• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Еще 16 студентов стали лауреатами стипендии имени Ильи Сегаловича

На факультете компьютерных наук в третий раз объявили лауреатов стипендии имени Ильи Сегаловича, учрежденной компанией Яндекс. Как и всегда, церемония награждения состоялась в рамках Дней компьютерных наук, приуроченных к празднованию трехлетия факультета.

Стипендия имени Ильи Сегаловича — одного из основателей Яндекса — предназначена для поддержки увлеченных технологиями и наукой студентов и присуждается за успехи в учебе и научной деятельности. Она выплачивается ежемесячно в течение одного года. Решение о назначении стипендии принимается конкурсной комиссией, в которую входят преподаватели факультета и ведущие разработчики Яндекса. Впервые стипендия была вручена 2 года назад, 1 апреля 2015 года. Ежегодно лауреатами становятся 16 человек — студенты бакалавриата, магистратуры и аспиранты факультета компьютерных наук.

Лауреатами стипендии Ильи Сегаловича в 2017 году стали Вадим Гринберг, Алексей Данилюк, Алексей Калинов, Полина Кириченко, Андрей Коломиец, Александр Лазаренко, Павел Поляков, Глеб Пособин, Михаль Розенвальд, Денис Самохвалов, Полина Святокум, Ольга Герасимова, Евгений Кудряшов, Михаил Фомичев, Наталья Корепанова и Екатерина Лобачева. Шестеро из них становились лауреатами в предыдущие годы.

По мнению первого проректора ВШЭ Вадима Радаева, факультет компьютерных наук — один из самых многообещающих факультетов Вышки. «Уже сейчас мы можем сказать, что это одно из лучших наших начинаний вместе с коллегами из Яндекса и институтами РАН», — сказал он.

Генеральный директор группы компаний «Яндекс» Аркадий Волож рассказал, как появлялся факультет: «Три года назад в большой аудитории сидели и родители, и студенты, которым мы должны были рассказать, что это за профессия. Мы рассказывали, что анализ данных и компьютерные науки — это очень важно. За эти три года словосочетание «машинное обучение» превратились из провидческих в абсолютно обыденное. Стало понятно, что любая вещь, которую мы будем трогать, любой сервис, которым мы будем пользоваться, обязательно будут «умными», а эта профессия будет востребованной». Волож отметил, что выпускники образовательных программ факультета компьютерных наук являются практически самыми высокооплачиваемыми из всех компьютерных специалистов. «Видимо, факультет компьютерных наук — это что-то, что уже случилось», — сказал он.

Если точнее, случилось за три года вот что (итоги работы факультета за это время подвел декан Иван Аржанцев). Например, факультет значительно поднялся в рейтинге QS. «Если все пойдет с той же скоростью, то через несколько лет мы имеем шансы оказаться на отрицательных местах рейтинга, что будет являться своего рода победой», — пошутил Аржанцев. В этом году на ФКН открылась Международная лаборатория глубинного обучения и баейсовских методов, летом состоится Школа по байесовским методам в глубинном обучении. Мини-курсы на факультете компьютерных наук читают ученые со всего мира, а студенты побеждают на международных конкурсах и олимпиадах.  Абитуриентами факультета ежегодно становятся победители Всероса и олимпиад первого уровня, средний балл поступающих в 2016 году — 95. Факультет сотрудничает с крупными компаниями, сейчас различные исследования выполняются по заказу Сбербанка, компаний Samsung и Schlumberger.

Об учебе на факультете и своих исследованиях новостной службе ВШЭ рассказали лауреаты стипендии Ильи Сегаловича.


Михаил Фомичев, 1 курс магистерской программы «Системная программная инженерия»

Я учился в бакалавриате на «Программной инженерии», здесь же, на ФКН. Так получилось, что со второго курса под руководством Михаила Васильевича Ульянова я занимаюсь изучением «задачи коммивояжера». Задача заключается в следующем: торговому агенту (он же коммивояжер) необходимо посетить какое-то количество городов один и только один раз и вернуться в тот город, откуда он начал свой тур, и этот тур должен быть минимальный по длине. На данный момент неизвестен алгоритм, который решает эту задачу достаточно быстро. Все имеющиеся алгоритмы так или иначе сводятся к перебору, и поэтому эта задача вызывает интерес в сфере теории алгоритмов в том числе. Мы пытаемся спрогнозировать, сколько времени потребуется, чтобы найти решение, потому что, грубо говоря, задачи можно разделить на те, которые при большой размерности решаются достаточно быстро, и те, которые решаются долго. Если мы хотя бы сможем понять, куда относится эта задача, уже будет хорошо. Есть какие-то успехи, есть направление дальнейшего исследования, и, надеюсь, что в течение года или двух получится с какой-то хорошей точностью определить саму по себе сложность задачи.

Еще помимо того, что я магистрант, я преподаю под руководством Ефима Михайловича Гринкруга. Ефим Михайлович читает лекции, а я веду семинары у бакалавров.



