«Рассказы» о страхах и неопределенности на киносеминаре ЛЭСИ
На Рождественском киносеминаре Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ обсудили фильм Михаила Сегала «Рассказы».
Современное российское общество без особого успеха борется с тревогами и поражено аномией — отсутствием объединяющих ценностей и социальных норм. Повод поразмышлять об этом на традиционном Рождественском киносеминаре Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) ВШЭ дал фильм Михаила Сегала «Рассказы».
Фильм Михаила Сегала (четыре короткометражки, действие которых воспроизводит сюжеты, описанные в рассказах некоего писателя, отправившего свою рукопись в издательство) критики называли и интеллигентскими сказками, и «Ералашем» для взрослых. Видимо, так они хотели режиссера обидеть, заметил первый проректор ВШЭ, заведующий ЛЭСИ Вадим Радаев — один из трех неизменных ведущих Рождественского киносеминара наряду с заведующим отделением культурологии Виталием Куренным и заместителем декана факультета прикладной политологии Сергеем Медведевым.
Впрочем, что же обидного в сказках? Жанр увлекательный, производящий важные смыслы, и не только для детей. Сказки бывают разные, в том числе, например, сказки-испытания. И если «Рассказы» Сегала — это сказка, то она про испытание страхом.
Парадокс: современный человек, казалось бы, сыт, здоров и защищен от внешних опасностей как никогда прежде. Однако чем больше костылей и подпорок ему предлагает технический прогресс, тем более зависимым от всяческих устройств человек становится. Приходится доверять свою судьбу машинам и гаджетам — но многие ли понимают, как они работают? Подчас теряются даже специалисты. Вадим Радаев рассказал, что за несколько дней до семинара в одном из корпусов Вышки сработала автоматическая противопожарная система, «потушив» помещение библиотеки. Вот только никакого возгорания на самом деле не было, а на вопрос, почему система дала сбой, специалисты дали ответ: «Причин нет».
Чем больше информации мы получаем, тем меньшую ее долю можем обработать. Чем больше возможностей имеем, тем труднее сделать выбор. Правильный выбор. Выбор не между хорошим и плохим, а между хорошим и лучшим — вдруг окажется слишком большой упущенная выгода (вот вам и экономика)?
Такая почва благодатна для появления страхов и неврозов. Чем больше информации мы получаем, тем меньшую ее долю можем обработать. Чем больше возможностей имеем, тем труднее сделать выбор. Правильный выбор. Выбор не между хорошим и плохим, а между хорошим и лучшим — вдруг окажется слишком большой упущенная выгода (вот вам и экономика)? Как образно заметил Вадим Радаев, сначала ты боишься опоздать на уходящий поезд, потом пугаешься, что на поезд успел — но не на тот, а после сомневаешься, что тебе вообще поездом нужно было ехать.
Здесь кроется и одна из причин ностальгии по советскому прошлому. «Советская система была нацелена на минимизацию неопределенности, — сказал Вадим Радаев. — Предлагался нулевой вариант: ты и выиграть особо не мог, но и проиграть тоже — если только не шел против системы».
Четыре новеллы — четыре страха
О дилемме выбора, стремлении к однозначности, желании распланировать не то что ближайшее будущее, а всю жизнь, речь идет в первой новелле «Рассказов» — «Мир крепежа». Ее герои отчаянно нуждаются в готовых сценариях на все случаи жизни. Но чем больше они пытаются все рационализировать, тем абсурднее все становится.
Герои второй новеллы, «Круговое движение», в отсутствие нормальных государственных и общественных институтов вынуждены полагаться на «слабые связи» (коррупцию, блат, знакомства) для решения жизненных проблем. Это блестящее, порой даже слишком гротескное описание теневой сферы российского быта и экономики. Входя в нее, мало кто чувствует себя уверенно — большинство людей не знают, как себя вести и чего ожидать. Вместе с неуверенностью приходит и чувство стыда и унижения. Апофеоз новеллы — сцена, когда герои вынуждены доставать деньги из унитаза и обсушивать их.
