• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выжигая Дарта Вейдера на оргстекле: в Вышке открылась лаборатория для инноваций

В мастерской инноваций, появившейся в МИЭМ, есть все необходимое оборудование для создания инженерного проекта — от станков с числовым программным управлением (ЧПУ) до паяльной станции. А еще в этой лаборатории можно заниматься творчеством. Экскурсию для новостной службы портала провели руководители мастерской Сергей Беланов и Александр Семион.

Творчество

«Здесь у нас стоят станки с ЧПУ для изготовления объемных деталей. Вот эта часть лаборатории предназначена для слесарной обработки, — показывает программист МИЭМ, руководитель студенческих проектов Александр Семион. — Для проекта мы уже начали лазером дерево вырезать, а так здесь будет слесарно-плотническая работа с рубанком. Справа установка для мягких материалов, которые можно ножом резать — пластик, дерево, фторопласты. Слева — мелкие станки для “ювелирных дел”, чуть подальше крупные агрегаты для серьезной работы, ими можно сталь обрабатывать, алюминий, бронзу».

Конечно, чтобы работать на таком оборудовании, необходимо пройти инструктаж по всем видам работ. И соблюдать технику безопасности — любой материал нужно обрабатывать в защитных очках, чтобы стружка не попала в глаза.  В центре комнаты — большой стол, на котором лежат вырезанные из фанеры детали и картины, сделанные методом гравировки. По словам руководителей мастерской, это далеко не вся коллекция — какие-то работы, например, деревянный 3D-принтер, ребята унесли собирать домой.

Выбирал оборудование заведующий лабораторией Центра управления проектными разработками (ЦУПР) Сергей Владимирович Беланов: «Я получил в свое время специальности токаря, фрезеровщика, оператора станков с числовым программным управлением (ЧПУ). Много работал на стройке, так как по образованию я инженер-строитель, ну и еще юрист — у меня два образования. А вообще я являюсь директором по эксплуатации здания и заведую лабораторией. Так получилось, что жизнь меня научила всему». По его словам, идея мастерской появилась давно, еще до объединения МИЭМ с Вышкой. При выборе станков исходили из того, какие виды работ нужны: токарные, фрезерные, сверлильные. И, конечно же, из удобства, — например, металл удобнее резать маятниковой пилой. А для того, чтобы не дышать гарью от лазерного станка, предусмотрели вентиляцию. 

«Мы только-только начинаем: мастерская живет, доделывается. Хотим установить свою покрасочную камеру, чтобы красить мелкие детали прямо здесь и не дышать краской — все будет герметично закрыто, а едкие испарения уйдут в вытяжку, — делится планами Сергей Беланов. — Пока что лаборатория работает в свободном режиме, но в новом семестре планируется организовать электронную запись на сайте ЦУПР. Нам хочется, чтобы студент имел четкое представление, что именно он хочет здесь изготовить, желательно показал чертеж по ГОСТу, по которому будет видно, что деталь можно изготовить на этом станке».

Здесь же, в лаборатории, студент Никита Хайрулин доделывает свой личный проект — подарок родителям на Новый год. Рамка, светодиодная лента, два магнита, микроконтроллер и перо — все, что нужно для изготовления «живой» картины. Когда электромагнит меняет свою полярность, перышко в рамке колеблется, а мерцающие светодиоды вызывают стробоскопический эффект. «Представьте вращающееся колесо. Если оно движется очень быстро, глаз не успевает за ним, возникает обман зрения — кажется, что оно крутится в обратную сторону. Здесь тот же самый эффект», — объясняет художественный прием Никита.

Проектная деятельность

В следующем году студенты четвертого курса Никита Хайрулин и Михаил Смусев заняты в проекте для РЖД, который ведет Александр Семион. Это будет автоматизированная дрезина для обследования железной дороги. По идее она должна заменить специальные бригады, которые обходят рельсы в поисках возможных трещин и сколов. «Мы шли по холлу МИЭМ и встретили Александра, — рассказывает Никита. — Это один из самых интересных проектов в этом году, на мой взгляд. Потому что много подходов можно применить — и сварка, и токарные работы, и фрейзер. При этом дрезина автономная, чтобы оператор на станции не бригаду за 10 км посылал проверять пути, а беспилотник, который исследует участок и передаст данные о состоянии рельсового полотна. Чтобы не было как в рассказе у Чехова — железнодорожный сторож патрулирует рельсы — проверяет, не украли ли где гайку». После праздников над проектом будут трудиться три проектные группы: одна займется изготовлением самой дрезины, другая антеннами над рельсами, третья запрограммирует датчики и нейросеть. Часть сложной вычислительной работы делают аспиранты МИЭМ.

