• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Временной ресурс — самое дорогое, что есть у человека"

О совместных проектах администрации Пермского края и филиала Высшей школы экономики, о том, каким должен быть современный университет, и о собственном опыте получения высшего образования рассказывает губернатор Пермского края Олег Чиркунов.

Олег Анатольевич, вы не раз высоко отзывались о Пермском филиале Высшей школы экономики в региональных СМИ. С чем это связано?

— Я не могу дать исчерпывающую оценку, насколько эффективно работает тот или иной вуз, и не моя задача ранжировать, какой из них лучше, а какой хуже. Но я точно знаю, что Вышка в Перми — это точка роста.

Мы, то есть руководители администрации края, уже третий год читаем лекции в филиале Высшей школе экономики, более того - издали свой учебник. И мне нравятся студенты этого вуза, они очень живые и достаточно умные. Я это вижу по тем вопросам, которые они нам задают, и мне кажется, что они там получают очень приличную подготовку. У них есть другой риск — переоценить себя, счесть, что они в этой жизни все могут и умеют. А надо еще пройти очень длинный путь — не только получить знания, но и научиться работать.

У администрации края есть и другие совместные проекты с Пермским филиалом Высшей школы экономики. С его помощью пытаемся решить проблему взаимодействия высшей и средней школы в регионе. Вузы должны играть роль заказчика по отношению к средней школе, требовать качественной подготовки учеников — своих будущих абитуриентов. Шаги в этом направлении мы делаем совместно с филиалом — организуем переподготовку учителей, контролируем их знания. Они анонимно сдают ЕГЭ, для них проводятся предметные олимпиады.

Недавно в интервью газете "Пермские новости" вы назвали филиал Высшей школы экономики самым прогрессивным вузом края. Что вы вкладываете в понятие "прогрессивный вуз"?

— Есть много критериев. Чтобы выделить самые важные с моей точки зрения, мне придется вспомнить о тех проблемах, которые возникали у моего поколения при получении высшего образования.

Основной проблемой нашей высшей школы, во многом сохранившейся с советских времен, я считаю отстраненность от тех знаний, которые существуют в остальном мире. Мы в какой-то мере немая нация, потому что говорим на своем языке, почти не знаем языков иностранных. А чтобы получить хорошее образование, нужно учиться на нескольких языках — на двух как минимум. Ведь знания излагаются не только на русском языке. Чем больше языков человек знает, тем легче ему учиться, тем больше знаний он получит. Нельзя быть заложником того, что те или иные важные для вас учебники, другие книги не переведены на русский.

Поэтому я думаю, что прогрессивный вуз — тот, который научит иностранным языкам, научит с этими языками работать и даст доступ к знаниям на этих языках. Это очень сложно. Для старшего поколения это уже закрытая тема, а молодых надо учить именно так.

Теперь о втором критерии, который, на мой взгляд, является очень значимым для вуза. Университет — это не только место, где передаются знания. Это место, где нарабатываются контакты, приобретается опыт. Значит, там должны работать те, кто является лидерами в своей сфере. Я имею в виду, в том числе, преподавателей, для которых работа в вузе не является основной. Преподавать такие дисциплины, как экономику или управление, должны те, кто работает в сфере экономики и управления, занимает там ведущие позиции. Они должны не просто учить студентов, но и иметь возможность выбирать среди них наиболее перспективных. Задача администрации вуза в том, чтобы сделать университет, в том числе, площадкой для общения между лучшими специалистами, работающими в реальном секторе, в экономике, и обеспечить им условия общения с молодежью.

Третий критерий — системность в получении знаний.

На мой взгляд, Пермский филиал Высшей школы экономики полностью соответствует этим трем критериям.

Что вы имеете в виду, когда говорите о системности в получении знаний?

— То, что именно мы преподаем. Нужно четко понимать, почему именно данный курс является в данный момент наиболее значимым для подготовки специалиста. Есть ведь вузы, где до сих пор пользуются учебниками по философии советского периода, и на студентах это отражается не лучшим образом.

Честно говоря, мне жаль студентов очень многих вузов, потому что они теряют свою жизнь зря. Они получают старые ненужные знания, и это бесперспективно. Ведь жизнь очень коротка. Временной ресурс — самое дорогое, что есть у человека. И когда, обучаясь в вузе, он тратит время просто на тренировку памяти, а не на получение необходимых знаний, это неправильное занятие. Впустую расходуется время целого поколения, а это не что иное, как национальный ресурс. И это, к сожалению, массовое явление.

Вы говорите о недостатках советской и постсоветской высшей школы. А образование, которое вы получили, тоже было впустую потраченным временем? Чему учили вас?

— Наше поколение учили сдавать экзамены. Выучил — сдал — забыл. Тоже, кстати, навык, полезный в жизни. Еще нас учили, где брать те или иные знания.

