• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зимние школы показали, чему учат в магистратуре ВШЭ

С 26 января по 6 февраля в Подмосковье проходили 14 зимних школ для поступающих в магистратуру НИУ ВШЭ. В этом году в них приняло участие более 500 человек, а число заявок на участие было рекордным — более трех тысяч. Почему школы привлекают такое внимание, как они устроены и как влияют на поступление на магистерские программы ВШЭ, расскажем на примере зимней школы факультета социальных наук, представившей самое большое количество магистерских программ.

Зачем нужны зимние школы

«У университета, организующего зимнюю школу, есть две основные задачи, — говорит руководитель департамента социологии ВШЭ Александр Чепуренко. — Первая — познакомить абитуриентов с особенностями магистерских программ, с ведущими преподавателями программ и показать, что у нас, в Вышке, нет «великой китайской стены» между студентами и преподавателями. Вторая задача — убедить, что поступать сюда стоит и что это вполне возможно».

Большинство участников зимних школ приезжает из регионов. Многие из них признаются, что бакалаврского диплома, полученного в других вузах, им не хватает — кому-то он не позволяет занять должность выше специалиста в государственных учреждениях, а то и вовсе найти работу, другие планируют сменить направление деятельности. А кто-то хочет почувствовать разницу в качестве образовательных программ, — учиться не только новому, но и по-другому.

Например, Виталий Кривошеев, участник школы по социологии, приехал из Краснодара, где он учится на факультете управления, но хотел бы организовывать работу с молодежью. «Социологической базы у меня нет, — отмечает Виталий, — но мне интересна социология молодежи. Приехал сюда, чтобы понять, насколько отличается уровень обучения и исследований в моем регионе и в Москве. Понял, что отличается сильно. Бывают преподаватели, которые работают по пожелтевшим учебникам, а на этой школе нам предложили современные знания, притом прикладные».

Как определить, на какую программу поступить

На открытии зимней школы первый проректор ВШЭ Вадим Радаев заметил, что представителей социальных наук сложно отнести к конкретным профессиям — в трудовой книжке не запишешь: «политолог» или «государственный и муниципальный управленец». «Но когда мы проводим опросы наших выпускников, выясняется, что почти все работают по специальности», — добавил первый проректор.

О трудоустройстве выпускников рассказывали представители всех магистерских программ, побывавших на школе. Выбор программы зачастую определяется именно дальнейшими карьерными перспективами. Но не менее важно и другое обстоятельство — к чему «душа лежит». Это еще одно преимущество участия в зимних школах — не только на лекциях и мастер-классах, но и в неформальном общении с преподавателями, волонтерами и другими абитуриентами можно понять, «твое» это или нет.

Ирина Новикова заканчивает медуниверситет в Перми (многие ее знакомые стали студентами пермской Вышки), одновременно учится госуправлению, ездит на стажировки в Европу и решает, какой карьерный путь выбрать: врача или администратора в сфере медицины. Ее заинтересовала программа «Управление и экономика здравоохранения», которую она смогла найти только в Вышке. «У нас часто встречается «замыленный» взгляд на вещи, мы работаем во многом в советской системе, — говорит Ирина. — Здесь я увидела новые, свежие идеи, другой подход к проблеме управления здравоохранением».

Почему магистратура Вышки привлекает профессионалов

Среди участников школы были не только действующие студенты, но и те, кто уже имеет большой опыт работы. Так, Ирина Кочегарова окончила Рязанский государственный медицинский университет, учится в интернатуре и работает в структуре Росздравнадзора.

А Ирина Тихомирова, участница школы по психологии, по первому образованию математик и системный программист, затем получила педагогическое образование и уже пять лет работает коучем. «В какой-то момент я поняла, что мне не хватает базового системного образования в направлении психотерапии, — признается она. — Мне хотелось расширить кругозор, посмотреть, какие еще направления психологии сейчас активно развиваются. После презентации каждой магистерской программы у меня появлялась мысль: "А может, и сюда поступать?"».

Анастасия Маркова — финансист из Чувашии, но ее больше привлекает сфера образования. «В студенческие годы я была председателем студенческого самоуправления своего вуза, много взаимодействовала с органами госвласти, — поясняет она. — Я начинала работать в банке, но поняла, что не хочу этим заниматься всю оставшуюся жизнь. Сейчас работаю в региональном министерстве образования».

Два года назад Анастасия прошла отбор в магистратуру Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ, но по семейным обстоятельствам отказалась от обучения. Теперь она пробует поступать в московскую Вышку и выбирает между двумя программами — «Управление образованием» и «Доказательная образовательная политика». Такую «лояльность» Вышке Анастасия объясняет не только качеством образовательных программ, но и тем, как организован отбор в магистратуру ВШЭ — конкурс портфолио (он есть на большинстве программ) открывает возможность для поступления иногородним абитуриентам, для которых поездка на экзамен в Москву была бы накладной.

