• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Неформальная занятость

Видеозапись

Интервью члена программного комитета XII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества — директора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимира Гимпельсона.

— Не могли бы рассказать о новейших исследованиях в вашей области?

— Я скажу только о тех исследованиях, которые будут представлены на конференции. При этом я, естественно, не могу перечислить все. Одно исследование будет представлять результаты анализа проблемы того, что называется сверхобразованностью — что происходит с людьми, когда они занимают рабочие места, для которых они сверхобразованны? С другой стороны, есть группа людей, которые занимают рабочие места, для которых они недообразованы. И возникают вопросы. Сколько таких людей? Кто они такие? И как это влияет на их заработную плату? Они выигрывают? Они теряют? Сколько? Почему? И в каких случаях? Понятно, что это находится на стыке исследования рынка труда и исследования образования, мне кажется. С учетом тех тенденций, которые наметились у нас в сфере образования, это достаточно актуальная тема.

На конференции будет представлено несколько исследований, посвященных проблеме неформальной занятости. Много говорится в последнее время о тенденции неформализации в нашей экономике, про то, что немало людей работает в неформальном секторе. Возникает вопрос — а кто эти люди? Почему они оказались там, что это для них означает? Несколько докладов будет посвящено этому. Один доклад будет анализировать связь неформальности и налоговой реформы, которая была проведена в начале нулевых годов. Исследование показывает, что неформальности стало меньше. Мне кажется, это важный результат, потому что все время речь идет о налоговых инновациях, и политикам полезно это знать. Другое исследование посвящено связи неформальности и поведения семей, в каких случаях семьи оказываются вовлечены в неформальную трудовую деятельность. Если один член семьи вовлечен в такую деятельность, повышает ли это риски для других, или наоборот, снижает. Каковы последствия с точки зрения благосостояния. Очень интересное исследование будет представлено группой исследователей во главе с профессором Леманом из университета Болоньи, оно посвящено последствиям для людей того, что они теряют работу и потом находят новую. С чем связана потеря работы, к каким потерям в терминах заработной платы и доходов это ведет, является ли следствием то, что они не могут найти работу, находят они работу с более низкой зарплатой или они просто долго без работы. Анализируются эти вопросы с использованием уникальной базы данных. Мне кажется, что это тоже очень интересное исследование. Я еще могу перечислять, но обо всем рассказать нельзя, мне кажется, будет много интересных докладов.

— Расскажите более подробно о том, что такое неформальная занятость, какие ее виды существуют, и чем она интересна?

— Неформальная занятость существует во всех странах, ей посвящено много работ, о ней много говорят, во всех странах это актуальная проблема по разным причинам — и природа неформальностей разная, и у исследователей даже нет единства по вопросу, что это такое. Все согласны, что это что-то такое, что трудно померить, что не зафиксировано в контракте, или контракт есть, но он не соблюдается. Но речь идет о том, что люди работают в условиях, когда они не в полной мере охвачены регулированием, регулирование не соблюдается, или они являются самозанятыми, микропредпринимателями, где трудовое регулирование, социальное регулирование в принципе не действуют. Причин этого много, они обусловлены особенностями как спроса, так и предложения. В нашей стране таких неформальных работников от 20% до 40%.

— Что можно сказать, сравнивая эту Апрельскую конференцию с предыдущими с точки зрения представленных исследований?

 — Я могу констатировать тенденцию — докладов становится больше, они становятся разнообразнее, происходит более жесткий отбор, значит, их качество в среднем становится выше. В последние годы на каждой конференции много интересного. Есть выбор, есть, куда пойти, и часто приходится разрываться. Это и хорошо.

Вам также может быть интересно:

Профессии в тренде: как Вышка отвечает на вызовы будущего

Рынок труда постоянно меняется. На кого учиться, чтобы выйти из вуза со знаниями и навыками, востребованными не только в современных реалиях, но и как минимум через четыре-шесть лет? Как определить, насколько та или иная профессия будет востребована в будущем? Что может послужить базой для создания списка профессий, которые продолжат быть востребованными и в России и в мире? В нашем спецпроекте эксперты ИСИЭЗ ВШЭ отвечают на эти вопросы через анализ глобальных трендов.

Правила успешного фриланса. Как побеждать в конкурсах на бирже удаленной работы

Шансы фрилансера получить конкурсный контракт могут снижаться до 0,1% и взлетать до 40%. Социологи ВШЭ изучили от чего это зависит. IQ.HSE переложил выводы ученых в инструкцию: как существовать на бирже, чтобы оказываться в выигрыше.

Тест: работа мечты существует? Какие трудовые условия соблазняют миллениалов

HR-специалисты охотятся за молодыми творческими работниками. А те меняют фирмы как денди — перчатки. Почему так происходит? Ольга Котомина из ВШЭ по итогам опроса креативщиков в возрасте 19–35 лет выделила пять характеристик идеального рабочего места. На их основе редакция IQ.HSE составила быстрый тест.

Ярослав Кузьминов — о развитии высшего образования в условиях цифровизации

В течение ближайших 10 — 15 лет рынок труда полностью изменится под воздействием цифровой революции. Чему и как нужно учиться в условиях быстрого обновления профессий и технологий на рынке квалификаций? Как выжить вузам в условиях распада традиционных методик преподавания? Когда ждать появления массовой индивидуализации образовательных траекторий? Ответы на эти и другие вопросы — в лекции ректора НИУ ВШЭ.

Личность на работе. Как трудовые успехи связаны с психологическими качествами

Манера думать, чувствовать и вести себя в определенных обстоятельствах влияет на возможность занятости и величину зарплаты. Эффект от характеристик личности на рынке труда впервые в России измерила Ксения Рожкова.

Безысходность или желание. Межстрановые и гендерные различия мотивации на рынке труда

Экономические показатели стран и присущая им культура влияют на то, какие цели преследуют мужчины и женщины в сфере занятости. Исследователи ВШЭ проанализировали трудовые ориентации людей, проживающих в разных странах мира, и выявили, какие факторы сказываются на их мотивации работать и в какой степени она реализовывается на рынке труда.

Разнообразие студентов требует разнообразия подходов к обучению

В Вышке впервые прошла генеральная ассамблея Международной академии образования. Ее участники рассказали о вызовах, с которыми сталкиваются системы образования в разных странах, и о решениях, помогающих справиться с ними.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

«Как хорошо быть медицинской сестрой, но не врачом, как ты мечтаешь себе...»

В рамках Дней Международной академии образования в Москве состоялась презентация книги «(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство», один из редакторов которой — профессор Стенфордского университета, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Мартин Карной.