• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Олимпиада — повод для анализа

27 марта завершились предметные туры многопрофильной олимпиады ГУ-ВШЭ для школьников 11-х классов. Ее особенность заключалась в переносе привычных сроков проведения и некотором изменении формата. Чем были вызваны нововведения и как они отразились на активности участников? На этот и другие вопросы отвечает проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович.

— Действительно, хотя в предыдущие годы мы традиционно проводили многопрофильную олимпиаду в начале мая, теперь ее предметные туры проходили в дни школьных мартовских каникул, а в мае состоится заключительный творческий этап, который впервые введен в этом году. На него будут приглашены победители мартовских туров — это 20% от числа участников по каждому из 20 профилей. Победители творческого этапа и станут победителями олимпиады, которые будут зачислены в наш вуз без вступительных испытаний.

Что касается целесообразности этих нововведений, могу сказать, что ситуация с олимпиадами все время меняется. Десять лет назад их вообще не было — тогда мы проводили ранние экзамены, а с будущего года система вузовских олимпиад школьников перейдет под крыло Минобрнауки. Это означает, что будут разработаны общие правила, создан общий оргкомитет для централизованного руководства всем процессом.

Мы же решили не дожидаться официальных решений, а начать движение в намеченном направлении уже в текущем году, чтобы впоследствии не было слишком ощутимых перемен ни для нас, ни для школьников. Именно поэтому увеличена роль творческого этапа, который с будущего года станет обязательным для всех вузовских олимпиад.

— Можно ли уже сегодня говорить о каких-то самых первых итогах Многопрофильной олимпиады ГУ-ВШЭ 2008 года?

— Пока мы располагаем лишь статистическими сведениями о ее участниках, но даже эти не совсем окончательные данные дают нам повод для серьезных размышлений.

В прошлом году количество школьников, пришедших на олимпиаду, впервые перевалило за 6 тысяч человек. Число участников этого года оказалось примерно таким же, даже чуть больше. 26 марта, одновременно с учащимися выпускных классов Москвы, за парты сели ребята еще в 20 городах России — от Красноярска до Санкт-Петербурга. При этом в столице количество участников (2682 человек) снизилось на 5% по сравнению с прошлым годом. На это могли повлиять два фактора. Во-первых, демографическая ситуация — четвертый год подряд в Москве продолжается снижение числа выпускников примерно на 8—12% в год. Во-вторых, не в нашу пользу могло сыграть и изменение формата олимпиады, перенос ее начала на март, несмотря на то, что он проходил в дни весенних школьных каникул. К тому же цель стала более отдаленной — это тоже могло повлиять. Потеря, правда, небольшая: 5% — это около 200 человек. Но если посмотреть более внимательно, какие факультеты потеряли, а какие приобрели, мы увидим интересную тенденцию: основной прирост произошел на не самых характерных для Вышки направлениях, связанных с техникой. Так, развернулся в полную силу новый факультет математики — 234 человека только в Москве приняли участие в первом туре олимпиаде по этому профилю. Прикладная математика, бизнес-информатика — существенное увеличение числа участников и на этих профилях. Но наряду с ростом есть и падения.

К сожалению, сохраняется тревожное положение в группе гуманитарных факультетов. Там самое большое снижение интереса к олимпиаде отмечается у философов. Похоже, начинается падение у экономистов и менеджеров.

А регионы показали, что ситуация у них нормальная, они в целом не потеряли численности участников. Лидируют Казань, Чебоксары, Саратов, хорошие показатели у нашего нового центра в Димитровграде. Хотя тут мог сыграть роль эффект новизны. Посмотрим, как ребята напишут. Возможно, энтузиазм есть, а силенок пока мало. Среди филиалов наибольший рост показал Нижний Новгород.

— Как и где будет проверяться работы москвичей и школьников из регионов? Когда будут объявлены результаты первого тура?