По жизни я всегда стремился к получению образования как такового, и у меня три высших образования. Каждое из них сыграло существенную роль в моей жизни — может быть, иногда формальную. Особенно пригодилось сочетание экономического и юридического образования. Пригодился иностранный язык, который в отличие от многих своих сверстников я изучал в обязательном порядке.

Несмотря на это, я понимаю, что современному молодому поколению — тем, кто имеет шансы, возможности, — я существенным образом проигрываю по части общего кругозора. Когда сын начинает задавать мне вопросы о взаимосвязи уровня инфляции и уровня налогов, я не могу дать исчерпывающий ответ, и он меня спрашивает: "Как же ты руководишь субъектом Федерации"? Наверное, он имеет право задать такой вопрос.

Мне приятно слушать выступления вице-премьера Алексея Леонидовича Кудрина — человека, у которого есть системное экономическое образование, это видно сразу. Так что, наверное, и наше образование все-таки дало нам немало. Но могло бы дать в сто раз больше.

А как же комсомол школа лидеров? Студенты тех лет могли приобрести лидерские навыки, занимаясь общественной, комсомольской работой?

— Действительно, мы учились в институтах, которые были слиты с комсомольскими организациями. Как бы скептически мы ни относились к той системе, она воспитывала людей, способных нести ответственность за других. Высшая школа того периода была очень политизированной, но она формировала в людях организаторские способности, умение выстроить цепочку для достижения результата, задействовав в ней большое число людей. Наверное, это главное, что давала советская система образования. В этом отношении мы значительно превосходили любых западников. А насчет иностранных языков, экономики - сыновьям будем задавать вопросы.

Беседовал Борис Старцев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Комплекс Вышки на Покровском бульваре открылся для студентов

Новый учебный год в Высшей школе экономики начался с новоселья! Долгожданное открытие нового комплекса зданий на Покровском бульваре состоялось. С этим событием студентов, преподавателей и сотрудников поздравили Ярослав Кузьминов, Евгений Ясин и проректоры университета.

Ректор Вышки попросил лицеистов расти быстрее

Утром 2 сентября в атриуме нового корпуса университета на Покровке собрались девятиклассники и десятиклассники Лицея НИУ ВШЭ. Мероприятие в честь Дня знаний назвали НеЛинейкой по аналогии с прошедшей летом НеКонференцией.

Go Global: как получить грант на обучение в магистратуре нижегородской Вышки

Нижегородский кампус ВШЭ совместно с университетами Иоганна Кеплера (Австрия) и Бергамо (Италия) реализует магистерскую программу «Управление бизнесом в глобальных условиях». До 16 апреля у абитуриентов есть возможность принять участие в конкурсе грантов, которые покроют стоимость обучения на ней. Рассказываем, как это сделать.

Каким университет подходит к конференции: взгляд на Пермский кампус

20 марта состоится конференция работников и обучающихся ВШЭ. На ней будет рассмотрена программа развития университета и состоятся выборы нового состава Ученого совета. Предыдущая подобная конференция прошла пять лет назад, в 2014 году. Вышка с тех пор изменилась очень сильно. Новостная служба попросила руководителей некоторых подразделений и направлений деятельности университета рассказать о главном, что произошло за это время в их сфере.

20 фактов о питерском кампусе ВШЭ к его 20-летию

Санкт-петербургскому кампусу НИУ ВШЭ исполнилось 20 лет. Большой праздник, посвященный юбилею, прошел в минувшие выходные. Поздравляем коллег и рассказываем самые интересные факты о питерской Вышке. Бонус — фоторепортаж с празднования.

Летняя школа на Соловках — 2018

Студенты и преподаватели московского и петербургского кампусов НИУ ВШЭ представили в рамках Летней школы на Соловках проектные идеи по комплексному развитию архипелага. К ноябрю исследовательские команды готовят финальные презентации результатов своих исследований.

Петербургский кампус ВШЭ вошел в число вузов, где готовят будущих лидеров

Высшая школа экономики в Санкт-Петербурге заняла четвертое место в рейтинге петербургских вузов, которые готовят самых перспективных студентов. Рейтинг составлен в преддверии нового учебного года фондом «Будущие лидеры».

Университет может создать новое качество городской среды

Одна из сессий открывшегося в Москве урбанистического форума была посвящена роли университетских пространств в жизни мегаполисов. О том, как университеты и, в частности, Вышка развивают свои кампусы во взаимодействии с городом, рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

60

студентов в 2013-2014 учебном году смогли на время сменить кампусы ВШЭ, в которых они проходят обучение.

Чем пермская Вышка лучше московской?

29-30 ноября свой 15-летний юбилей отмечает Пермский кампус Высшей школы экономики, создавший в регионе сильнейший университетско-школьный кластер и обучающий свыше тысячи студентов.