• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Медсестра с университетским дипломом

22 марта в Высшей школе экономики прошел семинар Института развития образования ВШЭ, посвященный проблеме возможного кризиса высшей школы в ближайшие годы. С докладом «Третичное образование в России в переходный период» выступил директор Исследовательского центра по изучению инфраструктурных отраслей Московской школы управления «Сколково», декан Monitor University (США) Алан М. Кэнтроу.

Система высшего образования во всем мире переживает кризис, сказал профессор Кэнтроу в начале выступления. Не только в России, но и во многих других странах спрос на вузовские дипломы растет, а на начальное и среднее профессиональное образование сокращается. При этом остаются нерешенными такие проблемы, как неравные возможности получения высшего образования, коррупция и неодинаковое качество программ в разных вузах.

В результате, в ближайшие 3-5 лет правительствам придется решать вопрос: что делать с огромным количеством безработных выпускников высших учебных заведений, не обладающих достаточными навыками для модернизации экономики?

Нация «высокообразованных»

«В России рост набора в вузы был особенно экстраординарным на фоне других стран», — отметил директор Исследовательского центра «Сколково». С начала перестройки число людей, получающих высшее образование, увеличилось в несколько раз. Если в 1994 году таких было около 25 миллионов, то в 2008 году — более 75 миллионов. Скачок от 60 процентов населения с высшим образованием к 85 процентам был сделан за 15 лет — в странах ОЭСР на это ушло 75 лет.

В прошлом году центр провел исследование среди 5500 человек в двух российских регионах: Ярославле и Краснодаре. По словам Алана Кэнтроу, ничего удивительного не обнаружилось: более 40 процентов опрошенных россиян считают, что для достижения успеха в жизни необходимо высшее образование. ПТУ и техникумы предпочли лишь 5,5 и 17,5 процентов опрошенных соответственно. Значительное влияние, разумеется, оказывают здесь родители: если у них самих уже есть вузовский диплом, менее чем в четырех процентах случаев их ребенок выберет колледж. Среди детей тех, кто получил только начальное или среднее образование, эта доля вчетверо больше.

Помимо того, что Россия становится страной выпускников университетов, есть и другая проблема — демографическая. По данным того же Росстата, в секторе жилищно-коммунального хозяйства, например, в 2002 году почти треть работников составляли те, кому уже «за 50». Молодых было лишь около 20 процентов. К 2008 году доля первых увеличилась почти вдвое (до 40 процентов), а тех, кому нет еще 30 лет, стало на несколько процентов меньше.

На что надеяться обладателям дипломов

Эксперты центра «Сколково» провели исследование ожиданий по поводу будущей работы среди учащихся ПТУ, техникумов и студентов вузов в двух указанных регионах. Первокурсникам и тем, кто учится уже последний год, задавались одинаковые вопросы. «Что вы собираетесь делать после того, как получите диплом?» «Будете ли искать работу по специальности?» Во всех трех случаях уверенность в том, что в дальнейшем человек будет работать по полученной специальности, к последнему курсу значительно ослаблялась. Среди студентов вузов — более чем наполовину: с 51,5 процентов до 22,9 процентов на 5-6-м курсах (в случае с профессиональным образованием двух других уровней «уверенных» становилось меньше примерно на треть).

«Считаете ли вы необходимым начать работать уже во время учебы?» — был задан также вопрос. Студентов вузов, давших положительный ответ, было больше к концу обучения — разрыв увеличивался с четверти до почти 60 процентов. Среди учащихся колледжей — до половины. Среди тех, кто получает профессиональное образование в училищах, изначально таких было больше — около 40 процентов, и к концу обучения их доля не увеличилась, а даже слегка уменьшилась. В итоге менее 12 процентов студентов вузов никогда не пытались найти работу, в отличие от студентов колледжей, где таких было около 40 процентов, и училищ — четверть выпускников которых не имела опыта совмещения подработок с обучением.

Исследователи попытались также выявить три наиболее значимых фактора, влияющих на выбор учебного заведения для каждого уровня. Для абитуриентов ПТУ и колледжей основным была возможность учиться бесплатно, для поступающих в вузы — престиж университета и родительский совет.

В заключение своего выступления Алан Кэнтроу отметил, что критическое мышление, столь востребованное работодателями, ищущими грамотных специалистов, колледжи не дают.

Есть ли кризис?

Возможно, для каких-то вузов и нормально, что выпускники не работают по профессии. «Университетов Гумбольдта уже почти не существует, и идет дифференциация высшей школы», — заявил на семинаре вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов. У ребят, которые поступают, например, на математический факультет Кубанского университета, в Кубанскую медакадемию и Кубанский сельскохозяйственный университет, разная мотивация, разные представления о том, чем они хотели бы заниматься по окончании вуза. При проведении опроса надо уточнять позиции по разным типам высших учебных заведений, разным реализуемым в них программам. И различать: что имеют в виду люди, говоря о необходимости высшего образования, — обучение или просто диплом? Что касается системы начального и среднего профессионального образования, здесь нужна поддержка работодателей, разработка системы квалификаций, и первые шаги уже делаются. При этом, по словам Болотова, есть еще одна проблема и в США, и в России — наличие академически неуспешных учащихся. PISA, как и российский ЕГЭ, показывает, что 20-30 процентов из них занимают пограничное в этом смысле положение. А ведь некоторые потом поступают в вузы.

