• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тайны Востока, или как учатся лицеисты направления «Востоковедение»

Этим ребятам говорят, что они необычные, да это и неудивительно: все-таки восточные языки изучают в школах пока редко. А в Лицее ВШЭ есть не просто языки, но и настоящее востоковедение. Что, собственно, это значит?

Направление «Востоковедение» Лицея НИУ ВШЭ является первым в России профильным востоковедческим направлением, реализующим программу старшей школы. За два года в лицее ребята приобретают необходимые компетенции, которые позволят им в будущем стать настоящими востоковедами.

«Помимо владения восточным языком на достаточно высоком уровне, после окончания обучения лицеисты также обладают начальными знаниями об истории, культуре, религии, философии и политике стран Востока, что позволяет им понять, что такое востоковедение, — говорит руководитель направления «Востоковедение» лицея Татьяна Пересадько. — Одной из основных задач обучения на направлении является помочь лицеистам сделать осознанный выбор будущей специальности. Ведь иногда даже студенты-первокурсники Школы востоковедения не всегда понимают суть востоковедения и основной своей задачей считают только выучить восточный язык. Хотя востоковедение совсем не ограничивается хорошим знанием восточного языка».

Востоковедение — комплексная и очень сложная дисциплина, подчеркивает руководитель Школы востоковедения Алексей Маслов. Человек, решивший ею заниматься, должен разбираться в самых разных областях, от истории и культуры до экономики и политики интересующего его региона, но при этом, конечно, он должен говорить на языке этого региона так, как говорят местные жители.

Итак, языки — это все-таки важный пункт. Как с ними обстоит дело в лицее?

Преподавание языков

Восточный язык — второй иностранный язык, который осваивают лицеисты. Первый язык — европейский (как правило, это английский), его изучение на углубленном уровне обязательно для учащихся любых направлений.

Лицеисты могут выбрать для углубленного изучения (6 часов в неделю) один язык из четырех (китайский, корейский, японский и арабский). Большая часть нынешних десятиклассников изучает китайский — есть две группы начинающих и одна — продолжающих. При наличии достаточного количества учащихся возможно также создание продолжающих групп по другим восточным языкам.

Занятия проводят преимущественно преподаватели Школы востоковедения НИУ ВШЭ. В одной группе — от 6 до 10 учеников. Помимо уроков восточного языка в лицее, занятия по языку проводятся также в Школе востоковедения НИУ ВШЭ во время факультетского дня (2 часа в неделю в 10 классе и 1 час — в 11 классе). Там ребята активно совершенствуют навыки говорения и аудирования.

Языковая практика

Практиковать язык можно с носителями языка во время различных встреч. Например, в этом учебном году в лицей приезжали представители посольства Республики Корея и японские школьники, изучающие русский язык.

Летом у лицеистов есть возможность отправиться на языковую стажировку в страну изучаемого языка. Например, в прошлом году лицеисты ездили на стажировку в Ляонинский педагогический университет. В нынешнем году десятиклассники снова планируют посетить Китай. Программа летней стажировки построена таким образом, что ребята совершенствуют язык, активно знакомятся с особенностями культуры и местными традициями, а также пробуют себя в роли организаторов экскурсий и квестов.

Базовые предметы — востоковедение и история

Востоковед должен знать историю, культуру и особенности социально-политического развития другой страны, а также понимать менталитет жителей Азии и Ближнего Востока настолько хорошо, чтобы быть способным успешно поддерживать с ними коммуникацию, уметь предвидеть, как представители этой культуры будут действовать в той или иной ситуации.

Учебный план лицеистов направления «Востоковедения» включает такие дисциплины, как «История и культура Востока» и «Общественно-политическое развитие Востока» (на выбор). Такое деление моделирует программу вышкинского бакалавриата по востоковедению. Ведь там уже со второго курса студенты выбирают специализацию: «Социально-экономическое развитие Востока» или «Общество и культура Востока».

Однако в отличие от университета, в лицее в процессе учебы ребята могут сменить изучаемую профильную дисциплину, что поможет им сделать осознанный выбор и не ошибиться с направлением профиля в университете, замечает Татьяна Пересадько. Отметим, что профильные предметы в рамках лицейских специализаций также ведут преподаватели Школы востоковедения.

