• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Участники конкурса «Высший пилотаж» побывали в лётной школе

23-24 апреля в ВШЭ состоялся второй (заключительный) этап открытого конкурса исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж». Конкурс проводится впервые. В нем приняли участие около 350 человек из 45 регионов России и стран СНГ, 173 прошли на очный тур, 57 стали победителями и призерами.

Конкурс, рассчитанный на учеников 9-11 классов (хотя и тем, кто моложе, участвовать не запрещалось), был проведен по 14 направлениям. Некоторые из них имеют аналоги в школьной программе (экономика, философия, право и др.), некоторые — нет (предпринимательство, медиакоммуникации, бизнес-информатика и др.). Участники заочного этапа должны были представить проект или исследование. Те, кто прошел на очный тур, приехали в Москву, чтобы защитить свои работы перед жюри. Единственное направление, где победителей определяют сразу по результатам заочного этапа, — «Дизайн».

В отличие от предметных олимпиад, где старшеклассники демонстрируют умение применять знания в решении сложных задач, «Высший пилотаж» ориентирован на выявление способностей. Если речь идет о проекте, это способность увидеть через призму приобретенных в школе знаний «практическую» реальную ситуацию и попытаться ее изменить. При проведении исследования нужно уметь использовать для получения новых знаний (ответа на некий вопрос или для понимания действительности) уже имеющиеся, поясняет директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ Тамара Протасевич. Такие навыки востребованы и в жизни, и при обучении на любых образовательных программах.

Очный этап представлял собой не только презентацию работ (на выступление отводилось от 7 до 15 минут в зависимости от направления), но и так называемую лётную школу — «разбор полетов». На секции по каждому направлению члены жюри вместе с конкурсантами анализировали достоинства и недостатки работ, обсуждали перспективы развития научных идей и проектов. Для участников очного этапа «Высший пилотаж» — это еще и знакомство с Высшей школой экономики. Многие из них собираются сюда поступать, некоторые — по результатам предметных олимпиад, где призовое место уже получено.

Победители «Высшего пилотажа» из числа 11-классников при поступлении в ВШЭ по результатам ЕГЭ получат дополнительные 4 балла за индивидуальные достижения, призеры — 3 балла.

 

Тимур Якупов, г. Уфа, победитель по направлению «Предпринимательство»

Я предложил на конкурс проект создания в Уфе спортивно-оздоровительного комплекса «Спорт-парк», состоящего из скалодрома, веревочного парка начального и продвинутого уровня, площадки для сдачи норм ГТО, зон для пейнтбола и паркура. Этот проект связан с моими интересами за рамками школьной программы — я увлекаюсь профессиональным туризмом, имею спортивный разряд. В Уфе подобного спортивного комплекса нет, туристам негде тренироваться, оттачивать навыки, готовить новичков.

 

Елизавета Томилова, г. Архангельск, призер по направлению «Предпринимательство»

На конкурс я представила бизнес-план работы компании «Воркинг органайзер», которую планирую создать. Это компания будет заниматься организацией пространства. Например, у вас есть большой дом, где живет много народа, и вы не знаете, как привести его в порядок. Вы приходите к нам в компанию, мы разрабатываем проект и организуем вам пространство — заказываем мебель, все убираем, раскладываем по полочкам, и в результате у вас порядок и чистота. Этот проект я начала разрабатывать в США, когда училась там в школе по обмену, в рамках предмета «бизнес-менеджмент», а теперь решила реализовать его в России.

 

Наталья Ковалькова, победитель по направлению «Право», ЗАТО «Заозерск» Мурманской области

Я разработала проект изменений в закон «О положении иностранных граждан в Российской Федерации» об обязательном медицинском страховании всех иностранцев, работающих в России. Все знают, в каких условиях работают трудовые мигранты в нашей стране, есть риски для их здоровья. При обсуждении моей работы декан факультета права Евгений Николаевич Салыгин на лётной школе указал на недочеты — например, что я не разделила всех иностранных граждан на категории, влияющие на особенности страхования. Победа в конкурсе дает дополнительные баллы при поступлении в Вышку, но для меня стимулом было, конечно, не только это, а сама возможность побывать в Москве, в Вышке, выступить и поучаствовать в дискуссии.

 

 

Арсений Томилин, г. Ярославль, призер по направлению «Право»

В своем проекте я предложил поправки в законодательство, ужесточающие наказания для коррупционеров. Это одна из самых актуальных тем для нашего государства: много о ней говорят, но результатов нет. Надо действовать и пытаться решать проблему. Я предложил унифицировать некоторые санкции для сотрудников органов внутренних дел, уличенных в коррупции, с санкциями, предусмотренными для государственных и муниципальных служащих. Чтобы можно было их наказывать быстрее и при необходимости увольнять — в действующем законодательстве меры для них гораздо мягче.