— Все работы пройдут проверку в Москве. Накануне начала олимпиады наши представители отправились во все города ее проведения. За два часа до начала состязаний им были высланы по электронной почте закодированные варианты зданий, чистые бланки для их выполнения они привезли с собой. После завершения олимпиады в присутствии общественности эти бланки собрали, запечатали в конверты и отправили в Москву. И уже здесь, после компьютерной обработки ответов, мы получим результаты первого этапа. В этом году мы впервые зарезервировали на стадию проверки и утверждения результатов столь продолжительное время — до 20 апреля. Однако надеюсь, что справиться с этой задачей удастся немного раньше. Уже сегодня можно говорить, что 20% — примерно 1200 победителей приедут в мае в Москву на творческий конкурс по выбранным профилям.

— Известны ли какие-то подробности о формах его проведения?

— Пока однозначного ответа нет. К сегодняшнему дню еще не все факультеты подготовили свои предложения и демонстрационные варианты. Но по мере появления они будут сразу публиковаться на сайте ГУ-ВШЭ. Форматы творческого конкурса предполагаются разные. Участникам, к примеру, может быть предложено написать эссе. Причем, эссе экономистов должно отличаться от того, которое напишут журналисты. Экономистов могут попросить проанализировать текст экономической тематики, высказать свое суждение, или проанализировать 3—4 высказывания на заданную тему. Один из обсуждаемых форматов для математиков — решение задач, причем не в виде тестов, а в традиционной форме. После подведения итогов творческого конкурса и будут выбраны абсолютные победители.

— Участников олимпиады наверняка волнует вопрос, скольких же победителей вы зачислите в вуз без экзаменов?

— Точного числа школьников, которые станут студентами ГУ-ВШЭ в 2008 году по результатам Многопрофильной олимпиады, я вам не назову, так как заранее определено только верхнее ограничение: их будет не более 10% от общего числа участников по каждому профилю. К примеру, известно, что из 1800 школьников, пишущих в первом туре работу по экономике, мы пригласим на второй тур 20%, то есть 360 человек. Но вряд ли 180 человек (10% от 1800) будут зачислены в вуз без экзаменов, как победители олимпиады — это очень много. Формально такое допускается, но жюри вряд ли на это пойдет. А вот на таком направлении, как философия, где всего 39 участников, наверное, и окажется в итоге четыре победителя. Иными словами, на небольших факультетах это ограничение часто "играет", а на экономике и других крупных факультетах число победителей определяется, как правило, из других соображений.

— Какими еще интересными данными о только что завершившейся олимпиаде вы располагаете сегодня?

— Любопытно, на мой взгляд, распределение участников олимпиады по гендерному признаку. В Москве из всех пришедших на первый тур олимпиады школьников 44% составляют юноши. Самые "мужские" профили — это бизнес-информатика (63%), математика (59%), прикладная математика (54%). Достаточное количество юношей на экономике (почти 50%) и праве (48%). Самые "женские" — реклама (юношей лишь 13%), социология (14%), психология (16%), культурология (15%), журналистика (14%). Но в целом картина сбалансирована.

— А можно ли вообще экстраполировать картину и опыт олимпиады на вступительные экзамены?

— Как показывает практика, можно. Большой интерес к факультету или направлению в ходе олимпиады — залог благополучного положения и хорошего конкурса на экзаменах. Причем, за конкурсом мы никогда специально не гонимся — это лишь некий индикатор, не более того. Если к нам пришли 100 замечательных детей, то сколько бы их еще ни оказалось дополнительно — 300 или 3000, не важно. Все равно мы выберем эти 100. Плохо, если абитуриентов мало и выбирать не из кого. Мы всегда считали, что экспертная цифра три человека на место уже позволяет сделать качественный набор. Другое дело, что конкурс показывает, какова привлекательность того или иного факультета. Я уже приводил в пример математиков — видно, что за короткий срок (решение о создании факультета было принято в конце прошлого года) они отлично поработали над своим имиджем. Но… обещать — не значит жениться, прийти на олимпиаду — не значит поступать в Высшую школу экономики. Мы ведь хорошо понимаем что, в отличие от мехмата МГУ или того же Физтеха, где традиционно сильна математическая школа, имидж нашего университета не связан с математикой. Утвердиться на этом рынке непросто. Пока все хорошо, но посмотрим, какой будет набор.

