• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социологам не место на баррикадах

Зимняя школа по социологии началась еще в Москве в корпусе факультета социологии на Кочновском проезде. Утром 26 января социологи принимали 44 участника из двух десятков российских городов, а также из  Украины и Белоруссии.

Знакомство с преподавателями и с факультетом началось общением с деканом факультета социологии Александром Чепуренко. Ему пришлось отвечать на сакраментальные вопросы – правда ли, что в магистратуру можно поступить бесплатно на бюджетные места? А сколько мест в магистратуре? Правда ли, что есть реальный шанс поступить по Олимпиаде? Правда ли, что в магистратуру могут поступать выпускники специалитета? Все это – ожидаемые вопросы, особенно когда речь идет о магистерских программах факультета, о стратегии развития магистратуры.

День первый. Погружение

Утром 27 января участники всех четырех Зимних школ НИУ-ВШЭ (социологи, психологи, математики и программные инженеры) собрались в конференц-зале, чтобы послушать приветственное слово первого проректора Вадима Радаева.  Помимо формально-торжественного «предлагаю считать Зимнюю школу открытой», Радаев рассказал немало впечатляющих фактов о магистратуре ВШЭ и прояснил историю неожиданного статуса Вышки - «магистерский университет».

Те, кто заканчивает специалитет, выяснили, действительно, в 2011 году они могут поступать в магистратуру, а вот для специалистов выпуска 2012 года это пока остается нерешенным вопросом.

Главный вывод, который могли сделать для себя участники Школы: 2011 год -  чрезвычайно благоприятный момент для поступления, так как магистерских программ на факультете гораздо больше, чем могут «освоить» собственный выпускники Вышки, а этот момент пока «просекли» далеко не все.

В рамках Школы по социологии весь первый день занятий был отдан экономической социологии. Поэтому после открытия Вадим Радаев продолжил профессиональное общение с социологами и презентовал программу «Прикладные методы социального анализа рынков» (ПМСАР).

Радаев еще раз упомянул о процессе выбора курсов (который был назван «вакханалией свободы»), адаптационных дисциплинах (созданных специально для бакалавров с непрофильным образованием) и т.д. Это было повторение, но повторение важное: участники Зимней школы слышали все это непосредственно от «идеолога» новых принципов построения магистерских программ.

 Неожиданный интерес у слушателей вызвал рассказ о системе рейтинга для преподавателей, который получается в результате оценивания студентами своих же наставников. «Такое впечатление, что вам не терпится поступить в магистратуру ВШЭ, чтобы наконец-то наставить преподавателям двоек», - иронично заметил Радаев.

Программа ПМСАР, помимо экономической социологии, содержит большой блок дисциплин по методам. Поэтому следом за Радаевым разговор о программе продолжила заведующая кафедрой методов сбора и анализа социологической информации Ирина Козина.

Ирина Козина

Ирина Марксовна решила не только рассказать, но и показать свою кафедру: помимо описания курсов, участники увидели, как выглядят преподаватели, многих из которых они уже заочно знают как авторов классических учебников по методам. Завершилась презентация кратким сообщением об электронных базах журналов, которыми располагает ВШЭ.

Продвигаясь далее по программе дня «от общего к частному», будущие магистранты прослушали два мастер-класса. Вадим Радаев рассказал об одном из наиболее перспективных и активно развивающихся направлений - о социологии рынков. Он сделал краткий экскурс в историю экономической социологии а затем рассказал о главных «направлениях удара» на современных фронтах науки.

Мастер-класс профессора кафедры методов сбора и анализа социологической информации Юлианы Толстовой был труден, что не удивительно, ведь его тема – «Особенности измерения в социологии». Юлиана Николаевна говорила  о ловушках, о чуть ли не детективных расследованиях, которыми должен заниматься методолог, о необходимости «методологического занудства» и въедливости.

