• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Журналистика и документальное кино не такие уж разные специальности»

Майя Гимаева, выпускница факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ

Майя Гимаева, выпускница факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ
Фото из личного архива Майи Гимаевой

Во время учебы на факультете коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Майя Гимаева сняла несколько документальных фильмов, два из них попали в программы международного фестиваля документального кино «Артдокфест». Фильм «Печать царя Соломона», рассказывающий о русскоязычном художнике из Венеции, можно посмотреть на сайте фестиваля 12 декабря. О том, как стать режиссером-документалистом, окончив журфак, она рассказала новостной службе ВШЭ.

Из инженеров в режиссеры-документалисты

Я очень странно попала на медиаком Вышки. Я училась в физико-математическом лицее при Бауманке и думала, что у меня абсолютно техническое будущее инженера. Но в конце 11 класса я втихаря сдала ЕГЭ по литературе и поступила на журналистику. Я подумала тогда, что журналистика — это хороший способ зарабатывать деньги и путешествовать, а путешествовала я всю свою жизнь — вместе с родителями объездила практически полмира и очень хотела выбраться из Бауманки, физмат лицея и программирования. Сейчас я искренне рада, что выбор был именно таким.

В моем лицее был один час русского языка и один — литературы, поэтому я, естественно, сдала эти предметы хуже, чем математику и информатику, которых было часов по 8-9. Но до экзаменов я два года ходила на подготовительные курсы Медиакома, которые вела Татьяна Борисовна Тихомирова. На самом деле, она тот человек, из-за которого я выбрала Вышку. Мне стало искренне интересно и не все равно — кто-то называет это любовью к профессии.

В итоге я прошла в МГУ на бюджет, в РГГУ, в РАНХиГС, но пошла в Вышку, потому что после двух лет подготовительных курсов мне казалось, что Вышка — лучшее место на земле. Первый год в Вышке был феерическим, я участвовала во всех студенческих инициативах, в которых только могла, боялась что-то упустить. В конце второго курса у нас появился предмет «Документальное кино», который вела Анна Сергеевна Колчина, и мы с подружкой в качестве задания по предмету сделали кино — она сняла, а я смонтировала. Я всегда делала какие-то видео про путешествия, а это был фильм про рыбаков в Португалии, и мне тогда так понравилось!

Меня после этого спрашивали: «А почему ты не хочешь поступить в школу документального кино Разбежкиной?» — это самая крутая школа документального кино, которая вообще есть в России. Я подумала, взяла и поступила. Но уже после этого мы поговорили с Мариной Александровной, она рассказала, какой у них в школе жесткий график. Я очень хотела у нее учиться, но понимала, что тогда точно вылечу из Вышки, так что забрала документы.

«Стыдно быть несчастливым»

Я всегда хотела поехать учиться по программе академической мобильности и каждые полгода на нее подавалась, но меня никогда не брали. Через три года попыток меня взяли в Бергенский университет Норвегии на экономический факультет. Я сразу представила, как буду изучать рыболовное мастерство, океанографию и менеджмент рыбного бизнеса, но уже когда стояла в очереди за визой в посольство Норвегии, передумала.

Через пару дней я пошла гулять с подругой, и мы попали под дождь. Деваться было некуда, мы были в центре Москвы на Новослободской и увидели театр. Зашли, спросили, если ли билеты на сегодня. Нам сказали, что есть 2 студенческих билета за 300 рублей. Это был центр им. Мейерхольда, и впервые после выпуска из Школы-студии МХАТ на сцене играли ребята из «Июльансамбля». Так мы попали на «Современный концерт». В театре я встретилась с Джордан Фрай, которая стала героиней моего следующего фильма «Стыдно быть несчастливым». До этого «Афиша» опубликовала материал про нее, и я ее увидела на сцене и узнала.

Меня поразили все эти ребята — я потом не могла разговаривать несколько часов. Подошла к ним после спектакля, дошла до художественного руководителя Виктора Анатольевича Рыжакова, рассказала про всю ситуацию с поступлением к Разбежкиной, и он разрешил снимать про «Июльансамбль» документальный фильм.

Джордан оказалась супер осторожным человеком, но я всегда шла ей навстречу, так что именно поэтому и получился фильм. Я показывала ей почти все рабочие версии фильма, потому что мне, как режиссеру, тогда было очень важно, чтобы ей было комфортно.

