• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тайны Востока, или как учатся лицеисты направления «Востоковедение»

Этим ребятам говорят, что они необычные, да это и неудивительно: все-таки восточные языки изучают в школах пока редко. А в Лицее ВШЭ есть не просто языки, но и настоящее востоковедение. Что, собственно, это значит?

Направление «Востоковедение» Лицея НИУ ВШЭ является первым в России профильным востоковедческим направлением, реализующим программу старшей школы. За два года в лицее ребята приобретают необходимые компетенции, которые позволят им в будущем стать настоящими востоковедами.

«Помимо владения восточным языком на достаточно высоком уровне, после окончания обучения лицеисты также обладают начальными знаниями об истории, культуре, религии, философии и политике стран Востока, что позволяет им понять, что такое востоковедение, — говорит руководитель направления «Востоковедение» лицея Татьяна Пересадько. — Одной из основных задач обучения на направлении является помочь лицеистам сделать осознанный выбор будущей специальности. Ведь иногда даже студенты-первокурсники Школы востоковедения не всегда понимают суть востоковедения и основной своей задачей считают только выучить восточный язык. Хотя востоковедение совсем не ограничивается хорошим знанием восточного языка».

Востоковедение — комплексная и очень сложная дисциплина, подчеркивает руководитель Школы востоковедения Алексей Маслов. Человек, решивший ею заниматься, должен разбираться в самых разных областях, от истории и культуры до экономики и политики интересующего его региона, но при этом, конечно, он должен говорить на языке этого региона так, как говорят местные жители.

Итак, языки — это все-таки важный пункт. Как с ними обстоит дело в лицее?

Преподавание языков

Восточный язык — второй иностранный язык, который осваивают лицеисты. Первый язык — европейский (как правило, это английский), его изучение на углубленном уровне обязательно для учащихся любых направлений.

Лицеисты могут выбрать для углубленного изучения (6 часов в неделю) один язык из четырех (китайский, корейский, японский и арабский). Большая часть нынешних десятиклассников изучает китайский — есть две группы начинающих и одна — продолжающих. При наличии достаточного количества учащихся возможно также создание продолжающих групп по другим восточным языкам.

Занятия проводят преимущественно преподаватели Школы востоковедения НИУ ВШЭ. В одной группе — от 6 до 10 учеников. Помимо уроков восточного языка в лицее, занятия по языку проводятся также в Школе востоковедения НИУ ВШЭ во время факультетского дня (2 часа в неделю в 10 классе и 1 час — в 11 классе). Там ребята активно совершенствуют навыки говорения и аудирования.

Языковая практика

Практиковать язык можно с носителями языка во время различных встреч. Например, в этом учебном году в лицей приезжали представители посольства Республики Корея и японские школьники, изучающие русский язык.

Летом у лицеистов есть возможность отправиться на языковую стажировку в страну изучаемого языка. Например, в прошлом году лицеисты ездили на стажировку в Ляонинский педагогический университет. В нынешнем году десятиклассники снова планируют посетить Китай. Программа летней стажировки построена таким образом, что ребята совершенствуют язык, активно знакомятся с особенностями культуры и местными традициями, а также пробуют себя в роли организаторов экскурсий и квестов.

Базовые предметы — востоковедение и история

Востоковед должен знать историю, культуру и особенности социально-политического развития другой страны, а также понимать менталитет жителей Азии и Ближнего Востока настолько хорошо, чтобы быть способным успешно поддерживать с ними коммуникацию, уметь предвидеть, как представители этой культуры будут действовать в той или иной ситуации.

Учебный план лицеистов направления «Востоковедения» включает такие дисциплины, как «История и культура Востока» и «Общественно-политическое развитие Востока» (на выбор). Такое деление моделирует программу вышкинского бакалавриата по востоковедению. Ведь там уже со второго курса студенты выбирают специализацию: «Социально-экономическое развитие Востока» или «Общество и культура Востока».

Однако в отличие от университета, в лицее в процессе учебы ребята могут сменить изучаемую профильную дисциплину, что поможет им сделать осознанный выбор и не ошибиться с направлением профиля в университете, замечает Татьяна Пересадько. Отметим, что профильные предметы в рамках лицейских специализаций также ведут преподаватели Школы востоковедения.

Но историю и процессы, происходящие в азиатском обществе, невозможно понять без знания истории и культуры своей родной страны. Именно поэтому все лицеисты-востоковеды изучают историю на углубленном уровне, а также знакомятся с культурой родной страны на практике, периодически выезжая в ознакомительно-обучающие поездки по городам России.

Каждую неделю непосредственно в Школе востоковедения проходит факультетский день, который предполагает занятия по востоковедению, где лицеисты последовательно знакомятся с регионами изучаемых языков, посещают практикумы устного общения на восточном языке и семинары по методике написания исследовательских работ.



Анна Логинова, 10 класс

Я долгое время увлекалась дорамами (корейскими сериалами) — и вот я здесь, в лицее. Уже за год, то с лета 2015 года, я знала, что буду пытаться поступить сюда. У меня в то время знакомые в лицей поступили.

