• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Робот вместо курсовой: четыре инженерных проекта студентов Вышки

С этого учебного года в образовательные программы МИЭМ официально внедрена проектная деятельность. Так что нынешние третьекурсники конструировали, паяли или кодили в условиях, максимально приближенных к рабочим. По итогам защиты проектов 10 июня пройдет первое в истории университета Техношоу.

Как сделать 3D принтер без компьютера, создать программу для мониторинга работы мозга при помощи технологии виртуальной реальности, а также как во время работы над прототипом случайно изобрести собственную технологию производства печатных плат? Об этом гостям Техношоу расскажут студенты.

Студенческие команды представили 86 функциональных прототипов — инженерных решений той или иной проблемы. У каждого проекта есть заказчик, техническое задание и ограниченные сроки. Студенты должны были не только создать устройство, но и разработать сопутствующую документацию, а также уметь презентовать проект потенциальному клиенту.

Лучшие работы будут представлены на выставке 10 июня, некоторые из них — показаны в действии прямо на сцене. Все проекты прошли экспертизу заказчиков и конкурсной комиссии. Среди гостей мероприятия ожидаются представители компаний-партнеров МИЭМ.

Истории четырех проектов, отражающие принципы международного подхода к инженерному образованию CDIO (Conceive-Design-Implement-Operate / Придумывай-Разрабатывай-Внедряй-Управляй) — в материале новостной службы портала.

Придумывай

Телеуправляемый необитаемый подводный аппарат

Руководитель проекта — Александр Семион.

Участники: Дмитрий Филин, Максим Григорьев, Егор Шалимов.

Цель проекта, заказчиком которого выступил НИУ ВШЭ — предоставить недорогое и эффективное устройство для разведки подводного пространства и осмотра инженерных сооружений. Телеуправляемый аппарат внешне напоминает угря или мурену и двигается абсолютно бесшумно и естественно. Он не распугивает подводных обитателей и может проникнуть в труднодоступные места.

Одним из ноу-хау проекта стала собственная технология производства печатных плат и силиконового корпуса в домашних условиях. Причем, если корпус получилось создать с первого раза при помощи обычного обогревателя, с платами ребятам пришлось экспериментировать.
 


Дмитрий Филин,
лидер проекта

На первых этапах, чтобы получить засвет специальной плёнки через трафарет, мы использовали лампу для сушки маникюра, но потом соорудили более технологичное устройство с таймером. Платы можно было сделать и в университете, но до него долго ехать, к тому же технология не самая надёжная. Она основана на механическом удалении металла с заготовки, а это ограничивает минимальный размер дорожки на плате и может произойти зацеп, короткое замыкание и просто отрыв ненужного металла. Эстетика дело не самое важное, но нам нужно было получить ровные дорожки, чтобы наносить маску (тонкий полимерный зелёный слой). К тому же фотолитографический метод с лампой все равно пришлось бы применить для защиты платы от коррозии и механических повреждений.

Разрабатывай

Разработка системы хранения и обработки информации о потребности услуг ЖКХ

Руководитель проекта —  Эдуард Клышинский. 

Участники: Текунов Даниил, Сухобрусов Александр, Чернышов Александр.

Проект позволяет создать единую экосистему для потребителей, служб ЖКХ и банковского сектора. Такая система сможет сама собирать и обрабатывать данные счетчиков. Сервис упростит интеграцию с комплексом ЖКХ и управляющими компаниями, а также позволит центральному офису банка эффективнее работать с информацией о платежах из разных городов.


Даниил Текунов

Даниил Текунов,
лидер команды

Больше всего нас заинтересовало, что заказчиком проекта выступает крупный российский банк. К тому же, нам разрешили самостоятельно выстраивать архитектуру сервиса — это тоже большой стимул.

Всегда хочется испробовать новые технологии/фреймворки, но на моей основной работе нет возможности быстро сделать и испытать проект на продакшне. Поэтому для меня сервис стал возможностью изучить что-то новое.

