• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зеркальные лаборатории: как объединить усилия российских ученых из разных университетов

Зеркальные лаборатории: как объединить усилия российских ученых из разных университетов

Фото: Александр Тиванов

Проректор Высшей школы экономики Мария Юдкевич в колонке для «КоммерсантЪ» рассказала о старте третьего открытого конкурса проектов «Зеркальные лаборатории» в НИУ ВШЭ. Вышка приглашает к участию коллективы из российских вузов, научных организаций и государственных научных центров, планирующие сотрудничество с научными подразделениями ВШЭ. Заявки принимаются до 20 мая.

«Зеркальные лаборатории» — это научные проекты, которые реализуются в Высшей школе экономики в партнерстве с другими образовательными и научными организациями страны. Идея таких проектов — в объединении двух команд исследователей, имеющих общую задачу, цель и исследовательскую тему. Например, в Высшей школе экономики есть какое-то научное подразделение, занимающееся определенной темой, и где-то еще в стране есть подразделение с аналогичной научной повесткой. Они объединяются, подают заявку на участие в проекте. В случае победы в конкурсе, они становятся «зеркальным проектом» в том смысле, что оба подразделения содержательно являются дополняющей копией друг друга: у них общие идея, цели, задачи и так далее. Поэтому они и называются «зеркальные», они как отражение друг друга. Такие лаборатории сотрудничают и финансируются в течение трех лет.

Вообще, проект «Зеркальные лаборатории» у нас задуман и организуется как часть большого проекта НИУ ВШЭ «Университетское партнерство». Кроме «Зеркальных лабораторий» есть масса других его не менее важных инструментов. Это и стажировки во ВШЭ, и программа привлечения российских постдоков. Но проект «Зеркальные лаборатории» — это наиболее институционализированная история, потому что она подразумевает совместные научные исследования в рамках сотрудничества уже существующих подразделений нашего университета с подразделениями других вузов по результатам конкурса в течение на трех лет.

Конкурс у нас ежегодный, в этом году мы проведем его в третий раз. Заявки будем собирать до 20 мая, а итоги конкурса подведем 8 июля. Вся информация о конкурсе есть на странице проекта «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ. Стараемся широко информировать коллег о конкурсе. Когда мы объявляли конкурс в первый раз, мы еще не знали, что нас ждут длинная история пандемии и ограничения поездок, поэтому все строилось на взаимных посещениях, офлайн-кооперации. Но эти два года существования лабораторий показали, что они прекрасно работают и в дистанционном режиме. И сейчас мы ожидаем заявки, которые будут основаны на факте того, что люди будут много времени работать удаленно.

В прошлом году мы расширили условия конкурса: помимо заявок от команд «Вышки» с другими вузами России мы начали принимать также совместные заявки от ВШЭ и исследовательских институтов. Мы надеемся, что в этом году у нас появятся проекты «Вышки» и, например, тех или иных институтов Российской академии наук, находящихся в разных регионах. Одна из задач «Зеркальных лабораторий» (это, кстати, особенность многих наших проектов, которые мы создаем на конкурсной основе) — создание научной школы и выращивание молодых ученых. Поэтому в «Зеркальных лабораториях» всегда важной частью являются взаимные стажировки студентов, организация летних школ, поездки студентов из московского университета в региональный, из регионального в московский и так далее. И конечно, опыт включенности студентов и аспирантов в работу не только других вузов, но и научных институтов может быть очень полезен и важен будущим исследователям.