Получив заряд знаний, участники школ перешли к групповой работе, которая была построена в режиме тематических круглых столов. Магистранты программы «Социология публичной сферы и социальных коммуникаций» (СПСиСК) Екатерина Кожевина и Татьяна Сковородина провели круглый стол по тематике визуальной социологии.Студентки взяли несколько серий фотографий митинга на Манежной площади в Москве. Слушателям была предложена аналитическая схема, в соответствие с которой участники тщательно проработали весь визуальный ряд. В итоге групповая работа не только позволила апробировать схему анализа, но и помогла выйти на довольно актуальные дискуссионные темы: о неоднозначной взаимосвязи социолога и общества, о возможностях и ограничениях «публичной социологии» как одной из возможных форм профессиональной активности исследователя.

Вторая дискуссия была посвящена экономической социологии (ведущий – магистрант факультета социологии  Максим Маркин). Участники обсуждали  особенности рынка труда для социологов. Какие умения и компетенции востребованы в большей мере? Что повышает профессиональную мобильность социолога? Как выбирать, в какой сектор встраиваться, где получать опыт работы, где есть возможности для профессионального роста и карьеры?

Интересующиеся проблемами демографии собрались за круглым столом «Трудовая миграция» (ведущий - заместитель декана по магистратуре Иван Климов).Оказалось, что о современных тенденциях слушатели имеют достаточно хорошие и фундированные представления. А вот в отношении проблем проявилась интересная тенденция: названные первоначально в ходе «мозгового штурма»проблемы, при последующем разборе в большинстве своем были отнесены к мифам и стереотипам, либо были оценены как более сложные и неоднозначные. Вывод парадоксален: мышление даже достаточно подготовленного человека, каковым является участник школы, находится под сильным давлением стереотипов и под влиянием логики «здравого смысла». Поэтому важно критически относиться к тому, что «мы знаем».

После дискуссий и ужина участники разделились на небольшие группы для неформального общения. Часть из них совместно с психологами отправилась смотреть фильм «Социальная сеть». В последовавшем за фильмом обсуждении они защищали социологическую интерпретацию показанных в фильме феноменов. По кулуарным признаниям психологов, победила не «дружба», а социологическое образование.

День второй. Продолжение

Пятница, 28 января, началась встречей с руководителем одной из первых базовых кафедр факультета – «ГфК-Русь» - Александром Демидовым.

Александр Демидов

Рассказ о направлениях исследований, о специфических техниках исследований (например, «car-клиника»), об ожиданиях и требованиях к выпускникам-социологам – все вызывало закономерный интерес слушателей. Но были две вещи, которые стали неожиданными. Первая – в период кризиса рынок маркетинговых исследований (по опыту самой GFK) «просел» не сильно. И второе – это профессиональный взгляд на методы маркетинговых исследований и их применение: «Market research – это постоянная борьба с ошибками и постоянная работа над ошибками».

Вторым выступающим в этот день стала руководитель программы «Комплексный социальный анализ»  Инна Девятко.Большая часть выступления была посвящена исследовательскому проекту, которым занимаются сотрудники кафедры, - об обыденном знании о социальном мире как ресурсе и ограничении для любого социологического исследования. Как делать, чтобы не задавать людям вопросы, на которые они не могут дать ответы? Почему инструментарий социологов приводит к неоправданной «когнитивной перегрузке» людей? Собственно, для поиска ответов и нужны исследования, оценивающие границы различных форм знания.

Истории понятия «социальная мобилизация» было посвящен мастер-класс Ивана Климова. В истории есть множество примеров массовых движений, в которых интуитивно угадываются сходные черты – революции, бунты, социальные движения. Но можно ли систематически описать механизмы и процессы, которые делают возможным коллективное действие? Современные работы в этой сфере сводятся скорее к описательным исследованиям, и слабо задействуют понятийный аппарат и модели объяснения, сформированные ранее. Они устарели? Неадекватны сегодняшним задачам и «новым» формам коллективного действия? Или просто ушла мода на «активистскую» тематику? В общем, есть пространство для дискуссии.

