• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

УМО по экономике и управлению будет противостоять псевдообразованию

3 декабря провело первое заседание федеральное учебно-методическое объединение (УМО) по укрупненной группе направлений и специальностей «Экономика и управление», которое заменит разрозненные объединения на базе различных вузов. Возглавил УМО декан факультета экономических наук ВШЭ Олег Замулин.

УМО — это государственно-общественная организация, которая отвечает за разработку образовательных стандартов, примерных программ, за содержание образования и обеспечение его качества. В высшем образовании действуют учебно-методические объединения по укрупненным группам направлений и специальностей (УГНС), объединяя специалистов из разных вузов. Они коллегиально принимают решения по этим вопросам и предлагают их на утверждение министерству (оно, в свою очередь, выполняет роль регулятора, не вмешиваясь в содержание конкретных программ и дисциплин). Министерство также утверждает кандидатуру председателя УМО.

Раньше по экономике и управлению действовали разрозненные УМО на базе разных вузов, теперь оно будет единственным. В сферу его ответственности также входит подготовка студентов по государственному и муниципальному управлению, бизнес-информатике, торговому делу, экономической безопасности и проч. К участию в его работе приглашены представители лучших университетов, входящих в Ассоциацию ведущих вузов в области экономики и менеджмента: МГУ, СПбГУ, МГИМО, РЭУ им. Плеханова, СПбГЭУ, УрФУ, СФУ и другие, а также профильные институты РАН, работодатели.

УМО будет определять, каким должно быть образование по экономике и управлению, какие вузы соответствуют стандартам в широком смысле этого слова, а какие нет

По словам ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, «период ученичества» российской экономической и управленческой науки остался в прошлом. Но налицо огромный разрыв в качестве подготовки профессионалов между группой ведущих университетов и всеми остальными. Значительная часть преподавателей не занимается исследованиями, не читает современную литературу даже по своему узкому направлению, у многих это сопряжено с незнанием английского языка. В Минобрнауки России понимают масштаб проблемы, однако без организованной работы профессионального сообщества государство мало что может изменить. Как отметил директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев, качество подготовки студентов в области экономики и менеджмента — ключевой вызов, и его можно преодолеть только совместными усилиями.

Олег Замулин рассказал, что УМО будет определять, каким должно быть образование по экономике и управлению, какие вузы соответствуют стандартам в широком смысле этого слова, а какие нет. Объединяя вузы-лидеры, оно будет обобщать и транслировать лучшие практики высшего образования. УМО планирует вырабатывать требования к качеству образования, на основании которых можно будет прекращать работу псевдо-программ. Но в случае приостановки программы, подчеркнул Ярослав Кузьминов, не должны нарушаться права студентов: если люди хотят стать менеджерами и экономистами, вкладываются в это, необходимо создать условия, чтобы они могли продолжить образование у других преподавателей и по другим программам.

Предстоит не только обновлять стандарты и принимать решения, какие учебники грифовать (этим УМО традиционно занимались, вызывая нарекания в профессиональном сообществе за недостаточно высокие требования), но и создавать примерные образовательные программы, которые помогут тем вузам, которые хотят меняться, улучшая преподавание, отметил Ярослав Кузьминов. Одна из возможностей перестроить подготовку основной массы студентов и обеспечить ее приемлемый уровень — массовые открытые онлайн-курсы, создаваемые ведущими университетами. УМО может проводить аудит курсов, размещаемых на Национальной платформе открытого образования, и давать рекомендации вузам, какие курсы мировых платформ стоит засчитывать на своих образовательных программах.

В ближайшее время в рамках УМО планируется обсудить и, возможно, переосмыслить всю модель высшего образования по экономике и управлению в России, еще раз вернуться к вопросам, какими компетенциями должны обладать выпускники бакалавриата и магистратуры по профильным направлениям, что требует рынок труда от экономического и управленческого образования, как подготовка экономистов в бакалавриате соотносится с профессиональными стандартами. По словам Олега Замулина, особенно актуален вопрос о возможности введения прикладного бакалавриата, в котором студент получает конкретную специальность без глубокой теоретической подготовки и сразу выходит на рынок труда. Не менее важен вопрос о разделении исследовательских и практико-ориентированных программ и на уровне магистратуры.

Еще одна проблема касается федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования четвертого поколения, на которые планируется перейти в ближайшее время. По укрупненной группе направлений подготовки и специальностей «Экономика и управление» предполагается принять единый ФГОС (сейчас по каждому направлению есть свой стандарт), однако, отметил Олег Замулин, нужно узнать мнение сообщества по этому вопросу. Ведь в УГНС объединены разные направления подготовки, их выпускники после бакалавриата и магистратуры должны обладать слишком разными компетенциями, и как их объединить под «зонтиком» одного стандарта, пока не очень понятно.

По словам исполнительного вице-президента РСПП Александра Мурычева, образовательные стандарты должны быть основаны на профессиональных стандартах — на сегодняшний день их разработано несколько сотен, в том числе в области экономики и управления.

В свою очередь, УМО вместе с Ассоциацией ведущих вузов в области экономики и менеджмента планируют сформулировать требования к профессиональным стандартам преподавателя. С одной стороны, нужно создать профстандарт преподавателя — научного работника в сфере экономики и менеджмента, с другой — преподавателя-практика, очертив границы их профессиональных квалификаций.

Вам также может быть интересно:

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

«Университет — это не башня из слоновой кости»

В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.

«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»

Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.

Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье

Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.

Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры

Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной

Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.

«ВШЭ — это особая история». Открылось ежегодное заседание Международного экспертного совета ВШЭ

Новые факультеты, развитие персонала, интернационализация и многое другое — в повестке первого дня встречи членов Международного экспертного совета, проходящей в Москве.

«Международное сотрудничество — это дорога с двусторонним движением, которая способствует развитию общества в целом»

12–13 декабря пройдет ежегодное заседание Международного экспертного совета НИУ ВШЭ. Накануне заседания новостная служба поговорила с двумя новыми членами совета — ректором Университета Кампинаса (Бразилия) Марсело Кнобелем и ведущим специалистом по высшему образованию Всемирного банка Франциско Мармолехо.