Весь фильм я снимала на телефон, и только пару моментов — на вышкинскую камеру, которую на два дня попросила у Медиацентра

Уже в процессе съемок я поняла, что сделаю фильм в качестве курсовой работы, потому что в том году нам впервые разрешили делать творческие курсовые.

Вообще я сначала наснимала кучу всего. Это была моя первая работа один на один с миром и камерой. Я не должна была делать этот фильм, никто его не требовал и не хотел — абсолютная свобода, которой мне сейчас не хватает. Я была влюблена в этих талантливых, красивых ребят, просто жила с ними: приходила утром на репетиции и уходила в час ночи после демонтажа спектаклей. И они так мне все нравились, что делала фильм про всех. Когда мой научный руководитель, Анна Сергеевна Колчина, это в первый раз увидела, то тактично заметила, что ничего не понятно. Потому что меня тогда не волновал ни сюжет, ни драматургия, ни фокус, в конце концов. Прошли месяцы, прежде чем я смогла смонтировать что-то адекватное, без вау-эффекта.

С этим фильмом я очень хотела попасть на Beat Film Festival, но прикрепила не ту ссылку, и меня дисквалифицировали. Отправила более 80 заявок на фестивали, и меня даже позвали на один — в Мексику. Показали там мой фильм или нет, я до сих пор не знаю.

Учеба в Ка’ Фоскари и жизнь в венецианском палаццо

Окончила третий курс я первой в рейтинге. Это был мой козырь для того, чтобы выбрать страну и город на международный обмен. Я выбрала Венецию. В местном Университете Ка' Фоскари можно было набирать любые курсы с любых факультетов, даже из магистратуры, на итальянском или английском. Плюс там огромный факультет русского языка, так что меня как носителя даже несколько раз приглашали на лекции и семинары.

Перед самой поездкой у меня были дикие проблемы с жильем. Мне хотелось жить именно на островной части Венеции, а там ограниченное количество трехэтажных домов и одни отели. Я нашла вариант, но за день до подачи документов на визу меня «кинули».

Я плакала, думала, что уже никуда не поеду, но в итоге нашла венецианскую семью, старинную, из nobility, с собственным палаццо. Я до сих пор живу у них по принципу au pair, и мы очень хорошие друзья. В общем, получилась какая-то сказка, на самом деле

Учиться в Венеции весело и очень красиво. Университет Ка’ Фоскари чем-то напоминает Вышку, потому что у него 15-20 корпусов, разбросанных по всему городу. И все они — старинные палаццо, стоящие на каналах. Первые несколько лекций я просто рассматривала фрески на пололках и даже выбирала занятия по помещениям. В Италии очень свободная система образования, так что на курсы записываться не нужно — приходи и сдавай экзамены. Можешь даже ходить на все лекции и семинары. Времени у меня было много, так что первое время я ходила на все. Потом я позвонила своему научному руководителю, которым опять же стала Анна Колчина, и она сказала: «Майя, давайте уже снимайте фильм».

Я уже жила в Венеции, когда мне ответили из дирекции фестиваля «Артдокфест-2017», куда я тоже отправляла «Стыдно быть несчастливым». Он попал во внеконкурсную программу «Наши», его показали в кинотеатре «Октябрь» на Новом Арбате.

На самом деле сейчас я очень спокойно отношусь к фестивалям. Радуюсь, конечно, для меня это знак того, что я делаю все, как надо. А это самое важное, на самом деле, — знать, что ты на правильном пути.

«Печать царя Соломона» без цензуры

До того, как приехать в Венецию, я, естественно, прочитала о ней все, что только можно. Сноб опубликовал статью про уникальную технику печати изображений и Романа Черпака, который ее придумал и живет в Венеции. Про него также написал онлайн-журнал «Зима» в статье «Город, в котором ни заработать, ни прославиться», там были монологи эмигрантов из России, которые живут в Венеции. Я читала про него и понимала, что очень хочу с ним познакомиться. Но думала, что это невозможно — просто так взять и найти человека в городе.

