• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новый тип мышления для новой экономики

Алексей Косарев собирается поступать на факультет бизнес-информатики ГУ-ВШЭ. Мы поговорили с ним об экзаменах и выборе вуза, а также о современном искусстве и остроте жизни.

— На какой факультет ты поступаешь?

— Есть некоторая неопределенность, но склоняюсь к факультету бизнес-информатики. Еще для подстраховки подал документы на специальность «Реклама». Еще на всякий случай в Плехановскую академию, Финансовую академию и МЭСИ.

— Притягивает математика? Ты окончил спецшколу?

— Я учился в Серпухове в обычной школе в классе с математическим уклоном. У меня совершенно не гуманитарный склад ума. Но в технический вуз идти не хотелось. Я хотел бы учиться там, где сильная подготовка по математике, но чтобы это было встроено еще в экономическое русло. Вроде бы факультет бизнес-информатики как раз подходит.

— Кем ты мечтаешь стать?

— Наверное, самая глупая мечта, которую я пытался осуществить, — стать ресторатором: у меня за плечами один курс Плехановской академии, на факультете ресторанного бизнеса. Но, оказалось, это не мое. Пусть эта мечта останется, возможно, когда-нибудь я к ней вернусь, вложу деньги, но сам я явно не могу этим заниматься.

— Ты говоришь: вложу деньги. Уверен, что они будут?

— 100-процентной уверенности нет, но думаю, что будут. Если верить в возможность достижения поставленной цели, все придет. Надо настраивать свои мысли и чувства на позитив. Ну, и прикладывать силы, понятно.

— Как ты выбирал вуз? Почему решил поступать в Вышку?

— Студенческими слухами земля полнится. Я знаю, что в Вышке очень серьезное обучение, здесь хороший преподавательский состав. В Плешке тоже серьезное обучение и отличные преподаватели, но все-таки, мне кажется, Вышка более перспективный вуз. Я не смотрю на официальные рейтинги, я сравниваю отзывы моих друзей, которые учатся в Вышке и в других экономических вузах. Меня привлекает то, что, начиная с третьего курса у студентов ВШЭ идет серьезная практика, налажены тесные связи с работодателем.

— Как ты готовился к поступлению в этом году?

— Я поступаю по результатам ЕГЭ этого года. У меня полгода ушло на подготовку к ЕГЭ, занимался с репетиторами — и, конечно, самостоятельно, без этого ничего не получится.

— Получается, ты сдавал ЕГЭ дважды — в позапрошлом году и в этом. Удалось накопить опыт ко второму разу?

— В этом году ЕГЭ я сдал хуже, чем в первый раз. Русский — 68, математика и обществознание — по 75, английский — 88. Результаты по английскому разочаровали меня, потому что два года назад я набрал 100 баллов. Русский тоже можно было бы написать лучше, я его провалил, особенно часть С — сочинение.

— Ты предпочел бы сдавать экзамен в другой форме?

— Для меня сжатое сочинение — не самая любимая форма экзамена. Если бы был выбор, я предпочел бы писать развернутое сочинение. Я отношусь к тем выпускникам, которых изначально готовили к тому, что они будут писать развернутые сочинения, это в нас вбито. И мне не нравится, что подготовка к ЕГЭ — это в большой степени натаскивание на слишком конкретные вещи. Немного пугает эта узкая направленность.

— Ты просчитывал свои возможности поступления на калькуляторе, который размещен на сайте?

— Да, я смотрел сайт внимательно. Просчитывал: я могу претендовать на места с частичной оплатой обучения, и меня это устроит. Хотя, конечно, хотел бы пройти на бюджет, это позволило бы мне быть независимым от родителей.

— Кем ты видишь себя через пять лет?

— Пока у меня нет четких представлений, кем буду работать. Но я понимаю, что будут востребованы специалисты, которые могут обеспечить переход на новый уровень развития экономики. Фактически требуется новый тип мышления. Мне кажется, что невозможно хорошо переучить специалиста старой школы, ему на смену должны прийти новые специалисты со знанием современных IT-технологий, способные работать в новых условиях.

— При прочих равных условиях куда бы ты пошел учиться — если говорить о бюджетном месте?

— В Вышку, однозначно.

— Какой экзамен ты хотел бы не сдавать никогда?

— Химию и биологию. Возможно, обществознание.

— Ты чем-нибудь увлекаешься, как проводишь свободное время?

— Много рисую, в основном это черно-белая графика, не люблю работать в цвете. Я учился в художественной школе, но дошел до определенного уровня и возникло желание бросить.

— Теперь проясняется, откуда специальность «Реклама» в твоем перечне факультетов — креативная часть дала о себе знать… Как ты рисуешь, кто из художников тебе близок?

