• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школьный учитель должен стать воспитателем в гораздо большей степени, чем в советской школе

Традиционное рутинное обучение в ближайшем будущем перестанет играть ключевую роль в общем образовании. Главными функциями школы станут воспитание, организация общения и выполнение коллективных проектов, считает ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. 2 июня он выступил на панельной дискуссии «Образование как стратегический ресурс развития страны», организованной Высшей школой экономики и образовательным холдингом «Просвещение».

Образование — самая традиционная отрасль из всех существующих, потому что функция образования в обществе — передача учащимся того, что уже создано. Эту функцию образования нельзя потерять в потоке изменений, происходящих в обществе. Однако в ближайшие десятилетия на наших глазах произойдет смерть бумажного учебника, радикально изменится функция учителя. Более половины образовательной деятельности молодых людей в возрасте до 25 лет будет происходить вне школы.

Будут автоматизированы не только рутинные исполнительные операции, но и рутинное принятие решений. Современные технологии перечеркнут существующие методики обучения в школе — ведь теперь компьютер сможет не только решить за ребенка задачи, но и написать за него эссе. И хотя традиционное рутинное обучение в школе, конечно же, останется, ее главными функциями станут воспитание, организация общения и выполнение коллективных проектов. Учитель будет консультантом и экспертом проектов, а воспитателем он должен быть в гораздо большей степени, чем сейчас или даже в советской школе. Воспитание станет ключевой функцией педагога будущего.

Важные изменения произойдут и в высшей школе. Примерно половина профессиональных образовательных программ окажется невостребованной, спросом будут пользоваться фундаментальные программы, и это, по мнению ректора ВШЭ, очень хорошо. Наряду с дипломами о высшем образовании, люди будут получать самые разные дипломы и свидетельства о повышении квалификации, об освоении отдельных курсов, о сдаче профессиональных экзаменов. Это можно будет делать как в университетах, так и за их пределами.

Будет меняться и содержание образования — как подчеркнул Ярослав Кузьминов, на днях в Вышке было принято решение о включении во все образовательные программы университета изучение больших данных и искусственного интеллекта. Эти темы будут осваивать даже те, кто специализируется на истории искусств.

Развитие образования должно быть обеспечено ресурсами, подчеркнул ректор ВШЭ. Государственные расходы на образование с 2010 года сократились в России в реальном выражении на 30 процентов. Поэтому когда образовательное сообщество говорит о необходимости дополнительных средств, оно просит не о расширении, а лишь о восстановлении тех средств, которыми располагала система образования.

Полностью с дискуссией можно познакомиться на сайте ПМЭФ.

Вам также может быть интересно:

Российская школа меняется быстрыми темпами, но не все изменения идут ей на пользу

Согласно данным доклада ОЭСР «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», Россия вошла в топ-3 стран по темпам изменений в школе. Исследователи Института образования НИУ ВШЭ выяснили, какие из этих изменений действительно важны для повышения качества, а какие свидетельствуют лишь о количественных приращениях.

«Готовить человека для работы в среде, которая скоро исчезнет — не совсем разумно для государства»

Профессии охранника, продавца и водителя начнут вытесняться в ближайшие десять лет. Им на смену придут специальности, связанные с адаптацией цифровых сервисов, поиском и освоением информации. Именно такой эффект цифровой революции мы увидим к 2030 году, рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, выступая 5 марта с докладом на заседании межфракционной группы «Единой России» в Государственной думе.

Международный совет 5-100 в пятый раз подтвердил лидерство ВШЭ в проекте повышения конкурентоспособности

6 ноября были подведены итоги Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заседание которого прошло 26-27 октября в Калининграде. Университеты-участники проекта по повышению глобальной конкурентоспособности представили итоги своей работы и планы на следующий период реализации дорожных карт.

В НИУ ВШЭ обсудили тренды развития высшей школы в России и в мире

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии.

Роль ведущих университетов в решении задач, поставленных в майском указе Президента, будет расти

9 октября в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты», в которую входит 21 вуз – участник Проекта 5-100. По итогам собрания Правительству России представят перечень мер, которые будут способствовать выполнению положений майского указа Президента России. Кроме того, были сформулированы предложения по созданию новой модели аккредитации в высшей школе.

Онлайн-курсы повысят вовлеченность студентов в лекции

В Москве открылась образовательная конференция #EdCrunch, генеральным партнером которой впервые стала ВШЭ. Одна из самых интересных дискуссий развернулась вокруг того, как новые технологии и большие данные могут улучшить качество образования и изменить университеты.

Ведущие вузы России начнут готовить кадры для Дальнего Востока

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил программу мероприятий по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока. Высшая школа экономики вошла в перечень вузов, которые будут вести эту работу в партнерстве с университетами Дальневосточного федерального округа.

Какие профессии будут нужны через 10 лет

Какой вуз гарантирует, что завтра ты не останешься без работы? Зачем повару университетский диплом? Кто такие «кентавры»? Чему научит цифровая школа? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Институт образования ВШЭ получил право номинировать проекты на крупнейшую премию в области образования

Институт образования НИУ ВШЭ получил право номинировать проекты на крупнейшую ежегодную премию в области образования — YidanPrize 2019. Ее размер почти в четыре раза превосходит Нобелевскую премию — по 3,87 миллиона долларов в двух категориях: исследования и развитие образования.

7 цифр о российском образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ выпустил сборник «Образование в цифрах». Он содержит данные, характеризующие текущее состояние и динамику развития общего, среднего профессионального и высшего образования в России. Приводим самые интересные цифры.