• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Электронное правительство: двигаясь шажками

21 декабря в Высшей школе экономики состоялся круглый стол «Госуслуги в электронном виде: международный опыт и преимущества для бизнеса», организованный Институтом государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ совместно с Министерством связи и массовых коммуникаций.

Поводом для проведения круглого стола был запуск тестовой версии портала государственных услуг, который должен стать очередным шагом к созданию электронного правительства. Первая такая попытка, предпринятая в 2002 году, по сути, провалилась, и хотя на сей раз заказчики и разработчики портала настроены решительно, большинство инфраструктурных и технических препятствий на этом пути до сих пор не устранено. А ведь самый ценный контент услуг окажется невостребованным, если у населения не будет к нему физического доступа.

По наиболее оптимистичным оценкам, число россиян, имеющих опыт работы с Интернетом, приближается к 50 миллионам, однако реальных пользователей, регулярно выходящих в Сеть, в три раза меньше. Во время круглого стола директор по развитию бизнеса Hewlett Packard в России Александр Уланский напомнил, что плотность населения в нашей стране, особенно за Уралом, невысока, и обеспечить широкополостный доступ к интернету необходимому числу пользователей государственных услуг чрезвычайно трудно. А объемы предоставляемой информации таковы, что передавать их по модемной связи слишком дорого и попросту неэффективно.

Инфраструктурные проблемы связаны с тем, что во многих населенных пунктах, где предполагается создавать центры обработки данных, регулярно случаются перебои с энергоснабжением. «Возникает вопрос, как эти системы проектировать, — продолжил Александр Уланский. — Возможно, имеет смысл находить типовые решения, которые можно тиражировать, и управлять ими из единой точки».

А пока что немало вопросов и претензий адресуется и разработчикам портала госуслуг, техническое обеспечение которого было поручено компании «Ростелеком». Однако советник министра связи и массовых коммуникаций РФ Илья Массух считает, что выбор подрядчика был правильным, а всем жалующимся на «монополизацию» технологического процесса он напомнил, что «Ростелеком» привлекает частные IT-компании для поддержки отдельных функций портала.

Проректор ГУ-ВШЭ, директор Института государственного и муниципального управления Андрей Клименко
Проректор ГУ-ВШЭ, директор Института государственного и муниципального управления Андрей Клименко
Но технологическое решение задачи, в конце концов, может быть найдено. Более «тяжелым» проректору ГУ-ВШЭ, директору Института государственного и муниципального управления (ИГМУ) ГУ-ВШЭ Андрею Клименко представляется административно-организационный аспект этой проблемы. Ситуация меняется настолько быстро, что регламенты, созданные в результате выравнивания административных процессов всего несколько лет назад, уже не отвечают современным требованиям электронного правительства, и их вновь нужно пересматривать. Но, по мнению Андрея Клименко, это не значит, что последние 4–5 лет были потрачены впустую. Например, ИГМУ за эти годы осуществил несколько крупных проектов на региональном уровне и в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия». «Если бы нам приходилось все делать с нуля, вряд ли бы мы сегодня собрались обсудить запуск портала госуслуг», — уверен директор ИГМУ.

Об административных барьерах и законодательном регулировании этой сферы государственного управления рассказал заведующий кафедрой глобальных информационных процессов и ресурсов МГИМО Андрей Коротков. Среди целого списка проблем, названных им, можно выделить отсутствие закона о государственном регистре населения, отсутствие процедуры взаимодействия между ведомствами, создающими порталы услуг и делающими это без учета интересов конечных потребителей, и несогласованность баз данных, имеющихся в распоряжении различных государственных служб. Синхронизировать информацию Андрей Коротков предлагает на основе первичных баз данных, существующих в загсах.

Впрочем, эти замечания-предложения отверг Илья Массух. «Хорошо, что не удалось провести закон о госрегистре населения, а то он бы тут же оказался на «Горбушке», — сказал советник министра. — Что касается создания системы на базе загсов, то об этом можно было думать лет десять назад. Сейчас же, с учетом всех данных, находящихся в Пенсионном фонде, ФОМСе, миграционной службе, это будет лишь ненужным дублированием информации».

Слабым утешением является тот факт, что подобные споры ведутся не только в России. Присутствовавший на круглом столе атташе по межведомственному сотрудничеству Посольства Франции в России Алексис Нерсесян сказал, что во Франции для аккумуляции министерских инициатив в этой области и слияния всех имеющихся баз данных была организована специальная служба. Создание портала государственных услуг, наполнение которого на самом деле идет во Франции невысокими темпами, самым позитивным образом сказалось на налоговом администрировании. Правда, разработка и поддержка этих проектов обошлась французскому бюджету в кругленькую сумму, и некоторые из них окупятся лишь через десять лет.

Поделившись французским опытом, Алексис Нерсесян поинтересовался, как российские коллеги собираются учитывать услуги, предоставляемые на федеральном и региональном уровнях. Из ответа Ильи Массуха следовало, что в 2010 году начнется обкатка нескольких региональных программ с целью выявления одной универсальной, которую можно будет распространить на все субъекты федерации. При этом создаваемый портал будет объединять и федеральные, и региональные, и муниципальные услуги, чтобы граждане «имели единую точку входа и работали с единым интерфейсом».

О государственно-частном партнерстве в этой сфере рассказал руководитель исполнительной дирекции карточного, депозитного и комиссионного бизнеса банка «Уралсиб» Дмитрий Скворцов. Соответствующие проекты банк реализует в нескольких российских регионах, но самым крупным из них является «Социальная карта Башкортостана».

Банку пришлось с нуля создавать регистр социальных карт, регистр населения и социальных услуг и льгот, предоставляемых в Башкирии, и сегодня местные жители имеют доступ к услугам по семи направлениям: пенсионному, социальному, транспортному, налоговому, медицинскому, банковскому и дисконтному. На следующем этапе к ним добавятся образовательные услуги, услуги Росреестра, ГИБДД и ряд других. Схема, используемая «Уралсибом», — многоэмитентная, и в ней могут участвовать другие кредитные организации, отвечающие заданным требованиям. К проекту уже  присоединились пять банков.

Согласившись с другими участниками круглого стола, Дмитрий Скворцов основными проблемами, тормозящими развитие таких проектов, назвал разобщенность информационных ресурсов и отсутствие единого стандарта кодификации льгот и льготников на федеральном уровне. Между тем, очевидно, что введение системы электронных услуг в итоге ведет к снижению расходов бюджета - помимо уменьшения бумагооборота, становится четко видно, кто, зачем и какими услугами пользуется, то есть сокращается пространство для злоупотреблений и коррупции.

Напоследок Андрей Коротков, стоявший у истоков федеральной целевой программы «Электронная Россия», запущенной в 2002 году, предложил подумать, с какой целью на самом деле создается электронное правительство и не превратится ли оно только в инструмент «выбивания» налогов и других платежей из граждан. Но Андрей Клименко и Илья Массух предпочли остаться оптимистами. «Нужно двигаться вперед маленькими практическими шагами, и именно этим мы планируем заниматься», — пообещал советник министра связи и массовых коммуникаций РФ.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Полины Фроловой

Вам также может быть интересно:

Ловля на словах

По данным Edelman Trust Barometer, 63% людей, получающих новости в сети, не могут отличить достоверный контент от ложного. О том, почему нарастает поток информационных подделок и как ему противостоят законодатели — в очередном материале IQ.HSE по экспертному докладу ВШЭ о правовом регулировании новых технологий. 

Контрольные паблики

Подписки старшеклассников на те или иные паблики служат предиктором их успеваемости, показал в исследовании Иван Смирнов, заведующий Лабораторией методов науки о данных в исследованиях образования ВШЭ. Анализ участия школьников в группах и сообществах позволяет сразу распознать троечников и сильных учеников.

Ой, всё: в свет вышел «Словарь языка интернета.ru»

Авторский коллектив лингвистов и культурологов под руководством профессора Школы филологии НИУ ВШЭ Максима Кронгауза выпустил «Словарь языка интернета.ru». В него вошли слова и выражения, которые отражают этапы развития русского языка в онлайн-пространстве примерно за десять лет. Авторы уверены, что словарь пригодится даже тем, кто далек от интернет-среды, но кому важно, как меняется современный русский язык.

Интернет снижает общественное доверие в России

На доверие к другим людям влияет множество факторов, в том числе межличностная коммуникация и современный информационный поток, к которому относятся СМИ и интернет. Причем влияние интернета на доверие отличается в разных странах. В Европе частое пользование интернетом повышает общественное доверие, а в России, наоборот, снижает, выяснила сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Олеся Волченко.

Будущее сложных технических систем за «роевым интеллектом»

С ростом сложности технических систем усложняются и модели управления ими. Традиционные модели — через единый центр — начинают уступать информационным системам, разработанным на основе принципа «роевого интеллекта». Это позволяет минимизировать ущерб от ошибок управления. В очередном выпуске трендлеттера (информационного бюллетеня) «Глобальные технологические тренды» эксперты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ демонстрируют перспективность применения «роевого интеллекта» на примерах приложений для самоорганизации объектов в сферах транспорта, энергетики и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Магистров ВШЭ научат интернет-предпринимательству

Высшая школа экономики стала одним из 22 вузов — участников проекта по обучению студентов интернет-предпринимательству, который реализует Фонд развития интернет-инициатив при поддержке Минобрнауки России. В новом учебном году курс «Интернет-предпринимательство» включен в общеуниверситетский пул дисциплин по выбору, и его смогут изучать студенты любой образовательной программы магистратуры на первом курсе.

Студенты программы «Управление информационной безопасностью» прошли обучение в компании Huawei в Китае

Студенты магистерской программы «Управление информационной безопасностью» Катерина Аринаркина, Эльдар Бейбутов, Евгений Гусев, Нина Осенмук и Аминат Тарчокова прошли обучение в компании Huawei в рамках глобальной программы «Seeds for the Future». Двухнедельный курс был посвящен изучению современных информационно-коммуникационных технологий, принципов защиты информации в ходе работы с ними, опыта обеспечения информационной безопасности в корпорации, имеющей обширную филиальную сеть по всему миру.

87%

вузов имеют беспроводной доступ к интернету. При этом в большинстве из них доступ к wi-fi есть у всех сотрудников и студентов.

20%

компаний в мире уже в ближайшие три года будут использовать в качестве главного инструмента коммуникаций корпоративные социальные сети вместо электронной почты.

Все больше россиян попадают в глобальную сеть

Почти три четверти российских домохозяйств имеют доступ к глобальной сети, причем половина из них пользуются интернетом ежедневно. При этом 43% опрошенных выходят в сеть с мобильных устройств, 74% активно пользуются соцсетями, а каждый пятый загружает на сайты собственный контент, выяснили эксперты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ в рамках Мониторинга информационного общества.