• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Город Солнца и правовое государство

С 5 по 9 января в подмосковном интернате МИДа России работала первая Всероссийская историко-правовая (ВИП) школа, которую организовали дирекция по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися, сотрудники и студенты факультета права, факультета истории и Института гуманитарных историко-теоретических исследований ВШЭ. ВИП-школа задумывалась как педагогический эксперимент. О его результатах рассказывают организаторы, руководители и участники Зимней школы.

В работе школы участвовали старшеклассники из самых разных городов России: Москвы, Кирова, Вологды, Брянска и многих других. Школьники трудились над проектом «Город Солнца», основной целью которого было создание идеального государства со своей историей и законодательством, а затем представляли свои работы на суд жюри. Кроме того, в рамках проекта «Реализация принципов правового государства в современной России» участники Зимней школы разрабатывали меры по внедрению этих принципов в жизнь.

Евгений Салыгин
Евгений Салыгин
Евгений Салыгин, декан факультета права ГУ-ВШЭ, президент ВИП-школы:

— Я считаю, что в целом нам удалось добиться намеченных целей. Общей организацией Зимней школы занималась дирекция по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ, которая четко и профессионально организовала это серьезное мероприятие. Важную роль в успехе школы сыграло то, что преподавателями стали сотрудники кафедры теории права и сравнительного правоведенияДмитрий Мазаев, Александр Сердюков, Иван Шаповалов, которые имеют большой успешный опыт организации подобных игр со студентами. Преподаватели кафедры охотно откликнулись на мое предложение поработать со старшеклассниками в качестве лекторов, консультантов и игротехников. Студенты-вожатые – Борис Афанасьев, Эльза Горбунова, Вероника Надершина, Майя Саблина и Александр Шадрин – сумели найти общий язык со школьниками и стали их наставниками. Благодаря совместным усилиям вожатых и преподавателей, нам удалось преодолеть изначальную робость школьников и «включить» их в работу. Дети не только не обманули, но и превзошли наши ожидания, хотя учебная и творческая части программы требовали немалых усилий. Мы увидели ярких, одаренных ребят, среди которых многие демонстрировали настоящие лидерские качества и способность эффективно работать над достижением поставленной цели. Для ребят это был важный, а во многих случаях и первый опыт, который поможет им как в процессе дальнейшего  образования, так и в будущей практической деятельности.

Игровой формат для зимних школ представляется нам оптимальным, поскольку позволяет не просто выйти за рамки традиционной модели обучения как сообщения готового знания, а заинтересовать и мотивировать школьников. Кстати, на факультете права обучающие игры по теории и истории права являются обязательным элементом преподавания. Смысл проведения организационно-обучающих игр в ВИП-школе – в том, чтобы научить ребят не только правильной постановке проблемы, но и поиску оптимальных способов ее решения: формулировать конкретные меры, придумывать схемы, модели. Эта стратегия принесла свои плоды. В ходе работы над проектами участники школы сумели на доступном им уровне – порой неожиданно высоком – структурировать поставленную задачу: от общего осмысления проблем правового государства перейти к рассмотрению наиболее актуальных частных вопросов, почувствовать себя гражданами своей страны и, одновременно, представителями юридической профессии, увидеть свое место в политико-правовом контексте и попытаться конкретными мерами – законопроектами, программами, «дорожными картами» мероприятий – эти проблемы разрешить.

Юлия Иванова
Юлия Иванова
Юлия Иванова, ведущий научный сотрудник и руководитель Центра истории наук о языке и тексте Института гуманитарных историко-теоретических исследований ГУ-ВШЭ:

— У нас, сотрудников ИГИТИ, очень большой опыт работы с молодежью. Студенты Вышки и других университетов с первого курса участвуют в наших научных проектах. Мне самой приходилось проводить весеннюю школу для студентов и аспирантов в Варшаве в 2009 году. Однако опыта проведения школ для старшеклассников у нас еще не было. Удивительно, как быстро и легко мы нашли «общий язык» и сработались с коллегами факультета права. В течение первых двух дней работы школы дети должны были написать историю некоего фантастического, идеального государства и составить его законодательство. Для подготовки к этому мы с Павлом Соколовым, стажером-исследователем ИГИТИ, прочитали лекцию по истории утопий и по устройству древних законодательств, а Александр Сердюков рассказал о современном законотворчестве. После того как дети представили нам истории и законодательства своих утопических государств, мы вместе придумали кейсы, которые командам надо было решить и разыграть в форме спектакля. Иван Шаповалов и Александр Сердюков выступили экспертами законодательств идеальных государств. А историки – Павел Соколов и я – руководили групповой проектной работой по формированию правовой культуры у современной российской молодежи. Между прочим, мы вместе с ребятами написали проект, в котором предлагали организовать международный молодежный форум и даже детально разработали его программу. Мне кажется, что главный результат такой совместной работы – приобретение новых знаний и компетенций не только детьми, но и нами, преподавателями.

