• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кому проводить олимпиады

Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в заседании Российского совета олимпиад школьников, которое состоялось 2 сентября в Интеллектуальном центре — Фундаментальной библиотеке МГУ. На заседании были подведены итоги олимпиад 2008/2009 учебного года, рассмотрены заявки вузов на их проведение в 2009/2010 учебном году.

На этот учебный год Российский совет олимпиад школьников рекомендовал к проведению 175 олимпиад — на 55 больше, чем раньше. Среди них есть олимпиады, которые организует ГУ-ВШЭ. В заседании Совета приняли участие министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, академики РАН, ректоры вузов, другие представители образовательной общественности. Высшую школу экономики также представлял проректор Григорий Канторович. Основной доклад сделал ректор МГУ Виктор Садовничий.

В своем выступлении Ярослав Кузьминов отметил, что успех первого года полноформатного ЕГЭ во многом связан с системой олимпиад, также впервые применявшейся в полном объеме. Из общего количества «бюджетных» студентов, зачисленных в Высшую школу экономики в этом году, 65% составляют победители и призеры олимпиад, примерно 52% поступили именно благодаря олимпиадам, остальные — по результатам ЕГЭ. По его оценке, среди победителей и призеров есть люди, ставшие таковыми незаслуженно, но их доля не превышает статистической ошибки, примерно такая же доля есть и среди обладателей высоких баллов ЕГЭ.

Ректор ГУ-ВШЭ предложил на рассмотрение коллег пять направлений совершенствования олимпиадного движения.

Во-первых, вузы, по его мнению, должны иметь возможность не учитывать результаты тех или иных олимпиад, поскольку качество олимпиад разное. При этом очень важно, чтобы вузы принимали по результатам большинства олимпиад (обязательно — не менее трех), должны быть исключены ситуации, когда засчитывается только «своя» олимпиада. Впрочем, некоторые участники заседания придерживались по этому вопросу иной точки зрения.

Во-вторых, не нужно ограничивать право вузов зачислять победителей и призеров олимпиад всех уровней. Ведь возможна альтернатива зачислению вне конкурса — присвоение 100 баллов по профильному предмету с последующим участием в общем конкурсе. «В ряде таких случаев, действительно, возникала ситуация, когда человек, сильный в профильном предмете, «проваливался», потому что результаты по другим предметам у него хуже, — сказал Ярослав Кузьминов. — Это обидно, потому что 3% от общего приема в вузы и 5% от бюджетного приема по результатам олимпиад — это «окно», дающее возможность зачислить человека, сильного в одном предмете, дать ему шанс. Пусть даже он потом не удержится в вузе по результатам изучения совокупности предметов, такое тоже бывает».

В-третьих, необходимо развивать межвузовские (надвузовские) олимпиады. Причина в том, что результаты олимпиады одного вуза, как бы честно она ни проводилась, все равно будут подвергаться сомнению. Ярослав Кузьминов предложил в течение двух недель, которые отводятся на доработку перечня олимпиад, дать возможность вузам найти себе партнеров по проведению олимпиад в различных федеральных округах. Примеры такого сотрудничества уже есть — так, ГУ-ВШЭ сотрудничает с УрГУ и СПбГУ.

В-четвертых, следует совершенствовать критерии, позволяющие тому или иному вузу организовывать олимпиаду первого, второго и третьего уровня. На сегодняшний день действуют два критерия — количество участников и мнение экспертов. Ректор Вышки предложил третий, на его взгляд более объективный — выбор самих участников олимпиады. Олимпиады первого уровня должны проводить те вузы, в которых большую долю составляют победители всероссийской олимпиады, и те, где больше 25% бюджетного приема — победители вузовских олимпиад. «Эксперт может кого-то не любить, а масса талантливых детей, которые выбирают вуз, более объективно укажет нам, кто есть кто», — сказал Ярослав Кузьминов.

В-пятых, средства федерального бюджета на проведение олимпиад должны использоваться на командировки и проживание не столько экспертов, сколько участников заключительных туров олимпиад. «Вспомните, — обратился ректор Вышки к участникам заседания, — по ряду неплохих олимпиад не был проведен заключительный тур, на который должны приехать участники со всей страны. У некоторых из них просто нет собственных денег на переезд». Ярослав Кузьминов предложил министру Андрею Фурсенко договориться с Минфином России, чтобы затраты на командировки будущих студентов вузам засчитывали бы как целевые траты.

Анна Сероокая, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

_____________________________________________

В СМИ по теме:

РСО прогнозирует рост числа победителей школьных олимпиад // РИА Новости, 02.09.2009

Вам также может быть интересно:

В Санкт-Петербурге объявили победителей II Международной олимпиады школьников по экономике

Завершилась II Международная олимпиада школьников по экономике (International Economics Olympiad), открывшаяся в северной столице неделю назад. Золото в командном зачёте досталось команде из Бразилии. Серебро и бронза у участников из Китая. Россияне — на пятом месте.

В Санкт-Петербургском кампусе ВШЭ открылась II Международная олимпиада школьников по экономике

Олимпиада, организованная по инициативе Вышки, собрала школьников из 24 стран мира. Генеральным спонсором олимпиады выступает ПАО Сбербанк. Соревнования продлятся неделю. Победители получат возможность бесплатно поступить на образовательные программы ВШЭ по экономике в 2020 году.

О результатах ЕГЭ — из ВКонтакте: студенты Вышки создали приложение для школьников

Студенты образовательных программ «Прикладная математика и информатика» и «Бизнес-информатика» ВШЭ придумали приложение «Результаты ЕГЭ» на базе платформы VK Mini Apps. Сервис позволяет выпускникам, сдающим единый госэкзамен, получать уведомления о статусе экзамена, узнавать количество полученных баллов, а также делиться результатами с друзьями.

«У каждого из вас будет шанс внести новое в знание об обществе и политике»

100 учащихся 9-11 классов стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, заключительный этап которой проходил с 30 марта по 4 апреля в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново».

224

учащихся из 63 регионов России собрались на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, который проводит НИУ ВШЭ.

«Буду делать всё, чтобы не опускаться ниже взятой планки»

Завершилась Всероссийская олимпиада школьников по экономике. Ее заключительный этап по традиции прошел в учебном центре ВШЭ «Вороново». Победителями и призерами олимпиады стали 126 учеников 8-11 классов из более чем тридцати регионов России.

283

учащихся из 61 региона России принимают участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике, который проводит НИУ ВШЭ.

270

учащихся 10-11 классов Лицея НИУ ВШЭ стали победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2019 году.

Началась регистрация на командную олимпиаду «Высшая проба» по программированию

К участию в олимпиаде приглашаются команды из трех человек — учеников 7-10 классов. Те потенциальные участники, которые еще не сформировали свою команду, могут это сделать на странице «Олимпиады школьников НИУ ВШЭ» социальной сети «ВКонтакте». Сразу после регистрации и до 25 марта можно будет решить онлайн задачи квалификационного этапа.

Командная олимпиада «Высшая проба» по программированию состоится впервые

К участию в олимпиаде приглашаются ученики 7–10 классов. Регистрация команд-участников начнется 25 февраля 2019 года, возможность решить задачи квалификационного этапа будет открыта до 25 марта. Приступать к формированию команд и подготовке к олимпиаде рекомендуется уже сегодня.