• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Прорывные инновации изменят образование

29 июня в Институте образования ВШЭ завершилась летняя школа Конкурса инноваций в образовании (КИвО), на которой был определен состав финалистов. Победитель конкурса, который получит главный приз — стажировку в любой стране мира, будет назван осенью.

«Поиск инноваций в образовании — одно из главных направления работы нашего института, — заявил научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин, открывая летнюю школу. — Закономерности появления и развития инноваций изучают сотрудники специально созданного у нас Центра изучения инноваций в образовании. Мы в значительной степени верим, что изменения в образовании обусловлены не  приказами сверху, не громоздкими реформами, а именно инновациями. Они важны, их нужно поддерживать и развивать. В этом году состав финалистов конкурса особенно интересен. Несмотря на то, что аналоги некоторых проектов можно найти в других странах, я мысленно аплодирую вашей изобретательности. Ваши предложения — это ответ на актуальные проблемы, стоящие перед образованием в России».

Соорганизатор Конкурса инноваций в образовании — Рыбаков Фонд, поддерживающий образовательные проекты в России.

«Путь, по которому вы идете, — это путь открытий, новых возможностей и неожиданных трансформаций, — сказала директор Департамента конкурсных программ Рыбаков Фонда Наталья Киселева. — Как вы воспользуетесь этими возможностями, зависит от вас. Летняя школа конкурса — это не только официальные мероприятия, но и свободное время для вашего общения между собой. Кто-то выиграет на конкурсе, кто-то нет, но каждый из вас в дальнейшем сможет реализовать свой проект. Российское образование нуждается в стартапах, которые меняют отношения между семьей и школой, учителем и учеником, учителем и родителем, делают процесс обучения интересным и полезным для всех».

Летняя школа КИвО — это знакомство команд, лекции об образовании и о предпринимательстве, выступления финалистов конкурса прошлых лет, а самое главное — оценка представленных проектов экспертами, рекомендации по их доработке и представлению потенциальным инвесторам.

Именно к образованию будет иметь отношение большая часть стартапов-«единорогов», у которых оценка капитализации превышает 1 млрд долларов

«Сегодня эксперты Конкурса инноваций в образовании и его участники пережили «Экспертную трубу», — написала на своей странице Facebook директор конкурса Диана Королева. — 96 питчей и около 200 комментариев от экспертов, 30 обкусанных ногтей, 200 мл проглоченных слез, одно зависшее видео и «слишком много буКв». За три часа суметь показать свою презентацию директору по коммуникациям из Британской высшей школы дизайна, поделиться стратегией продвижения с руководителем проекта «Мел. Про образование и воспитание детей», дать заценить бизнес план руководителю Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ — это круто, даже если не все получилось».

«Образование будет меняться благодаря прорывным инновациям, — считает директор Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ Михаил Эрман. — По оценкам аналитиков, именно к образованию будет иметь отношение большая часть стартапов-«единорогов», у которых оценка капитализации превышает 1 млрд долларов. Такие стартапы появляются в отраслях, которые давно не менялись, — аналогичную ситуацию не так давно можно было наблюдать в банковской сфере. Меня немного удивило, что команды, прошедшие в полуфинал КИвО, не рассчитывают на золотые горы. Возможно, им не хватает амбиций и предпринимательского драйва. Они больше думают о содержании своего проекта, чем о том, как его монетизировать».

Игорь Мялкин, заведующий кафедрой Выксунского филиала НИТУ МИСиС (Нижегородская область) представил на конкурс проект «Открытое небо» — обучение детей управлению беспилотными летательными аппаратами. Он отправил свою заявку в последний момент, так что его проект — последний, полученный жюри, 503-й по счету. Идея проекта возникла, когда Игорь подарил игрушечный вертолет своему сыну, а тот никак не мог научиться им управлять, и дело кончилось разбитой люстрой. Сейчас проект действует на базе вуза, со школьниками и студентами (300-400 человек в год) занимаются вчерашние преподаватели робототехники. В планах Игоря — проведение фестивалей летательных аппаратов для семей с детьми, чтобы на них приезжали в Выксу из близлежащих городов.

