• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бутстреппинг и грант для успешного старта

В конце года Совет по инновационному предпринимательству ГУ-ВШЭ утвердил результаты впервые проведенного в университете конкурса предпринимательских проектов, 20 из них получили финансирование из Фонда поддержки инновационного предпринимательства ВШЭ. Об участии в конкурсе рассказывают представители проектов, признанных лучшими.

Михаил Зарин (проект «Мобаети»):

— Весной этого года мы победили в конкурсе бизнес-инкубатора Вышки, это сыграло решающую роль в реализации нашего проекта. В мае мы прошли в финал, а уже в августе я уволился с моей постоянной работы, чтобы посвятить все свое время и силы проекту. Так что Вышка стала не просто рабочей площадкой, но дала нашему проекту жизнь.

Наш проект предполагает использование мобильной связи для проведения опросов. Идея создания такой услуги появилась давно. Я сам некоторое время работал в исследовательской компании. И когда бурно начала развиваться сотовая связь, мне в голову пришла мысль: почему бы не использовать для исследований мобильный телефон. Но на тот момент эта мысль не могла быть реализована, так как охват мобильной связью населения был не таким большим, и соответствующей технической базы не было. Но теперь все изменилось. Многих людей сегодня просто невозможно застать за домашним телефоном, сама наша жизнь стала слишком мобильной. Кроме того, по некоторым данным, в следующем году ожидается резкой увеличение пользователей мобильного Интернета. И я думаю, что тогда мы с нашим проектом как раз сумеем «поймать волну». На сайте Mobiety.ru – можно найти текущее описание проекта, а на Mobiety.org – находится наш блог.

Абсолютно аналогичных компаний, предоставляющих прямой сервис, в России пока нет. Впрочем, нельзя сказать, что ниша абсолютно свободна. Есть компании, которые делают sms-опросы или интернет-опросы. Похожие услуги предоставляет компания «Мобиквест», но им, как и нам, всего полгода. В настоящий момент мы рассматриваем возможность выхода на мировой рынок, но начнем со стран СНГ, для этой цели пишется соответствующая программная архитектура.

Для расширения нам необходимо помещение побольше. Еще хотелось бы получить специальное образование. Но это будет зависеть от направления развития проекта. Пока я рассматриваю возможность поучиться либо специальному программированию, связанному с базами данных, либо – финансовому администрированию. Но самое главное – не хватает партнеров по бизнесу. Сейчас мы активно пытаемся эту проблему решить – найти отраслевых партнеров, которые будут не только использовать наш продукт как инструмент в своих исследованиях, но и продвигать саму концепцию использования мобильных технологий для исследований.

Сейчас мы находимся на первом этапе реализации проекта, то есть частично продукт уже готов. Мы провели его тестирование и довольны результатами. Я ожидаю, что мы будем сотрудничать со многими исследовательскими компаниями, и что оно будет взаимовыгодным. Сегодня у нас уже функционирует онлайн-конструктор анкет, есть сервис, который рассылает sms-сообщения с приглашением заполнить анкету и мобильной ссылкой на эту анкету, а также работает онлайн-статистика с отбором результатов анкетирования. Второй этап, ждущий своего часа, – это панельные исследования.

Пока наша команда состоит из двух постоянных программистов, а также из ребят-социологов, которые консультируют нас по специальным вопросам. В начале следующего года мы планируем набор новых сотрудников: понадобятся люди, которые будут заниматься продажами и активным продвижением проекта, и еще, думаю, аналитик.

Давид Парунакян (проект «ГЛАВБОТ»):

— Проект изначально задумывался как коллекция веб-игр с реальными роботами, но впоследствии идея расширилась, и мы стали делать открытую платформу для таких игр. Идея в том, что пользователь может зайти на сайт и управлять настоящей моделью, которая перемещается в специально обустроенном под игровое поле ангаре; при этом ему не нужно покупать машинку, если он хочет поиграть в гонки – он платит непосредственно за сеанс игры.

Есть ряд похожих любительских проектов, и несколько коммерческих систем (Wowwee Rovio, Parrot AR Drone) аналогичного назначения, которые не занимаются разработкой платформы, а продают готовые решения и оборудование. Вообще игры с управляемыми и автономными моделями – боты – довольно долгое время оставались уделом специалистов и поклонников радиоэлектроники. Впоследствии на рынке появились относительно дешевые боты самых разнообразных моделей, а также конструкторы для сборки и программирования собственных моделей (например, Lego Mindstorms). Однако высокая цена последних существенно ограничивала аудиторию подобных игр, так как многие потребители не готовы платить существенную сумму за такой набор и не располагают достаточным количеством свободного времени для его сборки.