Но историю и процессы, происходящие в азиатском обществе, невозможно понять без знания истории и культуры своей родной страны. Именно поэтому все лицеисты-востоковеды изучают историю на углубленном уровне, а также знакомятся с культурой родной страны на практике, периодически выезжая в ознакомительно-обучающие поездки по городам России.

Каждую неделю непосредственно в Школе востоковедения проходит факультетский день, который предполагает занятия по востоковедению, где лицеисты последовательно знакомятся с регионами изучаемых языков, посещают практикумы устного общения на восточном языке и семинары по методике написания исследовательских работ.



Анна Логинова, 10 класс

Я долгое время увлекалась дорамами (корейскими сериалами) — и вот я здесь, в лицее. Уже за год, то с лета 2015 года, я знала, что буду пытаться поступить сюда. У меня в то время знакомые в лицей поступили.

Приоритетом у меня сначала было направление «Экономика и социальные науки». Мы поступали в лицей с одноклассником и договорились, что пойдем на это направление. Но потом я подумала, что будет глупо, если я буду поступать на это направление только потому, что туда хочет поступить одноклассник, и выбрала «Востоковедение».

Я не пожалела, что пошла на это направление. Мы все знакомы друг с другом, мы как большая семья.

Мне очень нравятся все наши занятия и здорово, что можно выбрать только один предмет естественно-научного цикла.

В дальнейшем я хочу поступать на «Востоковедение».


 

Мария Пантякова, 10 класс

Учебу в старших классах я решила продолжить не в своей школе. На занятиях по подготовке к ОГЭ, которые проводились факультетом довузовской подготовки Вышки, нам рассказывали про лицей. Я начала читать о нем и мне стало интересно, как здесь все устроено, ведь в лицее система обучения не похожа на традиционную. Решила, что буду пробовать поступить сюда.

Я выбирала между «Востоковедением» и «Гуманитарными науками». Но так получилось, что в личном кабинете не сохранились изменения, и приоритетом осталось «Востоковедение».

Я сначала расстроилась из-за этого, но уже на втором уроке китайского языка поняла, что здесь преподают язык на сильном уровне, и решила, хорошо, что я тут. Видимо, это судьба.

На уроках мы изучаем много нового: слова, грамматику, практикуемся в устной и письменной речи. На одну тему пишем несколько сочинений, составляем диалоги, разыгрываем сценки, смотрим видео. Не могу сказать, что мой уровень языка (я изучаю китайский уже седьмой год) так уж хорош по сравнению с остальными в группе.

О культуре стран изучаемого языка нам рассказывают как на самих уроках по языку в лицее, так и на факультетском дне. Кроме того, мы организуем китайский новый год — подобные мероприятия также помогают узнать о традициях страны.

В будущем хочу связать свою жизнь с профессией дипломата или журналиста-международника.


Алесия Зограбян, 10 класс

Я год мечтала о поступлении в лицей. Он заинтересовал меня возможностью составить свой индивидуальный учебный план. Свободная атмосфера, при этом четкое понимание перспективы не могли меня оставить равнодушной. Кроме того, в лицее много преподавателей Вышки, это интересно и очень здорово.

Здесь вместо уроков — пары, потому куда легче переварить огромный объём информации. Если сравнить эту систему с системой моей прошлой школы, то лично мне легче отсидеть 5 пар, нежели 6 уроков. К тому же у нас есть часовой перерыв во время обеда — это огромный плюс!

Я изначально планировала поступать на направление «Экономика и социальные науки», но когда объявили об открытии направления «Экономика и математика», подала заявление туда и указала это направление первым приоритетом. Вторым приоритетом обозначила «Востоковедение». Я не добрала баллов на «Экономику и математику» и поступила на востоковедение.

Сначала это меня огорчало, я хотела сменить направление при первой же возможности. В те моменты, когда это можно было сделать (уже два раза) я подавала заявление о переходе на направление «Экономика и социальные науки», но в последний момент его забирала. Меня не отпускает арабский язык.