Молодые учителя Мария Плоткина из Санкт-Петербурга и Глеб Лихобабин из Смоленска уже победили на конкурсе «iУчитель», организованном Рыбаков Фондом, и теперь хотят победить на КИвО. В летней школе они участвуют с проектом «GeekTeachers Fest — образовательное сообщество для учителей-миллениалов». Речь идет о фестивале для учителей, где их учат применять новые технологии в учебном процессе. «Это образовательное и развлекательное мероприятие, которое мы планируем проводить в разных городах России, — рассказывает Мария. — В фокусе — молодые учителя, в том числе студенты старших курсов, которые только начали работать в школе и столкнулись с проблемой выгорания. Мы хотим их обучать и поддерживать, чтобы они оставались в школе. Проект уже стартовал в социальных сетях».

Игорь Новиков, исполнительный директор московской компании «Нанолаб», и Евгений Гайбарян, студент второго курса МАИ, представили на КИвО программу для прямой манипуляции атомами в виртуальной рабочей среде (VR), рассчитанную на школьников. Школьник надевает очки виртуальной реальности и начинает собирать руками воображаемые молекулы и атомы, видит, что такое текучая жидкость, кристаллическая решетка и т.д. «Ребятам это поможет в профориентации и в дальнейшем обучении в вузе — например, при изучении нанотехнологий. Они будут понимать, как устроен микромир, и смогут выбирать современные естественнонаучные профессии более сознательно», — объясняет Евгений. У проекта уже есть альфа-версия, и благодаря КИвО его авторы хотят понять, кому он может быть интересен, как его внедрять и каким образом можно привлечь инвестиции.

Игорь Минин, доцент Сыктывкарского государственного университета, приехал на летнюю школу вместе с дочерью-девятиклассницей Анастасией. В их семейном проекте «Бабушка-school» (онлайн платформа с виртуальными рабочими местами для педагогов пенсионного возраста) участвуют супруга Ольга, также доцент университета, и сын Александр. Идея проекта в том, чтобы пенсионеры, прежде всего те, кто имеет опыт преподавательской работы, делились «лайфхаками» с молодежью на специальном портале в интернете. Например, кто-то захочет проанализировать сказку «Колобок», а кто-то — дать советы по воспитанию детей. Авторы проекта считают, что старшее поколение уже не боится «цифры», так что сайт поможет пенсионерам, у которых появилось свободное время, не потерять вкус к жизни, а молодежь получит возможность приобщиться к бесценному опыту. Вопрос о монетизации проекта пока обсуждается.

Надежда и Андрей Аверины — супруги из Улан-Удэ, их проект посвящен повышению квалификации учителей. Они сами педагоги, работали в государственной системе образования, Надежда даже возглавляла республиканский центр экспертизы образовательных программ, а потом начали собственное дело — открыли Региональное агентство развития и оценки качества образования. Там учителя повышают квалификацию по-новому — с учетом ошибок и изъянов традиционной системы. С 2013 года один из проектов агентства — «Педагогический акселератор»,  интенсивный курс изучения проектной деятельности в роли руководителей реальных проектов. С менторами и экспертной трубой — все как в настоящем бизнес-акселераторе для технологических предпринимателей. Идея оказалась востребованной, в акселераторе стали участвовать учителя из других регионов вплоть до Москвы и Владивостока, так что теперь задача авторов — масштабировать проект по всей России. На летней школе КИвО Надежда и Андрей получили советы, как лучше это сделать.

Вам также может быть интересно:

Кружковое движение НТИ подвело итоги Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом

Объявлены победители и призеры третьего Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом для школьников и студентов, организованного Кружковым движением Национальной технологической инициативы (НТИ). Результаты по трекам «Создатели» и «Контрибьюторы» опубликованы на официальном сайте и учитываются в конкурсе цифровых портфолио «Талант НТО», победители и призеры которого смогут получить до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в вузы в 2024 году.