Новелла «Возгорится пламя» — о страхе одиночества. Как его преодолеть? Найти того, кто будет тебя слушать. Или того, кто будет тебе подчиняться. Но счастье — это когда тебя понимают. А вот найти человека, который не просто тебя поймет, но и сможет вместе с тобой «производить смыслы» — редкая удача.
Наконец, есть страх перед смертью — вообще перед высшими, необоримыми силами. Об этом новелла «Энергетический кризис». Его героиня — бабушка-библиотекарь (что, как не культура и литература, поможет хотя бы чуть-чуть проникнуть за границы мира обыденного?). Она выступает в качестве то ли ведьмы, то ли медиума, хранящего тонкую связь с тем, загадочным миром. Связь, которая не бывает долговечной и легко прерывается.
А утешать кто будет, Пушкин?
«Книжная» тема, как уже отмечалось, скрепляет независимые друг от друга новеллы «Рассказов». И тут — внимание на это обратил Виталий Куренной — главенствующая роль отводится, конечно, Пушкину. «Наше все» — один из образов, который остается неизменным в пору любой нестабильности. Сомневаетесь в чем-то? Боитесь неизвестности? Возьмите томик Пушкина — бросьте этот якорь, и он вас удержит.
Виталий Куренной рассказал о своей поездке в Мстеру — известный с царских времен центр народных ремесел во Владимирской области. До революции там было крупнейшее производство икон — около двух миллионов в год. После революции этот центр, казалось бы, должен был погибнуть. Но мастера нашли выход — вместо икон стали массово делать различные вещи с изображением Пушкина.
«Жить тяжко, но весело»
Человеческие отношения заменяются контрактными, формальные институты — коррупцией. Разрушена коммуникация между поколениями, между социальными стратами, между мужчинами и женщинами, в конце концов. Когда, о чем и нужно ли вообще говорить — непонятно. В этом смысле показательно, что герои одной из новелл находят время для обсуждения сталинских репрессий только во время секса.
Но одного Пушкина мало для целого общества, погруженного в состояние аномии, где отсутствует культурное единство, невозможно определиться с ценностями и нормами. «Рассказы», на взгляд Сергея Медведева, фиксируют именно это состояние, как, впрочем, и многие российские фильмы последних лет, в том числе разбиравшиеся на прошлых киносеминарах ВШЭ.
Человеческие отношения заменяются контрактными, формальные институты — коррупцией. Разрушена коммуникация между поколениями, между социальными стратами, между мужчинами и женщинами, в конце концов. Когда, о чем и нужно ли вообще говорить — непонятно. В этом смысле показательно, что герои одной из новелл находят время для обсуждения сталинских репрессий только во время секса.
Нынешняя власть Сергею Медведеву как политологу напоминает последнее, «замороженное», семилетие Николая Первого. Но и противники власти поражены все той же аномией: ни либералы, ни националисты ничего не могут предложить.
Вывод — все плохо? Не совсем. Россия — страна абсурда, здесь может случиться то, чего не может случиться никогда. Но даже если жизнь становится тяжкой и чрезмерно парадоксальной, она не перестает быть веселой. Тем и спасаемся.
Олег Серегин, новостная служба портала ВШЭ
Фото Никиты Бензорука
Рождественские семинары прошлых лет
Новости:
«Интеллигенции и народу пора разъехаться из коммуналки», 18 декабря 2012
«Несущая свет» и апокалипсис по-русски, 22 декабря 2011
Мужчины как исчезающий вид, 21 декабря 2010
Когда не обойтись без Мефистофеля, 22 декабря 2009
Видео:
Рождественский киносеминар 2012,
Рождественский киносеминар 2011,
Рождественский киносеминар 2010,
Рождественский киносеминар 2009.