Как и чему учат на школе

Формат школ отработан, но, «как в театре не бывает двух одинаковых спектаклей, так и у нас не бывает двух одинаковых школ», говорит Александр Чепуренко. «Программа очень насыщенная: просыпаешься в восемь утра, а ложишься в двенадцать-час ночи, всегда в общении, делишься мыслями, узнаёшь что-то новое», — рассказывает о своих впечатлениях Виталий Кривошеев.

Лекции, презентации магистерских программ, работа над проектами, групповые дискуссии — это типичный день большинства участников школы. Так, с демографами Вышки можно было поговорить о пенсионном возрасте и материнском капитале, от сотрудников Института образования ВШЭ — узнать, почему на глобальном образовательном пространстве продолжается «холодная война» и почему идеальный студент похож на миньона из известного мультфильма. Политологи рассуждали об особенностях текущего политического момента и готовились к будущим выборам. Одна из команд, готовивших групповой проект, удивила публику SWOT-анализом, объектом которого стал действующий российский президент.

Руководитель департамента психологии ВШЭ Василий Ключарев представил уникальную для России программу по нейроэкономике. Кроме того, его коллеги устраивали «демосессии» (например, по семейной психотерапии) и проводили мини-сеансы психологического консультирования. «Я чувствую, у меня после сеанса произошел внутренний прорыв», — говорит Ирина Тихомирова, побывавшая в роли «пациента».

Профессор Сергей Медведев прочитал лекцию о заборах — этом почти что социокультурном российском феномене. Но на самой школе «заборов» точно не было — участники различных секций свободно общались друг с другом, следуя совету выступившего перед ними декана факультета социальных наук Андрея Мельвиля.

Но даже такой график кому-то казался недостаточно плотным. Ирина Кочегарова считает, что лекции должны быть еще динамичнее, а работать можно 24 часа в сутки. «Мне очень понравились лекции по экономике здравоохранения — тем, что нам дали много информации, которая пригодится на олимпиаде, а это сразу повышает заинтересованность аудитории», — считает Ирина. В самом начале школы она предлагает устраивать ярмарку магистерских программ — краткие, на пять минут, презентации, которые помогут составить дальнейший план действий на школе. А в конце каждого дня, на ее взгляд, участникам надо выдавать домашнее задание, с помощью которого можно оценить, насколько плодотворным был минувший день.

Среди участников зимних школ один из самых показателей поступивших в магистратуру — у политологов. «Почти все наши участники нацелены на поступление к нам на факультет, — подтверждает студент программы «Политика. Экономика. Философия» Тимур Адильбаев, работающий на зимней школе в качестве волонтера. — Некоторые определились не только с программой, но и с тем, что будут делать во время учебы — какими исследованиями и где будут заниматься. У нас потрясающий состав лекторов и руководителей мастер-классов, что, конечно, привлекает абитуриентов».

Сам Тимур, помимо учебы в магистратуре, преподает в Лицее ВШЭ, а на зимнюю школу приехал, потому что «это возможность посмотреть на оборотную сторону учебного процесса, наладить неформальные связи с преподавателями». На следующий год Тимур хочет побывать на школе уже в другом качестве — организатора новой интеллектуально-развлекательной игры для будущих политологов.

И хлеба, и зрелищ

Формат деловых игр — один самых распространенных на школе. Будущие госслужащие, например, объединялись для борьбы с вороватыми чиновниками. Причем «боевой дух» они поддерживали и во время походов в столовую — можно было услышать их диалогичную кричалку. «На нас напали чиновники!», — утверждали одни. «Нет коррупции!» — решительно отвечали другие.

Кстати, по дороге в столовую случился и другой забавный разговор. «Вы нас откармливаете», — сказал один из участников школы. «А это чтобы на вас бабушка дома посмотрела и решила, что внука можно со спокойной душой отправить в Вышку», — парировал один из волонтеров.

А что в итоге

Из всех инструментов, которые Вышка использует для привлечения абитуриентов магистратуры, зимние школы — самый действенный, считает Александр Чепуренко. «По опыту прошлых лет мы знаем, что 70-75 процентов участников зимних школ участвуют потом в олимпиаде для студентов и выпускников вузов», — отмечает он.

Есть и другой, «побочный» эффект зимних школ. Не секрет, что высшее образование в России очень различается по качеству, и в общественных науках эти различия особенно ощутимы. «Для многих ребят, которые заканчивают бакалавриат в других вузах, то, что мы здесь говорим и как говорим, какие аргументы приводим — это столкновение с другой реальностью, — подчеркивает профессор Чепуренко. — Я никогда не забуду одну из наших первых школ, когда ко мне подошел один участник и сказал: «Знаете, я четвертый год учусь социологии, но никогда не понимал, что это и кем я могу быть. И только здесь мне стало это понятно».

