• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Открывается бакалаврская программа «Городское планирование»

© CC0 Creative Commons

В 2019 году Вышка начнет прием на бакалаврскую программу «Городское планирование». Как будет устроено обучение на программе, что будут уметь ее выпускники и почему они очень нужны даже в маленьких городках, рассказывает академический руководитель программы Олег Баевский.

Кого будут готовить на программе

Мы планируем готовить специалистов, которые будут представлять, как управлять таким сложным организмом, как город. Исторически изучение города складывалось в рамках множества различных предметных областей. Сейчас нет одной специальности, которая аккумулировала бы все знания о городе, и мы хотим это изменить. Мы считаем, что настал момент, когда разные дисциплины, которые касаются города как культурного, экономического, социального, экологического и пространственного феномена, как объекта изучения, проектирования и управления, должны соединиться. Если мы хотим управлять городом во всем многообразии его проявлений, нам нужен «дирижер», который понимает, как должен звучать каждый инструмент в «оркестре», и мы намерены готовить именно таких «дирижеров».

В городах уже сейчас живет больше половины населения нашей планеты, а к 2050 году эта доля достигнет 70%. Проблемы развития городов становятся настолько всеобщими, что без специалистов, которые понимают, как устроена городская среда, просто не обойтись.

Чем градостроитель, архитектор и городской планировщик отличаются друг от друга

В сложившейся системе образования проектным навыкам обращения с пространством, в том числе городским, учат градостроителей, архитекторов и отчасти дизайнеров. Архитекторы проектируют отдельные здания, сооружения или их комплексы — ансамбли, работая в рамках, которые определяют в своих проектах градостроители. Градостроители разрабатывают проекты развития городов и даже целых городских агломераций, чтобы ориентировочно определить наилучшее перспективное использование для отдельных частей города (функциональное назначение и предельные параметры застройки, другие характеристики). Эти характеристики и становятся «рамками» для работы архитекторов и дизайнеров.

Чтобы принимать столь ответственные решения, необходимо понимать, из чего складывается городская среда, как подобные ограничения сказываются на ее развитии, какими правовыми процедурами и документами достигается общественное согласие по поводу такого развития.  Выпускникам традиционных строительных, архитектурных и художественных вузов таких знаний обычно не хватает. Их дефицит и должна восполнить программа бакалавриата «Городское планирование».

Где смогут работать выпускники

Бакалавриат будет готовить практиков, которые сразу смогут войти в работу. Они смогут пойти в любую консалтинговую фирму, потому что будут обладать аналитическими навыками, будут уметь выявлять проблемы и оценивать возможности развития территории.  Им будет открыта дорога в дизайнерские, архитектурные и градостроительные бюро — потому, что они получат навыки средового и градостроительного проектирования. Также они могут работать в органах государственной власти и местного самоуправления, и, естественно, в СМИ, связанных с развитием города.

Ну и, конечно, после пяти лет обучения на программе бакалавриата, а именно такая продолжительность определена образовательным стандартом «Градостроительство», они смогут продолжить обучение в магистратуре, чтобы заниматься научной и исследовательской деятельностью.


Олег Баевский, академический руководитель программы «Городское планирование»/ © Михаил Дмитриев, Высшая школа экономики

Нужны ли городские планировщики за пределами городов-миллионников

В России каждый населенный пункт должен иметь целый комплект документов, необходимых для развития: это и правила землепользования и застройки, и генеральный план, и документация по планировке и многое другое. Вопрос — кто будет готовить эти документы? Если делать это по-настоящему, не формально, то нужны специалисты, которые понимают, к чему мы хотим прийти и как все эти документы помогут добиться результата.

Подавляющее большинство городов в России — не миллионники. Это малые и средние города с населением до 100 тысяч жителей, составляющие 85% городов страны. И именно они сегодня в наибольшей степени обделены вниманием специалистов, занимающихся вопросами развития территории.

В тоже время, если мы обратимся к опыту европейских стран, которые можно считать эталонами в организации городской среды, например Голландии, то обнаружим, что это страны малых и средних городов. Именно средние города с населением от 20 до 100 тысяч человек, а не мегаполисы, являются основной школой социализации горожанина, они обеспечивают стабильность и умеренность ежегодных темпов миграции как в более крупные, так и в более мелкие поселения. Показать преимущества и возможности малых и средних городов — тоже одна из задач подготовки наших студентов.

Еще одной специфической проблемой российских малых городов является значительная доля моногородов, городов одного предприятия. По сути — больших рабочих поселков с недоразвитой инфраструктурой и отсутствием главного качества города — предоставляемого им выбора. Как дать нашим умирающим сегодня моногородам возможность полноценно развиваться — один из актуальных вопросов нашего времени и нашего курса.

Чему будут учить студентов

Четыре года студенты будут изучать порядка 50 дисциплин, в том числе 6 — общего и 33 — профессионального цикла, а на пятый год в основном проходить преддипломную практику и писать дипломную работу.

Дисциплины, которые предстоит изучать студентам, можно сгруппировать по семи направлениям:

география;

 социальные и гуманитарные науки;

 экономика;

 градостроительство;

 менеджмент и коммуникация;

 городские политики;

 проектная деятельность.

География, социология и гуманитарные науки, экономика и градостроительство — это базовые дисциплины, задающие основные аспекты изучения и развития города. Каждая из них будет преподаваться на протяжении четырех лет со все большей специализацией предмета применительно к специфике города и даже его частей. Особое внимание будет уделяться истории и культурологии как важнейшим условиям существования и восприятия города.

