• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В МИЭМ прошла постерная сессия проектов старшекурсников

В 2018 году МИЭМ стал первым подразделением Вышки, официально внедрившим проектную деятельность в учебный план. В системе, при которой в сентябре студенты выбирают проект, а в мае-июне представляют экспертному жюри готовые разработки, январская постерная сессия является точкой промежуточной отчетности.

Постерные доклады – экватор работы над проектами. Студенты презентуют текущие результаты, рассказывают о возникших трудностях и обсуждают пути их решения с экспертами из университета и индустрии.

По словам научного руководителя, и. о. директора МИЭМ Евгения Крука, готовый проект подразумевает наличие результата, который можно предъявить. «Проект отличается тем, что он подразумевает техническое задание и результат, который можно предъявить. Если результат не достигнут, значит проект не выполнен. – говорит Евгений Крук. – Из этого не следует, что все получат двойки. Нет единственного правильного ответа, у каждого решения есть свои плюсы и минусы. И на этапе защиты нужно не просто показать работающую программу или устройство, нужно обосновать свое решение. Получается моделирование реальной работы».

Проектная работа для будущих инженеров особенно важна, так как подразумевает практику в самых разных областях: от hard skills – составления документации, навыков программирования и прототипирования до soft skills – взаимодействия в команде и умения презентовать проект заказчику. В сентябре прошлого учебного года, по словам Евгения Крука, было сформулировано порядка 100 проектов: «Из них 86 мы запустили. Это было достаточно тяжело, потому что нужно было искать если не заказчика из индустрии, то по крайней мере координатора. В этом году их уже 168».

Для некоторых участников это уже второй проект – защитившись на третьем курсе, нынешние четверокурсники захотели снова испытать себя, уже по другому направлению.

Александр Тонков (3 курс, ОП «Информатика и вычислительная техника»)
Проект «Разработка управляющего контроллера для системы комплексной вентиляции нескольких помещений»

Мы разрабатываем систему из нескольких устройств для создания комфортного микроклимата в помещениях. Она работает так: на главный микроконтроллер приходят данные о температуре, влажности, содержании углекислого газа и числе людей в помещении. Обрабатывая эту информацию, система подает больше или меньше воздуха с улицы. То есть наша разработка помогает автоматически проветривать все помещения и приводит температуру и влажность к оптимальным показаниям с помощью нагревателя и увлажнителя.

У нас уже написана серверная часть и приложение под Android, с помощью которого можно контролировать систему и управлять ею в ручном режиме. Мы разработали и схему стенда, имитирующего несколько помещений. На защите проекта весной мы покажем на нем работоспособность системы.

Этот проект, во-первых, решает существующую проблему типовых систем вентиляции, которые часто не справляются с вытяжкой отработанного воздуха. Я сам часто сталкивался с тем, что в помещении встроена вентиляция, но все равно слишком душно, из-за чего снижается концентрация внимания и работоспособность. Во-вторых, хотелось разобраться с микроконтроллерами и их программированием, потому что раньше нравилось работать с более простыми Arduino.

Нам легко работать в команде: мы знакомы друг с другом с первого курса, умеем находить общий язык и решать ключевые задачи. Также нам помогают куратор проекта Кулыгин Владимир Николаевич и научный руководитель Полесский Сергей Николаевич.

Артем Пивко (4 курс, ОП «Информатика и вычислительная техника»)
Проект «Разработка системы VR-визуализации для центра обработки данных»

Сейчас мониторинг центров обработки производят либо по текстовым таблицам, либо по 2D-диаграммам. Это не очень удобно: тяжело для восприятия и занимает много места, из-за чего приходится использовать много мониторов. Мы же создаем систему, которая будет выводить данные с системы мониторинга центра обработки в виртуальной реальности. Это позволит оптимизировать работу: вместо десятка мониторов можно будет использовать один компьютер и шлем виртуальной реальности. В результате проекта мы планируем получить точную 3D-модель помещения дата-центра, на которую будут накладываться данные в том или ином виде. На постерной сессии мы продемонстрировали рабочий прототип модели: его же покажем нашему заказчику для уточнения технического задания.