Репортажи о школах по другим направлениям в скором времени будут опубликованы на странице зимних школ.

Также напоминаем, что до вечера 9 февраля можно зарегистрироваться на олимпиаду для студентов и выпускников вузов, победа или призовое место на которой дают льготы при поступлении в магистратуру ВШЭ.

Фото Оксаны Венедиктовой

Вам также может быть интересно:

ВТБ расскажет о новых технологиях финалистам олимпиады «Я — профессионал»

НИУ ВШЭ и ВТБ открыли в Москве Зимнюю школу по бизнес-информатике «Цифровая трансформация: технологии, меняющие реальность». Мероприятие организовано для финалистов олимпиады «Я — профессионал» и пройдет с 13 по 15 февраля в Москве.

НИУ ВШЭ и Банк ВТБ провели зимнюю школу по финансам для финалистов олимпиады «Я – профессионал»

В Москве прошла зимняя школа «Финансы, меняющие мир» для финалистов первой профессиональной олимпиады для студентов «Я — профессионал» по направлению «Финансы и кредит». Организаторы, Банк ВТБ и НИУ ВШЭ, подготовили для участников масштабную интерактивную программу, предполагающую погружение в последние тренды финансовых рынков и банковской отрасли.

Экономическую зимнюю школу студенческой олимпиады «Я — профессионал» открыл Герман Греф

31 января началась зимняя школа для финалистов олимпиады студентов «Я — профессионал» по направлению «Экономика», которую проводят НИУ ВШЭ и Сбербанк. В течение четырех дней интенсивных тренингов и лекций в кампусе Корпоративного университета Сбербанка 135 участников из 31 региона обсудят с российскими учеными и экспертами компетенции экономиста будущего и представят свой взгляд на перспективы экономического развития России.

На зимних школах ВШЭ говорили о науке и поэзии

В начале февраля в учебном центре «Вороново» впервые собрались вместе представители сразу четырех факультетов НИУ ВШЭ. К инженерам, программистам и математикам, которые и раньше организовывали там свои зимние школы, теперь присоединились физики, у которых первый прием в магистратуру недавно созданного факультета физики пройдет как раз в 2017 году.

Зимняя школа помогает студентам подняться на уровень выше

В конце января – начале февраля Высшая школа экономики традиционно проводит зимние школы для поступающих в магистратуру. Некоторые тематически близкие школы объединяют свои усилия и часть занятий делают общими для всех студентов. Что из этого получается, показываем на примере экономической школы и школы по международным отношениям.

«Твердое решение поступать в Вышку я принял именно на зимней школе»

Зимние школы факультета компьютерных наук, факультета математики и МИЭМ пройдут 4-8 февраля 2016 года в подмосковном учебном центре «Вороново». У каждой школы — своя программа, но преимущество их проведения в одно время и в одном месте в том, что слушатели при желании смогут заглянуть и на пару лекций в «соседних» школах. Расскажем про каждую из школ и дадим слово тем, кто уже участвовал в них и теперь учится в магистратуре ВШЭ.

94%

студентов, которые в прошлом году приняли участие в зимних школах ВШЭ для поступающих в магистратуру, готовы рекомендовать их своим друзьям*. Регистрация на зимние школы-2016 уже идет.

Открыта регистрация на декабрьскую и февральскую зимние школы факультета социальных наук

В Высшей школе экономики начинается новый цикл зимних школ для тех, кто планирует поступать в магистратуру. Факультет социальных наук в этом году проводит не одну зимнюю школу, как обычно, а целых две. Первая пройдет уже в декабре, вторая — в феврале. Почему школ — две, какую из них выбрать и что вообще дает участие в зимних школах? Отвечаем на наиболее часто задаваемые вопросы.

Международная зимняя школа: мир в миниатюре

В Высшей школе экономики прошла вторая Международная зимняя школа для иностранных студентов на английском языке. Факультет мировой экономики и мировой политики ВШЭ — инициатор и главный организатор школы — собрал на нее молодых людей из Германии, Египта, Италии, Китая, Марокко, Польши, Южной Кореи, Японии и других стран.

Завершилась первая Зимняя школа антикоррупционной политики

26–31 января в подмосковном пансионате «Голицыно» прошла Зимняя школа антикоррупционной политики, организованная Центр «Трансперенси Интернешнл – Р» совместно с Проектно-учебной лабораторией антикоррупционной политики НИУ ВШЭ. В ней приняли участие студенты НИУ ВШЭ, МИФИ, РГГУ и других вузов. Подобные мероприятия проводятся с 2011 года, но зимой — впервые.