• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Воспитать ученика — умного, креативного»

С 22 июня по 16 июля в Высшей школе экономики проводится первая Летняя школа для учителей и методистов средних общеобразовательных школ. Об этом рассказывает Тамара Протасевич, директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ГУ-ВШЭ.

— Тамара Анатольевна, каковы основные цели Летней школы?

— Наша дирекция в ВШЭ занимается профориентацией и работает с одаренными учащимися, организацией и проведением олимпиад и других интеллектуальных соревнований школьников и студентов. Понятно, что развитие школьных олимпиад напрямую связано с повышением уровня школьного образования. «Через» олимпиады в школу приходит понимание того, какими должны быть требования к уровню подготовки учеников, а это в свою очередь стимулирует учителя к профессиональному развитию. Важно искать и поддерживать школьных учителей, готовых и умеющих работать с одаренными детьми — с теми учениками, которых мы, естественно, затем хотели бы видеть среди абитуриентов Вышки. Наша Летняя школа для учителей и методистов средней общеобразовательной школы как раз и нацелена на это: повышая профессионализм учителя, мы надеемся воспитать ученика — умного, креативного. Важно еще и другое. Ученики, выбирая высшее учебное заведение, часто обращаются за советом именно к учителям, которым доверяют. Опрос участников Межрегиональной многопрофильной олимпиады школьников ГУ-ВШЭ 2009–2010 года показал, что четверть из них о существовании Высшей школы экономики и об олимпиаде узнали от учителей.

— Какова программа Летней школы?

— Несмотря на весеннюю олимпиадную активность, мы тщательно готовились к этому событию: заранее разослали информацию, провели анкетирование учителей, выяснили какие темы, методики преподавания, встречи с какими преподавателями Вышки, наконец, им наиболее интересны и постарались максимально учесть запросы будущих слушателей при формировании программы Летней школы. И программа получилась очень насыщенной. Она включает три отдельных подпрограммы для учителей экономики, математики и обществознания, причем каждая объемом не менее 72 часов. Самый большой интерес к Летней школе у учителей экономики — приехали более семидесяти человек. На этой Школе с учителями уже работали профессора Марк Иосифович Левин, Николай Иосифович Берзон, Елена Владиславовна Савицкая, разработчики олимпиадных заданий со стажем Игорь Александрович Ким, Дмитрий Викторович Акимов, Вера Николаевна Данилина, Игорь Георгиевич Ковалев, Сергей Александрович Вериго. Должна заметить, кстати, преподаватели Вышки не впервые работают со школьными учителями, многие из них сами преподают в школах, являются авторами учебников и задачников для общеобразовательной школы. Профессор Московского института открытого образования Александр Сергеевич Прутченков, известный в стране игротехник, поделился со слушателями методикой использования деловых игр на уроках экономики.

Учителя экономики уже завершили Летнюю школу, а учителя обществознания и математики начали работу 5 июля. В программу Школы по обществознанию включены разделы по праву, философии и социологии. С учителями будут работать команды соответствующих факультетов Вышки, в состав которых вошли известные ученые, преподаватели, авторы олимпиадных заданий, председатели методических комиссий. Чтобы сложилось представление, назову лишь нескольких — Владимир Карлович Кантор, Алексей Михайлович Руткевич, Дмитрий Михайлович Носов, Владимир Натанович Порус, Сергей Александрович Маркунцов, Кирилл Валентинович Сорвин.

Для учителей математики тоже приготовлена насыщенная программа. Она включает такие разделы, как методы решения отдельных типов задач (например, задач с параметром или стереометрических задач), методики преподавания специальных тем и разделов (скажем, математической статистики и теории вероятностей, комбинаторики). Также на Школе состоится разговор о концепции факультета математики ГУ-ВШЭ и перспективах развития математического образования в стране в целом, о методике подготовки школьников к ЕГЭ по математике. Программа (включая темы с той или иной точки зрения интересные современным учителям математики) выглядит довольно эклектично, но для формата Летней школы это, по-видимому, неизбежно. И опять же — ряд известных имен: с учителями встретятся профессора Сергей Константинович Ландо, Игорь Вадимович Артамкин, Алексей Александрович Быков, ведущие специалисты Центра непрерывного математического образования Иван Валерьевич Ященко, Алексей Львович Семенов.

— Какова география участников Летней школы?

