• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В интересах инновационного развития стран СНГ

18 октября в Санкт-Петербурге Совет глав правительств Содружества Независимых Государств принял разработанную ВШЭ межгосударственную программу инновационного сотрудничества на период до 2020 года. Заместитель директора Института государственного и муниципального управления Владимир Королев рассказывает о сути и основных задачах программы.

— Владимир Александрович, как складывалась разработка документа? В чем суть программы?

— В июне 2010 года Экономический совет СНГ принял решение возложить на ВШЭ функцию главного разработчика межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничество государств СНГ на период до 2020 года. В том же году в Ереване Алексей Новосельцев, директор по инновациям и развитию предпринимательства ВШЭ, и я представили нашу концепцию по разработке такой программы, которая после нескольких дискуссий была поддержана Исполнительным комитетом и Экономическим советом СНГ, Россотрудничеством, национальными государственными заказчиками государств-участников СНГ и национальными разработчиками 8-ми стран Содружества.

Мы предложили структурировать Программу по основным сферам инновационного взаимодействия стран СНГ. Такой подход перекликается с европейскими программами, но в практике СНГ опыт разработки подобных программ до последнего времени отсутствовал.

Сложным оказался и вопрос финансирования. Механизмы финансирования разработки и реализации таких программ в СНГ определены в 2004 году «Порядком разработки и финансирования межгосударственных целевых программ СНГ». Слово «целевая» имеет особое значение, поскольку до сих пор программы были ориентированы на решение задач в конкретных предметных областях сотрудничества. Задача сформировать инновационную программу СНГ оказалась более сложной. Учитывая высокую политическую и реальную экономическую значимость Программы, Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов принял решение, не дожидаясь выделения Заказчиком-координатором средств для университета, начать работы по подготовке проекта Программы за счет внутренних ресурсов ВШЭ.

Коллективными усилиями разработчиков по предложению ВШЭ была сформулирована основная цель Программы: создание условий для повышения конкурентоспособности экономики государств СНГ и трансформации ее в социально-ориентированную экономику знаний, реализация приоритетов экономического развития во взаимодействии национальных инновационных систем и утверждение международного авторитета Содружества как одного из центров мирового технологического лидерства.

— Какие области сотрудничества включает в себя программа?

— Все программные мероприятия сгруппированы по пяти направлениям сотрудничества. Первое включает в себя задачи развития межгосударственной кооперации в инновационной сфере, реализацию совместных инновационных и инвестиционных проектов, создание международных технологических платформ и осуществление деловых партнерских мероприятий в инновационной сфере.

Второе направление — развитие научного и технического потенциала содружества. Каждая страна имеет свои национальные инновационные системы и обладает своим научным, научно-технологическим потенциалом. Смысл программы — в том, чтобы инвентаризировать этот потенциал и поставить его на службу интересам каждого государства СНГ и Содружества в целом.

Третье направление заключается в развитии системы кадрового обеспечения межгосударственного инновационного сотрудничества. Сегодня подготовка кадров содружества ведется разрозненно, без должной координации. Необходимо активно использовать положительный опыт каждой страны, заинтересованной в кадровом обеспечении инновационного развития, интегрировать усилия, использовать потенциал лучших университетов и научных центров. Это позволит решить проблему кадрового голода, будет способствовать созданию перспективных технологий и их коммерциализации.

Четвертое направление — совместное использование и развитие инновационной инфраструктуры национальных инновационных систем. В каждом государстве есть свои научные центры, бизнес-инкубаторы, технопарки, особые экономические зоны. Научные центры располагают уникальным оборудованием, которое можно было бы сделать доступным для партнеров по Содружеству. Таким образом, инфраструктурное обеспечение может работать не только на интересы одного государства, что далеко не всегда эффективно, но и на решение задач государств-партнеров, общих задач Содружества.

Пятое направление — развитие системы межгосударственного регулирования инновационной деятельности, а точнее — гармонизация нормативной и правовой базы национальных инновационных систем.

Надо сказать, что Программа вышла за рамки целевых программ. Поэтому Совет глав правительств СНГ в начале текущего года принял решение об изменении ее формата и придании ей рамочного характера. Принятая версия Программы инновационного сотрудничества предусматривает формирование на базе ее пяти подпрограмм функциональных целевых программ. Кроме того, предусмотрен механизм реализации отдельных проектов, которые могут не входить в целевые программы.

— С какими еще трудностями столкнулись разработчики программы?

— В процессе обсуждения программы, когда возник вопрос о создании единого инновационного пространства, само слово «единое» вызвало у некоторых партнеров негативную реакцию. Видимо, они увидели в этом слове некое покушение на самостийность. Пришлось вырабатывать определение межгосударственного инновационного пространства, которое в Программе рассматривается в двух ипостасях. Во-первых, как социокультурная, экономическая, информационная среда, в которой государства осуществляют совместные действия по развитию науки и техники, внедрению новых технологий, объединению научно-технического потенциала, ресурсов и усилий для устойчивого развития национальных экономик. А вторая ипостась — общность институтов, принципов и механизмов в реализации научно-технической и инновационной политики, гармонизация государственных программ, стандартов, требований по формированию и реализации инновационных проектов, непротиворечивость законодательства, регулирующего развитие и функционирование национальных инновационных систем в интересах государств участников СНГ и их граждан.

— Как вы оцениваете роль экспертов ВШЭ в разработке программы?