Приоритетом у меня сначала было направление «Экономика и социальные науки». Мы поступали в лицей с одноклассником и договорились, что пойдем на это направление. Но потом я подумала, что будет глупо, если я буду поступать на это направление только потому, что туда хочет поступить одноклассник, и выбрала «Востоковедение».

Я не пожалела, что пошла на это направление. Мы все знакомы друг с другом, мы как большая семья.

Мне очень нравятся все наши занятия и здорово, что можно выбрать только один предмет естественно-научного цикла.

В дальнейшем я хочу поступать на «Востоковедение».


 

Мария Пантякова, 10 класс

Учебу в старших классах я решила продолжить не в своей школе. На занятиях по подготовке к ОГЭ, которые проводились факультетом довузовской подготовки Вышки, нам рассказывали про лицей. Я начала читать о нем и мне стало интересно, как здесь все устроено, ведь в лицее система обучения не похожа на традиционную. Решила, что буду пробовать поступить сюда.

Я выбирала между «Востоковедением» и «Гуманитарными науками». Но так получилось, что в личном кабинете не сохранились изменения, и приоритетом осталось «Востоковедение».

Я сначала расстроилась из-за этого, но уже на втором уроке китайского языка поняла, что здесь преподают язык на сильном уровне, и решила, хорошо, что я тут. Видимо, это судьба.

На уроках мы изучаем много нового: слова, грамматику, практикуемся в устной и письменной речи. На одну тему пишем несколько сочинений, составляем диалоги, разыгрываем сценки, смотрим видео. Не могу сказать, что мой уровень языка (я изучаю китайский уже седьмой год) так уж хорош по сравнению с остальными в группе.

О культуре стран изучаемого языка нам рассказывают как на самих уроках по языку в лицее, так и на факультетском дне. Кроме того, мы организуем китайский новый год — подобные мероприятия также помогают узнать о традициях страны.

В будущем хочу связать свою жизнь с профессией дипломата или журналиста-международника.


Алесия Зограбян, 10 класс

Я год мечтала о поступлении в лицей. Он заинтересовал меня возможностью составить свой индивидуальный учебный план. Свободная атмосфера, при этом четкое понимание перспективы не могли меня оставить равнодушной. Кроме того, в лицее много преподавателей Вышки, это интересно и очень здорово.

Здесь вместо уроков — пары, потому куда легче переварить огромный объём информации. Если сравнить эту систему с системой моей прошлой школы, то лично мне легче отсидеть 5 пар, нежели 6 уроков. К тому же у нас есть часовой перерыв во время обеда — это огромный плюс!

Я изначально планировала поступать на направление «Экономика и социальные науки», но когда объявили об открытии направления «Экономика и математика», подала заявление туда и указала это направление первым приоритетом. Вторым приоритетом обозначила «Востоковедение». Я не добрала баллов на «Экономику и математику» и поступила на востоковедение.

Сначала это меня огорчало, я хотела сменить направление при первой же возможности. В те моменты, когда это можно было сделать (уже два раза) я подавала заявление о переходе на направление «Экономика и социальные науки», но в последний момент его забирала. Меня не отпускает арабский язык.

Я давно хотела его изучать, мне кажется, что это перспективно. К тому же арабский язык очень математичный, а я люблю математику. В этом языке всего 10% новых слов, появившихся только в XX веке. И когда изучаешь такой язык, который практически не менялся, понимаешь культуру, историю. К тому же, мне очень интересна проблема религии, которая несомненно связана с этим языком.

Преподаватели у нас просто замечательные! Они дают огромную мотивацию, на них хочется равняться. Например, у меня на Факультетском дне арабский язык ведет преподаватель, который знает около 10 языков. Это невероятно.

Плюсом «Востоковедения» является возможность составить такой же учебный план, как и на направлении «Экономика и социальные науки», при этом у тебя еще есть второй восточный язык. В прошлом году такой возможности не было.

Помимо учебной составляющей лицея, нельзя не упомянуть и об остальном. Благодаря лицею я познакомилась с невероятно замечательными людьми. Восток — семья!

По окончании лицея я планирую поступать на политологию, востоковедение или же конфликтологию.



Арина Золотарева, 10 класс 

Поступить в лицей — это была моя мечта. Когда я узнала, что успешно прошла тестирование, плакала от счастья.

Я думала сначала, что выберу направление «Гуманитарные науки», но потом увидела, что есть «Востоковедение» и захотела поступать туда. Когда рассказала маме об этом, она мне ответила: «Если хочешь, то поступай!»

У меня тяга к Японии, поэтому для изучения я выбрала японский язык. Увлечение страной началось с наших совместных с братом просмотров анимэ.

Японский язык — сложный, но у нас замечательный преподаватель, который всегда объяснит непонятные моменты. В нашей группе 8 человек, это очень удобно, потому что учитель может уделить время каждому ученику. Мне нравится, что иногда мы отходим от темы урока, и нам рассказывают о культуре Японии, особенностях ее языка.

