• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Члены ассоциации «Глобальные университеты» обсудили вопросы реформы высшего образования

17 марта в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов ассоциации «Глобальные университеты» с участием заместителей министра образования и науки РФ Александра Повалко и Александра Климова. Были подведены итоги ее двухлетней работы, обсуждались пути модернизации образовательных стандартов, развития инженерного образования и новой модели аспирантуры, а также привлечения иностранных студентов.

Ассоциация «Глобальные университеты» была создана в феврале 2014 года для координации и объединения усилий вузов, претендующих на достижение международной конкурентоспособности в рамках проекта 5-100 (в соответствии с указом Президента России не менее 5 российских вузов к 2020 году должны войти в топ-100 мировых рейтингов). Первоначально в ассоциацию вошли 15 университетов, участвующих в проекте, теперь же в ее состав решено принять и вузы, присоединившиеся к проекту в октябре прошлого года. Это Балтийский федеральный университет им. Канта, Первый московский государственный медицинский университет им. Сеченова, Тюменский государственный университет, Южно-Уральский государственный университет, РУДН, а также СФУ, формальное членство которого может состояться только после того, как желание университета будет одобрено его наблюдательным советом.

Что удалось сделать?

Председатель совета ассоциации «Глобальные университеты», ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал, что на первом этапе реализации проекта 5-100 был выявлен ряд нормативных и иных внешних ограничений, затрудняющих работу вузов по наращиванию конкурентоспособности, благодаря активной позиции представителей вузов — участников проекта 5-10 в рамках их сетевого взаимодействия были определены оптимальные пути их преодоления.

Ассоциация взаимодействовала с федеральными органами исполнительной власти, на 26 из 30 официальных запросов были получены ответы с методическими разъяснениями. Удалось, к примеру, добиться разрешения заключать договора с сотрудниками, работающими дистанционно (это важно для привлечения зарубежных и ведущих российских специалистов), упростить механизмы регистрации иностранных преподавателей и ученых. Ведомствам поручено облегчить отчетность вузов по проекту 5-100 — этот вопрос находится на контроле в правительстве, весной будет проведена конференция для представителей вузов, отвечающих за отчетность.

По инициативе ассоциации были внесены изменения в форму статистической отчетности вузов, где учитываются научно-педагогические работники. Российские вузы могли терять позиции в зарубежных рейтингах из-за того, что статистика относила к научно-педагогическими работниками некоторые категории преподавателей, которые в силу профессиональной и предметной специфики, как правило, не ведут научные исследования. Теперь же ситуация изменится, потому что «коллегам удалось оперативно поработать с Росстатом», подчеркнул ректор ВШЭ.

Были скорректированы и правила приема иностранных студентов в магистратуру, и это тоже фактор, влияющий на конкурентоспособность российских университетов. В других странах университеты набирают магистров в феврале, мы же «радостно предлагали подавать документы с кучей справок в июле», в результате выбор среди абитуриентов у нас существенно сужался. Теперь же документы можно подавать заранее. В ближайшее время должен решиться вопрос об упрощении порядка перевода иностранных студентов в российские вузы.

Сейчас в правительстве находится проект решения о том, что основным инструментом, измеряющим прогресс российских вузов, будут предметные и отраслевые рейтинги

Вузы — участники проекта 5-100 наладили обмен опытом, активно работают 11 групп по актуальным темам, которые координируются разными вузами — членами ассоциации. Например, МИФИ отвечает за вопросы продвижения в рейтингах, УрФУ — за развитие электронного образования, Томский политех — за внедрение эффективного контракта. Для очного обсуждения рабочие группы собираются от 3 до 7 раз в год, и в части общественной активности ассоциация «Глобальные университеты» является абсолютным лидером среди других вузовских ассоциаций. В ближайшее время планируется уделить особое внимание продвижению университетов через сайт ассоциации, прежде всего его англоязычную версию, а также усилить юридическую поддержку ассоциации для дальнейшей работы по снятию административных и нормативных барьеров.