«Действительно ли бум на высшее образование сулит проблемы самим выпускникам вузов и отечественной экономике?» — выразил сомнение Ростислав Капелюшников, заместитель директора Центра трудовых исследований ВШЭ. Все исследования показывают, что к середине века российская рабочая сила будет на две трети состоять из обладателей вузовских дипломов (если часть этих людей не уедет в другие страны). Но, по словам Капелюшникова, их шансы на трудоустройство с начала 1990-х только увеличивались. Естественно, что поведение детей и родителей в таких условиях выглядит абсолютно рациональным. Возможно, безработица среди выпускников университетов и начнет расти, но опыт 2000-х годов заставляет отнестись к этой картине скептически. И не ожидать, что российскую экономику уже за поворотом ждет катастрофа в связи с «перепроизводством» людей с высшим образованием.

Не стоит исключать из рассмотрения и проблему миграции: сегодня и рынок образования, и рынок труда должны рассматриваться на глобальном уровне, добавила директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования (ИРО) ВШЭ Татьяна Абанкина. Исследования ИРО показывают, что выпускникам учебных заведений начального и среднего профессионального образования сложнее устроиться по специальности. Директора московских строительных колледжей, которые лично обходят руководителей строительных компаний, жалуются, что их студентов никуда не берут: нужны мигранты из Средней Азии, сказала Абанкина. Единственный выход для выпускников СПО: продолжать образование, поступать в вуз. А некоторая часть выпускников российских вузов, в свою очередь, примеривается к рынкам труда других государств.

Вопрос о качестве массового высшего образования при низком среднем уровне абитуриентов становится при этом все более актуальным, отметил и.о. проректора ВШЭ Исак Фрумин. Но даже председатель правительства РФ признает, что невозможно заставить людей не получать высшее образование и отправлять их в ПТУ и техникумы. И поскольку Россия, «как завозила, так и будет завозить» рабочую силу на стройки, надо думать о повышении ее качества, возможно, даже улучшении системы профессионального образования в Таджикистане, Молдавии и Украине.

Есть, впрочем, еще один «ход», но «блюстители университетской традиции» выступают против него, отметил Исак Фрумин. Можно «обмануть» абитуриента и общественное мнение и сказать, что трехлетний медицинский колледж — это университет для подготовки медсестер. Именно этим занимаются скандинавские страны, правительства которых назвали свои бывшие техникумы «университетами прикладных наук». Российский министр образования возмущался, что его коллега из Великобритании предложил признавать двухлетние бакалаврские дипломы. «Но это тот же самый путь, — подытожил и.о. проректора ВШЭ. — Если люди хотят получить непременно высшее образование, давайте дадим его им за два года и отправим работать медсестрами. Заставить их поступать в действующие медучилища не получится».

Мария Салтыкова, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Разнообразие студентов требует разнообразия подходов к обучению

В Вышке впервые прошла генеральная ассамблея Международной академии образования. Ее участники рассказали о вызовах, с которыми сталкиваются системы образования в разных странах, и о решениях, помогающих справиться с ними.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

«Как хорошо быть медицинской сестрой, но не врачом, как ты мечтаешь себе...»

В рамках Дней Международной академии образования в Москве состоялась презентация книги «(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство», один из редакторов которой — профессор Стенфордского университета, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Мартин Карной.

Лучшие мировые эксперты в сфере образования собрались в Москве

20 мая в Высшей школе экономики открылись Дни Международной академии образования. Специалисты из разных стран, определяющие мировые тренды образовательной политики, проведут цикл встреч, мастер-классов, семинаров, открытых лекций. Три дня они будут делиться опытом с российскими исследователями, педагогами и управленцами в сфере образования.

Начинается цикл семинаров в рамках национального проекта «Образование»

Экспертная группа по нацпроекту «Образование», возглавляемая ректором НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и ректором РАНХиГС Владимиром Мау, начинает серию семинаров, посвященных реализации проекта. Первый из них состоится 25 апреля в Минобрнауки. Семинары также будут проходить на площадках вузов.

Шансы на успех. Как участие в студенческих клубах помогает хорошо трудоустроиться

Чем больше учащийся пользуется разными опциями университетской среды, тем выше его шансы на успех. Значима не только учеба как таковая, но и научные проекты, и общественная жизнь в вузе, показали исследователи ВШЭ. Участие в студенческих организациях и мероприятиях позволяет развить критическое мышление — навык, необходимый для успеха в работе и жизни.

Цена знаний

На стоимость занятий у репетиторов влияют не только опыт преподавания, наличие ученой степени и отзывы учеников, но и пол педагога. К такому выводу пришли Аина Нурмагомбетова и Кирилл Маслинский из Питерской Вышки.  Социологи проанализировали более 14 тысяч анкет репетиторов и измерили, как профессиональные и социально-демографические характеристики преподавателей влияют на рынок теневых образовательных услуг. Исследование стало лучшей научно-исследовательской работой по социологии на открытом конкурсе НИРС 2018 года.

Исак Фрумин стал редактором-консультантом «Международного обозрения образования» ЮНЕСКО

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ профессор Исак Фрумин вошел в коллегию редакторов-консультантов «Международного обозрения образования» (International Review of Education). С таким предложением обратился в Инобр Дэвид Ачоарена, главный редактор издания и директор Института непрерывного образования ЮНЕСКО.