• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мы хотим, чтобы студенты проходили через реальную проектную деятельность»

Игорь Агамирзян, вице-президент ВШЭ, заведующий кафедрой менеджмента инноваций

Игорь Агамирзян, вице-президент ВШЭ, заведующий кафедрой менеджмента инноваций
© Высшая школа экономики/ Михаил Дмитриев

Современные университеты становятся не только научно-образовательными, но и предпринимательскими центрами. О том, как развивается инновационная инфраструктура Вышки, о привлечении студентов к технологическим бизнес-проектам и о магистерской программе «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» рассказывает вице-президент ВШЭ, заведующий кафедрой менеджмента инноваций Игорь Агамирзян.

Из чего складывается инновационная инфраструктура Вышки

Инновационной инфраструктурой принято называть средства и возможности для осуществления инновационной деятельности, включая даже такие обыденные, как помещения для работы. Например, во многих образовательных учреждениях стало популярной модель коворкингов. Но кроме материальных инфраструктурных объектов есть и нематериальные — образовательные программы и майноры по инновационной тематике, акселерационные программы в бизнес-инкубаторе, способы организации проектной деятельности, различного рода конкурсы, фонды поддержки инноваций и предпринимательства и так далее. В Вышке все это есть. А Бизнес-инкубатор ВШЭ, который является одним из старейших в стране университетских инкубаторов, еще и очень высоко котируется на международном уровне — в прошлом году он занял в мировом рейтинге седьмое место. Количество проектов, которые через него проходят, измеряется сотнями.

Чем университет может привлечь бизнес

В России исторически университеты имели индустриальное окружение, но такое взаимодействие в основном было направлено на решение задач военно-промышленного комплекса. Сегодня ситуация другая: современные университеты пытаются выстраивать отношения с коммерческими партнерами. Факультет компьютерных наук, который создали Вышка и «Яндекс» — это хороший пример правильно выстроенной модели взаимодействия с бизнесом.

Важно получать опыт не на учебных задачах, а на задачах, являющихся частью серьезного, содержательного проекта

Вообще долгое время доминировала реактивная модель взаимодействия вуза и бизнеса, когда университет выполняет НИОКР по текущим потребностям заказчиков или пытается продать кому-нибудь результаты своего интеллектуального труда. Мне кажется, что сейчас такой подход со стороны вузов уже не эффективен и нужно переходить к проактивной модели, когда университет не подстраивается под отдельные заказы, а понимает, какие у бизнеса есть долгосрочные потребности — и «переводит» их в свои исследовательские, учебные и инженерные проекты. В результате таких проектов, обязательно с участием студентов, создаются прототипы, которые можно предъявлять бизнесу. И если мы попадаем в точку, то дальше заказчик гораздо более серьезно относится к тому, чтобы начать долгосрочное сотрудничество по этому направлению.

Как Вышка поможет студентам стать разработчиками

Мы хотим, чтобы на инженерных специальностях 100 процентов студентов проходили через реальную проектную деятельность. Для них чрезвычайно важно получать опыт не на учебных задачах, а на задачах, являющихся частью серьезного, содержательного проекта. Поэтому сейчас в МИЭМ запускается пилотная программа по поддержке проектной деятельности студентов в рамках образовательного процесса. В частности, создается специализированный проектный офис, в котором выделена функция индустриальных коммуникаций — для выстраивания отношений с нашими потенциальными партнерами и заказчиками. На уровне материальной инфраструктуры проект в МИЭМ предусматривает перепланировку пространств для студентов, организацию коворкинговых зон, создание центра прототипирования и т.д.

Потенциал, который есть у студентов в этом отношении, не нужно недооценивать. Например, на факультете компьютерных наук есть порядок, согласно которому хорошие курсовые работы студентов оформляются в виде регистрации прав на интеллектуальную собственность. На программной инженерии это устоявшаяся практика. Студенческие работы — не все, но некоторые — можно коммерциализировать.

Зачем каждому знать об инновациях и предпринимательстве

Наша дорожная карта предусматривает, что к 2020 году 60% основных образовательных программ будут включать курсы, так или иначе связанные с предпринимательством. Мы не ждем, что каждый наш студент будет предпринимателем, но дать ему представление о технологиях предпринимательской деятельности, которыми он сможет воспользоваться, если в нем проснется такой интерес, мы должны. Кроме того, каждый студент должен понимать, какое значение предпринимательская деятельность имеет для экономического развития страны. Культура предпринимательства, как и культура работы с данными, культура коммуникации и культура проектной деятельности, — все это обязательные атрибуты культурного человека XXI века.

Почему нужно поступать на магистерскую программу «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании»

По сути, эта программа должна готовить управленцев R&D в индустрии, технологических менеджеров — тех, кто способен организовать процесс создания продукта или услуги на основе технологического подхода. С одной стороны, мировая практика на протяжении последних лет показывает, что нельзя быть просто менеджером «широкого профиля» — ты должен быть менеджером в конкретной области, нужно понимать объект, которым ты управляешь. С другой стороны, времена, когда один гениальный инженер мог сам организовать производство, тоже миновали. Сегодня это групповая работа, которая требует помимо инженерной квалификации массу других.

