высшей школе экономики в перспективе от 3 до 5 лет?

ВШЭ в основном является производителем, а не потребителем онлайн-курсов, отметил Ярослав Кузьминов. Доля академических кредитов, которые получают студенты Вышки, изучив массовые онлайн-курсы других университетов, сейчас составляет лишь несколько процентов, прогноз до 2020 года — 7-10 процентов.

При этом ВШЭ готова предложить студентам на выбор онлайн-курсы, результаты освоения которых будут засчитываться. Для начала это будут курсы по выбору, а затем, возможно, и обязательные курсы, но явно не в таких областях, как журналистика, дизайн или инженерия, где полноценное обучение онлайн вряд ли возможно.

Почему вообще так много говорят об онлайн-обучении? Ведь самообразование было доступно еще в XIXвеке. Не переоценено ли значение технологических инноваций в онлайн-образовании?

По мнению ректора ВШЭ, главное отличие сегодняшней ситуации — в охвате аудитории, а также в возможностях выбора преподавателей студентами и студентов преподавателями. Как только произошел переход от индивидуального обучения в платоновской академии к обучению групп людей с использованием книг, резко расширилась аудитория авторов книг. То же самое происходит сейчас с онлайн-образованием. Если раньше можно было выбирать книги — отложив одну, прочитать другую, то теперь расширяется возможность выбора хороших курсов: лучшие преподаватели будут доступны гораздо большей аудитории.

При этом доля людей, которые готовы учиться самостоятельно, постоянно растет. Невозможно представить себе человека, который в средние века самостоятельно изучал производство доспехов, а человека, который в XIX веке самостоятельно учился по книгам, представить можно. Но книги не были адаптированы для процесса обучения, не было ресурсов Интернета, а в онлайн-курсе все это есть.

Станут ли онлайн-курсы следующим шагом на пути эволюции книги?

Онлайн-курс предполагает, что студент, изучая его, прочтет рекомендованные преподавателем книги, отметил Ярослав Кузьминов. Но, помимо книги, при изучении курса необходимо взаимодействие в группе студентов, взаимодействие студентов с преподавателем. И книга, и преподаватель из образования не уйдут никогда, просто благодаря онлайн-курсам они становятся доступнее. Но точно так же, как преподаватель не зачитывает книги на лекциях, никто не собирается включать их целиком в онлайн-курсы.

При создании онлайн-курсов можно использовать современные изобразительные средства — прежде всего анимацию, благодаря которой возникает новое качество иллюстраций. Это важно для обучения современных студентов — ведь в вузах сейчас оказываются и те, кто в советские годы не стал бы получать высшее образование. Осваивать программу им сложно, и на помощь преподавателю приходят различные дизайнерские приемы, облегчающие восприятие информации. Образовательные технологии, применяемые в младшей школе, можно использовать при обучении старшеклассников и старшекурсников, и это еще один вызов для системы образования на ближайшие годы.

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ получил самый высокий грант программы «Приоритет-2030»

Высшая школа экономики подтвердила свои ведущие позиции в первой группе направления «Исследовательское лидерство» программы «Приоритет-2030». Кроме этого, университет получил самый высокий грант для обучения студентов цифровым компетенциям, продемонстрировав лидерство в образовании в области цифровых технологий и искусственного интеллекта.

В НИУ ВШЭ пройдет первый международный форум «Россия — Китай: бизнес в многополярном мире»

Эксперты из России и Китая обсудят новые вызовы и возможности делового сотрудничества двух стран, в том числе с использованием передовых цифровых технологий. Мероприятие пройдет 28 сентября в Центре культур НИУ ВШЭ. Форум предполагается проводить ежегодно.

Эксперты Вышки составили рейтинг цифровых компаний по числу цифровых патентов

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет первый рейтинг отечественных цифровых компаний по числу действующих патентов в области цифровых технологий. Результаты исследования позволяют оценить вклад таких компаний в развитие цифровых технологий, а также их патентные стратегии и приоритеты.

«Интенсив U4U постепенно превращается в базовую площадку для коммуникации преподавателей вузов РФ и стран СНГ»

26–28 октября Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ провела пятый интенсив U4U online для вузов — сетевых партнеров. Высшая школа экономики с 2014 года создает массовые открытые онлайн-курсы, является соучредителем Национальной платформы «Открытое образование», включает онлайн-курсы в учебные планы, сопровождает студентов в процессе цифрового обучения, а также осуществляет контроль качества и оценочные процедуры.

Эксперты Вышки определили топ-15 цифровых технологий в промышленности

Наиболее значимыми цифровыми технологиями, которые используются в мировой и российской промышленности, являются промышленные роботы, искусственный интеллект (ИИ) и машинное обучение. В будущем ИИ позволит полностью автоматизировать производственные процессы и оптимизировать работу целых отраслей промышленности. Об этом говорится в исследлвании ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

«Выбор россиян — точно не четырехдневная рабочая неделя»

Пандемия коронавируса стала точкой невозврата, после которой цифровые технологии прочно укоренятся в нашей жизни. Цифра, удаленка и виртуальный мир останутся даже с теми, кто раньше не имел с ними никакого дела, а также перекроят рынок труда. Проблема в том, что люди перестают задумываться, делая выбор. Об этом говорил научный руководитель Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, выступая на форуме «Территория смыслов».

Эксперты Вышки составили рейтинг наиболее востребованных цифровых технологий

Искусственный интеллект стал абсолютным лидером в глобальной исследовательской и рыночной повестке по итогам 2020 года. К таким выводам пришли эксперты Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, применив систему анализа больших данных iFORA для выявления перспективных цифровых технологий.

Преподаватель МИЭМ разработал бота-помощника, чтобы мотивировать студентов

«Чат-бот для повышения эффективности технологии "Перевернутый класс"» разработал доцент МИЭМ Александр Варнавский. Бот был представлен в МГУ на Международной конференции-конкурсе инновационных технологий в системе ИТ-образования и занял первое место в направлении «Информационно-педагогические технологии».

2 000 000

подписчиков зарегистрированы на курсы НИУ ВШЭ на образовательной платформе Coursera.

«Развитие онлайн-курсов – один из элементов программы ВШЭ по поддержке региональной науки»

Образовательный интенсив U4Uonline для вузов – сетевых партнеров по внедрению blended learning с использованием онлайн-курсов Вышки прошел в Москве и на базе учебного центра «Вороново». На интенсив приехали представители 29 высших учебных заведений из разных городов России, а также ближнего зарубежья.