• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Главный совет — усердно заниматься и быть честными»

Олимпиаду школьников в текущем учебном году отличает ряд особенностей, главная из которых — проведение первого (отборочного) этапа в заочном формате. Сейчас этот этап завершен. О его итогах и о том, что ждет участников второго (заключительного) этапа, рассказывает директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ Тамара Протасевич.

— Тамара Анатольевна, в связи с новым форматом проведения первого этапа олимпиады изменилось ли количество участников?

— Думаю, оно не могло не измениться — заочный формат сделал соревнования доступными для школьников, живущих в отдаленных регионах нашей страны. Среди участников нашей олимпиады появились жители Камчатки и Сахалина, Амурской области и Алтайского края, есть даже два участника из дальнего зарубежья — Таиланда и Бельгии. В олимпиадных состязаниях первого (отборочного) этапа в этом году приняли участие 15871 школьников. В прошлом году было 7639. Правда, следует учесть, что расписание олимпиадных состязаний позволяло школьникам стать участниками не одной, а нескольких олимпиад, и каждый школьник регистрировался в среднем на две олимпиады. Но даже если не принимать во внимание двойной счет, в олимпиадах по математике, экономике, обществознанию и праву в этом году участвует на 13,8 процентов больше ребят, чем в прошлом, всего 8697 человек.

— Организаторов олимпиад не смущал тот факт, что в заочной форме тестирования есть масса подводных камней, попросту говоря, что участники могут играть нечестно?

— Безусловно, заочные состязания через интернет несут с собой определенные риски. И дело не только в недобросовестности участников, хотя она тоже может иметь место. Прежде всего, усилились технические риски. К примеру, 23 января была предпринята вирусная атака на сервер олимпиад, из-за чего соревнования по математике были задержаны на два часа. Но во всех случаях, когда возникали технические трудности, оргкомитет принимал решения в пользу участников, и все возникшие проблемы, насколько было возможно, мы разрешили.

Вообще, решение о проведении отборочного этапа в заочном формате далось нам нелегко. В Вышке сложилась традиция проведения олимпиады в два очных этапа, и нас беспокоило, не пострадает ли качество олимпиадных состязаний. Но учитывая все плюсы и минусы заочного формата проведения состязаний, имеющиеся ограничения и взаимосвязи, мы решились на этот шаг. В настоящий момент сложно говорить о том, повлиял ли заочный формат проведение состязаний на выявление лучших и одаренных ребят. Впереди второй этап, который и расставит точки над «и». И еще больше об этом скажет успеваемость наших будущих студентов. По данным мониторинга успеваемости студентов первого курса, в том числе участников олимпиад, который проводится по инициативе Российского совета олимпиад школьников, Вышка входит я пятерку сильнейших вузов, и нам не хотелось бы эти позиции терять.

— Олимпиада проводится консорциумом десяти ведущих вузов страны. Как реально при таком большом количестве организаторов разрабатываются олимпиадные задания, принимаются организационные решения?

— Учитывая территориальную удаленность вузов-организаторов, нам удалось неплохо отладить коммуникации между членами методических комиссий и оргкомитета. На координационном совещании в сентябре были определены основные направления и механизмы взаимодействия вузов-организаторов, для принятия решений по текущим вопросам создан и успешно работает режим электронного голосования членов оргкомитета.

В разработке олимпиадных заданий принимали участие представители вузов-организаторов. Территориально удаленным членам методических комиссий направлялись перечень, содержание тем и демонстрационные варианты заданий, им было предложено направлять в адрес методических комиссий свои предложения согласно тематике и уровню сложности. В некоторых случаях председатель комиссии рассылал территориально удаленным членам методической комиссии «технические задания» на разработку конкретных заданий для определенных классов, именно так были подготовлены задания для олимпиады по праву, экономике.

Работы первого (отборочного) этапа проверялись программно-аппаратным способом, а вот работы участников второго (заключительного) этапа будет проверять жюри, в состав которого входят представители всех вузов-организаторов. Все работы будут проверяться в Москве, что обеспечит единство критериев оценки. По-моему, жизнь показывает, что консорциум вузов по проведению олимпиад — это не просто слова, не только формально написанные документы, это реальный механизм, дающий практический результат.

— Сейчас идет регистрация участников второго (заключительного) этапа. Располагая информацией о победителях и призерах отборочного этапа, получивших право принять участие в заключительном этапе, оргкомитет, тем не менее, проводит регистрацию участников. Для чего?