В общем, я прилетела в Венецию, поселилась у своей семьи, и как-то хозяйка моего дома сказала: «Знаешь, я тебя познакомлю с одним русским художником. Ты же русская, надо тебя познакомить с русскими». И познакомила меня с этим самым Романом. Он оказался очень интересным героем, про которого можно рассказывать часами, и в итоге я сняла про него фильм «Печать царя Соломона». Помню, пришла к нему и прямо с порога выпалила, что хочу снять про это все документальное кино. Он сказал: «Тогда оставайся», ну я и осталась. Сняла фильм, до сих пор работаю его ассистенткой и преподаю эту технику печати людям со всего мира.

Фильм про Рому получился очень специфическим. Я думала, что ни один фестиваль его не возьмет, потому что там обнаженка, наркотики, рассказ про то, как он был снайпером, при этом я не собиралась ничего цензурировать и резать. Фильм почти целиком снят на камеру, но я снимала так, что это было незаметно. Когда я снимала Джордан, то жила ее театром, болела им. Фильм про Рому получился намного серьезнее и взрослее, благодаря ему я вообще по-другому взглянула на жизнь. Я тоже взрослею с этими фильмами. Марина Разбежкина говорит, что документальное кино — терапевтическое, потому ты проживаешь не только свой опыт, но и опыт человека, про которого снимаешь.

В итоге мой венецианский фильм «Печать царя Соломона» сначала попал на международный фестиваль «Флаэртиана» в студенческий конкурс, а сейчас представлен в программе «Среда» фестиваля «Артдокфест». Фильм можно посмотреть в онлайн-синематеке Artdoc.media. Для меня это целая победа!

Онлайн-показ фильма пройдет на сайте фестиваля «Артдокфест» 12 декабря в 23.00, фильм будет доступен для просмотра в течение 3 часов с этого времени. Билеты на онлайн-показ можно купить на сайте.

«В ближайшее время буду заниматься кино»

Мне кажется, журналистика и документальное кино — это не такие уж разные специальности. Журфак дает тебе потрясающий опыт во всем — ты можешь быть кем угодно, потому что вышкинский журфак дает тебе ощущение, что ты можешь все. Меня ведь никто особенно не учил, как делать документальное кино, не было режиссеров монтажа, звукорежиссеров, операторов, я все делала сама. На Студенческом ТЭФИ, в финал которого взяли «Стыдно быть несчастливым», я поняла, что мой фильм, снятый в одиночку, «наощупь», на телефон конкурирует с профессиональными вгиковскими работами. Я тогда сильно удивилась и очень поверила в себя.

До того, как «Стыдно быть несчастливым» попал на «Артдокфест» и прошел в финал студенческого ТЭФИ, я думала, что это все неважно, потому что мне просто нравилось то, что я делаю. Сейчас я поняла, что важно все. Я начинаю все делать осознанно. Я знаю, зачем снимаю фильмы, про что и для кого. На ТЭФИ я познакомилась с оператором, и теперь этой мой любимый оператор. Буквально месяц назад мы вернулись из Гонконга со съемок моего дебютного художественного короткометражного фильма.

У меня в принципе очень специфический вкус, так что мне нравится снимать экзотику. И если это что-то обыденное в плане места и времени, типа Москвы или Венеции, значит внутри должна быть дичь. Гонконг — это уже дичь, но при этом невероятно красивая. Сейчас мы находимся в монтаже этого фильма, и он мне уже очень нравится.

Планы на будущее? Оно уже, как мне кажется, наступило. После того, как я окончила бакалавриат Вышки, я поступила во ВГИК на режиссуру игрового кино, в Московскую школу кино, в школу кино и телевидения «Индустрия», в Московскую школу нового кино. И принципиально не пошла никуда учиться. Я знаю, что в ближайшее время буду заниматься кино, но киношное образование в России — нечто очень странное, слишком специфическое даже для меня. Поэтому я просто делаю, что, мне кажется, нужно делать. Пишу сценарии, общаюсь с людьми и очень много путешествую.

Вам также может быть интересно:

Фильм о науке Вышки стал самым популярным в рамках Дней научного кино ФАНК

Фильм «Мир 2052. Увидеть будущее» стал лидером по количеству показов по итогам Дней научного кино ФАНК, которые проводились в девятый раз с октября по декабрь 2023 года. Он был представлен 284 раза на площадках в различных городах России, обогнав по количеству показов другие фильмы мероприятия более чем в полтора раза.