Собственно дискуссии на более близкие слушателям темы проходили позже в рамках трех круглых столов. Один из них, по демографии (ведущие – магистранты этой программы Денис Кулешов и Тимур Фаттахов), был посвящен анализу демографической ситуации в нашей стране. Участники обсуждали проблему увеличения рождаемости, смещение «календаря рождений», происходящее под влиянием экономических стимулов, сокращение численности трудоспособного населения, и в результате – вышли на одну из самых категорических проблем: снижение уровня смертности. Разрыв в возрасте дожития у мужчин и женщин достигает 19 лет. Главные причины мужской смертности – дисфункция системы кровообращения и смерть от «внешнего физического воздействия». Получается, что снижение уровня смертности – это категорический императив современности.

 Вторая дискуссия, как и в предыдущий день, была посвящена экономической социологии (Максим Маркин). Если в предыдущий день обсуждалось трудоустройство социолога, то в этот раз речь шла скорее о социологическом образовании, о требованиях к нему, а также ставились довольно нетривиальные исследовательские задачи в этой сфере. Участники особенно оценили сравнение ситуации социолога на рынке труда с детским маслом, которое (согласно известному исследованию) использовалось совсем не так, как это задумывал производитель.

Третья из дискуссионных площадок получилась самой насыщенной и самой многолюдной. Обсуждалась тема «Новые медиа» (ведущая – сотрудник учебной части факультета, социолог Александра Запольская).С самого начала стало ясно, что есть три темы для разговора: новые медиа и традиционные СМИ, новые медиа и бизнес, новые медиа и повседневные практики пользователей в сети. Соответственно, участники разделились на три группы – по своим интересам. Первая группа обсуждала вопросы свободы обращения информации – какие возможности появляются, о каких недостатках можно говорить.

Дискуссией во второй группе руководили слушатели Школы Елена Каркавцева (Поморский госуниверситет им. М.В. Ломоносова, Архангельск) и Елизавета Артамонова (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург). Подход к теме новых медиа с точки зрения социологии рынков был представлен двумя стратегиями обсуждения и, соответственно, двумя большими тематическими сферами. Первая из них – это проблемы «экономики впечатлений», и по аналогии – экономики слухов и маркетинга рисков. Вторая сфера более прагматично ориентированная - тенденции в бизнес-технологиях и технологиях продвижения услуг и продукции, и в целом - борьбы за потребителя, в которые все сильнее включаются новые СМИ.

И последняя подсекция круглого стола (ведущий - Иван Климов) сфокусировалась в основном на выявлении и обсуждении новых и оригинальных практик самопрезентации, выстраивания отношений в сети и формирования сообществ. Одно из наиболее интересных направлений дискуссий – обсуждение проблемы: а почему очень высокая вовлеченность в интернет-практики и в виртуальные формы повседневной активности очень часто нами же воспринимается как «болезненная»?

День третий. Окончание

28-е января, суббота, началось с мастер-класса директора Института демографии ВШЭ, руководителя магистерской программы «Демография» Анатолия Вишневского. Социологи зачастую пренебрегают багажом знаний из этой области. Но  какое самое важное событие в 20-м веке? Полет в космос? Война? Компьютер? Нет. За сто лет численность населения Земли увеличилась в 4 раза - такого никогда не было, и не будет никогда впредь. Такой скачок меняет всю судьбу человечества.

Неподдельный интерес и несомненную вовлеченность в актуальные вопросы социологии вызвала презентация программы СПСиСК, которую вел ее руководитель - Никита Покровский. Что делать, если больной не видит нужды проходить обследование? И даже если он и сдаст анализы, результаты его не интересуют? В такой ситуации оказалась сегодня социология. Актуальная задача - наладить коммуникацию в тех формах, чтобы посыл был понятен неспециалисту. «Алармизм М. Буравого понятен, но не место социологии на баррикадах, мы должны делать акцент на создании культуры», - резюмировал Покровский.