Вам также может быть интересно:
Фильм студента НИУ ВШЭ будет представлен на 44-м Московском международном кинофестивале
«Теория двойных планет», режиссерская работа студента 4-го курса Школы дизайна Вышки Савелия Осадчего, включена в программу основного конкурса короткого метра ММКФ. Всего на фестиваль, который пройдет с 26 августа по 2 сентября, приедут более 230 картин из 65 стран мира. В конкурсе короткого метра — только два фильма из России.
Прошлое и настоящее страны обсудили на Рождественском киносеминаре ВШЭ
Лаборатория экономико-социологических исследований ВШЭ провела традиционный Рождественский киносеминар. В этом году он был посвящен фильму «Территория» Александра Мельника, снятому по одноименному роману Олега Куваева. В основе произведения – история геологов, ищущих золото в послевоенное время.
Средневековье в кинематографе. Киномедиевализм как рефлексия о современности
Европа, пережившая в ХХ веке тяжелейшие травмы — две мировые войны, — во второй половине столетия остро заинтересовалась собственной историей, в частности — Средневековьем. Это относится как к науке, так и к культуре в целом. Серьезные киноленты таких мастеров, как Пазолини, Бергман, Росселлини, Бунюэль, Тарковский, Герман, формально посвященные средневековым сюжетам или героям, поднимали вечные вопросы и были попыткой с помощью прошлого понять настоящее. Об этом в новой колонке рассказывает доктор исторических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ Олег Воскобойников.
Тест: что вы знаете о российском дореволюционном кино?
В 1900-1910 гг. кинематограф быстро становился важной частью русской культуры и повседневной жизни. За это время было снято более 2500 фильмов, пригороды Москвы превратились в съемочную площадку, по всей стране открывались кинотеатры. Вы можете узнать об этом больше на сайте «Раннее русское кино», а в тесте IQ.HSE проверить, насколько вы разбираетесь в дореволюционном кинематографе.
Джармуш, Тарантино, Вышка: премьеры Каннского фестиваля
14 мая фильмом «Мертвые не умирают» Джима Джармуша открывается 72-й Каннский международный кинофестиваль. В официальную российскую делегацию вошли студенты Высшей школы кино «Арка», реализующей совместные программы допобразования с факультетом коммуникации, медиа и дизайна ВШЭ. Короткометражные фильмы студентов покажут в рамках ежегодного альманаха Global Russians.
«Мы все живем в мире токсичности»
В этом году традиционный рождественский киносеминар Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ был посвящен фильму Александра Горчилина «Кислота». Темой семинара стала цитата из фильма «Что мы можем дать миру, кроме зарядки от айфона?». Участники обсудили, относятся ли показанные в фильме проблемы к определенному поколению или являются универсальными.
«Журналистика и документальное кино не такие уж разные специальности»
Во время учебы на факультете коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Майя Гимаева сняла несколько документальных фильмов, два из них попали в программы международного фестиваля документального кино «Артдокфест». Фильм «Печать царя Соломона», рассказывающий о русскоязычном художнике из Венеции, можно посмотреть на сайте фестиваля 12 декабря. О том, как стать режиссером-документалистом, окончив журфак, она рассказала новостной службе ВШЭ.
Ученые в кино
Мировой кинематограф каждый год пополняет полку художественных фильмов с персонажами-учеными. В фильмах они или злодеи, или герои, или гении. В жизни все не совсем так. Ко Всемирному дню науки ИСИЭЗ НИУ ВШЭ собрал небольшую подборку фильмов, в которых ученые похожи на настоящих.
В Школе дизайна открывается HSE Film School
HSE Film School — киношкола, которая объединит в себе все уровни образования: бакалаврский профиль «Кино и видеоарт» программы «Современное искусство», дополнительное образование, аспирантуру и в перспективе — магистратуру. Руководитель HSE Film School — известный режиссер и сценарист Александр Зельдович рассказал о том, почему современное кинообразование требует нового подхода, а также как и чему будут учить в киношколе.