«КиноВышка»: полное погружение в мир кино

Центр современных медиакоммуникаций НИУ ВШЭ в партнерстве с Институтом кино НИУ ВШЭ 6 декабря запускает проект «КиноВышка» для школьников разных возрастов. Ребята будут учиться снимать фильмы, писать сценарии, работать на съемочной площадке, смогут овладеть многими другими навыками и побывать на мастер-классах известных кинематографистов.

Дорога к звездам: ВШЭ продолжает кинопоказы вместе с Ленинкой, Обществом «Знание» и Госфильмофондом

В конце октября состоялся очередной кинопоказ в рамках Московского научного кинолектория — совместного проекта Высшей школы экономики, Московского городского отделения Российского общества «Знание», Российской государственной библиотеки и Госфильмофонда. Зрители увидели фильм Павла Клушанцева «Дорога к звездам» (1957).

Кинофестиваль «ЛАМПА»: ролики социального проекта ФКИ ВШЭ получили награды

Лучшие видеоролики проекта «Медиа акселератор для НКО» факультета креативных индустрий Высшей школы экономики получили престижные награды на международном кинофестивале «ЛАМПА». В номинации «Социальная видеореклама» жюри признало лучшей работу «Сними стигму с ВИЧ» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) — о людях с ВИЧ, подвергающихся дискриминации. Два других видеоролика проекта — «Натюрморт» (режиссер Борис Чертков, продюсер Элеонора Клементьева) по теме фудшеринга и «Доброворот» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) о вторичном потреблении одежды — стали дипломантами фестиваля. Церемония награждения состоялась в начале октября в Перми.

В НИУ ВШЭ проходит кинофестиваль «Метр с кепкой»

21 августа в Центре культур НИУ ВШЭ состоялось открытие первого студенческого кинофестиваля «Метр с кепкой». Ближайшую неделю его гости смогут посетить лекции от преподавателей Института кино НИУ ВШЭ и посмотреть киноработы участников фестиваля. 27 августа на закрытии будут объявлены победители в номинациях «Лучший фильм», «Лучший сценарий», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа».

Фильм о науке Вышки показали в рамках фестиваля «Гагарин.doc»

Первый фестивальный показ документального фильма «Мир 2052. Увидеть будущее» состоялся в рамках VII Международного фестиваля кино, науки и современного искусства «Гагарин.doc». Фестиваль проходит в Саратове, Оренбурге, Казани и других городах, фильм о науке Вышки был презентован в Оренбурге.

«Креативная индустрия учит проходить неудачи»

19 апреля в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре Институт кино ВШЭ организовал пресс-конференцию по теме «Достижения и новые цели». Кроме того, студенты образовательной программы «Актер» представили результаты первого года обучения.

«Здесь много личного, о чем хотелось рассказать»

В начале апреля в кинотеатре «КАРО 11 Октябрь» состоялась официальная премьера фильма «Наводнение», режиссером которого выступил творческий руководитель направления «Экранные искусства» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Иван И. Твердовский. Кинокартина снята по мотивам повести Евгения Замятина.

Фильм студента НИУ ВШЭ будет представлен на 44-м Московском международном кинофестивале

«Теория двойных планет», режиссерская работа студента 4-го курса Школы дизайна Вышки Савелия Осадчего, включена в программу основного конкурса короткого метра ММКФ. Всего на фестиваль, который пройдет с 26 августа по 2 сентября, приедут более 230 картин из 65 стран мира. В конкурсе короткого метра — только два фильма из России.

Средневековье в кинематографе. Киномедиевализм как рефлексия о современности

Европа, пережившая в ХХ веке тяжелейшие травмы — две мировые войны, — во второй половине столетия остро заинтересовалась собственной историей, в частности — Средневековьем. Это относится как к науке, так и к культуре в целом. Серьезные киноленты таких мастеров, как Пазолини, Бергман, Росселлини, Бунюэль, Тарковский, Герман, формально посвященные средневековым сюжетам или героям, поднимали вечные вопросы и были попыткой с помощью прошлого понять настоящее. Об этом в новой колонке рассказывает доктор исторических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ Олег Воскобойников.