• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Прорывные инновации изменят образование

29 июня в Институте образования ВШЭ завершилась летняя школа Конкурса инноваций в образовании (КИвО), на которой был определен состав финалистов. Победитель конкурса, который получит главный приз — стажировку в любой стране мира, будет назван осенью.

«Поиск инноваций в образовании — одно из главных направления работы нашего института, — заявил научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин, открывая летнюю школу. — Закономерности появления и развития инноваций изучают сотрудники специально созданного у нас Центра изучения инноваций в образовании. Мы в значительной степени верим, что изменения в образовании обусловлены не  приказами сверху, не громоздкими реформами, а именно инновациями. Они важны, их нужно поддерживать и развивать. В этом году состав финалистов конкурса особенно интересен. Несмотря на то, что аналоги некоторых проектов можно найти в других странах, я мысленно аплодирую вашей изобретательности. Ваши предложения — это ответ на актуальные проблемы, стоящие перед образованием в России».

Соорганизатор Конкурса инноваций в образовании — Рыбаков Фонд, поддерживающий образовательные проекты в России.

«Путь, по которому вы идете, — это путь открытий, новых возможностей и неожиданных трансформаций, — сказала директор Департамента конкурсных программ Рыбаков Фонда Наталья Киселева. — Как вы воспользуетесь этими возможностями, зависит от вас. Летняя школа конкурса — это не только официальные мероприятия, но и свободное время для вашего общения между собой. Кто-то выиграет на конкурсе, кто-то нет, но каждый из вас в дальнейшем сможет реализовать свой проект. Российское образование нуждается в стартапах, которые меняют отношения между семьей и школой, учителем и учеником, учителем и родителем, делают процесс обучения интересным и полезным для всех».

Летняя школа КИвО — это знакомство команд, лекции об образовании и о предпринимательстве, выступления финалистов конкурса прошлых лет, а самое главное — оценка представленных проектов экспертами, рекомендации по их доработке и представлению потенциальным инвесторам.

Именно к образованию будет иметь отношение большая часть стартапов-«единорогов», у которых оценка капитализации превышает 1 млрд долларов

«Сегодня эксперты Конкурса инноваций в образовании и его участники пережили «Экспертную трубу», — написала на своей странице Facebook директор конкурса Диана Королева. — 96 питчей и около 200 комментариев от экспертов, 30 обкусанных ногтей, 200 мл проглоченных слез, одно зависшее видео и «слишком много буКв». За три часа суметь показать свою презентацию директору по коммуникациям из Британской высшей школы дизайна, поделиться стратегией продвижения с руководителем проекта «Мел. Про образование и воспитание детей», дать заценить бизнес план руководителю Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ — это круто, даже если не все получилось».

«Образование будет меняться благодаря прорывным инновациям, — считает директор Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ Михаил Эрман. — По оценкам аналитиков, именно к образованию будет иметь отношение большая часть стартапов-«единорогов», у которых оценка капитализации превышает 1 млрд долларов. Такие стартапы появляются в отраслях, которые давно не менялись, — аналогичную ситуацию не так давно можно было наблюдать в банковской сфере. Меня немного удивило, что команды, прошедшие в полуфинал КИвО, не рассчитывают на золотые горы. Возможно, им не хватает амбиций и предпринимательского драйва. Они больше думают о содержании своего проекта, чем о том, как его монетизировать».

Игорь Мялкин, заведующий кафедрой Выксунского филиала НИТУ МИСиС (Нижегородская область) представил на конкурс проект «Открытое небо» — обучение детей управлению беспилотными летательными аппаратами. Он отправил свою заявку в последний момент, так что его проект — последний, полученный жюри, 503-й по счету. Идея проекта возникла, когда Игорь подарил игрушечный вертолет своему сыну, а тот никак не мог научиться им управлять, и дело кончилось разбитой люстрой. Сейчас проект действует на базе вуза, со школьниками и студентами (300-400 человек в год) занимаются вчерашние преподаватели робототехники. В планах Игоря — проведение фестивалей летательных аппаратов для семей с детьми, чтобы на них приезжали в Выксу из близлежащих городов.

Молодые учителя Мария Плоткина из Санкт-Петербурга и Глеб Лихобабин из Смоленска уже победили на конкурсе «iУчитель», организованном Рыбаков Фондом, и теперь хотят победить на КИвО. В летней школе они участвуют с проектом «GeekTeachers Fest — образовательное сообщество для учителей-миллениалов». Речь идет о фестивале для учителей, где их учат применять новые технологии в учебном процессе. «Это образовательное и развлекательное мероприятие, которое мы планируем проводить в разных городах России, — рассказывает Мария. — В фокусе — молодые учителя, в том числе студенты старших курсов, которые только начали работать в школе и столкнулись с проблемой выгорания. Мы хотим их обучать и поддерживать, чтобы они оставались в школе. Проект уже стартовал в социальных сетях».

Игорь Новиков, исполнительный директор московской компании «Нанолаб», и Евгений Гайбарян, студент второго курса МАИ, представили на КИвО программу для прямой манипуляции атомами в виртуальной рабочей среде (VR), рассчитанную на школьников. Школьник надевает очки виртуальной реальности и начинает собирать руками воображаемые молекулы и атомы, видит, что такое текучая жидкость, кристаллическая решетка и т.д. «Ребятам это поможет в профориентации и в дальнейшем обучении в вузе — например, при изучении нанотехнологий. Они будут понимать, как устроен микромир, и смогут выбирать современные естественнонаучные профессии более сознательно», — объясняет Евгений. У проекта уже есть альфа-версия, и благодаря КИвО его авторы хотят понять, кому он может быть интересен, как его внедрять и каким образом можно привлечь инвестиции.