Виртуальная реальность всегда была мне интересна. В прошлом году я ею и занимался, но в составе большой проектной группы, получил интересный опыт работы в многочисленном коллективе.

В работе нам помогают научный руководитель Алексей Ролич и преподаватель по компьютерным сетям Александр Овчинников. При этом очень много информации черпаем на интернет-ресурсах.

Артем Никитин (3 курс, ОП «Прикладная математика»)
Проект «Разработка кроссплатформенной игры на платформе Unity»

Мы разрабатываем мобильную игру на платформе Unity. В прошлом году нам захотелось попробовать себя в гейминг-разработке, постепенно появилась и концепция: наша игра является своеобразной композицией крутых фич из различных популярных игр, которые нам нравятся, личного опыта и своих идей. Реализовывать игру решили в виде проекта.

Это первый наш серьезный опыт, и я думаю, что мы справляемся неплохо. В нашей работе нужно уделять внимание каждой детали, так как все тесно взаимосвязано. Взять тот же код: он может быть классно написан, но без красивой внешней оболочки никто не захочет играть в наш продукт, и наоборот — создавая визуальный шедевр (как великие художники), мы не можем позволить себе не думать о соответствующем функционале, иначе вся работа практически ничего не будет стоить.

Мне кажется, что игра получается очень похожей на нашу команду: как в ней переплетаются разные аспекты, которые делают из неё «конфетку», так и мы работаем вместе, используя сильные стороны каждого. Общими усилиями мы хотим сделать игру, которая порадует не только остальных людей, но и нас самих. Конечно, проект постоянно модифицируется, некоторые механики пересматриваются, добавляются новые. Результат будет отличаться от того, каким мы видели его вначале, но я уверен, что эти изменения в лучшую сторону: наша команда точно приложит максимум усилий, чтобы все было сделано на отлично.

Артем Кацевалов (3 курс, ОП «Информатика и вычислительная техника»)
Проект «Разработка интерактивного программного комплекса на базе сенсорного моноблока»

В здании МИЭМ с момента открытия установлены сенсорные моноблоки, предназначенные для помощи студентам, преподавателям и гостям университета в навигации и получении необходимой информации. Но они до сих пор не функционируют. Наша команда решила разработать программное обеспечение, удобное и безопасное в использовании.

Для начала мы узнали у студентов и преподавателей: какую информацию они хотели бы получать через моноблоки? Для этого мы провели опрос, и на его основе решили реализовать такие фичи, как навигация по корпусу, расписание, свободные аудитории, актуальное меню столовой, состав комплексного обеда и новости факультета. Например, если вы хотите узнать, как пройти в аудиторию, то на схеме здания система покажет вам путь с помощью анимации и текстовых подсказок, но без звукового сопровождения, а расписание будет очень похоже на привычный всем РУЗ и HSE App.

Сейчас проект близится к концу, но объем работы только увеличивается. Нужно многое тестировать и исправлять, а это, как недавно выяснилось, самая ресурсозатратная часть. Но мы справимся.

Дарья Кандалина (3 курс, ОП «Прикладная математика»)
Проект «Smart медицина»

Мы создаём удобное специализированное программное обеспечение для врачей и медработников, которое позволяет легко проводить анализ медицинских показателей. В нашей команде пять человек. В первую очередь, мы должны были разобраться с самими методиками, которые хотим реализовать в ПО, сделать их подробное описание, понятное и для врачей. Основное преимущество нашей программы — продуманная цепочка рекомендаций по последовательности шагов при проведении анализа и помощь в интерпретации результатов при получении итоговых таблиц и графиков.

