• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

УМО по экономике и управлению будет противостоять псевдообразованию

3 декабря провело первое заседание федеральное учебно-методическое объединение (УМО) по укрупненной группе направлений и специальностей «Экономика и управление», которое заменит разрозненные объединения на базе различных вузов. Возглавил УМО декан факультета экономических наук ВШЭ Олег Замулин.

УМО — это государственно-общественная организация, которая отвечает за разработку образовательных стандартов, примерных программ, за содержание образования и обеспечение его качества. В высшем образовании действуют учебно-методические объединения по укрупненным группам направлений и специальностей (УГНС), объединяя специалистов из разных вузов. Они коллегиально принимают решения по этим вопросам и предлагают их на утверждение министерству (оно, в свою очередь, выполняет роль регулятора, не вмешиваясь в содержание конкретных программ и дисциплин). Министерство также утверждает кандидатуру председателя УМО.

Раньше по экономике и управлению действовали разрозненные УМО на базе разных вузов, теперь оно будет единственным. В сферу его ответственности также входит подготовка студентов по государственному и муниципальному управлению, бизнес-информатике, торговому делу, экономической безопасности и проч. К участию в его работе приглашены представители лучших университетов, входящих в Ассоциацию ведущих вузов в области экономики и менеджмента: МГУ, СПбГУ, МГИМО, РЭУ им. Плеханова, СПбГЭУ, УрФУ, СФУ и другие, а также профильные институты РАН, работодатели.

УМО будет определять, каким должно быть образование по экономике и управлению, какие вузы соответствуют стандартам в широком смысле этого слова, а какие нет

По словам ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, «период ученичества» российской экономической и управленческой науки остался в прошлом. Но налицо огромный разрыв в качестве подготовки профессионалов между группой ведущих университетов и всеми остальными. Значительная часть преподавателей не занимается исследованиями, не читает современную литературу даже по своему узкому направлению, у многих это сопряжено с незнанием английского языка. В Минобрнауки России понимают масштаб проблемы, однако без организованной работы профессионального сообщества государство мало что может изменить. Как отметил директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев, качество подготовки студентов в области экономики и менеджмента — ключевой вызов, и его можно преодолеть только совместными усилиями.

Олег Замулин рассказал, что УМО будет определять, каким должно быть образование по экономике и управлению, какие вузы соответствуют стандартам в широком смысле этого слова, а какие нет. Объединяя вузы-лидеры, оно будет обобщать и транслировать лучшие практики высшего образования. УМО планирует вырабатывать требования к качеству образования, на основании которых можно будет прекращать работу псевдо-программ. Но в случае приостановки программы, подчеркнул Ярослав Кузьминов, не должны нарушаться права студентов: если люди хотят стать менеджерами и экономистами, вкладываются в это, необходимо создать условия, чтобы они могли продолжить образование у других преподавателей и по другим программам.

Предстоит не только обновлять стандарты и принимать решения, какие учебники грифовать (этим УМО традиционно занимались, вызывая нарекания в профессиональном сообществе за недостаточно высокие требования), но и создавать примерные образовательные программы, которые помогут тем вузам, которые хотят меняться, улучшая преподавание, отметил Ярослав Кузьминов. Одна из возможностей перестроить подготовку основной массы студентов и обеспечить ее приемлемый уровень — массовые открытые онлайн-курсы, создаваемые ведущими университетами. УМО может проводить аудит курсов, размещаемых на Национальной платформе открытого образования, и давать рекомендации вузам, какие курсы мировых платформ стоит засчитывать на своих образовательных программах.

В ближайшее время в рамках УМО планируется обсудить и, возможно, переосмыслить всю модель высшего образования по экономике и управлению в России, еще раз вернуться к вопросам, какими компетенциями должны обладать выпускники бакалавриата и магистратуры по профильным направлениям, что требует рынок труда от экономического и управленческого образования, как подготовка экономистов в бакалавриате соотносится с профессиональными стандартами. По словам Олега Замулина, особенно актуален вопрос о возможности введения прикладного бакалавриата, в котором студент получает конкретную специальность без глубокой теоретической подготовки и сразу выходит на рынок труда. Не менее важен вопрос о разделении исследовательских и практико-ориентированных программ и на уровне магистратуры.