Наша команда – это три программиста-многостаночника, двое из которых по совместительству также являются опытными микроэлектронщиками. Команда всегда открыта для людей, которые точно знают, чем они хотят и могут помочь проекту, и готовы много и с интересом работать.

Больше всего нам необходимо отапливаемое помещение складского типа общей площадью не менее 600 квадратных метра и высокоскоростным симметричным Интернетом для обустройства первых игровых площадок. Еще не помешало бы участие людей, имеющих широкий опыт ретейл-продаж, и профессиональных гейм-дизайнеров, понимающих специфику работы с реальными сценами.

Думаю, что в ближайшие недели мы запустим первую игру «Ралли», а там видно будет, к чему все это приведет и чего можно будет дальше ждать.

Булат Ламбаев (проект «ЭcoFood»):

— Наш проект называется «Эco Food», и основная его задача – помочь мелким и средним фермерским хозяйствам увеличить свою прибыльность. Сейчас ситуация такова, что у мелких фермеров нет прямого выхода на рынок, и по сути нет выбора – они могут продать свой товар только через посредников, которые и устанавливают цены. А мы как раз хотим связать производителей напрямую с потребителем, чтобы основная часть прибыли доставалась им, так как это поможет им повысить уровень жизни и вложить деньги в свое производство. Сейчас с нами сотрудничают четыре фермерских хозяйства и один магазин экологических товаров, через который реализуется продукция. Фермерские продукты стоят рядом с экотрендом, и их целевая аудитория – люди, с доходом выше среднего, премиум-сегмент. Хотелось бы немного опустить цены, чтобы рынок стал больше, и эти продукты были доступны людям со средним уровнем достатка.

Мы хотим реализовать модель социального предпринимательства. Эта идея довольно новая, и мы пока пытаемся понять, как она может работать в России, потому что издержки для малого бизнеса довольно большие. Для нас пока является сложностью выстраивание логистических цепочек. На данном этапе мы не готовы арендовать полный склад, оформлять все юридические бумаги, связанные с хранением продуктов, потому что у нас еще не такой большой оборот. Но чтобы вырасти, это нужно, и мы будем искать способы оптимизации такой работы, возможно, привлекать сотрудников с опытом в сфере логистики.

В идеале хотелось бы создать удобный Интернет-сервис, в рамках которого фермеры сами будут заниматься логистикой, а покупатели – «приходить» и покупать продукцию. Но здесь есть много проблем, связанных с тем, что большинство фермеров не являются продвинутыми пользователями Интернета. Часто у них его просто нет, и мы пытаемся решать этот вопрос. Повторюсь, идеальная модель – мы занимаемся сервисом, фермеры в разных регионах подключаются к нему, и проект работает без наших усилий, но я не думаю, что это реально в течение ближайших двух лет. С точки зрения бизнеса, конечно, проект должен окупаться, и люди, которые в нем работают, должны зарабатывать, но с другой стороны, цели максимизации прибыли не стоит. И здесь есть много противоречий, связанных с рынком, на котором мы сейчас работаем.

В проекте помимо меня участвуют Леша Таников, Петр Федин и недавно к нам присоединилась Анна Рыжкова. Мы все с факультета бизнес-информатики: Петя – аспирант, я уже закончил, Леша выпускник бакалавриата, Аня еще учится. Сейчас у нас работают ребята из Вышки в качестве экспедиторов на условиях сдельной оплаты. Скоро мы подведем итоги года и подумаем, что делать дальше. От этого и будет зависеть, какие специалисты потребуются. Но в целом мы открыты, периодически к нам присоединяются ребята, и некоторые остаются надолго.

Андрей Малахов (проект «ЕДАСЛА»):

— Я окончил факультет менеджмента Высшей школы экономики в 2002 году и поддерживал связь с alma mater, периодически посещая лекции и семинары в бизнес-инкубаторе, именно на таком мероприятии сформировалась наша команда. Поэтому можно сказать, что решение участвовать в конкурсе на было принято на «безальтернативной» основе.

Мы хотим сделать процесс приготовления еды более удобным и доступным большему количеству людей, а саму домашнюю еду более разнообразной и здоровой. На наш взгляд, из-за того, что подготовка необходимых ингредиентов, утвари и рецептов достаточно трудоемкая, многие люди в нашей стране готовят, а, следовательно, и питаются не слишком разнообразно. Проект создается, чтобы существенно облегчить всем процесс приготовления, получения советов, закупки продуктов.

