• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тайны Востока, или как учатся лицеисты направления «Востоковедение»

Этим ребятам говорят, что они необычные, да это и неудивительно: все-таки восточные языки изучают в школах пока редко. А в Лицее ВШЭ есть не просто языки, но и настоящее востоковедение. Что, собственно, это значит?

Направление «Востоковедение» Лицея НИУ ВШЭ является первым в России профильным востоковедческим направлением, реализующим программу старшей школы. За два года в лицее ребята приобретают необходимые компетенции, которые позволят им в будущем стать настоящими востоковедами.

«Помимо владения восточным языком на достаточно высоком уровне, после окончания обучения лицеисты также обладают начальными знаниями об истории, культуре, религии, философии и политике стран Востока, что позволяет им понять, что такое востоковедение, — говорит руководитель направления «Востоковедение» лицея Татьяна Пересадько. — Одной из основных задач обучения на направлении является помочь лицеистам сделать осознанный выбор будущей специальности. Ведь иногда даже студенты-первокурсники Школы востоковедения не всегда понимают суть востоковедения и основной своей задачей считают только выучить восточный язык. Хотя востоковедение совсем не ограничивается хорошим знанием восточного языка».

Востоковедение — комплексная и очень сложная дисциплина, подчеркивает руководитель Школы востоковедения Алексей Маслов. Человек, решивший ею заниматься, должен разбираться в самых разных областях, от истории и культуры до экономики и политики интересующего его региона, но при этом, конечно, он должен говорить на языке этого региона так, как говорят местные жители.

Итак, языки — это все-таки важный пункт. Как с ними обстоит дело в лицее?

Преподавание языков

Восточный язык — второй иностранный язык, который осваивают лицеисты. Первый язык — европейский (как правило, это английский), его изучение на углубленном уровне обязательно для учащихся любых направлений.

Лицеисты могут выбрать для углубленного изучения (6 часов в неделю) один язык из четырех (китайский, корейский, японский и арабский). Большая часть нынешних десятиклассников изучает китайский — есть две группы начинающих и одна — продолжающих. При наличии достаточного количества учащихся возможно также создание продолжающих групп по другим восточным языкам.

Занятия проводят преимущественно преподаватели Школы востоковедения НИУ ВШЭ. В одной группе — от 6 до 10 учеников. Помимо уроков восточного языка в лицее, занятия по языку проводятся также в Школе востоковедения НИУ ВШЭ во время факультетского дня (2 часа в неделю в 10 классе и 1 час — в 11 классе). Там ребята активно совершенствуют навыки говорения и аудирования.

Языковая практика

Практиковать язык можно с носителями языка во время различных встреч. Например, в этом учебном году в лицей приезжали представители посольства Республики Корея и японские школьники, изучающие русский язык.

Летом у лицеистов есть возможность отправиться на языковую стажировку в страну изучаемого языка. Например, в прошлом году лицеисты ездили на стажировку в Ляонинский педагогический университет. В нынешнем году десятиклассники снова планируют посетить Китай. Программа летней стажировки построена таким образом, что ребята совершенствуют язык, активно знакомятся с особенностями культуры и местными традициями, а также пробуют себя в роли организаторов экскурсий и квестов.

Базовые предметы — востоковедение и история

Востоковед должен знать историю, культуру и особенности социально-политического развития другой страны, а также понимать менталитет жителей Азии и Ближнего Востока настолько хорошо, чтобы быть способным успешно поддерживать с ними коммуникацию, уметь предвидеть, как представители этой культуры будут действовать в той или иной ситуации.

Учебный план лицеистов направления «Востоковедения» включает такие дисциплины, как «История и культура Востока» и «Общественно-политическое развитие Востока» (на выбор). Такое деление моделирует программу вышкинского бакалавриата по востоковедению. Ведь там уже со второго курса студенты выбирают специализацию: «Социально-экономическое развитие Востока» или «Общество и культура Востока».

Однако в отличие от университета, в лицее в процессе учебы ребята могут сменить изучаемую профильную дисциплину, что поможет им сделать осознанный выбор и не ошибиться с направлением профиля в университете, замечает Татьяна Пересадько. Отметим, что профильные предметы в рамках лицейских специализаций также ведут преподаватели Школы востоковедения.

Но историю и процессы, происходящие в азиатском обществе, невозможно понять без знания истории и культуры своей родной страны. Именно поэтому все лицеисты-востоковеды изучают историю на углубленном уровне, а также знакомятся с культурой родной страны на практике, периодически выезжая в ознакомительно-обучающие поездки по городам России.

Каждую неделю непосредственно в Школе востоковедения проходит факультетский день, который предполагает занятия по востоковедению, где лицеисты последовательно знакомятся с регионами изучаемых языков, посещают практикумы устного общения на восточном языке и семинары по методике написания исследовательских работ.



Анна Логинова, 10 класс

Я долгое время увлекалась дорамами (корейскими сериалами) — и вот я здесь, в лицее. Уже за год, то с лета 2015 года, я знала, что буду пытаться поступить сюда. У меня в то время знакомые в лицей поступили.