Дисциплины в направлениях «Менеджмент и коммуникация» и «Городские политики» должны сформировать у студентов навыки управления развитием города, в том числе путем пространственной дифференциации приоритетов и средств. Например, в историческом центре Москвы  должна проводиться политика сохранения сложившегося облика города. Нарушителей могут серьезно штрафовать за отклонение от параметров, которые исторически сложились и закреплены регламентом использования территории. Иначе мы можем потерять ценное историческое наследие, а город — утратить свою культурную идентичность. А есть районы срединной части Москвы, доступность которых благодаря развитию транспорта существенно выросла и где, наоборот, надо максимально стимулировать повышение интенсивности существующего использования территории — проводить политику приоритетного развития.

Проектная работа

Стержнем всей программы бакалавриата в целом будет проектный семинар, который должен синтезировать все знания и навыки, которые студенты получат во время обучения.

Теоретическую и методическую основу этого семинара составит группа дисциплин, которую открывает «Введение в специальность», а завершает курс четвертого и пятого годов обучения, посвященный подготовке правовых документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории. Такие документы для малого города и могут стать предметом разработки на проектном семинаре. Для этого студентам надо будет выезжать на натурные обследования, обсуждать с органами самоуправления актуальные городские проблемы, обосновывать и отстаивать свои решения.

Принципиально, что это будет групповая работа, потому что в градостроительных проектах размеры авторских коллективов достигают сотен человек и студенты должны научиться работать в команде, получать информацию от других специалистов и корректировать свои решения с учетом их мнения.

О сверхзадачах программы

В конечном счете, у новой программы бакалавриата «Городское планирование» за вполне утилитарной  задачей подготовки специалистов, вооруженных необходимым для развития территорий набором знаний и  умений, есть сверхзадача — укоренить в качестве культурной нормы более сложное представление о городской среде, нежели чем просто о «благоустройстве».

Город — это удивительная смесь социального и пространственного, природного и рукотворного, случайного и закономерного. И нам бы очень хотелось, чтобы наши выпускники не только знали и понимали, но и любили город.

На программе предусмотрено 30 мест за счет НИУ ВШЭ, также есть платные места. Вступительные испытания — Математика (минимальный балл: 55), обществознание (минимальный балл: 60), русский язык (минимальный балл: 60).

Иконки: flaticon.com/ Freepik

Вам также может быть интересно:

Партнерами магистерской программы «Транспортное планирование» стали организации транспортного комплекса Москвы

Как воплощались в жизнь знаковые транспортные проекты столицы, студенты узнают от сотрудников ЦОДД и «МосТрансПроект», где и пройдут практику и даже смогут воспользоваться закрытыми данными для проведения исследований.

На учебу в Азию — из Высшей школы экономики

Магистерская программа «Социально-экономическое и политическое развитие современной Азии» дает студентам возможность изучать азиатские страны не только в теории, но и на практике — благодаря стажировкам в партнерских университетах Китая и других стран. Три студента программы рассказывают о трех аспектах таких стажировок — учебе, общении и еде.

Факультет права открывает новые программы совместно с Лондонским университетом

В 2019 году факультет права ВШЭ открывает программы дополнительного образования по общему праву, выпускники которых получат диплом Лондонского университета. Программы рассчитаны как на первокурсников Вышки, так и на студентов старших курсов и работающих специалистов.

На программе «Дизайн» открывается новый профиль «Саунд-арт и саунд-дизайн»

В Школе дизайна ВШЭ открывается бакалаврский профиль «Саунд-арт и саунд-дизайн». Это первая академическая программа в России, посвященная работе с музыкой, звуком и междисциплинарными формами искусства.

1922

заявления поступило от абитуриентов, желающих учиться в 9-м классе Лицея НИУ ВШЭ, что на 25% больше, чем в прошлом году. Планируется набрать 300 человек на специализацию «Универсальная» и 25 человек на специализацию «Математика».

Как в Высшей школе экономики учат управлению наукой и инновациями

17 апреля состоялся день открытых дверей магистерской программы «Управление в сфере науки, технологии и инноваций». Как обучение здесь связано с практикой и какая карьера ждет выпускников, мы попросили рассказать Павла Бахтина, заместителя заведующего отделом информационно-аналитических систем ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, закончившего программу в 2016 году.

«Университетское образование должно быть социальным лифтом в прямом смысле слова»

В этом году Высшая школа экономики поддержит абитуриентов бакалавриата, которые в силу социальных факторов и жизненных обстоятельств не могут конкурировать на равных со сверстниками при поступлении на бюджетные места. 119 человек, не добравших баллы, смогут учиться за счет университета. Об особенностях проекта порталу НИУ ВШЭ рассказал проректор вуза Вячеслав Башев.

Социально незащищенные абитуриенты смогут учиться в НИУ ВШЭ за счет университета

В московском кампусе Высшей школы экономики стартует пилотный проект поддержки абитуриентов бакалавриата, которые в силу социальных факторов и жизненных обстоятельств не могут при поступлении на равных конкурировать со сверстниками. Не более 119 человек, не добравших баллы для поступления на бюджетное место, получат возможность учиться бесплатно. Прием заявлений на участие в проекте продлится до 30 апреля.

11 апреля — последний день подачи заявок на поступление на Футуритет (9-й класс Лицея)

Футуритет ВШЭ задуман как факультет будущего, которое каждый девятиклассник выстраивает самостоятельно. За год лицеист получает все необходимое, чтобы определиться с дальнейшим образованием.

Личные легковые. От чего зависит количество автомобилей в городе

Центр экономики транспорта НИУ ВШЭ впервые провел эконометрический анализ факторов, влияющих на уровень автомобилизации в крупных городах России. О результатах расскажут на XX Апрельской международной научной конференции. Основные выводы исследования — в материале IQ.HSE.