Я давно хотела его изучать, мне кажется, что это перспективно. К тому же арабский язык очень математичный, а я люблю математику. В этом языке всего 10% новых слов, появившихся только в XX веке. И когда изучаешь такой язык, который практически не менялся, понимаешь культуру, историю. К тому же, мне очень интересна проблема религии, которая несомненно связана с этим языком.

Преподаватели у нас просто замечательные! Они дают огромную мотивацию, на них хочется равняться. Например, у меня на Факультетском дне арабский язык ведет преподаватель, который знает около 10 языков. Это невероятно.

Плюсом «Востоковедения» является возможность составить такой же учебный план, как и на направлении «Экономика и социальные науки», при этом у тебя еще есть второй восточный язык. В прошлом году такой возможности не было.

Помимо учебной составляющей лицея, нельзя не упомянуть и об остальном. Благодаря лицею я познакомилась с невероятно замечательными людьми. Восток — семья!

По окончании лицея я планирую поступать на политологию, востоковедение или же конфликтологию.



Арина Золотарева, 10 класс 

Поступить в лицей — это была моя мечта. Когда я узнала, что успешно прошла тестирование, плакала от счастья.

Я думала сначала, что выберу направление «Гуманитарные науки», но потом увидела, что есть «Востоковедение» и захотела поступать туда. Когда рассказала маме об этом, она мне ответила: «Если хочешь, то поступай!»

У меня тяга к Японии, поэтому для изучения я выбрала японский язык. Увлечение страной началось с наших совместных с братом просмотров анимэ.

Японский язык — сложный, но у нас замечательный преподаватель, который всегда объяснит непонятные моменты. В нашей группе 8 человек, это очень удобно, потому что учитель может уделить время каждому ученику. Мне нравится, что иногда мы отходим от темы урока, и нам рассказывают о культуре Японии, особенностях ее языка.

До лицея я думала, что моя жизнь будет связана с английским языком. Но теперь, придя сюда, я уверена, что моя жизнь будет связана с японским языком, но как именно, пока не знаю.


Ирина Корочкина, 10 класс

В 2015 году я сходила на День открытых дверей лицея и решила, что буду поступать на «Востоковедение» — мне была интересна история и культура стран Востока. Кроме того, я изначально хотела изучать второй иностранный язык, но не европейский. Потом меня переклинило, и я стала думать, что по окончании школы буду поступать в Бауманку и, соответственно, надо было продолжать учить профильную математику.

При поступлении в лицей первым приоритетом я указала направление «Математика, информатика и инженерия», потому что я училась в школе с профильной математикой, вторым — «Востоковедение». Для поступления на математику мне не хватило двух баллов.

Я не жалею, что попала на востоковедение, потому что оно даже превзошло мои ожидания. Для изучения я выбрала корейский язык.

На факультетском дне корейский ведет завкафедрой корейского языка. Мы не только повторяем то, что проходили в лицее, но и получаем дополнительные знания. Составляем диалоги, беседуем. У нас одна группа, в ней 10 человек.

При этом английский язык у нас также преподается на очень высоком уровне.

Математики профильной у нас нет, но ребята, которым она нужна, могут ходить на факультатив по этому предмету.

В лицее мне нравятся взаимоотношения между преподавателями и учениками. Преподаватели общаются с нами на равных, а не как обычно школьные учителя с учениками.

Сейчас мои приоритеты поменялись, и я думаю уже не о Бауманке, а о поступлении на программы «Востоковедение», «Международные отношения» или в какой-нибудь вуз на географический факультет.

Приемная кампания в лицей продолжается до 15 марта 2017 года. 

Вам также может быть интересно:

В НИУ ВШЭ создан первый в России диссовет по востоковедению и африканистике

Его возглавил член-корреспондент РАН, заместитель директора Института Африки РАН и руководитель Международного центра антропологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Дмитрий Бондаренко. В состав диссертационного совета вошли известные российские востоковеды и африканисты Высшей школы экономики и других ведущих организаций.

Как использовать ИИ в обучении: пять советов от питерской Вышки

Студенты и преподаватели питерской Вышки посетили мастер-класс от Института востоковедения и африканистики. О том, как можно использовать ИИ в учебных и научных целях, рассказала Алена Коробочкина, академический руководитель программы «Кросс-культурные исследования Азии и Африки в контексте международных отношений».