Что касается работы в команде — мы были близко знакомы еще до проекта и даже пробовали что-то вместе писать, поэтому всё было почти интуитивно. Быстро стало очевидно, что все понимают, как и что нужно делать. 

Внедряй

Приложение поиска и анализа данных в социальных сетях

Руководитель проекта — Сергей Сластников.

Участники: Дмитрий Зиганшин, Антон Богатов, Олеся Гороховская, Глеб Мезенцев, Евгений Пантелеев, Никита Сидоров.

Разработка помогает отслеживать активность заданных аккаунтов. При помощи  приложения можно проводить мониторинг постов по ключевым словам, а также определять эмоциональную окрашенность текста и формировать статистику упоминаний. Сервис поможет организациям упростить процесс анализа данных социальных сетей, выявлять отношение пользователей к конкретным событиям, подводить маркетинговые исследования.


Никита Сидоров
Никита Сидоров,
участник проекта

Задача определения тональности текстов чаще всего решается для английского языка, а с русским всё сложнее. Почти всё, что мы изначально планировали сделать, не сработало, и нам приходилось искать другие пути решения проблем. Казалось бы — всё уже есть в интернете, но на деле подобрать подходящие методы для каждой задачи и тем более реализовать их не так-то просто.

По большей части, трудности возникали именно с составлением различных форм отчётности: роликов, презентаций, постеров и прочего, так как нужно было переключаться с основной работы над проектом.

Управляй

Рамановский спектрометр на чипе для космических исследований

Руководитель проекта —  Григорий Гольцман.

Участники: Алексей Кузин, Алексей Зыбынов, Ирина Елбакиева, Алексей Тарасов.

Цель проекта — создать интегрально-оптический рамановский спектрометр на чипе для определения состава исследуемого вещества. Заказчиками выступили немецкий аэрокосмический центр DLR при поддержке SCONTEL и МПГУ. Устройство измеряет спектр излучения химических элементов, из которого состоит вещество. Это дает информацию о составе вещества, его происхождении или свойствах.
 

Ирина Елбакиева

Ирина Елбакиева,
участница проекта

Было много командной работы над реальным проектом с крутыми заказчиками, а ещё очень много новых знакомств. Единственное, чего не хватило — лабораторного оборудования в МИЭМе, поскольку получить доступ к оборудованию на предприятии сложно, и оно не всегда бывает исправно. А вот если бы мы могли в любое время прийти и крутить ручки литографа, тогда и результат был бы лучшего качества, да и работать интереснее — мотивации больше.
 

Алексей Кузин

Алексей Кузин,
лидер команды

С точки зрения коммерческой реализации, проект имеет большое будущее. В мире ещё нет рамановских спектрометров, интегрированных на чип, а мы его уже практически сделали. В первую очередь устройство рассчитано на научно-исследовательские предприятия, лаборатории и университеты. Но в перспективе на базе нашего спектрометра можно разработать прибор для бытового использования, который будет определять состав продуктов в магазине.

Вам также может быть интересно:

Техношоу МИЭМ: от учебы к изобретениям

10 июня в МИЭМ развернули инженерный шоу-рум. Его гости смогли увидеть и испытать лучшие изобретения, придуманные студентами в рамках учебной программы и доведенные ими до действующих прототипов.

«Мы хотим, чтобы студенты проходили через реальную проектную деятельность»

Современные университеты становятся не только научно-образовательными, но и предпринимательскими центрами. О том, как развивается инновационная инфраструктура Вышки, о привлечении студентов к технологическим бизнес-проектам и о магистерской программе «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» рассказывает вице-президент ВШЭ, заведующий кафедрой менеджмента инноваций Игорь Агамирзян.

Студенты бакалавриата займутся проектной работой

С нового учебного года одним из основных элементов обучения в бакалавриате ВШЭ становится проектная деятельность. К ней будут привлечены все бакалавры, поступившие в университет начиная с 2014 года. Участие в проектах позволит студентам не только проверить в реальном деле свои знания, полученные во время освоения дисциплин, но и сформировать так называемые «мягкие навыки», soft skills, необходимые для успешной работы.