Вместе с тем уже сейчас ощущается тревога с гуманитарными факультетами, хотя усилия для того, чтобы улучшить положение, предпринимались.

— Уловив ситуацию, именно на эти направления летом могут устремиться многие абитуриенты…

— Как ни странно, уже сейчас наши "узкие места" хорошо просчитывают в регионах. На профиль "статистика" в Москве пришли 8 человек, в Чебоксарах — 11, в Саратове — 9. Видимо, подсчитали, где шансов больше… Но это тоже разумная позиция. Конечно, с ее учетом положение на вступительных испытаниях несколько выровняется, но важно еще и качество.

— Что сулит ГУ-ВШЭ будущий год, когда вузовские олимпиады, как вы уже отметили, перейдут под крыло Минобрнауки?

— Процедура этого перехода такая: до 1 июня мы должны подготовить свою заявку с описанием прошедших олимпиад двух лет и приложением олимпиадных заданий. Через какое-то время министерство огласит список вузовских олимпиад, победители которых смогут стать студентами без экзаменов или засчитывать высший балл при поступлении — других возможностей поощрения не предусмотрено. То есть нынешний порядок, который позволяет абитуриенту засчитать любую оценку предметного тура в качестве экзаменационной, по всей видимости, уйдет в прошлое. Новый уже утвержден. И это означает, что заинтересованность в вузовских олимпиадах может снизиться. Ведь не секрет, что участие в подобных соревнованиях — это не только тяга к творчеству, но и выражение достаточно прагматического отношения к поступлению в вуз.

Беседовала Светлана Беляева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«У каждого из вас будет шанс внести новое в знание об обществе и политике»

100 учащихся 9-11 классов стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, заключительный этап которой проходил с 30 марта по 4 апреля в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново».

224

учащихся из 63 регионов России собрались на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, который проводит НИУ ВШЭ.

«Буду делать всё, чтобы не опускаться ниже взятой планки»

Завершилась Всероссийская олимпиада школьников по экономике. Ее заключительный этап по традиции прошел в учебном центре ВШЭ «Вороново». Победителями и призерами олимпиады стали 126 учеников 8-11 классов из более чем тридцати регионов России.

283

учащихся из 61 региона России принимают участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике, который проводит НИУ ВШЭ.

270

учащихся 10-11 классов Лицея НИУ ВШЭ стали победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2019 году.

Началась регистрация на командную олимпиаду «Высшая проба» по программированию

К участию в олимпиаде приглашаются команды из трех человек — учеников 7-10 классов. Те потенциальные участники, которые еще не сформировали свою команду, могут это сделать на странице «Олимпиады школьников НИУ ВШЭ» социальной сети «ВКонтакте». Сразу после регистрации и до 25 марта можно будет решить онлайн задачи квалификационного этапа.

Командная олимпиада «Высшая проба» по программированию состоится впервые

К участию в олимпиаде приглашаются ученики 7–10 классов. Регистрация команд-участников начнется 25 февраля 2019 года, возможность решить задачи квалификационного этапа будет открыта до 25 марта. Приступать к формированию команд и подготовке к олимпиаде рекомендуется уже сегодня.

44726

школьников зарегистрировались на Межрегиональную олимпиаду «Высшая проба». Это на 3448 человек больше, чем в прошлом году. Поскольку один школьник может участвовать в олимпиаде сразу по нескольким профилям, то общее число регистраций – 177773. Этот показатель на 16104 превышает прошлогодний.

«При поиске ответов Интернет не поможет, нужна голова!»

В этом году в Межрегиональной олимпиаде школьников «Высшая проба», регистрация на которую продлится до 13 ноября включительно, появились три новых профиля для учеников 9-11 классов — биология, химия и культурология. 11-классники, ставшие победителями или призерами олимпиады по этим профилям, при поступлении в ВШЭ получат баллы за индивидуальные достижения.

Определены победители первой Международной олимпиады школьников по экономике

Золото в командном зачете завоевала Латвия, серебро — у России, а бронза — у представителей Казахстана и Бразилии.