По словам Сергея Владимировича, проект стал возможен именно благодаря инновационной мастерской. Все работы по изготовлению дрезины, от токарных до фрезерных, можно будет проводить в лаборатории. Кроме, конечно, сварочных — ими, по соображениям пожарной безопасности, занимаются только на улице.

Мастерская разделена на два помещения, условно «грязное» со станками и «чистое» — с оборудованием для производства электроники. «Чистая» часть лаборатории оснащена паяльниками, осциллографом и микроскопом для изготовленияи проверки плат. «Студент, придя сюда только с чертежами и схемами, может произвести любое устройство, которое считает инновационным или интересным», — говорит Александр Семион.

Например, четверокурсница Татьяна Подвойская пришла в лабораторию сделать усилитель для наушников. «Татьяна изготовила плату с помощью паяльной станции, потом с помощью блок-питания осциллографа и генератора сможет ее проверить, — поясняет Александр. — Можно, конечно, попробовать к телефону усилитель подключить, а можно к генератору — и заодно снять характеристики». 

В мастерской рады студентам, которые приходят с собственными проектами, и не только с зарегистрированными в проектном офисе. Сергей Владимирович вспоминает, как с первокурсником Дмитрием, который заинтересовался лазерным комплексом, выжигал на оргстекле Дарта Вейдера. А студенту Алексею, который ведет кружок робототехники для детей, помог сделать мини-копию лазера из фанеры. «Ко мне многие приходят, заглядывают, спрашивают. Я объясняю, что если хочешь что-то для себя сделать или участвуешь в проектной программе в МИЭМ — пожалуйста: приходи, садись, делай. Для вас специально все это создано».

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ впервые проведет кейс-чемпионат для школьников

16 декабря началась регистрация на Всероссийский кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству. Это новое командное состязание, которое проводит НИУ ВШЭ для учеников 9-11 классов и студентов профессиональных колледжей. Генеральные партнеры кейс-чемпионата – Минэкономразвития России и McKinsey&Company. Заявки принимаются до 10 февраля.

Студентки МИЭМ придумали «умное МРТ-одеяло»

Разработка была представлена в Научно-технологическом университете «Сириус» в Сочи и заняла первое место на хакатоне по современным проблемам физической науки и индустрии. Соревнование проходило в формате кейс-чемпионата: в течение дня 15 студенческих команд должны были выбрать тему, изучить рынок, разработать концепцию и предложить прототип своего электронного прибора.

Техношоу МИЭМ: от учебы к изобретениям

10 июня в МИЭМ развернули инженерный шоу-рум. Его гости смогли увидеть и испытать лучшие изобретения, придуманные студентами в рамках учебной программы и доведенные ими до действующих прототипов.

Робот вместо курсовой: четыре инженерных проекта студентов Вышки

С этого учебного года в образовательные программы МИЭМ официально внедрена проектная деятельность. Так что нынешние третьекурсники конструировали, паяли или кодили в условиях, максимально приближенных к рабочим. По итогам защиты проектов 10 июня пройдет первое в истории университета Техношоу.

«Мы хотим, чтобы студенты проходили через реальную проектную деятельность»

Современные университеты становятся не только научно-образовательными, но и предпринимательскими центрами. О том, как развивается инновационная инфраструктура Вышки, о привлечении студентов к технологическим бизнес-проектам и о магистерской программе «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» рассказывает вице-президент ВШЭ, заведующий кафедрой менеджмента инноваций Игорь Агамирзян.

Студенты бакалавриата займутся проектной работой

С нового учебного года одним из основных элементов обучения в бакалавриате ВШЭ становится проектная деятельность. К ней будут привлечены все бакалавры, поступившие в университет начиная с 2014 года. Участие в проектах позволит студентам не только проверить в реальном деле свои знания, полученные во время освоения дисциплин, но и сформировать так называемые «мягкие навыки», soft skills, необходимые для успешной работы.