Наша команда состоит из трех сотрудников. Илья Ульянов занимается коммерческой частью, работает с партнерами, Владимир Павлов разбирается с дизайном, юзабилити, маркетингом, рекламой, и зона моей ответственности – развитие продукта. По результатам полученного опыта разработки и тестирования прототипа системы мы почувствовали потребность в усилении нашей экспертизы по технологиям веб-разработки нагруженных проектов.

В настоящий момент мы заинтересованы в привлечении сильного эксперта, который смог бы помочь нам выстроить более эффективную технологическую стратегию разработок с учетом перспективы масштабирования проекта в будущем, уточнить техническую архитектуру решения, помочь разделить задачи между разработчиками, обеспечить контроль качества разработки. Принципиально мы готовы рассматривать любые варианты сотрудничества, в том числе долевое участие в проекте, если помимо соответствующей экспертизы мы на практике увидим активное стремление и высокую заинтересованность человека в том, чтобы «двигать» проект вместе с нами.

Мы планируем выпустить бета-релиз нашего веб-решения в 1 квартале 2011 года. Мы уверены, что поняв удобство предлагаемого нами веб-решения, большая часть людей, интересующихся кулинарией, станет нашими лояльными пользователями. Даже в России в Интернете существуют такие коммьюнити с аудиторией близкой к миллиону человек, и мы считаем, что это достижимая планка для нашего проекта в ближайшие 3-5 лет.

Александр Полынов (проект «Wobot»):

— На прошлом RIW (Russian Internet Week) я, знакомясь с участниками мероприятия, задержался у стенда Бизнес-инкубатора ГУ-ВШЭ. На прощание сказал им, что обязательно еще увидимся. Потом, когда возникла идея, сразу вспомнил про hse-inc. Составили заявку, выиграли конкурс. Теперь полгода уже резиденты. За это время выиграли два крупных конкурса бизнес-проектов. Почему мы выбрали именно Вышку для создания бизнеса? Вышка – молодой вуз, в котором нет яркого разделения на поколение «смажь мои кости» и поколение «хочу творить». Посмотрите, какое количество самых разнообразных мероприятий, конференций, семинаров, круглых столов здесь проходит. И половину таких мероприятий делают студенты-энтузиасты. Мне нравится упор университета на международные стажировки. Бизнес-инкубатор Вышки сотрудничает с ведущими вузами мира: Mассачусетским технологическим институтом, Стэнфордским университетом, Государственным университетом Сингапура. Это не просто слова для галочки, сюда регулярно приезжают оттуда люди, учат нас, общаются с нами. В Вышке я чувствую себя свободно. Иногда тайком хожу на лекции, особенно на те, которые ведутся на английском.

Wobot — это сервис для мониторинга социальных медиа в Интернете. По заданному запросу можно искать во всем Интернете мнения пользователей и разделять их на положительные и отрицательные, сортировать по дате, типу и другим параметрам. Эта услуга — золотая жила для маркетологов и людей, которые работают с брендами, следят за какими-то тенденциями. Сервис обрабатывает информацию, поступающую из более чем 5000 ресурсов — популярные блоги, форумы, социальные сети и порталы.

Постоянно занимаются проектом трое, и все мы — студенты МГТУ имени Баумана. Познакомились полтора года назад, и уже меньше чем через год начали совместное дело. Это, наверное, потому что вечно везде совали носы. Работы всегда много. Я (http://vkontakte.ru/werston) рисую, презентую проект, работаю над статьями и продвижением проекта, ищу клиентов. Роман Юдин (http://vkontakte.ru/gaygarin) занимается разработкой системы. Он очень талантливый программист. В одиночку выполняет работу, над которой трудятся пять программистов-конкурентов. Андрей Демидов (http://vkontakte.ru/id13556869) — человек-переговорщик. У него весь день в рабочих встречах, от которых зависит наше будущее. Иногда даже в шутку президентом его зовем. Подобный бутстреппинг в команде, когда все делаешь сам, сам строишь будущее своего бизнеса, очень мотивирует. Ты работаешь на себя, не зависишь ни от партнеров, ни от инвесторов. Но у нас не секта, к нам в команду всегда можно попасть. Для этого достаточно доказать, что вы нам нужны. Причем порой опыт и знания не так важны. В особенности нам нужны программисты, менеджеры по продажам и люди со связями в бизнесе, – выводить новый IT-продукт на российский рынок без этого сложно.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Проекты студентов ВШЭ вошли в топ-10 стартапов молодежных акселераторов Сбера

Бизнес-проекты Александра Зыкова и Никиты Нехаенко, первокурсников образовательной программы «Бизнес-информатика» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, оказались в топ-10 лучших стартапов молодежных акселераторов Сбера. Кроме того, недавно ребята также приняли участие в ТВ-шоу «Гонка стартапов», которое выходит еженедельно на телеканалах «Пятница!» и «Суббота!».

