• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследование выявило преподавателей-прогульщиков

13 сентября в Высшей школе экономики состоялся семинар Института развития образования ВШЭ, на котором с докладом «Ловушка низких достижений: сравнение школ Ботсваны и Южной Африки» выступил Мартин Карной, профессор Стэнфордского университета, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ.

Семинар стал первым в начавшемся учебном году, его организаторами выступили Институт развития образования (ИРО) ВШЭ и экспертная группа по подготовке предложений по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года «Новая школа».

В своем докладе «Ловушка низких достижений: сравнение школ Ботсваны и Южной Африки» (The Low Achievement Trap: Comparing Schools in Botswana and South Africa) профессор Мартин Карной представил результаты только что завершившегося исследования, методология которого может быть полезна при изучении проблем качества и доступности образования.

Исходная ситуация для исследователей такова. Школьники, участвовавшие в исследовании, говорят на одном языке, но в силу того, что живут в двух разных странах, сталкиваются с разными системами образования. При этом в ЮАР фактически сложились две параллельные системы образования: для белых и для черных.

Всего были обследованы по 60 школ в каждой стране, отобранных случайным образом. При этом в исследование не включались частные школы и так называемые «белые» школы Южно-Африканской Республики. Всего же оказались задействованы 126 учителей и около 5000 учеников. Основным материалом для анализа стали результаты тестирования по математике в начале и в конце учебного года. Причем тестовые задания не отличались сложностью, это фактически те же задания, что решались в классах, была изменена лишь их последовательность и числовые данные в заданиях.

Учителя также выполняли тестовые задания. Кроме того, в течение года выборочно делались видеозаписи 1-2 уроков, которые затем анализировались экспертами. Измерялось и количество проведенных уроков, чему и как учили, в каком темпе шел образовательный процесс. Анализировались записи учеников, касающиеся качества проведенных занятий, их отзывы. Были составлены специальные анкеты для директоров школ, учителей и учеников.

Результаты исследования, по словам Мартина Карноя, показали в целом низкий уровень математической подготовки школьников, который оценивался экспертами по двенадцати параметрам. При этом между школами в ЮАР наблюдаются очень большие различия, а уровень знаний учеников часто разнится даже в пределах одного класса. Установлено также, что нет прямой зависимости между академическими достижениями учителей и качеством преподавания математики.

В Ботсване математическое образование в целом на невысоком уровне, однако преподавание более эффективно. Отчасти такая картина объясняется тем, что в ЮАР преподаватели обладали высоким социальным статусом, а следовательно, и собственно педагогической работе уделяли меньше времени, в то время как в Ботсване они, прежде всего, профессионалы.

Уровень знаний учеников обеих стран примерно одинаковый. Однако в ЮАР приращение знаний ниже, чем в Ботсване. Выявлена зависимость между знаниями отдельных разделов математики у учителей и учеников, то есть если учителя показывали плохой результат по разделу, то и ученики тоже. В качестве примера Мартин Карной привел задачи с дробями, которые вызвали большие трудности и у учителей, и у учеников.

Есть зависимость между социальным положением и результатами тестирования. Знания лучше у учеников, родители которые обладают более высоким статусом и доходами. Это обстоятельство эксперты объясняют возможностями дополнительного образования, доступом к альтернативным источникам знаний, возможностями пользоваться Интернетом и так далее. При этом в ЮАР в отличие от Ботсваны социальное расслоение выражено более четко.

«Шокирующими» назвал докладчик данные по учительским прогулам, полученные в ходе исследования. Выяснилось, что учителя в ЮАР проводят в классе лишь 40 процентов запланированного учебного времени, в Ботсване — около 60. По словам самих учителей, занятия они прогуливают, участвуя в совещаниях и собраниях, по болезни, а также тогда, когда плохо разбираются в учебной теме. Исследование показало также, что в Ботсване занятий по сложным математическим темам проводится больше, чем в ЮАР. Но в обеих странах на уроках учителя неоправданно много времени уделяют запоминанию и технике вычислений, нежели собственно математическим проблемам.

Объяснить это можно в целом плохой профессиональной подготовкой, отсутствием выстроенной системы повышения квалификации и переподготовки в обеих странах. И для ЮАР, и для Ботсваны актуальна проблема нехватки сельских учителей, низких пенсий педагогов. Отсутствует ротация кадров, а многие учителя не хотят изменений в содержании образовательных программ и не желают осваивать новые преподавательские методики, в том числе в силу возраста. Кстати, средний возраст учителей математики в ЮАР около 50 лет.

В целом же, убежден Мартин Карной, исследование показало, какие действия в сфере образования могут дать результаты, а какие — нет. Сложно, например, заставить учеников учить больше, поэтому от педагогов и требуется особое мастерство. Хороших учителей подготовить необычайно трудно, однако если они не знают учебного материала, то и уровень знаний учеников не будет высоким. К слову, несколько лучшие результаты ботсванских школьников объясняются отчасти тем, что страна вкладывает в образование больше ресурсов.