— 18 октября Советом глав правительств СНГ было принято несколько важных организационных решений, в частности — на национальных разработчиков Программы были возложены функции национальных контактных центров, а на ВШЭ как основного разработчика Программы — функции координационного и методического центра по обеспечению организации взаимодействия национальных контактных центров. Функции наблюдательного совета были возложены на Межгосударственный совет по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сфере СНГ. Кстати, в программе предусмотрено, что ее участниками могут быть не только страны СНГ, которые уже приняли такое решение и подписали текст документа, но и любые юридические и физические лица и объединения, представляющие интересы государств-участников Программы. Программой предусмотрен статус ассоциированного участника, что позволяет любым другим заинтересованным государствам принимать участие в отдельных проектах, отвечающих конкретным текущим интересам той или иной страны, хозяйствующего субъекта, и носят приоритетный характер для того государства, которое по каким-то причинам не стало полноправным участником программы. Мы надеемся, что Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан, которые пока не принимают участия в Программе, могут найти приемлемую для них форму взаимодействия в ее рамках с партнерами по СНГ.

Для ВШЭ сегодня — почетная и ответственная задача выполнить Решение Совета глав правительств СНГ и содействовать запуску Программы, начиная с 2012 года.

 

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ представил первые результаты проекта «Будущее науки»

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ впервые определил направления развития сектора исследований и разработок и его возможной трансформации под влиянием мегатрендов. Промежуточные результаты масштабного проекта «Будущее науки» были представлены в день открытия Международного научного симпозиума «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика», проводимого в составе XIV Ясинской (Апрельской) конференции НИУ ВШЭ 13 и 14 апреля 2023 г.

Комплекс РИД ученых МИЭМ НИУ ВШЭ получил бронзовую медаль на международном салоне «Архимед»

В конце марта в конгрессно-выставочном центре «Космос» прошел 26-й Московский международный салон изобретений и инновационных технологий «Архимед-2023». Участниками салона стали представители 221 организации из 27 государств и 35 регионов России. Были продемонстрированы около 600 инновационных проектов и изобретений, в том числе два экспоната МИЭМ Вышки.

В Нижнем Новгороде определен победитель международного Конкурса инноваций в образовании КИвО

10 команд-финалистов в формате питч-сессии представили экспертам свои проекты в финале Конкурса инноваций в образовании (КИвО). Защита проектов и церемония награждения состоялись в Нижнем Новгороде на полях Global Impact Conference — международной платформы, объединяющей экспертов в области устойчивого развития.

«Одна из миссий — показать миру ВШЭ и привести мировые университеты, студентов со всего мира в ВШЭ»

Главный показатель качества образования — уровень исследований, убежден доктор Манодж Шарма, с начала учебного года являющийся вице-президентом петербургского кампуса Вышки. Он курирует направления, касающиеся международных отношений, — от программ студенческой мобильности до партнерства с мировыми университетами, и рассказал в интервью о языковых барьерах, ключевых задачах и российских особенностях.

Набор на курс «Коммерциализация и внедрение наукоемких разработок» продлится до 3 октября

Кафедра менеджмента инноваций НИУ ВШЭ набирает слушателей на программу повышения квалификации «Коммерциализация и внедрение наукоемких разработок». Она предназначена для широкого круга руководителей и специалистов, занимающихся инновационной деятельностью или желающих запустить свой инновационный проект. Чему научат слушателей и может ли полученное образование повлиять на бизнес-результаты, рассказал ее автор и руководитель, старший преподаватель кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Андрей Цымбал.

В Вышке научат создавать инновационные проекты в образовании, медиа и социальной сфере

В сентябре в НИУ ВШЭ стартует новая очно-заочная программа профессиональной переподготовки «Управление инновациями в образовании, медиа и социальной сфере». Она рассчитана на руководителей и специалистов компаний коммерческого и некоммерческого секторов экономики, образования, социальной сферы, инновационных и социальных предпринимателей. Как построена программа и чему научат ее слушателей, рассказал ее руководитель, заместитель заведующего кафедрой менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Евгений Савеленок.

Специалисты Вышки изучили открытость российских инноваций

В дни проведения международного форума «Открытые инновации» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировал «открытость» инноваций в стране, опираясь на данные опроса 545 предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности.

НИУ ВШЭ и Университет Бергена подписали соглашение о сотрудничестве

Соглашение предусматривает развитие академического и культурного сотрудничества между вузами, возможность студенческих обменов и проведения совместных исследований.

Международная партнерская неделя в ВШЭ: открылось представительство Университета Ка’ Фоскари в Венеции

В Вышке проходит Международная партнерская неделя. В ней принимают участие более 30 зарубежных университетов, сотрудничающих с НИУ ВШЭ. Одним из событий недели стало открытие в Вышке информационного стенда Университета Ка’ Фоскари в Венеции.

В столице появится инновационный суперкластер

26 ноября Президент Российской Федерации подписал Указ № 672 «О создании на территории г. Москвы инновационного кластера», дав старт реализации инициативы мэра Сергея Собянина, активно поддерживаемой на этапе подготовки Высшей школой экономики. Специалисты НИУ ВШЭ изучили передовой опыт инновационных мегаполисов мира, совместно с московским правительством провели серию экспертных обсуждений принципов формирования инновационного суперкластера, а также разработали проект концепции, закладывающей базовые принципы взаимодействия потенциальных участников кластера, который в перспективе может охватить всю передовую экономику города.