• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Воспитать отсутствие страха»

Интервью с Еленой Панфиловой, заместителем заведующего проектно-учебной Лабораторией антикоррупционной политики ГУ-ВШЭ, директором Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р».

— Елена Анатольевна, сегодня много говорят о коррупции, есть ли ясное понимание, что такое коррупция?

— В науке коррупцию определяют как комплекс явлений, связанных с использованием чиновниками своего служебного положения для извлечения личной выгоды (взяточничество, мошенничество, растрата, фаворитизм, непотизм). Действительно с коррупцией сталкиваются все, но мы ее видим в особом свете, изучаем ее проявления, классифицируем, ищем возможности минимизации. Я надеюсь, что мы уже научились понимать коррупцию так же, как врачи понимают болезни, они по симптомам видят, что перед ними, например, коклюш, а не чесотка.

— Каковы основные направления деятельности Центра антикоррупционных исследований и инициатив?

— Прежде всего, Центр занимается изучением коррупции и разработкой всевозможных стратегий и инструментов противодействия коррупции. За десять лет работы мы реализовали не один проект на федеральном и региональном уровнях. Второе важнейшее направление нашей работы — это антикоррупционное образование для чиновников, предпринимателей, журналистов и широких кругов граждан, заинтересованных в этой теме.

— Как складывается ваша образовательная деятельность в ГУ-ВШЭ?

— В 2005 году мы решили развернуть программу популяризации требований международных конвенций по противодействию коррупции. Сотрудники Центра антикоррупционных исследований и инициатив разработали методику преподавания для разных категорий граждан, сделали пособия, по которым мы проводим семинары в регионах.

Затем поступило предложение от декана факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ Марка Урнова прочитать курс лекций по антикоррупционной политике в Высшей школе экономики.

Был разработан пробный разовый курс для студентов факультета прикладной политологии четвертого года обучения, посвященный стратегиям противодействия коррупции. Курс пошел успешно, на следующий год он читался как курс по выбору, и к нам пришло очень много студентов, также увеличился поток желающих пройти практику в Центре. Это привело к тому, что дополнительно мы стали читать курс «Основы антикоррупционной политики» для третьего курса, а также отдельные серии лекций на других факультетах.

— Как вам кажется, откуда такое острое желание изучать коррупцию?

— Частично это связано с тем, что студенческая среда в Высшей школе экономики очень живая, у молодых людей есть желание участвовать в дискуссионных клубах, рассуждать, спорить. У нас практиканты первую неделю вообще ничего не делают, они просто спорят о том, что такое коррупция. Им хочется понять, что такое коррупция в России, но в головах сумбур, поэтому сотрудники Центра стараются с каждым поговорить, объяснить.

— А как родилась идея создания Лаборатории антикоррупционной политики в ГУ-ВШЭ?

— Весной ректор университета Ярослав Иванович Кузьминов спросил, как у нас идут дела, я обрисовала ему ситуацию, порадовалась, что много ребят к нам идет на практику, и посетовала на нехватку места для занятий в Центре, он и предложил организовать проектно-учебную лабораторию. Но мне хотелось не только решить проблему с аудиториями, где можно заниматься, но найти такие формы деятельности лаборатории, которые создавали бы нечто совершенно новое. К середине лета мы придумали проект лаборатории под названием проектно-учебная Лаборатория антикоррупционной политики.

— Чем занимается Лаборатория?

— Там развивается несколько направлений. Первое — образовательное, оно состоит из лекционных курсов «Основы антикоррупционной политики» и «Стратегии противодействия коррупции», а также дискуссионного клуба, где студенты встречаются с интересными людьми из сферы противодействия и изучения коррупции, и самое главное — безнаказанно, но организованно спорят. Уже прошло несколько встреч, на последней мы обсуждали тему «Коррупция и правоохранительные органы», и, конечно, студентам тут есть о чем поспорить, так как с милицией, берущей взятки, они регулярно сталкиваются, особенно иногородние студенты.

