• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Обозначить» Вышку на карте мира

О задачах и планах Международной лаборатории анализа образовательной политики ВШЭ рассказывает ее научный руководитель Мартин Карной (Martin Carnoy), профессор Стэнфордского университета (США).

— Профессор Карной, расскажите, пожалуйста, об истории вашего сотрудничества с ВШЭ. Когда и как оно началось?

— Я познакомился с Исаком Фруминым во Франции на международной конференции по экономике образования в 2005 году. Как это часто бывает на подобных форумах, мы обсуждали самые разные вопросы, в том числе и возможности сотрудничества двух университетов. Спустя три года, в 2008-м, такая возможность появилась: Министерство образования и науки России и отдел образования Госдепартамента США стали разрабатывать совместные партнерские программы в рамках FIPSE (Fund for the Improvement of Postsecondary Education). Мы подготовили совместную заявку на конкурс FIPSE и получили грант на двухгодичное финансирование, с помощью которого мы и заложили основы партнерских отношений.

Мы ставили перед собой несколько взаимовыгодных задач по двум основным направлениям: ведущие экономисты Стэнфорда должны были содействовать развитию магистерских программ факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ, а эксперты Высшей школы экономики должны были участвовать в разработке программ Центра славянских исследований Стэнфордского университета.

Первая группа сотрудников Стэнфорда приехала в Москву в январе 2009 года, затем мы разработали программу студенческого сотрудничества SURF (Stanford US-Russia Forum), в которой приняли участие не только студенты ВШЭ и Стэнфорда, но и многих других российских и американских вузов. Визиты российских коллег в Стэнфорд вызвали большой интерес американских экономистов и стимулировали целый ряд исследований по различным аспектам развития экономики России.

Совсем недавно профессор факультета экономики ВШЭ Борис Кузнецов прочитал студентам Стэнфорда курс лекций по российской экономике, который заинтересовал не только студентов, но и научных сотрудников университета. В ближайшее время еще два сотрудника ВШЭ поедут в Стэнфорд и проведут сравнительный анализ некоторых курсов двух университетов. Кроме того, в рамках проекта Stanford week в Высшую школу экономики ежегодно приезжают лучшие профессоры Стэнфорда — читают свои лекционные курсы студентам и проводят мастер-классы для российских коллег.

Мы выделили три образовательные сферы, которые необходимо развивать в ВШЭ: экономические аспекты страхования от всевозможных рисков, экологическая экономика и экономика образования. Моя работа в ВШЭ как раз и связана с разработкой третьей сферы — экономики образования. Эта область пока мало исследована, и в мире совсем немного ученых, занимающихся этой проблематикой, поэтому мы хотим создать здесь крупный центр по исследованию экономических и социологических проблем образования.

— Вы имеете в виду Международную лабораторию анализа образовательной политики ВШЭ?

— Да, только в моем представлении этот проект крупнее, чем его видят мои российские коллеги: они называют это подразделение международной лабораторией, а я — исследовательским центром мирового класса. Мы продолжаем обсуждение структуры этого объединения, и сейчас его название и будущий статус не имеют особого значения. Главное — объединить усилия всех специалистов Вышки, которые уже занимаются изучением образовательных стратегий и экономики образования, и повысить качество их исследований. По моим наблюдениям, в ВШЭ много ученых — экономистов, социологов, психологов, — которые отдельно друг от друга работают над одним и тем же кругом вопросов в сфере образования. Наша первостепенная задача — преодолеть их разобщенность и обеспечить систематическое взаимодействие друг с другом, найти наиболее эффективные организационные способы для их совместной работы.

Я думаю, что, кроме самой исследовательской деятельности, сотрудники должны также заниматься совершенствованием преподавательской работы и включать свежие данные своих научных изысканий и продуктивной методологии в материалы лекционных курсов для студентов бакалавриата и магистратуры. Сейчас в ВШЭ преподается только один курс по экономике образования. Я уверен, что этого недостаточно для приобретения полноценных знаний и развития исследований в этой области. Высшая школа экономики работает в тесном сотрудничестве с правительством России, и результаты исследований в области экономики образования позволят не просто повлиять на государственную политику в образовательной сфере, но и значительно повысить ее качество.

— Какие задачи предстоит решать сотрудникам лаборатории?

— Образование — это сложная сфера человеческой деятельности, которая нуждается в многоаспектных исследованиях самых разных специалистов. Мы должны привлечь к сотрудничеству психологов, которые изучают и сам процесс обучения детей и взрослых, и способы эффективного усвоения материала, и объективность последующего тестирования, и проблемы взаимодействия учителя с учениками. Нам нужны социологи, которые анализируют данные опросов и тестов и исследуют целый комплекс социальных аспектов образовательной политики. Мы будем работать с математиками, которые занимаются тест-дизайном, обработкой результатов тестирования и составлением различных рейтингов. И, безусловно, нам необходимы экономисты, которые предлагают свои методы анализа образовательных процессов. Высшая школа экономики — прекрасная площадка для таких комплексных исследований, потому что в ее стенах уже собраны все специалисты, которые должны принять участие в проектах лаборатории. Одним словом, наша задача — исследовать важные процессы и насущные проблемы российского образования, оценить его положительные и отрицательные стороны, понять, как оно вписывается в международный контекст, и, разумеется, предложить способы повышения его качества.

