• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

У аспирантов-социологов появятся новые возможности и перспективы

Аспирантам, поступившим в Вышку в этом году, предстоит учиться по новым программам, завершающимся итоговой аттестацией и присвоением квалификации исследователя (преподавателя-исследователя). Аспирантская школа ВШЭ по социологическим наукам на базе кампусов в Москве и Санкт-Петербурге планирует в этом году набрать на бюджетные места 17 человек. Прием документов — до 12 сентября.

В соответствии с новым законом «Об образовании в РФ» аспирантура стала третьей ступенью высшего образования. Уже в этом учебном году поступившие в Вышку аспиранты будут учиться по новым программам, завершающимся итоговой аттестацией и присвоением квалификации исследователя (преподавателя-исследователя). И хотя стандарты подготовки аспирантов — и федеральные, и оригинальные (Вышка как национальный исследовательский университет имеет право учить по своим стандартам) пока не утверждены, их проекты уже служат ориентирами для аспирантских школ и научных руководителей.

Что изменится в подготовке аспирантов-социологов?

Во-первых, как и было в предыдущие годы, в рамках направления «Социология» в аспирантской школе по социологическим наукам предусмотрено три профиля (раньше они назывались специальностями): теория, методология и история социологии; экономическая социология и демография; социальная структура, социальные институты и процессы.

Во-вторых, аспирантам придется учиться в полную силу. Если раньше учебные занятия в основном сводились к подготовке к сдаче кандидатского минимума, теперь предусмотрена более интенсивная подготовка по специальности. Аспиранты также будут изучать тайм-менеджмент, основы успешной коммуникации, академическое письмо и другие курсы, формирующие необходимые в научной и преподавательской работе soft skills. Поскольку за время учебы аспиранты должны опубликовать три статьи в ваковских журналах, их будут учить писать такие статьи, в том числе на английском языке, готовить их к публикации, разбираться в процедуре организации публикаций.

В-третьих, в обязательную часть учебного плана будут включены летние и зимние школы, причем для аспирантов первого года обучения зимние школы должны стать «курсом молодого бойца». Там им помогут точнее сформулировать тему предстоящего исследования, научат писать синопсис, работать с источниками, планировать время на исследования. А на летних школах все аспиранты будут делиться своими достижениями — у кого на какой стадии работа над диссертацией, кто выступил на международной конференции, кто съездил на зарубежную стажировку. Аспиранты третьего года обучения могли бы играть роль рецензентов для начинающих коллег.

Аспирантура по социологии открыта для выпускников магистратур и специалитетов, в том числе получивших образование по другим направлениям. Конечно, без базового социологического образования сложнее сдавать экзамены и учиться, но эти трудности преодолимы

Еще одно новшество аспирантской школы по социологическим наукам на ближайшую перспективу — создание совместной аспирантской исследовательской группы (рабочее название — International Research Training Group) со Свободным университетом Берлина. Инициатива принадлежит декану факультета социологии ВШЭ Александру Чепуренко. Предполагается, что группа будет заниматься междисциплинарными исследованиями на стыке социологии, экономики, политологии, права, истории и культурологии. Уже в этом учебном году немецкие коллеги будут участвовать в зимних и летних школах, а с 2016\17 учебного года планируется запуск совместной аспирантской программы — и для наших, и для немецких студентов, что особенно важно в связи с участием Вышки в программе повышения международной конкурентоспособности 5\100. Возможен аналогичный формат сотрудничества с другими зарубежными университетами.

Разумеется, для аспирантов-социологов сохраняется возможность участия в программе академической аспирантуры (аспирантуре «полного дня») – факультет социологии был одним из первых, где эта программа была открыта в 2010 году.

«Чтобы не было мучительно больно…»

У Виктории Антоновой, как и у многих других академических директоров аспирантских школ ВШЭ, помимо отечественной степени доктора наук, есть степень PhD, полученная в университете Эссекса (Великобритания). Она считает, что зарубежный опыт подготовки аспирантов не следует «механически» переносить в Россию, но некоторые традиции стоило бы перенять.

Например, во многих западных университетах активно используют труд аспирантов — они не только пишут диссертацию, но и помогают профессору в его собственных исследованиях, работают со студентами (в качестве teaching assistаnts и как волонтеры), а на старших курсах — еще и с аспирантами-первокурсниками. Аспирант, с одной стороны, очень тесно взаимодействует с научным руководителем, с другой — от него ждут самостоятельности и ответственности, и в российской аспирантуре этот принцип должен быть ключевым.

В организации подготовки диссертации в аспирантуре, считает Виктория Антонова, особенно важны сроки. Аспирант в тандеме с научным руководителем должен так построить и затем выполнить индивидуальный план, чтобы «не было мучительно больно» за впустую потраченные три года. Возможно, академическому директору аспирантской школы иной раз нужно будет поговорить об этом с конкретным аспирантом или даже с научным руководителем, если тот в потоке прочих дел ослабил контроль над своими подопечными.

Аспирантура по социологии открыта для выпускников магистратур и специалитетов, в том числе получивших образование по другим направлениям. Конечно, без базового социологического образования сложнее сдавать экзамены и учиться, но эти трудности преодолимы, уверена Виктория Антонова. Для тех, кто учился по другому направлению, предусмотрены адаптационные курсы. Главное — сдать экзамены и получить согласие потенциального научного руководителя. Любой будущий аспирант не просто должен выражать желание проводить исследования в конкретной области, но и читать журналы и другие источники по выбранной теме, уметь объяснить, почему он решил разрабатывать именно эту тему, где хотел бы публиковаться, к каким результатам планирует прийти.

Работают ли аспиранты по специальности?