Приоритетом у меня сначала было направление «Экономика и социальные науки». Мы поступали в лицей с одноклассником и договорились, что пойдем на это направление. Но потом я подумала, что будет глупо, если я буду поступать на это направление только потому, что туда хочет поступить одноклассник, и выбрала «Востоковедение».

Я не пожалела, что пошла на это направление. Мы все знакомы друг с другом, мы как большая семья.

Мне очень нравятся все наши занятия и здорово, что можно выбрать только один предмет естественно-научного цикла.

В дальнейшем я хочу поступать на «Востоковедение».


 

Мария Пантякова, 10 класс

Учебу в старших классах я решила продолжить не в своей школе. На занятиях по подготовке к ОГЭ, которые проводились факультетом довузовской подготовки Вышки, нам рассказывали про лицей. Я начала читать о нем и мне стало интересно, как здесь все устроено, ведь в лицее система обучения не похожа на традиционную. Решила, что буду пробовать поступить сюда.

Я выбирала между «Востоковедением» и «Гуманитарными науками». Но так получилось, что в личном кабинете не сохранились изменения, и приоритетом осталось «Востоковедение».

Я сначала расстроилась из-за этого, но уже на втором уроке китайского языка поняла, что здесь преподают язык на сильном уровне, и решила, хорошо, что я тут. Видимо, это судьба.

На уроках мы изучаем много нового: слова, грамматику, практикуемся в устной и письменной речи. На одну тему пишем несколько сочинений, составляем диалоги, разыгрываем сценки, смотрим видео. Не могу сказать, что мой уровень языка (я изучаю китайский уже седьмой год) так уж хорош по сравнению с остальными в группе.

О культуре стран изучаемого языка нам рассказывают как на самих уроках по языку в лицее, так и на факультетском дне. Кроме того, мы организуем китайский новый год — подобные мероприятия также помогают узнать о традициях страны.

В будущем хочу связать свою жизнь с профессией дипломата или журналиста-международника.


Алесия Зограбян, 10 класс

Я год мечтала о поступлении в лицей. Он заинтересовал меня возможностью составить свой индивидуальный учебный план. Свободная атмосфера, при этом четкое понимание перспективы не могли меня оставить равнодушной. Кроме того, в лицее много преподавателей Вышки, это интересно и очень здорово.

Здесь вместо уроков — пары, потому куда легче переварить огромный объём информации. Если сравнить эту систему с системой моей прошлой школы, то лично мне легче отсидеть 5 пар, нежели 6 уроков. К тому же у нас есть часовой перерыв во время обеда — это огромный плюс!

Я изначально планировала поступать на направление «Экономика и социальные науки», но когда объявили об открытии направления «Экономика и математика», подала заявление туда и указала это направление первым приоритетом. Вторым приоритетом обозначила «Востоковедение». Я не добрала баллов на «Экономику и математику» и поступила на востоковедение.

Сначала это меня огорчало, я хотела сменить направление при первой же возможности. В те моменты, когда это можно было сделать (уже два раза) я подавала заявление о переходе на направление «Экономика и социальные науки», но в последний момент его забирала. Меня не отпускает арабский язык.

Я давно хотела его изучать, мне кажется, что это перспективно. К тому же арабский язык очень математичный, а я люблю математику. В этом языке всего 10% новых слов, появившихся только в XX веке. И когда изучаешь такой язык, который практически не менялся, понимаешь культуру, историю. К тому же, мне очень интересна проблема религии, которая несомненно связана с этим языком.

Преподаватели у нас просто замечательные! Они дают огромную мотивацию, на них хочется равняться. Например, у меня на Факультетском дне арабский язык ведет преподаватель, который знает около 10 языков. Это невероятно.

Плюсом «Востоковедения» является возможность составить такой же учебный план, как и на направлении «Экономика и социальные науки», при этом у тебя еще есть второй восточный язык. В прошлом году такой возможности не было.

Помимо учебной составляющей лицея, нельзя не упомянуть и об остальном. Благодаря лицею я познакомилась с невероятно замечательными людьми. Восток — семья!

По окончании лицея я планирую поступать на политологию, востоковедение или же конфликтологию.



Арина Золотарева, 10 класс 

Поступить в лицей — это была моя мечта. Когда я узнала, что успешно прошла тестирование, плакала от счастья.

Я думала сначала, что выберу направление «Гуманитарные науки», но потом увидела, что есть «Востоковедение» и захотела поступать туда. Когда рассказала маме об этом, она мне ответила: «Если хочешь, то поступай!»

У меня тяга к Японии, поэтому для изучения я выбрала японский язык. Увлечение страной началось с наших совместных с братом просмотров анимэ.

Японский язык — сложный, но у нас замечательный преподаватель, который всегда объяснит непонятные моменты. В нашей группе 8 человек, это очень удобно, потому что учитель может уделить время каждому ученику. Мне нравится, что иногда мы отходим от темы урока, и нам рассказывают о культуре Японии, особенностях ее языка.