Михаль Розенвальд, 3 курс образовательной программы «Прикладная математика и информатика»

На 1 курсе нам нужно было выполнить проектную работу. Было около 40 вариантов проектов на самые разные темы: кто-то мог делать компьютерные игры, кто-то сайты, а я совместно с Яндексом работала в проекте по биоинформатике. Можно сказать, что уже на первом курсе нам дали инструменты и проекты из большого мира. Во время этой работы я почувствовала, что именно этим и хочу заниматься.

В мою задачу входило запрограммировать алгоритм кластеризации данных. У нас были большие данные из медицины, генная экспрессия, на основе этих данных мы исследовали раковых больных и для них пытались находить какие-то закономерности. Это не очень сложная с точки зрения программирования вещь, а результаты, которые у нас получились, оказались не слишком позитивными, но они показывали, что бывает в науке и что можно сделать.

Прошлым летом я ездила в Тель-Авивский университет, работала в лаборатории биомедицинской информатики, где исследуют рак. Именно там я соприкоснулась с той частью работы, которую раньше совсем не видела, то есть с «мокрой» биологией: за моей спиной сидели биологи, которые делали операции на мышках, пытались модифицировать состав клеток, чтобы понять, как лечить раковые опухоли. Я работала над конкретными задачами, используя язык программирования R, который часто применяется в биоинформатике. Мне нравилось взаимодействовать с учеными, я видела, как они слушали меня, студентку, проучившуюся два года, потому что, у меня были необходимые знания, которыми я могла с ними поделиться.

Сейчас моя специализация — машинное обучение, мы делаем проекты в Яндексе. Я не знаю, как все сложится, но я бы очень хотела продолжить заниматься биоинформатикой.



Андрей Коломиец, 3 курс образовательной программы «Программная инженерия»

Сейчас я работаю над продвижением автоматизированного процесса, который связан с взаимным оцениванием. Задача — сделать так, чтобы учащиеся в школах, вузах или на каких-то курсах могли самостоятельно оценивать друг друга, используя критерии, заданные преподавателем. Конкретно я занимался разработкой дополнения к Microsoft Office. В работе с моими научными руководителями, Ольгой Вениаминовной Максименковой и Алексеем Андреевичем Незнановым, руководителем мы пытались формализовать процесс взаимного оценивания именно с точки зрения программной инженерии, а так же проанализировали существующие решения. Мы начали с версии, которая работала через почту или Excel. Новая более удобная версия готовится к тому, чтобы быть опробованной в реальном мире, на ее доработку требуется еще пара месяцев. Это интересно преподавателям, есть реальный запрос, чему я даже сам немного удивился.

Мы могли бы просто разработать новую отдельную программу, к работе с которой преподавателям и учащимся пришлось бы привыкать, но это скорее всего не нашло бы применения. А вот внедрить процесс в уже существующее офисное приложение, установленное на каждом компьютере в любом учебном заведении — это наша цель.



Наталья Корепанова, аспирант

Своей темой я начала заниматься по воле случая на 3 курсе бакалавриата. Мне стало интересно, как вообще математика может быть полезна медицине. Я понимала, что наверняка требуются какие-то элементарные статистические расчеты, но не знала, что можно сделать еще. Позже я познакомилась и начала работать с профессорами и врачами Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева, которые в составе научно-клинической группы «Москва-Берлин» проводят исследование по лечению острого лимфобластного лейкоза у детей.

На тот момент исследование было устроено так: все дети делятся на несколько больших групп риска, внутри этих групп им случайным образом назначают одно из двух видов лечения. Задача исследования — показать, что либо один из видов лечения лучше, либо между ними нет разницы. Это стандартная процедура проведения контролируемого клинического исследования. У меня и Сергея Олеговича Кузнецова, моего научного руководителя,  появилась идея, что разделение на такие большие группы не позволяет сделать терапию достаточно эффективной. Поэтому мы предложили попробовать разделить пациентов на небольшие подгруппы по физиологическим характеристикам и посмотреть, какой из видов лечения для каждой группы подходит лучше.

Может возникнуть вопрос, почему до сих пор не случилось какого-то прорыва, раз я работаю над этой темой уже пятый год. Во-первых, мы часто пересматриваем постановку задачи, так как медикам очень важно получать описания подгрупп и делать выводы на основе полученных описаний, прежде чем проверять их на практике. А во-вторых, клиническая медицина — очень консервативная область, и врачам все еще трудно согласиться с идеей применения методов майнинга данных.


8-9 апреля на факультете компьютерных наук состоятся дни открытых дверей для абитуриентов бакалавриата и магистратуры.