Игорь Минин, доцент Сыктывкарского государственного университета, приехал на летнюю школу вместе с дочерью-девятиклассницей Анастасией. В их семейном проекте «Бабушка-school» (онлайн платформа с виртуальными рабочими местами для педагогов пенсионного возраста) участвуют супруга Ольга, также доцент университета, и сын Александр. Идея проекта в том, чтобы пенсионеры, прежде всего те, кто имеет опыт преподавательской работы, делились «лайфхаками» с молодежью на специальном портале в интернете. Например, кто-то захочет проанализировать сказку «Колобок», а кто-то — дать советы по воспитанию детей. Авторы проекта считают, что старшее поколение уже не боится «цифры», так что сайт поможет пенсионерам, у которых появилось свободное время, не потерять вкус к жизни, а молодежь получит возможность приобщиться к бесценному опыту. Вопрос о монетизации проекта пока обсуждается.

Надежда и Андрей Аверины — супруги из Улан-Удэ, их проект посвящен повышению квалификации учителей. Они сами педагоги, работали в государственной системе образования, Надежда даже возглавляла республиканский центр экспертизы образовательных программ, а потом начали собственное дело — открыли Региональное агентство развития и оценки качества образования. Там учителя повышают квалификацию по-новому — с учетом ошибок и изъянов традиционной системы. С 2013 года один из проектов агентства — «Педагогический акселератор»,  интенсивный курс изучения проектной деятельности в роли руководителей реальных проектов. С менторами и экспертной трубой — все как в настоящем бизнес-акселераторе для технологических предпринимателей. Идея оказалась востребованной, в акселераторе стали участвовать учителя из других регионов вплоть до Москвы и Владивостока, так что теперь задача авторов — масштабировать проект по всей России. На летней школе КИвО Надежда и Андрей получили советы, как лучше это сделать.

Вам также может быть интересно:

Российская школа меняется быстрыми темпами, но не все изменения идут ей на пользу

Согласно данным доклада ОЭСР «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», Россия вошла в топ-3 стран по темпам изменений в школе. Исследователи Института образования НИУ ВШЭ выяснили, какие из этих изменений действительно важны для повышения качества, а какие свидетельствуют лишь о количественных приращениях.

Факультет физики НИУ ВШЭ ищет молодых завлабов на прорывное направление

Высшая школа экономики объявляет о старте международного конкурса проектов экспериментальных научно-исследовательских лабораторий по прорывному направлению современной физической науки — «Квантовые технологии и новые функциональные материалы». Победителям конкурса предстоит создать и возглавить научно-исследовательские лаборатории на факультете физики НИУ ВШЭ.

Названы победители «Золотой Вышки» — 2018

Ими стали 16 человек в семи «золотых» номинациях и 21 человек в номинации «Серебряный птенец». Также уже традиционно были объявлены лауреаты премии «Золотая ссылка», которая присуждается самому высокоцитируемому вышкинскому ученому. Награждение победителей прошло 27 ноября, в день рождения университета.

Определены члены жюри «Золотой Вышки». И они советуют не затягивать с выдвижением претендентов

Обновление: срок приема заявок продлен до 1 ноября включительно.
В жюри вошли представители всех факультетов, кампусов и Лицея НИУ ВШЭ. Они назовут номинантов в каждой номинации (шорт-лист), из которых затем Комиссия конкурса выберет победителей. Также жюри в один тур определит лауреатов в номинации «Серебряный птенец».

Конкурс эссе «Русское поле экспериментов»

IQ.HSE и ЦПСИ НИУ ВШЭ объявляют конкурс эссе для бакалавров, магистров и аспирантов всех кампусов Вышки. Он направлен на поддержку самых оригинальных и пока что не особенно институционализированных направлений исследований. Если область ваших научных интересов редкая или необычная, расскажите нам об этом. Победитель получит трэвел-грант в размере 50 тыс. рублей.

Победителем Конкурса инноваций в образовании – 2018 стал виртуальный молекулярный конструктор «НаноЛаб»

Это первый проект за пятилетнюю историю конкурса, который напрямую не связан с социальной сферой. Авторы проекта получат трэвел-грант и возможность презентовать свой стартап в любой точке мира.

В ВШЭ стартует конкурс предпринимательских проектов для студентов

Бизнес-инкубатор ВШЭ объявляет о старте конкурса студенческих бизнес-проектов HSE{Business}Cup-2018, организованного при поддержке корпоративного акселератора МТС — MTS StartUp Hub. Лучшие идеи получат до 200 тыс. рублей на реализацию, также команды могут рассчитывать на дополнительные ресурсы от МТС — стипендию и грант на бизнес в 150 тыс. рублей.

Команда НИУ ВШЭ победила в конкурсе по Арбитражу Онлайн

26 августа завершился второй этап III Конкурса РАА по Арбитражу Онлайн в формате игрового судебного процесса (moot court). Победителем стала одна из команд НИУ ВШЭ. Также команды Вышки стали лидерами или заняли призовые места в отдельных номинациях конкурса. 

Перемены в образовании начинаются с «низовых» инноваций

5 июня были подведены итоги полуфинала Конкурса инноваций в образовании (КИвО–2018), организованного Институтом образования ВШЭ совместно с Рыбаков Фондом. Из 503 проектов, представленных на конкурс, жюри выбрало 28. Их авторы примут участие в летней школе — акселераторе инноваций, которая состоится в Москве в конце июня. Финал конкурса пройдет осенью.

10 минут

требуется на заполнение заявки на Конкурс инноваций в образовании (КИвО) 2018. Конкурс проводится уже пять лет, за это время в нем приняло участие более 3000 проектов из 37 стран мира, которые оценили 368 экспертов. Заявки принимаются до 15 мая 2018 включительно.