До лицея я думала, что моя жизнь будет связана с английским языком. Но теперь, придя сюда, я уверена, что моя жизнь будет связана с японским языком, но как именно, пока не знаю.


Ирина Корочкина, 10 класс

В 2015 году я сходила на День открытых дверей лицея и решила, что буду поступать на «Востоковедение» — мне была интересна история и культура стран Востока. Кроме того, я изначально хотела изучать второй иностранный язык, но не европейский. Потом меня переклинило, и я стала думать, что по окончании школы буду поступать в Бауманку и, соответственно, надо было продолжать учить профильную математику.

При поступлении в лицей первым приоритетом я указала направление «Математика, информатика и инженерия», потому что я училась в школе с профильной математикой, вторым — «Востоковедение». Для поступления на математику мне не хватило двух баллов.

Я не жалею, что попала на востоковедение, потому что оно даже превзошло мои ожидания. Для изучения я выбрала корейский язык.

На факультетском дне корейский ведет завкафедрой корейского языка. Мы не только повторяем то, что проходили в лицее, но и получаем дополнительные знания. Составляем диалоги, беседуем. У нас одна группа, в ней 10 человек.

При этом английский язык у нас также преподается на очень высоком уровне.

Математики профильной у нас нет, но ребята, которым она нужна, могут ходить на факультатив по этому предмету.

В лицее мне нравятся взаимоотношения между преподавателями и учениками. Преподаватели общаются с нами на равных, а не как обычно школьные учителя с учениками.

Сейчас мои приоритеты поменялись, и я думаю уже не о Бауманке, а о поступлении на программы «Востоковедение», «Международные отношения» или в какой-нибудь вуз на географический факультет.

Приемная кампания в лицей продолжается до 15 марта 2017 года. 

Вам также может быть интересно:

Лицей НИУ ВШЭ начнет готовить будущих специалистов нефтегазовой отрасли

Новый образовательный трек «Будущий инженер нефтегазовой промышленности» появится внутри уже существующего профиля «Информатика, инженерия и математика». Выпускники будут ориентированы на получение инженерного образования в РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, а в будущем — на карьеру в компании «НОВАТЭК». Программа закреплена в трехстороннем соглашении между НИУ ВШЭ, Губкинским университетом и компанией «НОВАТЭК».

91

участник прошел в финал конкурсного отбора на стажировку для образовательных организаций «Новая модель старшей школы», которая пройдет в Лицее НИУ ВШЭ 18-22 марта.

Лицеист Вышки стал бронзовым призером олимпиады в Казахстане

С 8 по 14 января в Алматы прошла Международная Жаутыковская олимпиада (МЖО) по математике, физике и информатике. По итогам контеста по информатике одиннадцатиклассник Лицея НИУ ВШЭ Александр Потапов получил бронзовую медаль. Соревнование собрало 84 команды из 21 страны, включая Норвегию, Румынию, ОАЭ и Непал.

В Школе востоковедения НИУ ВШЭ отметили Международный день арабского языка

В честь праздника клуб «Пальмира» провел вечер арабской поэзии: будущие востоковеды читали произведения любимых авторов – и собственные переводы стихотворений. А выпускницы Школы востоковедения, выигравшие грант на обучение в университете Катара, рассказали, кому они рекомендуют заниматься арабским.

Лицей ВШЭ приглашает педагогов на стажировку «Модель старшей школы нового типа»

Программа ориентирована на преподавателей, педагогов-организаторов и административных работников школ. От образовательных организаций ожидаются команды, члены которых представят все три вида должностей. Участие в стажировке бесплатное.

«У меня сегодня счастливый день, потому что я слышу персидский язык»

В Институте классического Востока и античности факультета гуманитарных наук открылся кабинет иранистики и персидского языка. В этот же день было подписано соглашение о сотрудничестве между Высшей школы экономики и Культурным представительством при посольстве исламской республики Иран.

Лицеисты заняли первое место на чемпионате «Что? Где? Когда?» среди школьников Москвы

В МГИМО прошел Школьный чемпионат Москвы игры «Что? Где? Когда?». Лучшей командой сезона стала сборная Лицея НИУ ВШЭ «48 без одной». В турнире приняли участие около 200 московских школьников.

Впервые лицеист принял участие во Всемирном конкурсе китайского языка

Одиннадцатиклассник Лицея НИУ ВШЭ Дмитрий Щеглов выступил на международном конкурсе китаистов, который проходил в Чжэнчжоу с 17 октября по 3 ноября. Он вошел в десятку финалистов из стран Европы.

«День открытых дверей»: где учатся лицеисты. Часть 1

В проекте «День открытых дверей» о здании Лицея на Солянке рассказывают лицеисты 10 класса Алексей Земцов и Александра Фролова.

Лицей и Вышка: что общего и чем отличаются

19 октября отмечается Всероссийский день лицеиста. Накануне праздника преподаватели и выпускники рассказали, как устроен учебный процесс в Лицее НИУ ВШЭ и что он дает желающим поступить в Вышку.