Жанр выступления на семинаре не предполагает всестороннего освещения методики и методологии проведенного исследования. Видимо, по этой причине докладчику было задано достаточно много уточняющих вопросов. В частности, директора ИРО ВШЭ и соруководителя семинара Ирину Абанкину интересовало, какие факторы, кроме знаний, учитывались в исследовании. Мартин Карной сообщил, что тестирование учеников и учителей — это лишь небольшая часть массива проанализированных данных. Эксперты учитывали социальное положение учеников, существующую в конкретных школах систему контроля выполнения домашних заданий, особенности организации учебного процесса, методики проведения уроков по отдельным темам и многое другое.

Что же касается данных об учительских прогулах, то информация об этом вызвала оживление в аудитории. Мартин Карной сообщил, что по экспертным оценкам около 20 процентов учителей находятся во время уроков вне школы. Научный руководитель ИРО ВШЭ и соруководитель семинара Исак Фрумин добавил, что эта проблема актуальна для российских вузов: пропуски занятий преподавателями университетов считаются нормальным явлением.

Директор Центра мониторинга качества образования ВШЭ Юлия Тюменева обратила внимание, что главное в проведенном исследовании — сбалансированная методология, комплексная оценка качества образования с учетом различных социально-экономических факторов. «Эту методологию можно использовать и в других странах. Единственное, что у меня вызывает сомнение, насколько она применима при анализе ситуации в российских школах, потому что наши школы закрыты, непрозрачны, а многие директора просто не позволят что-то записывать, кого-то опрашивать…».

По мнению научного руководителя Центра мониторинга качества образования ВШЭ и соруководителя семинара Виктора Болотова, «главное не измерить среднюю температуру по больнице, а решить, что с этим делать». В подобных исследованиях больше внимания стоит уделять социокультурному контексту, доступности ресурсов дополнительного образования, доступу к Интернету, другим образовательным услугам. Эти факторы во многом определяют уровень знаний школьников, качество образования в целом.

Исак Фрумин назвал исследование, представленное Мартином Карноем, образцовым, дающим ясное представление о происходящем в системе образования. Действительно, «если человек не знает, чему он учит и чему вообще надо учить, то простое повышение зарплаты не даст никакого результата. Ведь важно еще и умение преподавать», — сказал научный руководитель ИРО ВШЭ.

 

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

78%

студентов и выпускников московского и нижегородского кампусов Вышки довольны своим образованием. В НИУ ВШЭ – Пермь этот показатель еще выше — 84%. Такие цифры получены в результате опроса студентов и выпускников ведущих российских вузов, проведенного компанией Changellenge. По удовлетворенности качеством образования пермский кампус занял в рейтинге второе место, а московский и нижегородский поделили третье.

Вышкинский сту­ден­че­ский мониторинг качества об­ра­зо­ватель­ных услуг признан лучшим

Комитет по качеству образования Студсовета Вышки стал победителем Всероссийского конкурса студенческих практик в сфере повышения качества образования в номинации «Лучший проект, нацеленный на мониторинг качества образовательных услуг». Конкурс был организован Российским союзом молодежи совместно с Рособрнадзором и Ассоциацией студенческих объединений России.

CFA Institute подтвердил партнерский статус двух программ ВШЭ

Международная организация CFA Institute, объединяющая несколько десятков тысяч финансовых специалистов по всему миру, подтвердила партнерский статус магистерской программы «Финансовый аналитик» и программы MBA «Управление инвестициями» Банковского института ВШЭ.

90%

российских семей в целом удовлетворены качеством образования, которое их ребенок получает в вузе.

«Самое правильное в кризис — дать людям возможность учиться»

В интервью РБК ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов рассказал о проблемах российской экономики, «Стратегии-2030», состоянии сферы высшего образования и том, в каком направлении ее следовало бы развивать.

В пятом классе дети осваивают математику лучше, чем в седьмом

17 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждались первые результаты национального исследования качества образования (НИКО) по математике, которое было проведено Рособрнадзором осенью прошлого года.

В системах оценки качества образования стран СНГ есть много общего

7-8 ноября в Астане состоялась III международная конференция Евразийской ассоциации оценки качества образования, одним из организаторов которой был Институт образования ВШЭ.

81%

родителей, чьи дети учатся в каком-либо учебном заведении, довольны качеством их образования.

«Мы должны обсуждать не только топ-100 школ, но и тех, кто оказался в сложном положении»

Опубликован ежегодный рейтинг московских школ. Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов принял участие в обсуждении его итогов.

Каким должно стать школьное образование к 2020 году?

22-23 апреля в Ярославле состоялся третий международный форум «Евразийский образовательный диалог», одним из организаторов которого стала Высшая школа экономики. Эксперты обсуждали проблемы развития системы дополнительного образования детей, ориентиры федеральной и региональной политики в школьном образовании на период до 2020 года, другие вопросы.