• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школьный учитель должен стать воспитателем в гораздо большей степени, чем в советской школе

Традиционное рутинное обучение в ближайшем будущем перестанет играть ключевую роль в общем образовании. Главными функциями школы станут воспитание, организация общения и выполнение коллективных проектов, считает ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. 2 июня он выступил на панельной дискуссии «Образование как стратегический ресурс развития страны», организованной Высшей школой экономики и образовательным холдингом «Просвещение».

Образование — самая традиционная отрасль из всех существующих, потому что функция образования в обществе — передача учащимся того, что уже создано. Эту функцию образования нельзя потерять в потоке изменений, происходящих в обществе. Однако в ближайшие десятилетия на наших глазах произойдет смерть бумажного учебника, радикально изменится функция учителя. Более половины образовательной деятельности молодых людей в возрасте до 25 лет будет происходить вне школы.

Будут автоматизированы не только рутинные исполнительные операции, но и рутинное принятие решений. Современные технологии перечеркнут существующие методики обучения в школе — ведь теперь компьютер сможет не только решить за ребенка задачи, но и написать за него эссе. И хотя традиционное рутинное обучение в школе, конечно же, останется, ее главными функциями станут воспитание, организация общения и выполнение коллективных проектов. Учитель будет консультантом и экспертом проектов, а воспитателем он должен быть в гораздо большей степени, чем сейчас или даже в советской школе. Воспитание станет ключевой функцией педагога будущего.

Важные изменения произойдут и в высшей школе. Примерно половина профессиональных образовательных программ окажется невостребованной, спросом будут пользоваться фундаментальные программы, и это, по мнению ректора ВШЭ, очень хорошо. Наряду с дипломами о высшем образовании, люди будут получать самые разные дипломы и свидетельства о повышении квалификации, об освоении отдельных курсов, о сдаче профессиональных экзаменов. Это можно будет делать как в университетах, так и за их пределами.

Будет меняться и содержание образования — как подчеркнул Ярослав Кузьминов, на днях в Вышке было принято решение о включении во все образовательные программы университета изучение больших данных и искусственного интеллекта. Эти темы будут осваивать даже те, кто специализируется на истории искусств.

Развитие образования должно быть обеспечено ресурсами, подчеркнул ректор ВШЭ. Государственные расходы на образование с 2010 года сократились в России в реальном выражении на 30 процентов. Поэтому когда образовательное сообщество говорит о необходимости дополнительных средств, оно просит не о расширении, а лишь о восстановлении тех средств, которыми располагала система образования.

Полностью с дискуссией можно познакомиться на сайте ПМЭФ.

Вам также может быть интересно:

Инноваторов в образовании нужно выявлять и всячески поддерживать

Шестой год Институт образования НИУ ВШЭ совместно с партнерами проводит Конкурс инноваций в образовании (КИвО), и за это время на конкурс было подано около 4000 заявок. Опыт его участников позволяет делать выводы о перспективах инноваций в нашей стране, об их использовании для модернизации школы и о барьерах, которые возникают на их пути.

Ключевым вызовом на пути к цифровому будущему является цифровое неравенство

Цифровая экономика возникла в 1980-е годы вместе с персональными компьютерами, прошла этапы эволюции, связанные с повышением влияния информации и знаний на экономический рост. И сейчас наступил новый этап, который характеризуется взрывной динамикой технологий и превращением данных в один из определяющих факторов производства.

ПМЭФ: Санкт-Петербург и Высшая школа экономики подписали соглашение о сотрудничестве

Документ, подписанный ректором ВШЭ Ярославом Кузьминовым и врио губернатора Санкт-Петербурга Александром Бегловым в рамках ПМЭФ-2019, предусматривает совместную работу над проектами социально-экономического развития города и подготовку кадров для городской администрации и бизнеса.

Высшая школа экономики на Петербургском международном экономическом форуме 2019

6 июня в Санкт-Петербурге открывается Петербургский международный экономический форум. Высшая школа экономики традиционно принимает участие в деловой программе форума, а также является партнером зон делового общения и приглашает всех участников посетить свой стенд, который в этом году уже третий раз будет работать на площадке ПМЭФ.

«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»

31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Новые проекты школьных стандартов — шаг вперед, но они нуждаются в доработке

На традиционном семинаре Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» обсудили проекты обновленных стандартов начального и основного общего образования, представленных Министерством просвещения РФ.

Российская школа меняется быстрыми темпами, но не все изменения идут ей на пользу

Согласно данным доклада ОЭСР «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», Россия вошла в топ-3 стран по темпам изменений в школе. Исследователи Института образования НИУ ВШЭ выяснили, какие из этих изменений действительно важны для повышения качества, а какие свидетельствуют лишь о количественных приращениях.

«Готовить человека для работы в среде, которая скоро исчезнет — не совсем разумно для государства»

Профессии охранника, продавца и водителя начнут вытесняться в ближайшие десять лет. Им на смену придут специальности, связанные с адаптацией цифровых сервисов, поиском и освоением информации. Именно такой эффект цифровой революции мы увидим к 2030 году, рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, выступая 5 марта с докладом на заседании межфракционной группы «Единой России» в Государственной думе.