Второе направление — проектное, или, как мы называем его, «беговое». Это различная работа с конкретными обращениями граждан. Она строится вокруг нашего Антикоррупционного сетевого кабинета (askjournal.ru). Здесь себя находят студенты-юристы, которые стремятся на практике применить свои знания — что-то порекомендовать, составить документы, инструкции для граждан. Наш Антикоррупционный сетевой кабинет в широком смысле слова становится пристанищем огромного количества студентов, которые хотят делать что-то реальное, «бодаться» с властью, учиться с ней разговаривать на языке закона и помогать людям. Надеюсь, их деятельность станет основой для юридической клиники, где будут находить себе применение студенты-юристы, так как работы для них много, поток граждан не иссякает, они идут, пишут, звонят.

И третье — это исследовательское направление, в рамках которого можно разобраться в том, что такое коррупция, с научной точки зрения, исследовать ее особенные направления, формулировать свои предложения не просто в разговорном жанре, а в предложениях законодательных инициатив.

— Продвижение законодательных инициатив — это выход на совершенной иной уровень, есть в этом плане примеры успешного воплощения идей в практику?

— Первого января 2010 года, вступит в силу Закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», с которым все так долго бились в РФ, и который был принят после почти пятнадцатилетней борьбы в январе 2009 года. Первые законы, которые заработали в РФ по этому направлению, например, закон о праве граждан на доступ к информации в Калининградской и Новгородской областях, в свое время был написан нашими сотрудниками, тогда аспирантами первого года обучения юридического факультета МГУ. Они придумали идею, нашли регионы, опробовали, оказалось — работает. И это было сделано совсем молодыми людьми без практического опыта, вооруженными лишь знаниями и энтузиазмом.

— А какую конкретно помощь может предложить ваш Центр людям, столкнувшимся с коррупцией?

— Для тех, кто пострадал от коррупции, у нас работают антикоррупционные приемные в Москве, Владимире и Воронеже, а также «Скорая антикоррупционная помощь» на базе нашего Антикоррупционного сетевого кабинета в Интернете.

— Что это такое?

— Это портал, загруженный всевозможными инструкциями гражданам — «что делать, если». Скажем, нужно получить новый паспорт, записать ребенка в детский сад — на нашем портале вы найдете полный список документов, бланки, заявления. Если вам отказали, есть бланки жалоб, куда жаловаться, как опротестовывать нарушения ваших прав. На портале есть информация как для тех, кто еще не столкнулся с коррупцией, так и для тех, кто уже нуждается в «скорой антикоррупционной помощи», у кого уже случилось что-то неприятное — вымогали, намекали, отказали и непонятно, что делать. Через наш портал граждане имеют возможность попросить помощи у власти, обратившись к он-лайн жалобным книгам, горячим линиям, интернет-приемным органов власти. Также можно обратиться в нашу собственную интернет-приемную, рассказать свою историю и получить консультацию наших юристов.

— На сегодняшний день, как вы можете охарактеризовать ситуацию с коррупцией в нашей стране?

— Ситуация с коррупцией на данный момент такова, что говорить о ней хочется нецензурными выражениями, но мы культурные люди и таких выражений не употребляем. По мнению экспертов, годовой объем коррупции в России — приблизительно 300 млрд. долларов, сумма которую теряет наша экономика и наши граждане в результате деятельности представителей самых разных органов власти. По данным МВД средняя бытовая взятка составляет около 27–28 тыс. рублей, если говорить о бизнесе — до 1 млн. рублей.

— На ваш взгляд, в чем причина такого разгула коррупции в России?

— Чудовищный уровень коррупции, который мы сейчас имеем — результат того, что с коррупцией в России никогда и ничего не делалось. Во все времена российской высшей власти было выгодно иметь ее. Честная, преданная только своему делу бюрократия — она свободна и может быть угрозой высшей власти, а такая как у нас — безопасна. Но сегодня у власти возникла очень серьезная проблема. Она заключается в том, что с таким уровнем коррупции страна теряет управляемость. И то, что Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев затеял антикоррупционные реформы, что у нас принимаются законы, указы, вводятся новые требования, — это не от хорошей жизни. Коррупция в нашей стране достигла предела, когда реализация любого приказа или распоряжения сверху соотносится с тем, каким образом это может повлиять на источники обогащения конкретного чиновника, получившего это распоряжение. И если оно ущемляет «права» чиновника на дополнительный заработок, не факт, что он будет что-то выполнять.

— Какой вы видите выход  из сложившейся ситуации?