— Регистрация участников второго этапа сводится, по сути, к выбору олимпиадных состязаний второго этапа и города участия в них. Мы старались составить расписание второго этапа таким образом, чтобы все, кто был успешен на отборочном этапе в нескольких олимпиадах, смогли принять участие и в состязаниях второго этапа. Не удалось «развести по времени»лишь состязания второго этапа по математике и праву. Мы посчитали, что эти олимпиады не конкурируют за участников друг с другом, поэтому состязания второго этапа пройдут в один день и начнутся 12 марта в 10:00. И если кто-то прошел во второй этап обеих олимпиад, то участвовать ему придется только в одной из них. Кроме того, школьники, получившие право принять участие в состязаниях по нескольким предметам, могут, взвесив свои силы, отказаться от участия в некоторых из них. Регистрация участников второго этапа, повторюсь, позволяет участникам выразить свои пожелания относительно олимпиадных состязаний и города участия в них.

На сегодня каждый участник, прошедший на второй этап, должен был получить письмо-приглашение с логином и паролем для входа в личный кабинет. Если такое письмо до сих пор не получено, есть повод обратиться в оргкомитет для выяснения обстоятельств. Определяться же со своим выбором олимпиадных состязаний и города участия в них участники могут до 7 марта включительно.

Важный момент, мы обращаемся ко всем участникам с просьбой: проверьте ваши личные данные, точное наименование образовательного учреждения, оно должно совпадать с тем, которое будет указано в вашем аттестате об окончании школы. У каждого из участников второго этапа есть шанс стать победителем или призером, а значит — получить документ государственного образца, и будет обидно, если данные в аттестате и дипломе олимпиады не совпадут.

— Какой совет вы бы дали школьникам перед началом второго тура олимпиады?

— Усердно заниматься и хорошо подготовиться, а еще быть честными. Оргкомитет хотел бы предупредить всех участников второго (заключительного) этапа, что все подручные средства (телефоны, плейеры, айфоны и прочие технические приспособления) нельзя не только использовать, но даже просто иметь на рабочем месте. Организаторам в аудиториях будет поручено в случае обнаружения запрещенных предметов, заносить этот факт в протокол проведения состязания. Участник же, допустивший нарушение, автоматически прекращает участие в состязании. По результатам первого очного этапа олимпиады по истории, в которой Вышка является соорганизатором, за подобные нарушения пять участников были лишены права продолжать участие в олимпиаде. А пока я бы порекомендовала старшеклассникам изучать демоверсии заданий: перечень и содержания тем размещены на сайте, также опубликованы расписания и города с указанием точных адресов проведения олимпиадных состязаний. Тем, кто еще не сделал выбор, осталось только определиться с видом состязаний и городом участия в них, копить силы, участвовать и побеждать.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

В Санкт-Петербурге объявили победителей II Международной олимпиады школьников по экономике

Завершилась II Международная олимпиада школьников по экономике (International Economics Olympiad), открывшаяся в северной столице неделю назад. Золото в командном зачёте досталось команде из Бразилии. Серебро и бронза у участников из Китая. Россияне — на пятом месте.

В Санкт-Петербургском кампусе ВШЭ открылась II Международная олимпиада школьников по экономике

Олимпиада, организованная по инициативе Вышки, собрала школьников из 24 стран мира. Генеральным спонсором олимпиады выступает ПАО Сбербанк. Соревнования продлятся неделю. Победители получат возможность бесплатно поступить на образовательные программы ВШЭ по экономике в 2020 году.

«У каждого из вас будет шанс внести новое в знание об обществе и политике»

100 учащихся 9-11 классов стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, заключительный этап которой проходил с 30 марта по 4 апреля в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново».

224

учащихся из 63 регионов России собрались на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, который проводит НИУ ВШЭ.

«Буду делать всё, чтобы не опускаться ниже взятой планки»

Завершилась Всероссийская олимпиада школьников по экономике. Ее заключительный этап по традиции прошел в учебном центре ВШЭ «Вороново». Победителями и призерами олимпиады стали 126 учеников 8-11 классов из более чем тридцати регионов России.

283

учащихся из 61 региона России принимают участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике, который проводит НИУ ВШЭ.

270

учащихся 10-11 классов Лицея НИУ ВШЭ стали победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2019 году.

Началась регистрация на командную олимпиаду «Высшая проба» по программированию

К участию в олимпиаде приглашаются команды из трех человек — учеников 7-10 классов. Те потенциальные участники, которые еще не сформировали свою команду, могут это сделать на странице «Олимпиады школьников НИУ ВШЭ» социальной сети «ВКонтакте». Сразу после регистрации и до 25 марта можно будет решить онлайн задачи квалификационного этапа.

Командная олимпиада «Высшая проба» по программированию состоится впервые

К участию в олимпиаде приглашаются ученики 7–10 классов. Регистрация команд-участников начнется 25 февраля 2019 года, возможность решить задачи квалификационного этапа будет открыта до 25 марта. Приступать к формированию команд и подготовке к олимпиаде рекомендуется уже сегодня.

44726

школьников зарегистрировались на Межрегиональную олимпиаду «Высшая проба». Это на 3448 человек больше, чем в прошлом году. Поскольку один школьник может участвовать в олимпиаде сразу по нескольким профилям, то общее число регистраций – 177773. Этот показатель на 16104 превышает прошлогодний.