В 2012 году в ВШЭ проводился опрос аспирантов разных специальностей, в ходе которого 36% респондентов заявили, что по окончании аспирантуры хотели бы остаться в академической среде.

Понятно, что среди других социально-гуманитарных профессий социологи занимают особое место: у них слишком много альтернативных карьерных траекторий — на рынке всегда востребованы маркетинговые исследования, студенты на старших курсах начинают работать в маркетинговых компаниях, и отвлечь их от этой работы непросто. Тем не менее есть немало примеров, когда выпускники аспирантуры факультета социологии ВШЭ оставались работать на кафедрах: Ксения Лазебная, Радик Садыков (защитились в 2013 году), Айгуль Мавлетова (защитилась в 2009 году, летом 2014 года проводила исследования в США), Елена Бердышева (защитилась в 2010 году), и это далеко не полный список.

Если бы аналогичный опрос проводился сейчас, то, по мнению Виктории Антоновой, доля желающих продолжать академическую карьеру среди социологов была бы больше. Но даже если аспирант не остался работать в вузе, он лучше образован, освоил больше компетенций, чем выпускники бакалавриата и магистратуры, и может найти другую работу в академической среде — в научных и исследовательских институтах, в некоммерческих организациях, в центрах изучения общественного мнения. Талантливые ребята, успешно защитившие диссертации, но ушедшие в другие профессиональные сферы, все равно остаются верны принципам научной этики и добросовестного отношения к научной работе, заложенным во время учебы в Вышке.

Борис Старцев, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Работать во благо своей страны: как россияне понимают патриотизм

Что, по мнению россиян, значит быть патриотом, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года. Большинство респондентов (74%) считают, что для того, чтобы быть патриотом, нужно просто любить свою страну.

Гордость и спокойная уверенность: какие эмоции у россиян вызывает их гражданство

Гордость и спокойная уверенность— чувства, которые испытывает большинство россиян в связи со своим гражданством, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года.

«Социология живет, если она востребована обществом»

В День социолога на факультете социальных наук ВШЭ состоялся паблик-ток «Социологическая профессия в автобиографической перспективе». В ходе встречи профессора — кто-то очно, кто-то дистанционно — поздравляли коллег с профессиональным праздником, делились подробностями своего пути в науке и отвечали на вопросы студентов.

Хорошие поступки приносят россиянам моральное удовлетворение

Исследователи из НИУ ВШЭ проанализировали, почему человек чувствует себя счастливее, когда помогает другим. Оказалось, что радость обусловлена разными причинами в зависимости от того, кому мы помогаем — близким или посторонним. И в том и в другом случае счастье приносит моральное удовлетворение хорошим поступком, но помощь близким также связана с удовлетворением потребности в принадлежности и принятии другими людьми, а незнакомцам — с чувством независимости. Результаты опубликованы в Journal of Social and Personal Relationships.

Большинство россиян не заметило кризис: исследование Вышки

Материальное положение, повседневная жизнь и психологическое здоровье большинства россиян в прошлом году не претерпели серьезных изменений. При этом кризис повысил мотивацию к созданию собственного дела и самозанятости. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Как россияне справляются с новым кризисом: социально-экономические практики населения», представленного на днях факультетом социальных наук (ФСН) НИУ ВШЭ.

Пьющей молодежи в России стало вдвое меньше

Социологи из НИУ ВШЭ на основе данных показали, что доля россиян в возрасте от 14 до 22 лет, употребляющих алкоголь, упала за последние полтора десятилетия более чем вдвое. Но в пьющих семьях подростки чаще следуют этим привычкам, особенно если родители злоупотребляют спиртным и если в семье нет отца.

Оказание помощи другим людям улучшает жизнь и психологическое самочувствие россиян

Исследовательница из НИУ ВШЭ Екатерина Настина установила, что чем чаще россияне оказывают помощь другим людям — как близким, так и незнакомым — тем больше они удовлетворены своей жизнью. Однако если человек старше 50 лет или для него важны ценности социальной справедливости, то помощь близким не оказывает существенного влияния на его психологическое благополучие. А вот просоциальное, альтруистическое поведение по отношению к незнакомцам в равной степени благоприятно для людей всех возрастов и убеждений. В исследовании приняло участие 757 респондентов. Статья с его результатами опубликована в «Социологическом журнале».

Умение подстраиваться под обстоятельства способствует стройности фигуры

Ученые из Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ совместно с коллегами из научных центров Германии, Австралии и Китая прояснили связь веса людей в разных странах с национальными культурными особенностями. Анализ выполнен на большом объеме данных из 51 страны мира. Выяснилось, что ожирение положительно связано с индивидуализмом. Однако характерно это только для мужчин. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Science & Medicine.

Современные люди тратят ⅙ часть жизни на собственную красоту

Ученые из НИУ ВШЭ вместе с коллегами из разных стран провели крупнейшее межкультурное исследование, посвященное внешности. Оказалось, что люди во всем мире в среднем тратят на красоту 4 часа в день. При этом забота о внешности не зависит от пола, а пожилые беспокоятся о красоте почти так же, как молодые. Самое серьезное влияние на стремление к совершенству оказывают социальные сети. Результаты работы опубликованы в журнале Evolution and Human Behavior.

Онлайн-курс ВШЭ «Современная социологическая теория» стартовал на «Открытом образовании»

Новый онлайн-курс Высшей школы экономики появился на национальной платформе «Открытое образование». Чем интересно изучение современного общества, почему теория в социальных науках имеет первостепенное значение для исследовательской практики, как социологическая теория делает общество «вменяемым», рассказала Светлана Баньковская, автор курса, профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ.