• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

У аспирантов-социологов появятся новые возможности и перспективы

Аспирантам, поступившим в Вышку в этом году, предстоит учиться по новым программам, завершающимся итоговой аттестацией и присвоением квалификации исследователя (преподавателя-исследователя). Аспирантская школа ВШЭ по социологическим наукам на базе кампусов в Москве и Санкт-Петербурге планирует в этом году набрать на бюджетные места 17 человек. Прием документов — до 12 сентября.

В соответствии с новым законом «Об образовании в РФ» аспирантура стала третьей ступенью высшего образования. Уже в этом учебном году поступившие в Вышку аспиранты будут учиться по новым программам, завершающимся итоговой аттестацией и присвоением квалификации исследователя (преподавателя-исследователя). И хотя стандарты подготовки аспирантов — и федеральные, и оригинальные (Вышка как национальный исследовательский университет имеет право учить по своим стандартам) пока не утверждены, их проекты уже служат ориентирами для аспирантских школ и научных руководителей.

Что изменится в подготовке аспирантов-социологов?

Во-первых, как и было в предыдущие годы, в рамках направления «Социология» в аспирантской школе по социологическим наукам предусмотрено три профиля (раньше они назывались специальностями): теория, методология и история социологии; экономическая социология и демография; социальная структура, социальные институты и процессы.

Во-вторых, аспирантам придется учиться в полную силу. Если раньше учебные занятия в основном сводились к подготовке к сдаче кандидатского минимума, теперь предусмотрена более интенсивная подготовка по специальности. Аспиранты также будут изучать тайм-менеджмент, основы успешной коммуникации, академическое письмо и другие курсы, формирующие необходимые в научной и преподавательской работе soft skills. Поскольку за время учебы аспиранты должны опубликовать три статьи в ваковских журналах, их будут учить писать такие статьи, в том числе на английском языке, готовить их к публикации, разбираться в процедуре организации публикаций.

В-третьих, в обязательную часть учебного плана будут включены летние и зимние школы, причем для аспирантов первого года обучения зимние школы должны стать «курсом молодого бойца». Там им помогут точнее сформулировать тему предстоящего исследования, научат писать синопсис, работать с источниками, планировать время на исследования. А на летних школах все аспиранты будут делиться своими достижениями — у кого на какой стадии работа над диссертацией, кто выступил на международной конференции, кто съездил на зарубежную стажировку. Аспиранты третьего года обучения могли бы играть роль рецензентов для начинающих коллег.

Аспирантура по социологии открыта для выпускников магистратур и специалитетов, в том числе получивших образование по другим направлениям. Конечно, без базового социологического образования сложнее сдавать экзамены и учиться, но эти трудности преодолимы

Еще одно новшество аспирантской школы по социологическим наукам на ближайшую перспективу — создание совместной аспирантской исследовательской группы (рабочее название — International Research Training Group) со Свободным университетом Берлина. Инициатива принадлежит декану факультета социологии ВШЭ Александру Чепуренко. Предполагается, что группа будет заниматься междисциплинарными исследованиями на стыке социологии, экономики, политологии, права, истории и культурологии. Уже в этом учебном году немецкие коллеги будут участвовать в зимних и летних школах, а с 2016\17 учебного года планируется запуск совместной аспирантской программы — и для наших, и для немецких студентов, что особенно важно в связи с участием Вышки в программе повышения международной конкурентоспособности 5\100. Возможен аналогичный формат сотрудничества с другими зарубежными университетами.

Разумеется, для аспирантов-социологов сохраняется возможность участия в программе академической аспирантуры (аспирантуре «полного дня») – факультет социологии был одним из первых, где эта программа была открыта в 2010 году.

«Чтобы не было мучительно больно…»

У Виктории Антоновой, как и у многих других академических директоров аспирантских школ ВШЭ, помимо отечественной степени доктора наук, есть степень PhD, полученная в университете Эссекса (Великобритания). Она считает, что зарубежный опыт подготовки аспирантов не следует «механически» переносить в Россию, но некоторые традиции стоило бы перенять.

Например, во многих западных университетах активно используют труд аспирантов — они не только пишут диссертацию, но и помогают профессору в его собственных исследованиях, работают со студентами (в качестве teaching assistаnts и как волонтеры), а на старших курсах — еще и с аспирантами-первокурсниками. Аспирант, с одной стороны, очень тесно взаимодействует с научным руководителем, с другой — от него ждут самостоятельности и ответственности, и в российской аспирантуре этот принцип должен быть ключевым.

В организации подготовки диссертации в аспирантуре, считает Виктория Антонова, особенно важны сроки. Аспирант в тандеме с научным руководителем должен так построить и затем выполнить индивидуальный план, чтобы «не было мучительно больно» за впустую потраченные три года. Возможно, академическому директору аспирантской школы иной раз нужно будет поговорить об этом с конкретным аспирантом или даже с научным руководителем, если тот в потоке прочих дел ослабил контроль над своими подопечными.

Аспирантура по социологии открыта для выпускников магистратур и специалитетов, в том числе получивших образование по другим направлениям. Конечно, без базового социологического образования сложнее сдавать экзамены и учиться, но эти трудности преодолимы, уверена Виктория Антонова. Для тех, кто учился по другому направлению, предусмотрены адаптационные курсы. Главное — сдать экзамены и получить согласие потенциального научного руководителя. Любой будущий аспирант не просто должен выражать желание проводить исследования в конкретной области, но и читать журналы и другие источники по выбранной теме, уметь объяснить, почему он решил разрабатывать именно эту тему, где хотел бы публиковаться, к каким результатам планирует прийти.

Работают ли аспиранты по специальности?

В 2012 году в ВШЭ проводился опрос аспирантов разных специальностей, в ходе которого 36% респондентов заявили, что по окончании аспирантуры хотели бы остаться в академической среде.

Понятно, что среди других социально-гуманитарных профессий социологи занимают особое место: у них слишком много альтернативных карьерных траекторий — на рынке всегда востребованы маркетинговые исследования, студенты на старших курсах начинают работать в маркетинговых компаниях, и отвлечь их от этой работы непросто. Тем не менее есть немало примеров, когда выпускники аспирантуры факультета социологии ВШЭ оставались работать на кафедрах: Ксения Лазебная, Радик Садыков (защитились в 2013 году), Айгуль Мавлетова (защитилась в 2009 году, летом 2014 года проводила исследования в США), Елена Бердышева (защитилась в 2010 году), и это далеко не полный список.

Если бы аналогичный опрос проводился сейчас, то, по мнению Виктории Антоновой, доля желающих продолжать академическую карьеру среди социологов была бы больше. Но даже если аспирант не остался работать в вузе, он лучше образован, освоил больше компетенций, чем выпускники бакалавриата и магистратуры, и может найти другую работу в академической среде — в научных и исследовательских институтах, в некоммерческих организациях, в центрах изучения общественного мнения. Талантливые ребята, успешно защитившие диссертации, но ушедшие в другие профессиональные сферы, все равно остаются верны принципам научной этики и добросовестного отношения к научной работе, заложенным во время учебы в Вышке.

Борис Старцев, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Альтруизм в наследство. Как семья поддерживает культуру волонтерства

В России главный канал передачи ценностей добровольчества — от родителей к детям, показали исследователи НИУ ВШЭ. Младшие поколения семьи с возрастом начинают помогать людям по примеру старших.

Тест: что вы знаете о российских фамилиях

Изучение фамилий дает более глубокое понимание процессов рождаемости, миграции и этнического самоопределения. Научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Валерий Юмагузин на данных телефонных справочников населенных пунктов за 2019 год выяснил, как меняется набор фамилий и о чем он говорит. IQ.HSE подготовил тест по мотивам исследования.

Каким университет подходит к конференции: взгляд на факультет социальных наук

20 марта состоится конференция работников и обучающихся ВШЭ. На ней будет рассмотрена программа развития университета и состоятся выборы нового состава Ученого совета. Предыдущая подобная конференция прошла пять лет назад, в 2014 году. Вышка с тех пор изменилась очень сильно. Новостная служба попросила руководителей некоторых подразделений и направлений деятельности университета рассказать о главном, что произошло за это время в их сфере.

Жить одиноко

Около четверти россиян старшего поколения живет в одиночестве. От чего зависит и насколько высок уровень их благополучия, изучили на данных RLMS-HSE за почти четверть века. 

Миллениалы

«Советский человек» уходит в прошлое. Двигателем социальных перемен стали люди, вступившие в самостоятельную жизнь в 1990–2000-е. Самое молодое взрослое поколение — миллениалы. Они формируют и ускоряют тренды, но «взрослеть» при этом не спешат. О парадоксах молодых и поколенческой разнице в современной России новое исследование профессора НИУ ВШЭ Вадима Радаева.

Еда на выброс

Рациональное поведение — не единственное, что сдерживает россиян от выбрасывания купленных продуктов питания. Отношение к утилизации еды сформировали социокультурные установки, в том числе гастрономическая травма, пережитая во времена голода и дефицита. Национальные особенности, транслируемые через поколения, изучили исследователи ВШЭ.

Неравенство возможностей

Большинство россиян уверены, что для достижения их жизненных целей лучше подходят столичные мегаполисы. При этом почти 50% жителей Москвы и Санкт-Петербурга считают, что достигли меньше желаемого, а свыше половины горожан в провинции уверены, что добились всего или многого. Светлана Мареева выяснила, почему провинциалы чувствуют себя успешнее, чем жители столиц.

Карьеристы и патриоты

Что узнали социологи ВШЭ, работая «под прикрытием» в радикальных молодежных движениях.

Рабочие в прошлом

Люди рабочих специальностей после распада СССР оказались невидимой группой общества. Их идентичность сегодня строится во многом на памяти о советском прошлом, у них растет чувство социального неравенства. К таким выводам пришли ученые ВШЭ в ходе полевого исследования, проведенного в бывшем соцгороде Уралмаш, расположенном на территории Екатеринбурга.

Иллюзорный идеал старения

В современном мире становится модной концепция успешного старения. Она предполагает, что человек в зрелом возрасте как можно дольше сохраняет активность, здоровье и привлекательный внешний вид. Особые требования в этом плане социум предъявляет к женщинам. Перешагнув 50-летний рубеж, они нередко оказываются в поисках своей новой идентичности. Это демонстрируют результаты анализа, основанного на данных качественных интервью с москвичками среднего возраста.