Сейчас в правительстве находится проект решения о том, что основным инструментом, измеряющим прогресс российских вузов, будут предметные и отраслевые рейтинги, рассказал Ярослав Кузьминов. Войти в топ-100 в институциональных рейтингах российским вузам — участникам проекта 5-100 — крайне сложно, прежде всего потому, что среди них нет всеобъемлющих университетов, где представлены все специальности от физики до медицины. «Надеюсь, у нас будет гораздо более понятный критерий нашего продвижения, мы действительно сможем ставить задачи и показывать, как мы продвигаемся», - заключил ректор ВШЭ. Подтверждением этого можно считать быстрое продвижение части университетов Ассоциации в предметных рейтингах, а некоторые из них, например, НГУ и ВШЭ уже входят по отдельным предметам в топ-100.

Пути развития

На общем собрании ассоциации были рассмотрены новации в сфере высшего образования, которые предстоит внедрять в ближайшие годы. Речь шла о модернизации образовательных стандартов, о стандартах инженерного образования и о новой модели аспирантуры. Как отметил Александр Повалко, под эти проекты министерство будет подстраивать механизмы финансирования и принципы распределения контрольных цифр приема.

Необходимо решить вопрос о повышении стипендии перспективным аспирантам хотя бы до 50 тыс. рублей — за нынешние 2 тыс. рублей аспирантской стипендии возможна только имитация научной работы

Одно из перспективных направлений работы, рассказал директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев, — внесение изменений в федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) высшего образования в связи с появлением профессиональных стандартов. Уже выпущено более 800 стандартов по разным профессиям, процесс продолжается, очень скоро они затронут практически все специальности и направления высшего образования.

Чтобы учесть требования профессиональных стандартов, структура образовательных стандартов будет изменена. Сейчас ФГОС фиксирует требования к трем видам компетенций — универсальным, общепрофессиональным и профессиональным. Принято решение исключить из структуры ФГОС профессиональные компетенции — те, которые востребованы на рынке труда и постоянно обновляются — и фиксировать их в примерной основной образовательной программе (ФГОС — документ более высокого уровня, он принимается министром образования и науки и регистрируется в Минюсте России). При этом универсальные компетенции (например, способность к коммуникации) будут едиными для всех специальностей и направлений подготовки по уровням образования. Приложением к ФГОС по каждому направлению или специальности будет перечень профессиональных стандартов с описанием трудовых функций и профессиональных компетенций.

На общем собрании также обсуждался вопрос о возможности прекращения набора на заочные программы бакалавриата по менеджменту, экономике, праву и другим направлениям ажиотажного спроса. С этой инициативой выступили учебно-методические объединения по соответствующим укрупненным группам направлений и специальностей, поскольку сложившаяся в России система заочной подготовки имеет существенные изъяны. Несмотря на единодушие профессионального сообщества, окончательное решение по этому вопросу министерством пока не принято.

При обсуждении перспектив развития инженерного образования Ярослав Кузьминов подчеркнул, что необходимо совершенствовать подготовку не только инженеров-разработчиков (именно на этом направлении планирует сконцентрировать усилия Минобрнауки России), но и инженеров-технологов. Ведь в вузах есть образовательные программы, которые де-факто готовят инженеров, в значительной степени являющихся техниками. Такие инженеры очень нужны — это работники с высокой степенью ответственности, способные выполнять сложные технические регламенты. Нужно определить, готовы ли мы называть таких людей инженерами, и дать ответ обществу и правительству. Ведь в России есть распространенное мнение, что за 4 года инженера подготовить невозможно, несмотря на то, что во всем мире инженеров-исполнителей готовят в университетах прикладных наук. Этим людям важно учиться в университетах и иметь высокий социальный статус, только в этом случае их будет уважать общество.

