• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенты бакалавриата займутся проектной работой

С нового учебного года одним из основных элементов обучения в бакалавриате ВШЭ становится проектная деятельность. К ней будут привлечены все бакалавры, поступившие в университет начиная с 2014 года. Участие в проектах позволит студентам не только проверить в реальном деле свои знания, полученные во время освоения дисциплин, но и сформировать так называемые «мягкие навыки», soft skills, необходимые для успешной работы.

В чем состоит проектное обучение

В 2014 году ВШЭ приняла новые образовательные стандарты для бакалавриата (у университета есть право устанавливать собственные стандарты, отличные от федеральных). Одна из особенностей новых стандартов заключается в том, что внутри образовательных программ значительное время отводится на проектную работу. Речь идет не о привычной для студентов производственно-ознакомительной или преддипломной практике.

«Ядром проектной работы должна быть внеаудиторная деятельность — в том смысле, что это не традиционные лекции и семинары, а включение студентов в учебные, исследовательские или профессиональные проекты, выполняемые как в Вышке, так и за ее пределами», — поясняет проректор ВШЭ Сергей Рощин.

В качестве внутренних «работодателей» для студентов могут выступать базовые кафедры, лаборатории, институты, центры, мастерские Вышки, которые занимаются исследовательской, аналитической, консалтинговой, экспертной, административной и другой деятельностью. «В каждом случае у этой деятельности своя специфика, — говорит Сергей Рощин. — Очевидно, что у фундаментальных математиков она будет больше связана с наукой, а у дизайнеров — с прикладными творческими проектами».

Проектная деятельность позволит студентам участвовать в создании реального продукта и научиться работать в условиях ограниченного времени, придавать продукту тот формат, который необходим заказчику, презентовать проект, работать в команде

В соответствии с новыми образовательными стандартами проектная и исследовательская работа составит не менее 20% общей трудоемкости образовательной программы, то есть от 48 кредитов за все время обучения в бакалавриате.

По новой модели будут обучаться студенты всех бакалаврских программ всех кампусов Вышки, поступившие в университет начиная с 2014 года. Студенты, поступившие в бакалавриат ВШЭ до 2014 года, продолжают учиться по прежним образовательным стандартам.

Зачем проектная деятельность нужна самим студентам

Российское образование много внимания уделяет тому, чтобы научить студентов профессиональным знаниям. Но специалист на современном рынке труда должен обладать еще и так называемыми soft skills («мягкими навыками»). Проектная деятельность позволит студентам участвовать в создании реального продукта и научиться работать в условиях ограниченного времени, придавать продукту тот формат, который необходим заказчику, презентовать проект, работать в команде, а также обрести навыки профессиональной коммуникации с различными контрагентами.

Работодатели также заинтересованы в том, чтобы студенты, то есть их потенциальные сотрудники, еще в процессе обучения получили компетенции, которые позволят им сразу включаться в реальные проекты компаний, будь это сфера IT, дизайна, журналистики, рекламы, менеджмента, экономики и проч.

Как искать проекты

Поиском проектов, во-первых, занимаются академические руководители образовательных программ, которые формируют список проектов и предлагают их на выбор студентам. Инициативу может проявить и сам студент. Например, если он уже участвует в профессиональном проекте, то сможет «зачесть» его — в случае, если с этим согласится руководитель бакалаврской программы.

В ряде случаев проектная деятельность может включать «сервисную» работу в рамках университета. Наиболее характерный пример — участие студентов в организации олимпиад для школьников. Такая деятельность также помогает формировать мягкие навыки, которые пригодятся в дальнейшем для успешной работы в профессиональных проектах. Однако, как отмечает Сергей Рощин, «сервисная» работа может составлять лишь небольшую часть проектной деятельности.