Павел Соколов
Павел Соколов
Павел Соколов, стажер-исследователь Института гуманитарных историко-теоретических исследований, член группы кадрового резерва Вышки:

— Мне кажется, одна из главных задач ВИП-школы – дать школьникам представление о настоящей, «взрослой» работе. Я преподавал в средней школе и убедился в том, что представления о смысле, содержании и стиле научной (да и практической) деятельности, формируемые в средних учебных заведениях, сильно расходятся с тем, к чему я привык в Вышке. Первокурснику вуза это расхождение дает о себе знать. По сути, первый год обучения в университете становится для вчерашних школьников периодом тяжелой адаптации, когда они вдруг открывают для себя, что их работа оценивается по жестким и объективным критериям, что существует конкуренция и так далее. Зимняя школа позволила им в игровой форме – ненадолго и «понарошку» – заглянуть в мир взрослых, управляемый законами трудовой этики и требующий высокой компетентности, ответственности и устойчивости к критике, которая иногда может быть сокрушительной.

Александр Сердюков
Александр Сердюков
Александр Сердюков, преподаватель кафедры теории права и сравнительного правоведения ГУ-ВШЭ:

— Замечательно, что Зимняя школа – новое начинание, как для ее организаторов, так и для участников, – прошла на достаточно высоком уровне. В самом деле: никто из школьников не сбежал домой, испугавшись нагрузки, наоборот, все остались довольны, а некоторые даже плакали, прощаясь на последнем вечернем «огоньке». Меня радует то, что два факультета – права и истории – сумели организовать эффективное сотрудничество и создать слаженную преподавательскую команду. Содержательным условием продуктивности нашей совместной работы стала государственно-правовая проблематика программы школы. Мы не ограничивались рамками своих дисциплин, а обучали школьников общей методологии исторической и правоведческой работы. Отрадно, что в правовой части игры ребята продемонстрировали высокий уровень понимания юридических проблем и хорошую технику их решения. Программа школы получилась цельной, хотя в то время, когда мы ее только придумывали, было ощущение, что она отчетливо распадается на «историческую» и «правовую» части.

Иван Шаповалов
Иван Шаповалов
Иван Шаповалов, доцент кафедры теории права и сравнительного правоведения ГУ-ВШЭ:

— Меня удивил высокий уровень мотивации как преподавателей, так и школьников: в зимние каникулы взрослые и дети почти целую неделю посвятили учебе и преподаванию, да еще и в таком сумасшедшем ритме. Ведь наша программа, по сути, превратилась в интенсивный тренинг, а ее результаты искренне порадовали. Мы ставили перед детьми сложные вопросы, на которые обычно отвечают профессионалы-правоведы, и хотя у школьников еще недостаточно знаний и опыта, чтобы ответить на эти вопросы, у них есть одно преимущество – они пока не знают неправильных ответов на эти вопросы.

Мне кажется, ролевая игра – это очень эффективный способ обучения: люди раздумывают о научных или практических проблемах не отстраненно, не извне, а изнутри заданной ситуации, обмениваясь идеями и обсуждая самые удачные и интересные из них. Ролевая игра – трудоемкое дело, потому что каждая игра уникальна, а предыдущий опыт скорее мешает, чем помогает. Если цель лекций и семинаров – ознакомить учащихся с материалом, то в игре отрабатываются способы обращения с этим материалом. Работа в игровом формате позволяет уйти от рутинной формы докладов, когда основная масса группы остается пассивной. Игра позволяет всем включиться в работу. Кроме того, это еще и проверка компетенции преподавателей, потому что нужно уметь быстро перестраиваться и оперативно реагировать на изменения игровой ситуации. Наконец, игра предоставляет возможность преподавателю оценить качества потенциальных студентов.

Людмила Борисова, сотрудник дирекции по работе по профориентации и работе с одаренными учащимися ГУ-ВШЭ:

— Я подключилась к проекту в конце ноября, когда многое уже было сделано – рождена идея, найдены ее сторонники, получена поддержка ректората и двух факультетов, которые объединились для реализации этой идеи. Затем началась работа по составлению программы, созданию инфраструктуры школы, взаимодействию с подразделениями университета, школой-интернатом МИДа, где работала школа. Самым трудным был отбор участников: на 48 мест претендовали 70 школьников.