— Среди участников — учителя из Новосибирска, Томска, Омска, Челябинска, Ярославля, Воронежа, Липецка и других городов и регионов. Для учителей Москвы и Московской области Дирекция планирует провести семинар в период осенних и весенних каникул. Программа рассчитана также на 72 часа и предполагает выдачу свидетельств о повышении квалификации тем учителям, кто с ней успешно справится. О возможности получить свидетельства о повышении квалификации участники узнали только по прибытии на Летнюю школу, так что Школа собрала подвижников, приехавших из регионов исключительно за знаниями, компетенциями, навыками, а не за «корочками». Некоторые из них даже самостоятельно оплачивали транспортные расходы. Я заметила среди участников Школы немало учителей экономики из Москвы и Московской области, которые, по-видимому, не захотели ждать осенне-весеннего семинара.

— Подобная Школа проводится в первый раз?

— Да, насколько мне известно, Летняя школа для учителей и методистов общеобразовательной школы проводится в стране впервые. Программы повышения квалификации и переподготовки учителей общеобразовательных школ в рамках проекта TACIS были рассчитаны на более длительный период и проводились с отрывом слушателей от работы. Надеюсь, первый блин не вышел комом. А вот опыт осенне-весеннего постоянно действующего семинара для учителей из Москвы и области в Вышке есть, и речь идет, скорее, о возрождении утраченной практики. Разнообразные программы повышения квалификации предлагают краевые и областные институты повышения квалификации работников образования. Да и высшие учебные заведения в условиях сложной демографической ситуации вынуждены менять свою стратегию работы с поступающими и все больше обращать внимание на общеобразовательную школу, в том числе реализуя программы повышения квалификации учителей. Вместе с тем, для учителей экономики программы повышения квалификации предлагают далеко не все институты повышения квалификации. О том, что школьное экономическое образование с введением профильного обучения на старшей ступени и отсутствием ЕГЭ по экономике переживает далеко не лучшие времена, участники Летней школы говорили много. Что касается учителей математики и обществознания, то ситуация здесь намного лучше. Надеюсь, что Вышка выигрывает в качестве предлагаемых образовательных услуг, привлекает возможностью общения с известными учеными, высококвалифицированными преподавателями. По крайней мере, на каждое из этих направлений приехало по 50 участников.

— Планируете продолжить эту практику?

— Обязательно. Мы хотели бы предложить учителям пакет краткосрочных программ повышения квалификации разного формата, рассчитанных как на разный уровень подготовки аудитории — начинающих, продвинутых, — так и разной тематики. Придется хорошо подумать над наполнением программ, чтобы учителям общеобразовательных школ это было интересно.

— Как вы будете измерять результативность работы Летней школы?

— Напрямую вряд ли это возможно: мы же не сможем приехать во все регионы и провести мониторинг успеваемости ребят, учителя которых повышали квалификацию у нас. Но косвенно оценить результативность можно: если учитель был у нас на Летней школе, и число его учеников среди участников интеллектуальных состязаний, которые проводит Вышка, выросло, не говоря даже о победителях и призерах — это явный показатель успеха. Была ли Школа полезна и результативна, покажет и количество заявок на Летнюю школу в следующем году.

Своими впечатлениями о работе Летней школы делятся ее участники

Участники Летней школы для учителей и методистов средних общеобразовательных школ
Участники Летней школы для учителей и методистов средних общеобразовательных школ
Татьяна Кушниренко, методист Института повышения квалификации работников образования, учитель академического лицея Томска:

— Мы с моими учениками давно участвуем в олимпиадах по экономике и, таким образом, сотрудничаем с Высшей школой экономики. Ребята из Томска часто становятся победителями конкурсов и олимпиад. Но хочется двигаться вперед, готовить учеников еще лучше. Мы давно ждали такого мероприятия, как эта Летняя школа. Хотелось встретиться и пообщаться с преподавателями Вышки не день-два, а дольше. Тем более что программа была ориентирована на подготовку к олимпиадам, очень насыщена полезной информацией. Кроме того, это возможность общения с коллегами из других регионов, а также с авторами школьных учебников по экономике и заданий к олимпиадам. В целом все было организовано и проведено на высоком уровне. Мне лично несколько не хватило работы в проектном режиме по разным формам взаимодействия с одаренными детьми.