Еще одна проблема касается федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования четвертого поколения, на которые планируется перейти в ближайшее время. По укрупненной группе направлений подготовки и специальностей «Экономика и управление» предполагается принять единый ФГОС (сейчас по каждому направлению есть свой стандарт), однако, отметил Олег Замулин, нужно узнать мнение сообщества по этому вопросу. Ведь в УГНС объединены разные направления подготовки, их выпускники после бакалавриата и магистратуры должны обладать слишком разными компетенциями, и как их объединить под «зонтиком» одного стандарта, пока не очень понятно.

По словам исполнительного вице-президента РСПП Александра Мурычева, образовательные стандарты должны быть основаны на профессиональных стандартах — на сегодняшний день их разработано несколько сотен, в том числе в области экономики и управления.

В свою очередь, УМО вместе с Ассоциацией ведущих вузов в области экономики и менеджмента планируют сформулировать требования к профессиональным стандартам преподавателя. С одной стороны, нужно создать профстандарт преподавателя — научного работника в сфере экономики и менеджмента, с другой — преподавателя-практика, очертив границы их профессиональных квалификаций.

Вам также может быть интересно:

78%

студентов и выпускников московского и нижегородского кампусов Вышки довольны своим образованием. В НИУ ВШЭ – Пермь этот показатель еще выше — 84%. Такие цифры получены в результате опроса студентов и выпускников ведущих российских вузов, проведенного компанией Changellenge. По удовлетворенности качеством образования пермский кампус занял в рейтинге второе место, а московский и нижегородский поделили третье.

В России необходимо создать новую систему оценки качества высшего образования

Об этом заявили участники совместного заседания Ассоциации «Глобальные университеты» и Ассоциации ведущих университетов 11 мая. По их мнению, принципы государственной аккредитации вузов нуждаются в изменениях, так как в нынешнем виде она не способствует улучшению качества образования, более того — тормозит развитие отечественной высшей школы.

Как университетам и бизнесу найти друг друга

Российским вузам и компаниям необходимо более тесное взаимодействие, которое бы способствовало технологическому прорыву российской экономики в целом. О перспективах и препятствиях на пути такого сотрудничества говорил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов на экспертной дискуссии в рамках Гайдаровского форума, проходящего в РАНХиГС.

Какое будущее ждет университеты

Что за пределами сферы образования определит развитие университетов через 15-20 лет? С кем они будут конкурировать? Как изменятся образовательные рынки? Будущее университетов обсудили ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков. Встреча была организована журналом «Вопросы образования», в нем будут опубликованы основные тезисы.

Опорные университеты должны быть предприимчивы и автономны

Наряду с глобальными исследовательскими университетами, необходимы вузы, играющие ключевую роль в национальной и локальной повестке. Как работают такие вузы в нашей стране и в мире, на панельной сессии «Вузы — центры развития регионов» Российского инвестиционного форума в Сочи 28 февраля рассказал научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.

Почему университетам интересны рейтинги

Одной из заметных тем обсуждения на заседании Международного экспертного совета НИУ ВШЭ стали университетские рейтинги, которые оказывают все большее влияние на стратегию развития вузов и на государственную политику в сфере высшего образования.

Как избежать отчисления из университета

Каждый пятый студент в России выбывает из вуза. Ученые НИУ ВШЭ назвали десять основных причин такого отсева.

В топ-100 каждого направления глобальных рейтингов должен войти хотя бы один российский вуз

19 октября состоялось общее собрание ректоров 21 ведущего университета России – членов ассоциации «Глобальные университеты», призванной наладить сетевое взаимодействие вузов – участников Проекта 5-100. Проект был создан во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599, предусматривающего повышение конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Пять научных фактов об университетах

20 октября в НИУ ВШЭ стартует один из наиболее важных форумов по развитию университетов — VII Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования (РАИВО). IQ.hse.ru подобрал пять самых ярких исследований о вузах с предыдущей конференции.

Вышка в третий раз вошла в группу лидеров проекта 5-100

18–19 марта в Москве состоялось заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров. По итогам работы Совет рекомендовал Минобрнауки выделить 3 группы университетов и предоставить им субсидии на развитие на 2016 год. НИУ ВШЭ вошел в первую группу.