© iStock

В первом конкурсе «Зеркальные лаборатории» в 2020 году приняли участие 33 исследовательских проекта. Заявки были подготовлены совместно научными подразделениями НИУ ВШЭ и партнерами из 27 российских университетов. Победителями стали 13 проектов. На конкурс 2021 года были поданы 32 заявки совместно с 25 российскими университетами и научными центрами, десять проектов стали победителями. В прошлом году у нас было больше трех заявок на место. Мы просим присылать на конкурс довольно детальную заявку, поэтому коллеги долго готовятся, обсуждают, прорабатывают детали. Заявка на наш конкурс — это большая работа. И каждый раз перед нами стоит сложный выбор. При этом хорошо видно, что многие коллеги делают работу над ошибками. Бывают случаи, когда к нам приходит заявка, которая нам потенциально интересна, но мы ее не поддерживаем, потому что она недостаточно проработана. А в следующий раз мы получаем то же обращение и видим, что коллеги, несмотря на отсутствие централизованной поддержки, работали в течение целого года и на этот раз сделали более содержательную заявку. В 2020 году на первой волне конкурса мы какие-то заявки отклонили, а в 2021 году на вторую коллеги пришли с доработанной версией, которую мы с удовольствием поддержали.

Нужно отметить, что самые устойчивые проекты возникают тогда, когда коллеги подают заявки на конкурс, уже имея продуктивную историю взаимоотношений, и они таким образом выводят проект на новый уровень.

Во-первых, нам важно, чтобы заявленный проект можно было реально осуществить и чтобы он был интересен обеим вовлеченным сторонам. Во-вторых, нужно, чтобы в рамках этого проекта стороны инвестировали важные компетенции в его реализацию и чему-то друг у друга учились. Это значимая история, потому что можно подумать, что все должны учиться у «Вышки», что наш университет всегда выступает в роли старшего брата. Это совсем не так. По очень многим проектам работа ведется с обеих сторон, готовится двойная экспертиза, они чему-то учатся у нас, а мы учимся у них. В-третьих, желательно, чтобы в рамках работы лаборатории появлялись какие-то результаты интеллектуальной деятельности, причем не только в виде публикаций, но и в базах данных, в патентах, в практических наработках. У нас есть целый ряд проектов, задачи которых, например, сфокусированы на решении конкретных региональных проблем.

Например, Институт демографии имени А. Г. Вишневского НИУ ВШЭ совместно с Научной лабораторией социальных и демографических исследований Башкирского государственного университета изучают влияние демографических изменений на развитие человеческого потенциала в регионах России и разрабатывают рекомендации по оптимизации региональной демографической и социальной политики, направленные на достижение национальных целей развития Российской Федерации.

Или другой пример — Институт экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ и исследователи из Международной лаборатории региональных проблем развития энергетики Иркутского национального исследовательского технического университета разрабатывают модели развития энергетической инфраструктуры удаленных и изолированных территорий России, в которых отсутствует присоединение к централизованным системам электро- и теплоснабжения. Таких территорий в России около 80%.

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ ПОЛНОСТЬЮ В ИСТОЧНИКЕ

Вам также может быть интересно:

Проект «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ отмечает пятилетие

«Зеркальные лаборатории» — одна из флагманских программ Высшей школы экономики, направленная на развитие внутрироссийских научных партнерств. За время реализации проекта было инициировано 41 научное исследование в партнерстве с 30 региональными вузами и научными организациями. К пятилетию «Зеркальных лабораторий» приурочена серия круглых столов, которые пройдут в ВШЭ 24–25 апреля.

В НИУ ВШЭ стартует пятый открытый конкурс проектов «Зеркальные лаборатории»

В конкурсе могут принять участие научные (научно-исследовательские) структурные подразделения Вышки, планирующие проведение совместных научных исследований с научными структурными подразделениями российских образовательных организаций высшего образования, научных организаций и государственных научных центров Российской Федерации. Заявки принимаются до 12 апреля.