Нельзя быть просто менеджером «широкого профиля» — ты должен быть менеджером в конкретной области, нужно понимать объект, которым ты управляешь

На программе мы ждем тех, кто имеет определенный опыт в своей области, но хочет дополнить его управленческими компетенциями и навыками — организация коммуникаций (горизонтальных, вертикальных и с внешними партнерами), проектной деятельности, управление кризисными ситуациями, предпринимательские навыки. Благодаря такому широкому спектру компетенций сегодня это, пожалуй, самая востребованная специальность, по крайней мере в компаниях сектора информационных технологий.

У выпускников программы будет много путей для продолжения карьеры. Они смогут вернуться в тот бизнес, из которого пришли (кстати, большинство студентов программы учатся на ней «без отрыва от производства»), и перейти там на управленческую позицию. Они могут сменить индустрию. А кто-то может проявить собственный предпринимательский талант и, на основе накопленного ранее опыта и полученных на нашей программе компетенций, создать новый бизнес-проект.

Прием документов на магистерскую программу «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» продолжается по 31 июля. На программе предусмотрены 22 бюджетных и 15 платных мест, а также 5 платных мест для иностранцев.

Вам также может быть интересно:

Студентки МИЭМ придумали «умное МРТ-одеяло»

Разработка была представлена в Научно-технологическом университете «Сириус» в Сочи и заняла первое место на хакатоне по современным проблемам физической науки и индустрии. Соревнование проходило в формате кейс-чемпионата: в течение дня 15 студенческих команд должны были выбрать тему, изучить рынок, разработать концепцию и предложить прототип своего электронного прибора.

Специалисты Вышки изучили открытость российских инноваций

В дни проведения международного форума «Открытые инновации» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировал «открытость» инноваций в стране, опираясь на данные опроса 545 предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности.

Техношоу МИЭМ: от учебы к изобретениям

10 июня в МИЭМ развернули инженерный шоу-рум. Его гости смогли увидеть и испытать лучшие изобретения, придуманные студентами в рамках учебной программы и доведенные ими до действующих прототипов.

Робот вместо курсовой: четыре инженерных проекта студентов Вышки

С этого учебного года в образовательные программы МИЭМ официально внедрена проектная деятельность. Так что нынешние третьекурсники конструировали, паяли или кодили в условиях, максимально приближенных к рабочим. По итогам защиты проектов 10 июня пройдет первое в истории университета Техношоу.

В столице появится инновационный суперкластер

26 ноября Президент Российской Федерации подписал Указ № 672 «О создании на территории г. Москвы инновационного кластера», дав старт реализации инициативы мэра Сергея Собянина, активно поддерживаемой на этапе подготовки Высшей школой экономики. Специалисты НИУ ВШЭ изучили передовой опыт инновационных мегаполисов мира, совместно с московским правительством провели серию экспертных обсуждений принципов формирования инновационного суперкластера, а также разработали проект концепции, закладывающей базовые принципы взаимодействия потенциальных участников кластера, который в перспективе может охватить всю передовую экономику города.

Профессор Школы бизнес-информатики ВШЭ представил инновационные разработки на форуме в Сколково

В рамках седьмого Московского международного форума «Открытые инновации», состоявшегося 15–17 октября в Сколково, прошла выставка, на которой результаты своих научно-исследовательских работ демонстрировали представители научных институтов, малых предприятий и ведущих вузов, в том числе НИУ ВШЭ.

В Вышке заработал инновационный центр SAP для студентов

В Вышке на базе Школы бизнес-информатики в Москве и факультета информатики, математики и компьютерных наук в Нижнем Новгороде начали работать центры инноваций SAP Next-Gen Lab, которые объединены в сеть с аналогичным центром Мюнстерского университета (Германия), сотрудничающего с НИУ ВШЭ с 2005 года.

Как Россия выглядит в мировом рейтинге инноваций

Россия улучшила свои позиции в Глобальном инновационном индексе. Но до лидерства ей еще далеко.

Где готовят менеджеров для науки: магистерская программа ИСИЭЗ

18 апреля на программе «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ пройдет день открытых дверей. Почему на эту программу стоит пойти тем, кто хочет научиться коммерциализовывать научные изобретения, и как филологи учатся здесь вместе с математиками, рассказывают студенты.

Как инновации из состава преступления превратились в формулу успеха

Сегодня мы возлагаем на инновации большие надежды, связывая с ними улучшение благосостояния и ускорение экономического роста. Однако восприятие инноваций в обществе не всегда было положительным. Какие соображения существовали по их поводу в былые века? И что современный человек имеет в виду, используя слово «инновация»? Об этом в рамках проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького» рассказал в своей лекции доцент ИСИЭЗ ВШЭ Константин Фурсов.