Надежда Будахина, учитель, руководитель методического объединения учителей экономики Ярославля:

— Я возглавляю методическое сообщество учителей экономики уже шесть лет. Конечно, много проблем — в школах на наш предмет отводится совсем мало времени. Часть трудностей помогла разрешить эта Летняя школа. Преподаватели Высшей школы экономики, которые работали с нами, коснулись  математических основ экономики, плюс, разумеется, макро- и микроэкономики, мировой экономики. Особенно помог математический раздел Летней школы — знаний по методике в этой части экономики многим учителям не хватает. Словом, это хорошая возможность для учителей, которые хотят повысить свое мастерство. Дополнить программу будущих летних школ можно было бы круглыми столами и семинарами по обмену опытом, ведь у каждого имеются удачные методические находки, наработки, и обмен мнениями необходим.

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Сетевой анализ: методы для решения актуальных задач

С 24 по 28 июля в Москве состоялась восьмая международная летняя школа «Теория и методы сетевого анализа», организованная Международной лабораторией прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ для студентов и исследователей. В ее работе принял участие научный руководитель лаборатории Стэнли Вассерман из Университета Индианы.

По проекту студентов первой летней школы GS Group и НИУ ВШЭ в Гусеве создадут культурное пространство

В Калининграде прошла первая летняя школа «Город и бизнес: согласованное управление в эпоху технологий» — совместный стратегический образовательный проект холдинга GS Group и Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ при участии БФУ им. И. Канта.

Юристы в цифровую эпоху: вытеснит ли искусственный интеллект юридическую профессию?

В Москве закончилась VI Международная летняя школа по киберправу, организованная Международной лабораторией по праву информационных технологий и интеллектуальной собственности. Школа традиционно проводится на английском языке. Молодые ученые из России, Австрии, Германии, Великобритании, Испании, Польши, Белоруссии, Украины, Монголии, Индии приняли участие в ежегодном событии, где представили свои научные работы.

На факультете компьютерных наук ВШЭ прошла летняя школа по разработке мобильных приложений для старшеклассников

За пять дней участники школы побывали на тренингах и мастер-классах, познакомились с процессом разработки мобильных приложений и сервисов для различных платформ, а в финале презентовали собственные проекты, подготовленные за время обучения. Партнером школы в этом году стала компания Samsung.

«Здесь можно прочувствовать всю атмосферу Вышки»

26 июня по 3 июля Дирекция по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ проводит в учебном центре «Вороново» Летнюю многопрофильную школу. На нее съехались одаренные школьники не только со всей России, но и из стран ближнего зарубежья.

Проведи умное лето с Вышкой: прием заявок на летние школы продолжается

Во время летних каникул ВШЭ традиционно организует выездные школы и лагеря для старшеклассников, где предусмотрена учеба, профориентация и, конечно, отдых. Сейчас открыт прием заявок на девять из них.

Олимпиадные задачи и машинное обучение — чем запомнилась Летняя школа по компьютерным наукам

В течение двух недель участники Летней школы по компьютерным наукам из 19 городов России готовились к Всероссийской олимпиаде школьников и перечневым олимпиадам и изучали методы машинного обучения. Такая школа была проведена факультетом компьютерных наук ВШЭ впервые.

«Оказалось, что литературы я совсем не знаю, но могу узнать»

20-27 августа в учебном центре «Вороново» впервые прошла Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ) для ребят, закончивших 8-10 классы. Занятия были построены так, чтобы историкам и филологам было интересно учиться вместе, а в интеллектуальные игры после учебы втягивались даже закоренелые интроверты.

«Здесь собрались дети, которых нужно заставлять отдыхать»

С 12 по 25 августа в Липецкой области прошла очередная Летняя экономическая школа «I Love Economics» для выпускников 8-10 классов, интересующихся экономикой. Ее участники — около 200 школьников из разных регионов России и ближнего зарубежья, организаторы — НИУ ВШЭ, Молодежная бизнес-школа Липецка и портал «Экономика для школьников» (ILoveEconomics.ru).

«Именно эти люди будут формировать повестку гуманитарной науки»

В музее-усадьбе Л.Н. Толстого в Ясной Поляне прошла первая московско-тартуская школа по цифровым гуманитарным наукам. Целью школы было создание общей междисциплинарной научной среды для исследования текстов с помощью современных компьютерных методов. Организаторы школы — Школа лингвистики НИУ ВШЭ, музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная поляна» и лаборатория «СПЖК» при кафедре русской литературы Тартуского университета.