Последним содержательным занятием стал мастер-класс руководителя управления исследований для бизнеса ВЦИОМ Ольги Кожевниковой. Рассказ и о базовой кафедре ВЦИОМа, и о самой исследовательской организации был не просто важен – он наглядно демонстрировал слушателям возможности для профессионального и карьерного роста выпускников  Вышки. Ведь еще несколько лет назад преподаватели факультета читали рефераты, курсовые, рецензировали дипломную работу студентки Ольги Кожевниковой. Сегодня базовая кафедра ВЦИОМ ставит себе несколько перспективных задач -подготовка кадров для себя и подготовка грамотных постановщиков задач для будущих заказчиков.

Задачу подвести итоги и объявить о закрытии Зимней школы  взял на себя Александр Чепуренко. Были вручены дипломы, выслушаны благодарности и пожелания, произнесены напутствия и обещания увидеться как минимум – на приближающейся Олимпиаде для поступающих в магистратуру, как максимум – на вступительных экзаменах этим летом.

Иван Климов, заместитель декана факультета социологии

Вам также может быть интересно:

Неравенство возможностей

Большинство россиян уверены, что для достижения их жизненных целей лучше подходят столичные мегаполисы. При этом почти 50% жителей Москвы и Санкт-Петербурга считают, что достигли меньше желаемого, а свыше половины горожан в провинции уверены, что добились всего или многого. Светлана Мареева выяснила, почему провинциалы чувствуют себя успешнее, чем жители столиц.

ВТБ расскажет о новых технологиях финалистам олимпиады «Я — профессионал»

НИУ ВШЭ и ВТБ открыли в Москве Зимнюю школу по бизнес-информатике «Цифровая трансформация: технологии, меняющие реальность». Мероприятие организовано для финалистов олимпиады «Я — профессионал» и пройдет с 13 по 15 февраля в Москве.

НИУ ВШЭ и Банк ВТБ провели зимнюю школу по финансам для финалистов олимпиады «Я – профессионал»

В Москве прошла зимняя школа «Финансы, меняющие мир» для финалистов первой профессиональной олимпиады для студентов «Я — профессионал» по направлению «Финансы и кредит». Организаторы, Банк ВТБ и НИУ ВШЭ, подготовили для участников масштабную интерактивную программу, предполагающую погружение в последние тренды финансовых рынков и банковской отрасли.

Карьеристы и патриоты

Что узнали социологи ВШЭ, работая «под прикрытием» в радикальных молодежных движениях.

Экономическую зимнюю школу студенческой олимпиады «Я — профессионал» открыл Герман Греф

31 января началась зимняя школа для финалистов олимпиады студентов «Я — профессионал» по направлению «Экономика», которую проводят НИУ ВШЭ и Сбербанк. В течение четырех дней интенсивных тренингов и лекций в кампусе Корпоративного университета Сбербанка 135 участников из 31 региона обсудят с российскими учеными и экспертами компетенции экономиста будущего и представят свой взгляд на перспективы экономического развития России.

Рабочие в прошлом

Люди рабочих специальностей после распада СССР оказались невидимой группой общества. Их идентичность сегодня строится во многом на памяти о советском прошлом, у них растет чувство социального неравенства. К таким выводам пришли ученые ВШЭ в ходе полевого исследования, проведенного в бывшем соцгороде Уралмаш, расположенном на территории Екатеринбурга.

Иллюзорный идеал старения

В современном мире становится модной концепция успешного старения. Она предполагает, что человек в зрелом возрасте как можно дольше сохраняет активность, здоровье и привлекательный внешний вид. Особые требования в этом плане социум предъявляет к женщинам. Перешагнув 50-летний рубеж, они нередко оказываются в поисках своей новой идентичности. Это демонстрируют результаты анализа, основанного на данных качественных интервью с москвичками среднего возраста.

Люди без памяти

Что делает с современным человеком культ скорости.

Работа на миллион

Что такое массовые профессии и есть ли у них будущее.

Раннее алкогольное созревание

Подростки, которые планируют получить неполное среднее образование и продолжить обучение в техникуме или училище, чаще потребляют алкоголь, чем потенциальные абитуриенты вузов. Это подтвердил опрос более 1000 российских школьников, проведенный в рамках совместного исследования ученых из НИУ ВШЭ и Нью-Йоркского Университета.