Даже из Туркмении, где Интернет не распространен, поступило 1800 заявок на 300 квот

В соответствии с новым законом «Об образовании в РФ», принятом в конце 2012 года, аспирантура стала ступенью высшего образования, однако переосмысление содержания аспирантского образования пока не произошло. Как отметил проректор ВШЭ Сергей Рощин, нынешняя аспирантура в российских вузах не рассчитана на иностранных студентов — необходимо убрать действующие ограничения, чтобы вузы уже в 2017 году могли выставлять аспирантские программы на глобальном рынке, а защищать диссертации можно было бы не только на русском языке. Нет смысла устанавливать такие требования для аспирантов, как публикация трех статей и защита в срок, — «разве плохо, если человек за 5 лет написал работу, подготовил качественные публикации и защитился через два года после окончания аспирантуры?» — считает Сергей Рощин.

Ярослав Кузьминов добавил, что необходимо решить вопрос о повышении стипендии перспективным аспирантам хотя бы до 50 тыс. рублей — за нынешние 2 тыс. рублей аспирантской стипендии возможна только имитация научной работы.

От набора к отбору

Заместитель руководителя Россотрудничества Дмитрий Гужеля рассказал участникам общего собрания о наборе иностранных студентов в рамках квот, которые выделяются российским правительством. В этом году, по его мнению, удалось обеспечить прозрачность отбора студентов и распределения квот между организациями, работающими с абитуриентами. От формата набора мы перешли к формату отбора, отметил докладчик: после того, как был открыт портал в Интернете, где иностранные абитуриенты могут заполнять анкеты, заявки на обучение в вузах подали более 28 тыс. человек из разных стран (в общей сложности выделено 15 тыс. квот). Даже из Туркмении, где Интернет не распространен, поступило 1800 заявок на 300 квот.

Дмитрий Гужеля предложил представителям университетов участвовать в мероприятиях по продвижению российского образования и отбору студентов в разных странах. Тем более что мест, финансируемых за счет квот, на всех не хватит, и большая часть не прошедших по конкурсу сможет учиться на платной основе. Университеты могли бы стать ведущими организациями по гуманитарному сотрудничеству с другими странами, отметил представитель ведомства. Совместно с Рособрнадзором планируется открыть в ряде стран ближнего зарубежья центры, где можно сдавать ЕГЭ, а также несколько центров подготовки к ЕГЭ с использованием дистанционных технологий. Идет работа по созданию консорциума международных предметных олимпиад, проводимых российскими вузами для иностранных абитуриентов.

Как отметил Ярослав Кузьминов, мы не должны терять сильных иностранных абитуриентов, которые не смогли пройти конкурс на бесплатное обучение. Поэтому, например, для привлечения в ведущие вузы лучших абитуриентов из Средней Азии необходимо установить для них скидки до 70-80 процентов от цены обучения. Главное — объявлять о принципах предоставления скидок заранее, до начала приема. Также необходимо доводить информацию до потенциальных студентов о качестве образования в конкретных вузах, чтобы они не поступали туда, где качество сомнительно.

Эти меры позволят российским университетам увеличить число иностранных студентов, что крайне важно для продвижения в международных рейтингах и успешной реализации их программ конкурентоспособности.

В завершении обсуждения исполнительный директор ассоциации Ирина Карелина подтвердила готовность членов Ассоциации продолжать активное взаимодействие Ассоциации с руководством мировых и национальных рейтинговых агентств для адекватного понимания их методологии и ее интерпретации  с учетом специфики российского образования.

Вам также может быть интересно:

«Ассоциация сфокусируется на повышении международной конкурентоспособности российского высшего образования»

В Белом зале Дома Дурасова НИУ ВШЭ состоялось заседание Ассоциации «Глобальные университеты». Участники встречи приветствовали новых членов объединения, подвели итоги работы за год и наметили цели на следующий. В мероприятии принял участие министр науки и высшего образования Валерий Фальков.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

«Университет — это не башня из слоновой кости»

В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.

«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»

Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.

Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье

Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.

Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры

Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.

«Люди слушают экономистов больше, чем физиков или филологов»

22 октября в Высшей школе экономики состоялось заседание Научного совета по экономическим наукам Российского профессорского собрания, в котором приняли участие представители московских и региональных вузов.

«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»

31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.