— Воспитание нового отношения к коррупции и к власти. Уже нынешнее молодое поколение по-иному относится к власти. Если люди среднего и старшего возраста послушно лезут за паспортом, когда этого требует милиция на улице, молодежь говорит — с какой стати? Они чувствуют острее, и задача лаборатории среди всего прочего — решить задачу, которая сформулирована, в том числе, и в национальном антикоррупционном плане, — воспитание нетерпимости к коррупции. Только такое воспитание должно осуществляться не через заклинания, что «коррупция — это плохо», а через активное участие граждан, молодежи в самых разных направлениях деятельности по модернизации отношений власти и общества в нашей стране. Поэтому перед нами не только прикладная задача — подготовить толковых специалистов, но и, в первую очередь, воспитать у них отсутствие страха перед коррупцией.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Лекарство против легкомыслия, или Как избежать американской ловушки

С каждым годом все больше компаний и их работников подвергается преследованию со стороны правоохранительных органов США по обвинениям во взяточничестве при совершении коммерческих сделок за рубежом. Зачастую такие расследования используются не только в целях противодействия коррупции, но и как средство международной конкурентной борьбы. Как минимизировать эти риски, обсудили в ходе круглого стола в НИУ ВШЭ.

«Удачные решения в сфере коррупции быстро устаревают»

В Международный день борьбы с коррупцией, провозглашенный Генеральной Ассамблеей ООН в 2003 году, новостная служба портала поговорила с директором Антикоррупционного центра НИУ ВШЭ Алексеем Коновым об особенностях антикоррупционного регулирования в разных странах, необходимости учитывать национальный контекст, о Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы и о новой стратегии США по противодействию коррупции, которая может серьезно изменить международный антикоррупционный ландшафт.

Не из книжек, а из жизни: как организовано антикоррупционное просвещение в НИУ ВШЭ

Проектно-учебная лаборатория антикоррупционной политики (ПУЛАП) Высшей школы экономики подвела итоги своей работы за прошедшие три года. За этот период количество студентов, вовлеченных в проекты лаборатории, выросло в несколько раз, при ее участии на факультете права открыта магистерская программа, с каждым годом увеличивается число публикаций в научных журналах.

«Конфликт интересов — это ситуация, которая, как правило, предшествует коррупционному правонарушению»

16 августа президент РФ утвердил новый Национальный план противодействия коррупции до 2024 года. Как разобраться в мероприятиях Нацплана, что нужно знать об урегулировании конфликта интересов, запретах и ограничениях для госслужащих и работников организаций с госучастием, новостной службе портала рассказал директор Антикоррупционного центра НИУ ВШЭ Алексей Конов.

Ученые НИУ ВШЭ: только госслужащие-женщины смогут побороть коррупцию в России

Чиновницы в два раза чаще считают взятки проблемой. Реже рискуют своей должностью и участвуют в махинациях. Таковы результаты исследования, проведенного учеными из НИУ ВШЭ и опубликованного в Journal of Economic Behavior and Organization.

Исследователи научили нейросеть прогнозировать коррупцию

Ученые из Высшей школы экономики и Университета Вальядолида разработали нейронную сеть для моделирования и прогнозирования коррупции на основе экономических и политических факторов.

Пять научных фактов о коррупции

IQ.hse.ru собрал научные факты о коррупции, которые установили ученые НИУ ВШЭ.

«Человек, который едет на Бентли, уже все этим сказал»

В Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ прошел семинар серии «Социология рынков», посвященный теме коррупции. Тимур Натхов и Леонид Полищук представили свое исследование, в рамках которого была предпринята попытка измерить уровень коррупции новым способом — изучая принадлежность так называемых красивых автомобильных номеров (регистрационных знаков) тем или иным маркам машин.

Общество не готово к борьбе с коррупцией

26 декабря в ВШЭ прошел семинар Евгения Ясина цикла «Экономическая политика в условиях переходного периода», посвященный возможностям социологического изучения коррупции.

Коррупцию проще видоизменить, чем победить

При улучшении экономической ситуации и усилении антикоррупционного законодательства велика вероятность трансформации рыночной коррупции в сетевую. Сетевая коррупция функционирует на связях между чиновниками и бизнесменами, а валютой здесь служат услуги, а не деньги. Исследование Марии Кравцовой «Сто рублей или сто друзей? Причины рыночной и сетевой коррупции».