До лицея я думала, что моя жизнь будет связана с английским языком. Но теперь, придя сюда, я уверена, что моя жизнь будет связана с японским языком, но как именно, пока не знаю.


Ирина Корочкина, 10 класс

В 2015 году я сходила на День открытых дверей лицея и решила, что буду поступать на «Востоковедение» — мне была интересна история и культура стран Востока. Кроме того, я изначально хотела изучать второй иностранный язык, но не европейский. Потом меня переклинило, и я стала думать, что по окончании школы буду поступать в Бауманку и, соответственно, надо было продолжать учить профильную математику.

При поступлении в лицей первым приоритетом я указала направление «Математика, информатика и инженерия», потому что я училась в школе с профильной математикой, вторым — «Востоковедение». Для поступления на математику мне не хватило двух баллов.

Я не жалею, что попала на востоковедение, потому что оно даже превзошло мои ожидания. Для изучения я выбрала корейский язык.

На факультетском дне корейский ведет завкафедрой корейского языка. Мы не только повторяем то, что проходили в лицее, но и получаем дополнительные знания. Составляем диалоги, беседуем. У нас одна группа, в ней 10 человек.

При этом английский язык у нас также преподается на очень высоком уровне.

Математики профильной у нас нет, но ребята, которым она нужна, могут ходить на факультатив по этому предмету.

В лицее мне нравятся взаимоотношения между преподавателями и учениками. Преподаватели общаются с нами на равных, а не как обычно школьные учителя с учениками.

Сейчас мои приоритеты поменялись, и я думаю уже не о Бауманке, а о поступлении на программы «Востоковедение», «Международные отношения» или в какой-нибудь вуз на географический факультет.

Приемная кампания в лицей продолжается до 15 марта 2017 года. 

Вам также может быть интересно:

«Чтобы стать чемпионами, нужно соревноваться с чемпионами»

Одиннадцатиклассники Лицея отпраздновали «Последний звонок»! Факультативы и ИВР, факультетские дни, олимпиады и проекты, лицейские дискотеки остались позади. Впереди — ЕГЭ и поступление в вузы. Это значит, пришло время вспомнить все, чему научились и чего достигли в Лицее, и зарядиться любовью и поддержкой преподавателей.

В рамках выставки в Музее Москвы видеокомикс десятиклассницы Лицея увидели десятки тысяч человек

Ролик Полины Сотниковой, учащейся направления «Дизайн» Лицея НИУ ВШЭ, можно посмотреть на интерактивной выставке «Гоголь в Москве» до 2 июня. Работа в стиле моушен дизайн транслируется на экране в выставочном зале. Во время акции «Ночь в музее» экспозицию посетили десятки тысяч человек.

«День востоковеда перевернул мою жизнь»

Восточные настольные игры, каллиграфия и оригами, предсказание судьбы по китайской Книге Перемен и выступление традиционного японского театра кабуки — все это ожидало гостей Oriental Crazy Day, прошедшего в Вышке в рамках Дня открытых дверей образовательной программы «Востоковедение». День востоковеда ежегодно организуют студенты и преподаватели Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики.

5 главных цифр о достижениях лицеистов Вышки на Всеросе

Лицей НИУ ВШЭ подвел итоги участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2018/19 учебном году.

Лицей Вышки улучшил свои позиции в ежегодном рейтинге школ России RAEX

В этом году он занял первое место по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы страны. Исследование проводилось на основе данных о поступлении выпускников школ в 35 ведущих российских вузов. В топ-5 рейтинга попали также Бауманская инженерная школа № 1580, Школа № 1535, СУНЦ МГУ и СУНЦ НГУ. Год назад лицей вошел только в топ-10 этого рейтинга, заняв 6-е место.

1922

заявления поступило от абитуриентов, желающих учиться в 9-м классе Лицея НИУ ВШЭ, что на 25% больше, чем в прошлом году. Планируется набрать 300 человек на специализацию «Универсальная» и 25 человек на специализацию «Математика».

11 апреля — последний день подачи заявок на поступление на Футуритет (9-й класс Лицея)

Футуритет ВШЭ задуман как факультет будущего, которое каждый девятиклассник выстраивает самостоятельно. За год лицеист получает все необходимое, чтобы определиться с дальнейшим образованием.

3846

заявок на поступление в 10-й класс Лицея НИУ ВШЭ было принято от абитуриентов в 2019 году. Это на 7,4 % больше, чем в прошлом году.

270

учащихся 10-11 классов Лицея НИУ ВШЭ стали победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2019 году.

Каким университет подходит к конференции: взгляд на Лицей НИУ ВШЭ

20 марта в Высшей школе экономики состоится конференция работников и обучающихся ВШЭ. Один из пунктов ее повестки — программа развития университета. С момента предыдущей подобной конференции, которая прошла в 2014 году, университет сильно изменился. Новостная служба попросила руководителей некоторых подразделений и направлений деятельности университета вспомнить, какие перемены произошли за это время в их сфере.