— Сложно сказать. Я оглядывался на художников только в детстве. Сейчас я воспринимаю огромное количество визуальных образов, они приходят сами, и я не ориентируюсь на конкретные стили изображения. Меня привлекает творчество Энди Уорхолла, мне кажется, в искусстве очень важен эпатаж. Многие инсталляции, которые создают современные художники, вызывают у людей шок. В этом и есть смысл искусства — не просто передать, а вызвать эмоции. Для меня идеал творчества — взять простую вещь, но в такой обстановке ее представить, в таком ракурсе на нее посмотреть, чтобы она бросилась в глаза. Мне нравится использовать странные идеи, мне интересно, как творческие люди бросают образ, не отшлифованный до конца, и этот образ потом вызывает отклик. Искусство позволяет чувствовать остроту жизни.

— Как родители относятся к выбору вуза?

— Мне с детства говорили: пойдешь в экономический вуз. Я не сопротивлялся, мне это близко. А для мечты найдется время после окончания вуза — я все же хотел бы получить дизайнерское образование, но это уже после получения основной экономической специальности.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала

Вам также может быть интересно:

В российском высшем образовании сложилась новая реальность

28 декабря министр высшего образования и науки РФ Михаил Котюков и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов представили полный вариант исследования итогов летней приемной кампании в российские вузы, включая платных студентов, филиалы и негосударственные вузы. Последние две категории вошли в мониторинг впервые, что позволило получить полную картину ключевого сегмента российского высшего образования.

В 2018 году вузы набрали более сильных абитуриентов

Высокое качество приема демонстрируют все больше вузов, отличники предпочитают оставаться в регионах, практически все направления подготовки стали привлекательнее для абитуриентов — таковы выводы мониторинга качества приема на бюджетные места российских вузов в 2018 году. 25 сентября на пресс-конференции в ТАСС мониторинг представили вице-премьер Татьяна Голикова, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Сильных вузов стало больше

В ведущих технических университетах резко вырос средний балл, население готово платить за качественное высшее образование, абитуриенты стали более рационально оценивать перспективы на рынке труда. Эти и другие выводы 8-го ежегодного мониторинга качества студентов, зачисленных в российские вузы по результатам ЕГЭ и олимпиад в 2017 году, были представлены 16 октября в МИА «Россия сегодня».

Спрос на педагогическое образование растет, дифференциация вузов усиливается

Подведены итоги мониторинга качества бюджетного и платного приема в государственные вузы в 2016 году. Как и в предыдущие годы, он был проведен рабочей группой НИУ ВШЭ в сотрудничестве с проектом «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» при поддержке Минобрнауки России и Общественной палаты России.

Преподаватель — это менеджер знаний

Андрей Гречко в 2016 году сделал два больших дела: окончил бакалавриат Вышки (программа «Политология») и выпустил первый поток учеников собственного образовательного центра LUDI. Андрей с коллегой Ильей Созонтовым готовят школьников к успешной сдаче ЕГЭ по системе «перевернутый класс».

Хорошие результаты ЕГЭ увеличивают зарплаты выпускников вузов

Чем выше проходной балл при поступлении в вуз, тем больше зарабатывают его выпускники. Каждый дополнительный балл по ЕГЭ увеличивает будущую зарплату в среднем на 2%. Дело не только в престижном дипломе — качественное образование помогает студентам накопить человеческий капитал, который повышает их стоимость на рынке труда. К такому выводу пришли сотрудники Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) НИУ ВШЭ Виктор Рудаков и Сергей Рощин в исследовании «Влияние качества вуза на заработные платы выпускников».

Введение ЕГЭ повысило мобильность выпускников

После введения обязательного единого госэкзамена (ЕГЭ) российские выпускники стали активнее переезжать в Москву и Санкт-Петербург, они стали чаще поступать в столичные вузы. Анна Юрко, Фабиан Слонимчик и Марко Франческони в ходе исследования «Последствия ЕГЭ: мобильность выпускников школ и расходы домохозяйств на образование» попытались понять, облегчил ли ЕГЭ поступление в вузы для иногородних абитуриентов.

Репетиторы не помогут троечникам успешно сдать ЕГЭ

Занятия у репетиторов или на подготовительных курсах становятся для семей старшеклассников «мегапроектом», в который они вкладывают массу средств и сил. Однако для школьников с низкой успеваемостью эти инвестиции не окупаются: такие ребята нередко слабо ориентируются в качестве внешкольной подготовки и выбирают не тех поставщиков образовательных услуг. Замзаведующего Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования ВШЭ Андрей Захаров и ведущий научный сотрудник этого института Прашант Лоялка провели исследование и развенчали миф об эффективности репетиторства.

В технических вузах качество бюджетного приема значительно возросло

3 сентября в МИА «Россия сегодня» министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и заместитель руководителя Рособрнадзора Александр Бисеров представили результаты мониторинга качества бюджетного приема в российские вузы в 2015 году. В топ-10 по качеству бюджетного приема ВШЭ заняла третье место, Санкт-Петербургский кампус ВШЭ — восьмое.

Итоги первого этапа зачисления

Опубликованы приказы Высшей школы экономики о зачислении абитуриентов бакалавриата на 80% мест, выставленных на общий конкурс.