Наконец, основным агрегатором проектов станет «Ярмарка проектов» — виртуальный ресурс на портале ВШЭ. На нем все подразделения университета будут размещать информацию о своих проектах и вакансиях для студентов (причем это могут быть и оплачиваемые вакансии). Выбранный на ярмарке проект должен иметь определенное отношение к направлению обучения студента, но во многих случаях эти проекты будут междисциплинарными. Скажем, экспертную работу нужно проводить одновременно и с экономической, и с юридической точки зрения. Таким образом, в рамках одного проекта смогут встретиться студенты разных образовательных программ.

«Ярмаркой проектов» смогут пользоваться также студенты старших курсов бакалавриата, которые заканчивают обучение еще по прежним образовательным стандартам, и студенты магистратуры.

Как будут оцениваться результаты проектной работы

Проектная деятельность студента будет оцениваться и со стороны руководителей проектов, и со стороны руководителей образовательных программ. По словам Сергея Рощина, универсальных подходов здесь нет, поскольку программы сильно различаются, но любой проект предусматривает отчетность, по которой можно оценить характер и объем выполненной работы.

Какими могут быть проекты

На нескольких бакалаврских программах проектное обучение было введено уже в 2014/15 учебном году.

Так, на программе «Экономика» под руководством Кирилла Букина были созданы 50 групп по четыре студента в каждой, которые реализуют проекты по финансовому учету. Еще 30 студентов работают по индивидуальным проектам в качестве research assistants в научно-учебных лабораториях и помогают в обработке получаемых данных. А в следующем учебном году некоторые студенты могут быть приглашены для работы в качестве учебных ассистентов у преподавателей. Такая деятельность может быть оплачена не деньгами, как сейчас, а кредитами за проектную работу.

Для студентов бакалаврской программы «История искусств» Анна Гусева и Лев Масиель Санчес подготовили проектный семинар «Малые города России: искусство и городское пространство». В качестве объектов исследований выбраны Вологда и Тотьма. По мнению авторов проекта, значительная часть памятников и культурных явлений в этих городах слабо изучена или вообще не введена в научный оборот, что дает возможность студентам провести оригинальное исследование. Во время поездок в Вологду и Тотьму студенты займутся фотофиксацией и обследованием объектов архитектуры, будут работать в экспозициях и фондах музеев, проведут серию интервью с горожанами. Проект будет продолжаться три года, его планируется завершить научной конференцией, на которой студенты представят результаты своих исследований, и изданием научного сборника.

Результатом проектной работы студентов бакалаврской программы «Прикладная математика и информатика» должно стать создание программного продукта под руководством специалиста из IT-индустрии. В качестве примеров возможных проектов академический руководитель программы Антон Конушин называет библиотеку линейной алгебры, морфоанализатор, веб-сервис списков дел, архиватор, торрент, интернет-магазин и многое другое. Примечательно, что если в начале обучения студенты будут работать над самостоятельными заданиями, то на старших курсах им предложат объединиться в группы для разработки командных проектов.

Вам также может быть интересно:

Техношоу МИЭМ: от учебы к изобретениям

10 июня в МИЭМ развернули инженерный шоу-рум. Его гости смогли увидеть и испытать лучшие изобретения, придуманные студентами в рамках учебной программы и доведенные ими до действующих прототипов.

Робот вместо курсовой: четыре инженерных проекта студентов Вышки

С этого учебного года в образовательные программы МИЭМ официально внедрена проектная деятельность. Так что нынешние третьекурсники конструировали, паяли или кодили в условиях, максимально приближенных к рабочим. По итогам защиты проектов 10 июня пройдет первое в истории университета Техношоу.

«Мы хотим, чтобы студенты проходили через реальную проектную деятельность»

Современные университеты становятся не только научно-образовательными, но и предпринимательскими центрами. О том, как развивается инновационная инфраструктура Вышки, о привлечении студентов к технологическим бизнес-проектам и о магистерской программе «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» рассказывает вице-президент ВШЭ, заведующий кафедрой менеджмента инноваций Игорь Агамирзян.