Чайная церемония, Наруто и норигэ: Вышка встретила год Зеленого Деревянного Дракона

В день второго новолуния после зимнего солнцестояния Центр культур НИУ ВШЭ превратился в место встречи любителей китайской, японской, корейской и вьетнамской культур. Студенты, преподаватели и гости Вышки отметили восточный Новый год. Под южнокорейские хиты и популярные опенинги из аниме все желающие пробовали себя в каллиграфии, учились искусству оригами, ели азиатские сладости, пили восточные чаи. Финалом праздника стал большой тематический концерт.

«Наука с тысячью лиц»: Лицей ВШЭ проводит III открытую конференцию

Конференция на тему «Вызовы времени: от изобретения колеса до искусственного интеллекта» состоится 22–23 марта 2024. К участию приглашаются школьники, студенты, учителя и преподаватели вузов. Среди своих главных задач организаторы форума называют формирование интереса к исследованиям, сотрудничество на разных уровнях владения исследуемого материала, профессиональное общение на разных уровнях владения научными знаниями. Подать заявку можно до 15 февраля.

Ректор НИУ ВШЭ предложил вернуть востоковедению статус самостоятельного научного направления

В рамках пленарного заседания XIX Международного мусульманского форума ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов подчеркнул, что востоковедение является стратегически важной исследовательской сферой в нашей стране. Необходимо вернуть востоковедению статус самостоятельного научного направления и зафиксировать его в номенклатуре Минобрнауки.

«Площадка для коммуникации и пополнения банка идей»: состоялся форум «Стань выше с Вышкой!»

В конце октября в Москве прошел образовательный форум «Стань выше с Вышкой!», основными целями которого стали обмен лучшими образовательными практиками и развитие сотрудничества между университетом и общеобразовательными организациями. В нем приняли участие школьные педагоги и администраторы из 76 регионов, в том числе новоприсоединенных территорий РФ, и 16 зарубежных стран. На форум зарегистрировалось более 3,5 тыс. человек. Но к мероприятиям подключилось гораздо больше заинтересованных коллег — только пленарную дискуссию посмотрели онлайн больше 15 тыс. человек.

«31.5 августа»: как прошло учебно-неучебное 1 сентября в Лицее ВШЭ

В День знаний в Лицее ВШЭ традиционная НЕлинейка состоялась на трех площадках сразу: в Культурном центре Вышки и в двух зданиях Лицея — на Большом Харитоньевском и Солянке. Участие принимали более 2000 учащихся всех классов и направлений, а родители могли подключиться к онлайн-трансляции. Тонкой нитью в сценариях прослеживалась сюжетная линия сказки «Мэри Поппинс».

Oriental Crazy Day 2023: фото с пандой, каллиграфия и восточное гостеприимство

21 мая Школа востоковедения Вышки устроила традиционный День востоковеда — Oriental Crazy Day 2023. На «Встрече под звездами», состоявшейся в Центре культур НИУ ВШЭ, абитуриенты смогли познакомиться с образовательными программами, узнать условия поступления в Высшую школу экономики, пообщаться со студентами и преподавателями университета.

От «Площади Объединения» до станции «Студенческая»: Лицей НИУ ВШЭ отмечает юбилей

Вышкинскому лицею исполнилось 10 лет. Юбилей собрал под крышей Центра культур Высшей школы экономики разные выпуски лицеистов. Конкурсы, викторины, насыщенная концертная программа в формате путешествия по специальной ветке метро, угощение и встреча одноклассников создавали неповторимую атмосферу домашнего праздника. Поздравить лицеистов пришли ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов, президент Вышки Александр Шохин, первый директор лицея Наталья Любомирская и нынешний руководитель лицея Дмитрий Фишбейн.

«Студенческая конференция — пространство, где формируются новые научные контакты»

В марте в питерской Вышке прошла третья научная конференция студентов и аспирантов «Актуальные проблемы исследования стран Азии и Африки». На ней выступили 96 научных сотрудников и студентов более чем из 20 вузов России и других стран. Что было на конференции и какие впечатления она оставила у участников — в материале редакции портала НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.