В субботу, 8 апреля, пройдет День для школьников. В программе мероприятия лекции и мастер-классы от преподавателей факультета и сотрудников ведущих ИТ-компаний. Они расскажут о том, почему компьютерные науки сейчас так популярны, чем занимаются IT-специалисты в компаниях, какие задачи будут стоять перед разработчиками и аналитиками через 5 лет. Также на Дне школьников будет организованна специальная площадка для родителей, где представители приемной комиссии, военной кафедры и факультета довузовской подготовки расскажут о приеме в 2017/2018 году. Узнать подробную программу и зарегистрироваться на мероприятие можно здесь

В воскресенье, 9 апреля, на факультете пройдет день открытых дверей магистратуры. Во время дня открытых дверей можно будет поговорить с академическими руководителями программ и руководителями факультета, узнать об особенностях поступления на ту или иную программу, поучаствовать в мастер-классе по человеко-машинным интерфейсам и взаимодействию с пользователем и мастер-классе по структурам биомолекул и многое другое. Посмотреть программу и пройти регистрацию можно здесь

Вам также может быть интересно:

Нина Гупта выступила на сотом семинаре по алгебраическим группам преобразований ФКН ВШЭ

Выдающийся индийский математик профессор Нина Гупта выступила с докладом на юбилейном, сотом семинаре по алгебраическим группам преобразований, организованном Научно-учебной лабораторией алгебраических групп преобразований факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ. Работой семинара, который НУЛ проводит регулярно с 2020 года, руководят заведующий лабораторией, декан ФКН профессор Иван Аржанцев и старшие научные сотрудники лаборатории Сергей Гайфуллин и Александр Перепечко.

ФКН ВШЭ в девятый раз проведет фестиваль «Дни компьютерных наук»

В этом году факультет компьютерных наук Вышки отмечает свое 10-летие. По традиции ФКН организует фестиваль «Дни компьютерных наук», который пройдет в университете с 4 по 21 апреля. В программе более десяти событий: научно-популярные лекции, вебинары, математический блиц, встреча выпускников, День абитуриента, награждение лауреатов стипендии «Яндекса», который выступает и соорганизатором фестиваля.

В Вышке наградят студентов, которые напишут диплом с помощью ИИ

Высшая школа экономики запустила конкурс решений, применяющих технологии искусственного интеллекта, при подготовке дипломов. Задача конкурса — оценить использование студентами инструментов на основе генеративных моделей в выпускных квалификационных работах (ВКР), защищаемых в 2024 году.

ФКН ВШЭ и Яндекс расширят сотрудничество в сфере подготовки специалистов по ИИ

В следующие 10 лет партнерство Яндекса и факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ расширится по трем направлениям: создание новых образовательных программ, развитие исследований в области ИИ и применение генеративных нейросетей в учебном процессе. ФКН был основан Вышкой и Яндексом 10 лет назад и стал одним из лидеров в подготовке разработчиков и специалистов по ИИ и машинному обучению. За это время выпускниками факультета стали 3385 человек.

«Лучшее образование по компьютерным наукам»: исполнилось 10 лет ФКН НИУ ВШЭ

28 марта 2014 года в Высшей школе экономики начал работать факультет компьютерных наук. Его образовательные программы были сформированы с учетом опыта лучших университетов, а также наработок Школы анализа данных «Яндекса». Стратегической целью стало вхождение в топ-30 факультетов мира, готовящих разработчиков и исследователей в области компьютерных наук. Рассказываем, как развивался ФКН все эти годы и каких результатов удалось достичь.

«Чтобы попасть в сборную России по информатике, старшеклассникам приходится пройти сложный путь»

Филипп Грибов, эксперт Центра студенческих олимпиад и ассистент департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук Вышки, получил Премию Президента Российской Федерации заподготовку победителя 4-й Международной олимпиады по информатике. Филипп Грибов входит в состав тренерского штаба сборной России по информатике и более пяти лет тренирует одаренных школьников для участия в соревнованиях в области компьютерных наук.

130 студентов ВШЭ стали стипендиатами Подписки от VK Education

По итогам ежегодной стипендиальной программы VK студенты получают не только ежемесячные выплаты, но и другие бонусы для развития навыков и профессионального роста. Среди них — карьерные консультации, доступ к закрытому пулу вакансий и стажировкам, возможность участвовать в образовательных программах VK Education без дополнительного отбора, а также подписка на «VK Музыку».

«Вычислительные социальные науки»: когда не нужно выбирать между физиками и лириками

На ряде образовательных программ НИУ ВШЭ предметная подготовка сочетается с углубленным изучением компьютерных наук и освоением сложных цифровых инструментов и сервисов. Одна из таких программ бакалавриата — «Вычислительные социальные науки» («ВСН»): на первом курсе на нее могут перейти студенты, поступившие на «Психологию», «Государственное и муниципальное управление», «Политологию» или «Социологию». Чему там учат и как туда поступить, рассказывают замдекана факультета социальных наук Дарья Присяжнюк и академический руководитель программы Евгений Седашов.

54 победителя стипендиального конкурса «Тинькофф» — студенты Вышки

«Тинькофф» объявил результаты конкурса первой стипендиальной программы для студентов технических факультетов российских вузов. Заявки на участие в программе подали более 13 тысяч человек из 150 вузов и 300 городов. По итогам конкурсного отбора названы 200 победителей, 54 из них — студенты Вышки. Стипендиаты получат финансовую и менторскую поддержку компании.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по программной инженерии

В начале июля на факультете компьютерных наук Вышки проходила летняя школа по программной инженерии. Она стала правопреемницей школы по разработке мобильных приложений, которая проводилась на ФКН с 2015 по 2022 год. Партнерами мероприятия выступили «1С», Сбер, сообщество авторов игр «Индикатор» и IT-школа Samsung Innovation Campus.