В НИУ ВШЭ – Пермь состоялся Всероссийский круглый стол музейных экспертов

Дискуссия прошла в рамках совместного проекта НИУ ВШЭ – Пермь и СахГУ «Индустриальная культура: цифровые решения для исследовательской экосистемы» конкурса «Зеркальные лаборатории». На встречу приехали музейные эксперты и научные сотрудники университетов из Пермского края, Свердловской,  Кемеровской, Челябинской, Сахалинской областей и Ямало-Ненецкого автономного округа. Нетрадиционный формат мероприятия позволил не только обсудить актуальные вопросы сохранения индустриального наследия, но и в ходе практикума и стратегической сессии определить новые направления сотрудничества вузов и музеев.

Исследователи из ВШЭ и Института угля помогут противодействовать санкциям в угольной отрасли

Один из проектов, победивших на конкурсе «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ в июне этого года, — «Трансформации цепочек создания стоимости угольной отрасли и связанных с ней отраслей в условиях глобального энергоперехода и санкционного давления на российскую экономику». Его реализацией займутся Центр исследований структурной политики (ЦИСП) НИУ ВШЭ и Институт угля Федерального исследовательского центра угля и углехимии Сибирского отделения РАН (Кемерово). «Вышка.Главное» рассказывает, чем интересен этот проект и каких результатов планируют достичь его авторы.

НИУ ВШЭ и Национальный университет Узбекистана откроют зеркальную лабораторию по экономике

Высшая школа экономики и Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека (НУУ) договорились о создании зеркальной лаборатории по изучению актуальных экономических вопросов. Протокол о намерениях подписали ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов и ректор НУУ Ином Маджидов в рамках Межрегиональной конференции ректоров вузов Российской Федерации и Республики Узбекистан.

Инобр ВШЭ и КамГУ создадут модель развития человеческого потенциала в регионах с тяжелым климатом

В России несколько климатических зон, и в таких регионах, как Дальний Восток или Камчатка, условия намного более суровые, а их жителям приходится преодолевать больше трудностей, чем, например, людям в центральной части страны. Можно ли целенаправленно готовить выпускников вузов в отдельных регионах так, чтобы им было легче добиваться успеха в работе и повседневной жизни? Ответ исследователей — да, и нацеленный на это проект зеркальной лаборатории Института образования ВШЭ и Камчатского государственного университета победил в рамках конкурса «Зеркальные лаборатории» Вышки.

Подведены итоги конкурса проектов «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ

В этом году Высшая школа экономики в четвертый раз проводила конкурс проектов «Зеркальные лаборатории». На конкурс было подано 19 заявок от 16 научных подразделений НИУ ВШЭ, партнерами которых выступили 16 организаций из 14 регионов России. По итогам конкурса было поддержано 10 научно-исследовательских проектов.

В НИУ ВШЭ стартует четвертый открытый конкурс проектов «Зеркальные лаборатории»

В конкурсе могут принять участие научные (научно-исследовательские) структурные подразделения НИУ ВШЭ, планирующие проведение совместных научных исследований с научными структурными подразделениями российских образовательных организаций высшего образования, научных организаций и государственных научных центров Российской Федерации.

В НИУ ВШЭ подвели итоги конкурса проектов «Зеркальные лаборатории» — 2022

Конкурс исследовательских проектов состоялся в Вышке уже в третий раз. В этом году он проходил с 21 марта по 8 июля. Важным отличием от предыдущих лет стала направленность конкурса-2022 на поддержку исследований по тематикам стратегических проектов Программы развития НИУ ВШЭ до 2030 года.

Ученые из Москвы и Владивостока вместе изучают институты и предпочтения в экономическом поведении

До 20 мая продолжается прием заявок от подразделений НИУ ВШЭ на открытый конкурс проектов «Зеркальные лаборатории» 2022 года. Одна из зеркальных лабораторий, успешно работающих сегодня, была создана по итогам аналогичного конкурса в 2020 году учеными-экономистами из НИУ ВШЭ и Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) для изучения институтов и предпочтений в экономическом поведении. Как организовано сотрудничество коллег из Москвы и Владивостока, рассказывает заведующий Международной лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики НИУ ВШЭ Алексей Белянин.