«Предприниматель должен стать действующим лицом и бенефициаром деятельности университета»

В Институте образования НИУ ВШЭ состоялась экспертная дискуссия о предпринимательской деятельности студентов и обучении предпринимательству в университетах. В ней приняли участие эксперты из системы высшего образования, в том числе руководители Вышки, а также представители Госдумы, Агентства стратегических инициатив и действующие предприниматели.

Тест на соответствие: как действует новая система отбора на Всероссийский кейс-чемпионат

Система отбора команд, которые получат приглашение к участию в региональном этапе Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству, в этом году изменилась. Если раньше потенциальным участникам — командам из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов СПО — нужно было записать и представить видеовизитку, то в этом году им предлагается пройти квалификацию, или квалификационное тестирование, в период с 6 по 9 октября.

Регистрация на кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству продлится до 5 октября

21 августа началась регистрация участников IV Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству. Инициатор его проведения и генеральный партнер — Минэкономразвития России. К участию приглашаются команды из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов любого курса профессиональных колледжей. Если в предыдущие годы допуском к кейс-чемпионату служила видеовизитка, то теперь каждому участнику команды нужно будет пройти индивидуальное квалификационное тестирование.

НИУ ВШЭ и «Движение первых» заключили соглашение о сотрудничестве

В конце июня Высшая школа экономики и Российское движение детей и молодежи « Движение первых» подписали соглашение о сотрудничестве. В ближайших совместных планах — работа с абитуриентами, запуск испытаний норматива технологической грамотности «ТехноГТО» и развитие молодежного предпринимательства.

Бизнес-пикник ВШЭ: «Это огромная предпринимательская тусовка»

Высшая школа экономики стала партнером федерального форума Росмолодежи «Большие гонки для молодых предпринимателей», который прошел на площадках «ВТБ Арены Парка». Объединенная команда ВШЭ, состоящая из слушателей и выпускников майнора «Стартап с нуля», приняла участие в спортивных и интеллектуальных состязаниях.

«Будущее уже здесь, но оно неравномерно распределено»

27 мая, в День российского предпринимательства, в Центре культур НИУ ВШЭ прошел ежегодный студенческий предпринимательский Форум HSE Business Club. Три года назад инициативная группа HSE Business Club открыла форум как площадку, на которой предприниматели могли бы обмениваться опытом. Сейчас это крупнейший в СНГ студенческий бизнес-форум. В этом году на мероприятие зарегистрировалось рекордное число гостей — 1900 человек.

«Местечкового технологического суверенитета быть не может»

В основе новой модели предпринимательства в вузе должна быть наука с привлечением к исследованиям студентов. Научные работы должны быть масштабированы, для трансфера их результатов в экономику необходимо активное взаимодействие высокотехнологичных компаний с университетами. В НИУ ВШЭ прошла международная научно-практическая конференция «Инноватика и предпринимательство: теория и практика», организованная кафедрой менеджмента инноваций.

Иран под санкциями: как антимонопольная политика помогает работать экономике в условиях ограничений

Развитие конкуренции и снятие барьеров для предпринимательской деятельности позволяет устранить многие последствия санкций. Опытом Ирана в этой сфере поделился председатель Национального совета по конкуренции Исламской Республики профессор Сейедмохаммадреза Сейеднурани. Он прочел в НИУ ВШЭ лекцию «Экономика Ирана в условиях санкций: роль антимонопольной политики». Лекция была организована в рамках семинара Международного центра конкурентного права и политики БРИКС НИУ ВШЭ.

«Мой собственный бизнес начался с курсовой работы»

Елизавета Корсакова, студентка магистерской программы «Бизнес-аналитика в экономике и менеджменте» НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде, создала свой интернет-магазин и за полгода вывела его на окупаемость. Как собственный бизнес помогает учебе и какая аналитика позволяет увеличивать продажи, она рассказала в интервью.