 

Дмитрий Муравьев, г. Кирово-Чепецк, победитель по направлению «Философия»

О конкурсе «Высший пилотаж» я узнал благодаря рассылке от Вышки — ее я получаю как участник других интеллектуальных состязаний. И я подготовил исследование на тему «Бэтмен как суверен: политическая философия в Готэме». В нем я попытался представить Бэтмана — персонажа всем известных фильмов — как правителя Готэма, проведя параллели с концепциями и тезисами известных философов: Карла Шмидта, Джорджо Агамбена и других. Благодаря обсуждению с членами жюри удалось скорректировать мое понимание некоторых политических мыслителей XX века и увидеть некоторые нестыковки в моей работе. В этом году я собираюсь поступать в Вышку, на программу «Политология», а в перспективе хотел бы сделать карьеру исследователя. Мне интересна политическая составляющая жизни общества.

 

Кирилл Аксенов, член жюри по направлению «Предпринимательство», сотрудник компании IBM

Слушая презентации участников конкурса, я иногда забывал, что они еще учатся в школе и не обладают достаточным опытом для реализации таких проектов. Были, конечно, и «фантазерские» стартапы, но даже они показались мне в чем-то целесообразными и довольно здравыми.

 

Владимир Файер, заместитель декана факультета гуманитарных наук ВШЭ, председатель жюри по направлению «Лингвистика»

На нашей секции были представлены исследования по разным разделам лингвистики, хотя, казалось бы, в школе такого предмета нет, и дети обычно имеют отдаленные представления об этой науке. Были, например, работы по компьютерной лингвистике (о чат-ботах — программах, которые имитируют разговор с пользователем) и теории языка (например, сравнение ошибок, которые делают носители русского и осетинского языков). А еще исследования об истории русских слов, о нацистской лексике в современном немецком, о неологизмах «баг» и «фича» в языке пользователей интернета. Надеемся, что эти ребята станут студентами нашей образовательной программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика».

Особое впечатление на нас произвела самая юная участница — восьмиклассница Мария Барабашова из белорусского Витебска. Она опросила несколько сотен своих школьников, выяснила, какие прозвища получают учителя и ученики, собрала статистику и классифицировала эти прозвища. Конечно, у Маши были помощники и консультанты, но по ответам на вопросы мы увидели, что работа проведена самостоятельно и что автору есть что возразить на нашу критику. Сочинения и рефераты — прекрасная вещь, но от настоящей науки эти школьные жанры далеки. А тут ученица восьмого класса проводит научное исследование и предъявляет результаты, собранные своими руками. Надеемся на встречу с ней и другими юными исследователями в следующем году.

Текст: Виктория Бойкова, студентка 2 курса образовательной программы «Журналистика»

Фото: Маня Аникина, Сергей Строков

Вам также может быть интересно:

В Санкт-Петербурге объявили победителей II Международной олимпиады школьников по экономике

Завершилась II Международная олимпиада школьников по экономике (International Economics Olympiad), открывшаяся в северной столице неделю назад. Золото в командном зачёте досталось команде из Бразилии. Серебро и бронза у участников из Китая. Россияне — на пятом месте.

В Санкт-Петербургском кампусе ВШЭ открылась II Международная олимпиада школьников по экономике

Олимпиада, организованная по инициативе Вышки, собрала школьников из 24 стран мира. Генеральным спонсором олимпиады выступает ПАО Сбербанк. Соревнования продлятся неделю. Победители получат возможность бесплатно поступить на образовательные программы ВШЭ по экономике в 2020 году.

«Тыж программист»: в пяти городах прошел финал командной олимпиады «Высшая проба»

В Москве, Липецке, Ижевске, Самаре и Челябинске состоялся заключительный этап «Высшей пробы» для учеников 7-10 классов. В нем приняли участие 238 команд.

В Москве состоялся финал «Высшего пилотажа», первый этап которого впервые провели регионы

Заключительный этап конкурса исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж» для старшеклассников завершился в Высшей школе экономики. Участие в конкурсе — отличная возможность для тех, кто делает первые шаги в науке и проектной деятельности, получить профессиональную экспертную оценку своей работы.

1922

заявления поступило от абитуриентов, желающих учиться в 9-м классе Лицея НИУ ВШЭ, что на 25% больше, чем в прошлом году. Планируется набрать 300 человек на специализацию «Универсальная» и 25 человек на специализацию «Математика».

11 апреля — последний день подачи заявок на поступление на Футуритет (9-й класс Лицея)

Футуритет ВШЭ задуман как факультет будущего, которое каждый девятиклассник выстраивает самостоятельно. За год лицеист получает все необходимое, чтобы определиться с дальнейшим образованием.

«У каждого из вас будет шанс внести новое в знание об обществе и политике»

100 учащихся 9-11 классов стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, заключительный этап которой проходил с 30 марта по 4 апреля в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново».

3169

человек стали дипломантами олимпиады «Высшая проба» в 2019 году.

224

учащихся из 63 регионов России собрались на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, который проводит НИУ ВШЭ.

«Буду делать всё, чтобы не опускаться ниже взятой планки»

Завершилась Всероссийская олимпиада школьников по экономике. Ее заключительный этап по традиции прошел в учебном центре ВШЭ «Вороново». Победителями и призерами олимпиады стали 126 учеников 8-11 классов из более чем тридцати регионов России.