Работа над проектом продолжается: модуль «множественной регрессии» уже реализован и показывает корректные данные, но еще требует доработки. Потом мы будем разрабатывать интерфейс для анализов. В конечном итоге мы надеемся на их удачную реализацию в виде полностью работающей программы. И, конечно же, в перспективе — расширение функционала, совершенствование продукта с точки зрения удобства использования и соответствия новым тенденциям IT-рынка.

Виталий Степанянц (3 курс, ОП «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»)
Проект «Система ДУ Роботом»

Мы вчетвером разрабатываем носимую систему для считывания движений человека. Полученные данные можно использовать как в сфере управления роботами, так и в сфере их обучения. Под каждое применение просто нужно написать отдельную программу, а аппаратная часть системы не изменяется.

С самого начала нам пришлось прочитать и обдумать много информации, чтобы понять, в какую сторону двигаться – опыта разработки у нас не было. К защите проекта нам еще предстоит разработать очень много: модель размещения и крепления датчиков, электрическую схему для сбора данных и питания системы, ПО для сбора данных в системе и их подготовки для отправки на управляемый объект, API для дистанционного управления роботом, NAO для демонстрации работы системы. На данный момент мы заканчиваем этап разработки ПО для работы с данными.

Редакция новостной службы благодарит студенток первого курса МИЭМ Ирину Тараскину, Валерию Немну и Полину Подкопаеву за помощь в подготовке материала.

Вам также может быть интересно:

Выжигая Дарта Вейдера на оргстекле: в Вышке открылась лаборатория для инноваций

В мастерской инноваций, появившейся в МИЭМ, есть все необходимое оборудование для создания инженерного проекта — от станков с числовым программным управлением (ЧПУ) до паяльной станции. А еще в этой лаборатории можно заниматься творчеством. Экскурсию для новостной службы портала провели руководители мастерской Владимир Беланов и Александр Семион.

НИУ ВШЭ впервые проведет кейс-чемпионат для школьников

16 декабря началась регистрация на Всероссийский кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству. Это новое командное состязание, которое проводит НИУ ВШЭ для учеников 9-11 классов и студентов профессиональных колледжей. Генеральные партнеры кейс-чемпионата – Минэкономразвития России и McKinsey&Company. Заявки принимаются до 10 марта.

Студентки МИЭМ придумали «умное МРТ-одеяло»

Разработка была представлена в Научно-технологическом университете «Сириус» в Сочи и заняла первое место на хакатоне по современным проблемам физической науки и индустрии. Соревнование проходило в формате кейс-чемпионата: в течение дня 15 студенческих команд должны были выбрать тему, изучить рынок, разработать концепцию и предложить прототип своего электронного прибора.

Техношоу МИЭМ: от учебы к изобретениям

10 июня в МИЭМ развернули инженерный шоу-рум. Его гости смогли увидеть и испытать лучшие изобретения, придуманные студентами в рамках учебной программы и доведенные ими до действующих прототипов.

Робот вместо курсовой: четыре инженерных проекта студентов Вышки

С этого учебного года в образовательные программы МИЭМ официально внедрена проектная деятельность. Так что нынешние третьекурсники конструировали, паяли или кодили в условиях, максимально приближенных к рабочим. По итогам защиты проектов 10 июня пройдет первое в истории университета Техношоу.

«Мы хотим, чтобы студенты проходили через реальную проектную деятельность»

Современные университеты становятся не только научно-образовательными, но и предпринимательскими центрами. О том, как развивается инновационная инфраструктура Вышки, о привлечении студентов к технологическим бизнес-проектам и о магистерской программе «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» рассказывает вице-президент ВШЭ, заведующий кафедрой менеджмента инноваций Игорь Агамирзян.

Студенты бакалавриата займутся проектной работой

С нового учебного года одним из основных элементов обучения в бакалавриате ВШЭ становится проектная деятельность. К ней будут привлечены все бакалавры, поступившие в университет начиная с 2014 года. Участие в проектах позволит студентам не только проверить в реальном деле свои знания, полученные во время освоения дисциплин, но и сформировать так называемые «мягкие навыки», soft skills, необходимые для успешной работы.