В Вышке стартует конкурс компетенций в области ИИ и машинного обучения

Дирекция программы развития НИУ ВШЭ объявляет о проведении конкурса компетенций в интересах развития исследований в области искусственного интеллекта и машинного обучения. Заявки принимаются до 2 мая 2024 года.

Стартовал конкурс для молодых ученых Вышки по темам стратпроектов

Дирекция программы развития НИУ ВШЭ запустила Конкурс проектов молодых ученых. Участвовать могут сотрудники, студенты и аспиранты университета. Организаторы принимают заявки на реализацию исследований в рамках стратегических проектов. Заявки принимаются до 18 апреля.

Подведены итоги второго сезона конкурса брендов «Знай наших»

По результатам конкурса растущих российских брендов «Знай наших», организованного АСИ и Фондом Росконгресс при поддержке ВЭБ.РФ, 15 брендов стали победителями в основных номинациях, еще 70 получили специальные призы от партнеров. НИУ ВШЭ и компания Wildberries стали партнерами конкурса в специальной номинации «Наше наследие».

Школа дизайна ВШЭ запускает региональный конкурс «Гений места»

Школа дизайна ВШЭ объявляет о старте регионального конкурса «Гений места» в рамках ежегодного проекта HSE CREATIVE OPEN. К участию приглашаются все, кто стремится получить качественное образование в сфере дизайна и создавать креативные проекты в родном городе, развивая локальную идентичность территорий. Победители конкурса получат скидку на обучение в онлайн-бакалавриате «Дизайн» НИУ ВШЭ — Пермь (10 скидок) и на программе «Дизайн» НИУ ВШЭ — Нижний Новгород (10 скидок).

«Проектная школа»: в Вышке стартовал новый образовательный проект для учителей

Школа коммуникаций ВШЭ и Центр взаимодействия с регионами ВШЭ запустили образовательный курс для учителей «Проектная школа». Его цель — знакомство педагогов с особенностями творческих конкурсов и подготовка старшеклассников к участию в них. Первый трехдневный интенсив для педагогов партнерских школ прошел в учебном центре Вышки «Вороново».

Регистрация на конкурс «Суд да дело» открыта до 5 декабря

«Суд да дело» — конкурс игровых судебных процессов, во время которого участники смогут почувствовать себя настоящими адвокатами. В теоретический этап этой олимпиады Вышки смогут пройти только ученики 9–11-х классов и студенты СПО в области искусства. Тем, кто справится с теоретическими задачами, предстоит принять участие в судебном заседании и отстоять свою позицию перед судьями. Чтобы сделать первый шаг в юридической профессии, нужно зарегистрироваться до 5 декабря на официальном сайте конкурса.

Названы победители НТО по профилю «Технологическое предпринимательство»

Завершился финал Национальной технологической олимпиады (НТО) по профилю «Технологическое предпринимательство», организаторами которого выступают Школьный акселератор Сбера и НИУ ВШЭ. Несмотря на то что профиль проводится впервые, он вошел в топ-3 из 39 профилей НТО для школьников 8–11-х классов по количеству участников: на него зарегистрировались 4,5 тыс. школьников.

Школа дизайна ВШЭ объявляет открытый конкурс «Параджанов — 100: Коллаж / Плакат»

Школа дизайна НИУ ВШЭ и Российско-Армянский (Славянский) университет в сотрудничестве с Музеем Сергея Параджанова и Союзом художников Армении, открывают конкурс, посвященный столетию Сергея Параджанова. Принять участие можно в двух номинациях: «Коллаж» и «Плакат». Отправить проект может любой желающий в онлайн-формате.

Новые курсы магистерских программ Института образования ВШЭ выиграли в конкурсе грантов Фонда Потанина

В 2022/23 учебном году в рамках магистерских программ Инобра Вышки появятся новые курсы. Они помогут получить компетенции тем, кто работает или будет работать в образовании. Финансовая поддержка у этих планов уже есть: Благотворительный фонд Владимира Потанина провел конкурс грантов, на котором две заявки Института образования ВШЭ получили гранты и одна попала в резервный список.