В штат лаборатории (или будущий центр) войдут несколько групп исследователей. Одна из них будет представлена сотрудниками Центра мониторинга качества образования Института развития образования во главе с научным руководителем Исаком Фруминым. Эта группа ведет успешные и очень интересные исследования причинно-следственных связей между качеством образования, школьными и внешкольными факторами. Другая группа — под руководством Ирины и Татьяны Абанкиных — занимается финансированием образования. Пока ее работа носит более прикладной характер, но у нее есть отличная перспектива, поскольку эта сфера недоисследована.

Наша лаборатория будет рада сотрудничеству с теми коллегами, которые занимаются проблемами образования в Институте институциональных исследований ВШЭ.

На еженедельных семинарах будет проходить  обсуждение исследовательских идей, методологий и текущей работы.

— Как часто вы планируете бывать в Москве?

— Я буду проводить в Москве не менее двух месяцев в год, но не подряд, а в рамках нескольких визитов по 1-2 недели. Все остальное время я, безусловно, буду на связи с коллегами и по электронной почте, и по телефону, и через Skype. Я уже подготовил для себя перечень проектов, которыми занимаются мои коллеги в ВШЭ, и собираюсь с каждым из них обсудить самые важные вопросы и проблемы.

— А каковы ближайшие планы?

— Если говорить о самых ближайших событиях, то 13 апреля в Стэнфордском университете начнет работу международная конференция, в работе которой примут участие Ярослав Кузьминов и Исак Фрумин с докладом о российских реформах в сфере образования.

Я надеюсь, что через два года мы сможем организовать международную конференцию в Москве по результатам работы лаборатории и опубликовать несколько самых перспективных работ в международных журналах. Словом, мы намерены «обозначить» Высшую школу экономики как новый пункт на мировой карте исследовательских центров по экономике образования.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

ВШЭ и Политехнический университет Милана запускают большой проект исследования результативности вузов

Он получил название EPI– Efficiency, Performance and Impact of Higher Education Institutions. Базой для реализации проекта станет лаборатория «Развитие университетов» Института образования ВШЭ, а руководителем — профессор Томассо Агасисти из Миланского политеха, один из ведущих мировых специалистов в сфере экономики образования.

10 фактов о российских учителях

Представляем количественные и качественные данные о деятельности важнейших в экономике знаний специалистов.

78%

студентов и выпускников московского и нижегородского кампусов Вышки довольны своим образованием. В НИУ ВШЭ – Пермь этот показатель еще выше — 84%. Такие цифры получены в результате опроса студентов и выпускников ведущих российских вузов, проведенного компанией Changellenge. По удовлетворенности качеством образования пермский кампус занял в рейтинге второе место, а московский и нижегородский поделили третье.

Вышкинский сту­ден­че­ский мониторинг качества об­ра­зо­ватель­ных услуг признан лучшим

Комитет по качеству образования Студсовета Вышки стал победителем Всероссийского конкурса студенческих практик в сфере повышения качества образования в номинации «Лучший проект, нацеленный на мониторинг качества образовательных услуг». Конкурс был организован Российским союзом молодежи совместно с Рособрнадзором и Ассоциацией студенческих объединений России.

CFA Institute подтвердил партнерский статус двух программ ВШЭ

Международная организация CFA Institute, объединяющая несколько десятков тысяч финансовых специалистов по всему миру, подтвердила партнерский статус магистерской программы «Финансовый аналитик» и программы MBA «Управление инвестициями» Банковского института ВШЭ.

90%

российских семей в целом удовлетворены качеством образования, которое их ребенок получает в вузе.

В пятом классе дети осваивают математику лучше, чем в седьмом

17 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждались первые результаты национального исследования качества образования (НИКО) по математике, которое было проведено Рособрнадзором осенью прошлого года.

В системах оценки качества образования стран СНГ есть много общего

7-8 ноября в Астане состоялась III международная конференция Евразийской ассоциации оценки качества образования, одним из организаторов которой был Институт образования ВШЭ.

81%

родителей, чьи дети учатся в каком-либо учебном заведении, довольны качеством их образования.

57%

российских семей не имеют возможности выбирать, в какую школу отдать учиться своего ребенка. При этом за последние годы ситуация ухудшилась:  пять лет назад выбора не было только у 51% семей. Чаще всего альтернативы лишены жители сёл, семьи с низким достатком, а также семьи, в которых дети плохо учатся.