Наша дирекция – структура молодая, а ее название говорит само за себя – мы занимаемся профессиональной ориентацией школьников. Одним из факторов удачной работы Зимней школы я считаю эффективное взаимодействие факультетов и дирекции. Нас всех объединило желание сделать выездное мероприятие для школьников продолжением лучших традиций Вышки, а опыт школы – стартовым для создания новых проектов. Несомненной удачей Зимней школы был подбор студентов-вожатых, которые поддержали идею создания ассоциации волонтеров – вожатых зимних и летних школ. Сейчас мы обсуждаем возможности создания специальных курсов для подготовки вожатых. И, конечно, мы приглашаем факультеты Вышки к сотрудничеству: надеемся, что школы, подобные нынешней, станут доброй традицией!

Майя Саблина, вожатая школы, студентка 3-го курса факультета права ГУ-ВШЭ:

— Первое, что следует отметить, – это бешеный темп учебы и работы, который был задан в первый же день. Два учебных проекта за четыре дня – это само по себе тяжело, а ведь у нас были еще и развлекательные мероприятия. Мы старались все делать вместе с детьми – участвовать в проектной работе, готовить номера для вечерних мероприятий и подводить итоги прожитого дня. Первоначально в программе была расписана каждая минута с 8 утра до 11 вечера, но уже к концу второго дня стало понятно, что нагрузка получилась слишком большой. Надо отдать должное оргкомитету, который тут же отреагировал на это и позволил больше отдыхать. Результат не заставил себя долго ждать – ребята с новыми силами и интересом принялись за работу.

Эльза Горбунова, вожатая школы, студентка 3-го курса факультета права ГУ-ВШЭ:

— Мы старались учить детей слушать друг друга. Возможно, без нашей помощи им было бы труднее сплотиться за столь короткое время. В первый же день мы ввели в распорядок дня своеобразный ритуал: каждый вечер, поделившись на группы по 10-12 человек, мы рассказывали друг другу о впечатлениях истекшего дня. Такое общение очень помогает успокоиться после напряженной работы и способствует развитию открытых, искренних отношений в группе.

Илья Устюжанинов, ученик 11-го класса экономико-правового лицея города Кирова:

— Я собираюсь поступать в Вышку на факультет истории – зачисление на этот факультет я себе уже обеспечил тем, что выиграл региональную олимпиаду. В школе легко привыкаешь к тому, что история преподается «линейно»: курс включает в себя события из всех сфер человеческого существования с древнейших времен до наших дней. В программе Зимней школы меня и удивил, и порадовал сам принцип выделения определенной проблематики в лекциях – это была история утопических проектов, изложенная Юлией Владимировной Ивановой и Павлом Валерьевичем Соколовым. Я узнал несколько новых для меня авторов утопических сочинений.

Мне очень понравилось то, что преподаватели Вышки активно используют игры на своих занятиях. Теперь я думаю, что процесс обучения должен быть выстроен именно так. Соотношение – примерно 30 процентов времени на лекции и 70 – на игру, – мне кажется оптимальным для усвоения материала. Игра позволяет не пассивно воспринимать готовое знание, а работать самостоятельно и ответственно, дает возможность не только высказать собственное мнение, но и выслушать и учесть чужое.

Валерия Оганесян, ученица 10-го класса гимназии города Раменского:

— Я пока не определилась с выбором факультета, но в будущем хотела бы работать в области международных отношений или заниматься переводческой деятельностью. В работе ВИП-школы мне понравился хорошо продуманный график занятий и развлечений. Я полагаю, что смена видов деятельности делает работу более эффективной. Очень понравилась работа в группах и игровая форма занятий. Если бы мне предложили выбрать, как учиться – на лекциях или в процессе игр – я бы половину времени отвела лекциям, половину – играм. Игра дает возможность обменяться идеями, услышать критику товарищей и высказаться самой. И еще мне очень понравилась работа наших вожатых. Если я поступлю в Вышку, тоже буду ездить в качестве вожатой в такую школу.

Что не понравилось? Наверное, слишком въедливая и жесткая критика наших проектов со стороны преподавателей. Эксперты разбирали каждую строчку нашего проекта, и все вслух…

Владислав Земенков, ученик 11-го класса Центра образования № 1451 города Москвы:

— Мне очень понравилась программа школы – и учебная часть, и, разумеется, развлекательная. Я считаю, что в учебном процессе обязательно должен быть игровой компонент. Было бы, наверное, хорошо, если бы половину всего учебного времени занимали лекции, а остальное – семинары и игры. Большое преимущество игры перед другими формами закрепления изученного материала – в том, что каждый участник имеет возможность высказаться. Еще мне очень понравились лекции Евгения Николаевича Салыгина о принципах правового государства; Юлии Владимировны Ивановой и Павла Валерьевича Соколова – по истории утопий от эпохи Платона до XIX столетия; Александра Викторовича Сердюкова – о том, как нужно писать законы. Особую благодарность хочется выразить нашим вожатым, которые все эти дни делили с нами радости и огорчения и проявляли удивительную чуткость. Я надеюсь, что поступлю в Вышку, хотя пока еще не знаю, на какой факультет, и тогда буду участвовать в работе таких школ уже в качестве вожатого.Знаете, у меня много знакомых учатся в Вышке. Одни поступали, чтобы получить хорошую специальность и найти себя в какой-то профессии, другие были заинтересованы в прибыльных или престижных специальностях, а в Вышке они вдруг поняли, что их призвание – наука. Этому стремлению Вышка, видимо, как-то особенно способствует. Я думаю, за Вышкой – будущее.

