• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Неформальная занятость

Видеозапись

Интервью члена программного комитета XII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества — директора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимира Гимпельсона.

— Не могли бы рассказать о новейших исследованиях в вашей области?

— Я скажу только о тех исследованиях, которые будут представлены на конференции. При этом я, естественно, не могу перечислить все. Одно исследование будет представлять результаты анализа проблемы того, что называется сверхобразованностью — что происходит с людьми, когда они занимают рабочие места, для которых они сверхобразованны? С другой стороны, есть группа людей, которые занимают рабочие места, для которых они недообразованы. И возникают вопросы. Сколько таких людей? Кто они такие? И как это влияет на их заработную плату? Они выигрывают? Они теряют? Сколько? Почему? И в каких случаях? Понятно, что это находится на стыке исследования рынка труда и исследования образования, мне кажется. С учетом тех тенденций, которые наметились у нас в сфере образования, это достаточно актуальная тема.

На конференции будет представлено несколько исследований, посвященных проблеме неформальной занятости. Много говорится в последнее время о тенденции неформализации в нашей экономике, про то, что немало людей работает в неформальном секторе. Возникает вопрос — а кто эти люди? Почему они оказались там, что это для них означает? Несколько докладов будет посвящено этому. Один доклад будет анализировать связь неформальности и налоговой реформы, которая была проведена в начале нулевых годов. Исследование показывает, что неформальности стало меньше. Мне кажется, это важный результат, потому что все время речь идет о налоговых инновациях, и политикам полезно это знать. Другое исследование посвящено связи неформальности и поведения семей, в каких случаях семьи оказываются вовлечены в неформальную трудовую деятельность. Если один член семьи вовлечен в такую деятельность, повышает ли это риски для других, или наоборот, снижает. Каковы последствия с точки зрения благосостояния. Очень интересное исследование будет представлено группой исследователей во главе с профессором Леманом из университета Болоньи, оно посвящено последствиям для людей того, что они теряют работу и потом находят новую. С чем связана потеря работы, к каким потерям в терминах заработной платы и доходов это ведет, является ли следствием то, что они не могут найти работу, находят они работу с более низкой зарплатой или они просто долго без работы. Анализируются эти вопросы с использованием уникальной базы данных. Мне кажется, что это тоже очень интересное исследование. Я еще могу перечислять, но обо всем рассказать нельзя, мне кажется, будет много интересных докладов.

— Расскажите более подробно о том, что такое неформальная занятость, какие ее виды существуют, и чем она интересна?

— Неформальная занятость существует во всех странах, ей посвящено много работ, о ней много говорят, во всех странах это актуальная проблема по разным причинам — и природа неформальностей разная, и у исследователей даже нет единства по вопросу, что это такое. Все согласны, что это что-то такое, что трудно померить, что не зафиксировано в контракте, или контракт есть, но он не соблюдается. Но речь идет о том, что люди работают в условиях, когда они не в полной мере охвачены регулированием, регулирование не соблюдается, или они являются самозанятыми, микропредпринимателями, где трудовое регулирование, социальное регулирование в принципе не действуют. Причин этого много, они обусловлены особенностями как спроса, так и предложения. В нашей стране таких неформальных работников от 20% до 40%.

— Что можно сказать, сравнивая эту Апрельскую конференцию с предыдущими с точки зрения представленных исследований?

 — Я могу констатировать тенденцию — докладов становится больше, они становятся разнообразнее, происходит более жесткий отбор, значит, их качество в среднем становится выше. В последние годы на каждой конференции много интересного. Есть выбор, есть, куда пойти, и часто приходится разрываться. Это и хорошо.

Вам также может быть интересно:

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге

Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.

Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»

Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

НИУ ВШЭ и Московский планетарий подписали соглашение о сотрудничестве

Стороны будут заниматься популяризацией науки, просветительской и исследовательской деятельностью, в том числе в сфере астрономии, космонавтики и наук о Земле. Кроме того, предполагаются совместные программы практик и стажировок для студентов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

ВШЭ улучшила результаты в мировом рейтинге «Три миссии университета»

Высшая школа экономики поднялась на 17 позиций в списке лучших университетов мира и уверенно входит в топ-5 лучших российских университетов московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета» (MosIUR).

Лицей НИУ ВШЭ стал первым среди школ по количеству поступивших выпускников в лучшие российские вузы

Лицей Высшей школы экономики в пятый раз подряд занял первую строчку списка рейтингового агентства RAEX из топ-300 школ России по количеству выпускников, зачисленных в ведущие вузы страны. В основе исследования — данные приемных кампаний 47 ведущих российских университетов в 2021 и 2022 годах.

Эксперты НИУ ВШЭ приняли участие в разработке методики реализации модуля «Обучение служением» в вузах

Высшая школа экономики совместно с Ассоциацией волонтерских центров (АВЦ) при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ подготовила методические рекомендации по реализации модуля «Обучение служением». Их уже направили в сотню российских вузов, которые запустят модуль в новом учебном году.

ЕЭК, РАНХиГС и регионы: ВШЭ подписала на ПМЭФ ряд соглашений о сотрудничестве

В рамках Петербургского международного экономического форума Высшая школа экономики подписала соглашения с РАНХиГС, правительством Псковской области и ПсковГУ, Новгородским госуниверситетом и Хабаровским госуниверситетом экономики и права. Кроме того, НИУ ВШЭ и Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) утвердили программу сотрудничества на 2023–2024 годы. «Вышка.Главное» рассказывает о достигнутых договоренностях.

Никита Анисимов: «Поддержка студентов из числа участников СВО и членов их семей — важнейший приоритет НИУ ВШЭ»

На полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), который проходит в Северной столице с 14 по 17 июня, ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов дал интервью телеканалу «Россия». Он рассказал об адресных мерах поддержки студентов из числа участников СВО и их семей, о развитии пяти кампусов Высшей школы экономики и о важности сотрудничества Вышки с региональными университетами.