Вам также может быть интересно:

ВШЭ увеличивает количество профилей в партнерской школе № 2107

В новом учебном году в этой школе, управляющий совет которой возглавляет проректор ВШЭ Вячеслав Башев, увеличится количество профильных направлений, разработанных при поддержке университета. Кроме того, старшеклассники, участвующие в проекте «Распределенный лицей ВШЭ», будут посещать факультетские дни в Вышке вместе с учениками Лицея ВШЭ и школы «Покровский квартал».

ВТБ расскажет о новых технологиях финалистам олимпиады «Я — профессионал»

НИУ ВШЭ и ВТБ открыли в Москве Зимнюю школу по бизнес-информатике «Цифровая трансформация: технологии, меняющие реальность». Мероприятие организовано для финалистов олимпиады «Я — профессионал» и пройдет с 13 по 15 февраля в Москве.

НИУ ВШЭ и Банк ВТБ провели зимнюю школу по финансам для финалистов олимпиады «Я – профессионал»

В Москве прошла зимняя школа «Финансы, меняющие мир» для финалистов первой профессиональной олимпиады для студентов «Я — профессионал» по направлению «Финансы и кредит». Организаторы, Банк ВТБ и НИУ ВШЭ, подготовили для участников масштабную интерактивную программу, предполагающую погружение в последние тренды финансовых рынков и банковской отрасли.

Экономическую зимнюю школу студенческой олимпиады «Я — профессионал» открыл Герман Греф

31 января началась зимняя школа для финалистов олимпиады студентов «Я — профессионал» по направлению «Экономика», которую проводят НИУ ВШЭ и Сбербанк. В течение четырех дней интенсивных тренингов и лекций в кампусе Корпоративного университета Сбербанка 135 участников из 31 региона обсудят с российскими учеными и экспертами компетенции экономиста будущего и представят свой взгляд на перспективы экономического развития России.

На зимних школах ВШЭ говорили о науке и поэзии

В начале февраля в учебном центре «Вороново» впервые собрались вместе представители сразу четырех факультетов НИУ ВШЭ. К инженерам, программистам и математикам, которые и раньше организовывали там свои зимние школы, теперь присоединились физики, у которых первый прием в магистратуру недавно созданного факультета физики пройдет как раз в 2017 году.

Зимняя школа помогает студентам подняться на уровень выше

В конце января – начале февраля Высшая школа экономики традиционно проводит зимние школы для поступающих в магистратуру. Некоторые тематически близкие школы объединяют свои усилия и часть занятий делают общими для всех студентов. Что из этого получается, показываем на примере экономической школы и школы по международным отношениям.

«Твердое решение поступать в Вышку я принял именно на зимней школе»

Зимние школы факультета компьютерных наук, факультета математики и МИЭМ пройдут 4-8 февраля 2016 года в подмосковном учебном центре «Вороново». У каждой школы — своя программа, но преимущество их проведения в одно время и в одном месте в том, что слушатели при желании смогут заглянуть и на пару лекций в «соседних» школах. Расскажем про каждую из школ и дадим слово тем, кто уже участвовал в них и теперь учится в магистратуре ВШЭ.

94%

студентов, которые в прошлом году приняли участие в зимних школах ВШЭ для поступающих в магистратуру, готовы рекомендовать их своим друзьям*. Регистрация на зимние школы-2016 уже идет.

Открыта регистрация на декабрьскую и февральскую зимние школы факультета социальных наук

В Высшей школе экономики начинается новый цикл зимних школ для тех, кто планирует поступать в магистратуру. Факультет социальных наук в этом году проводит не одну зимнюю школу, как обычно, а целых две. Первая пройдет уже в декабре, вторая — в феврале. Почему школ — две, какую из них выбрать и что вообще дает участие в зимних школах? Отвечаем на наиболее часто задаваемые вопросы.

Международная зимняя школа: мир в миниатюре

В Высшей школе экономики прошла вторая Международная зимняя школа для иностранных студентов на английском языке. Факультет мировой экономики и мировой политики ВШЭ — инициатор и главный организатор школы — собрал на нее молодых людей из Германии, Египта, Италии, Китая, Марокко, Польши, Южной Кореи, Японии и других стран.