• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Открытые образовательные ресурсы — новая реальность для вузов

31 мая — 1 июня в Высшей школе экономики прошел Международный семинар «Открытые образовательные ресурсы и права интеллектуальной собственности».

Его организовали Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО), Бюро ЮНЕСКО в Москве и Сектор коммуникации и информации ЮНЕСКО при участии кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим правам интеллектуальной собственности НИУ ВШЭ.

Что такое открытые образовательные ресурсы?

Мелкие «хулиганские» действия некоего Института повышения эффективности из Иркутска, на сайте которого были перепечатаны программы учебных курсов Высшей школы экономики без ссылки на источник, породили дискуссию об открытом доступе к учебным ресурсам ВШЭ.

А между тем в международной практике открытые образовательные ресурсы (ООР) существуют уже около 10 лет. В России же и странах СНГ движение ООР пока не приобрело массовый характер. Хотя нельзя сказать, что таких ресурсов в наших странах нет. Например, Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций (ГосНИИ ИТТ) «Информика» по заказу Министерства образования и науки создал Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Или другой пример — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Есть и другие порталы для школьников. В России также существуют социальные педагогические сети.

С ресурсами для высшего образования несколько сложнее. Российские студенты в своем арсенале имеют прежде всего официальные сайты вузов, где наибольший интерес представляют открытые электронные библиотеки. Встречаются также тематические научные порталы, которые зачастую ограничиваются той же электронной библиотекой.

Интересно, что примерно такая же картина складывается и в странах СНГ. Там есть государственные ресурсы для школьников, есть некоторое количество университетских проектов. Впрочем, что касается высшего образования, то в основном делается акцент на дистанционном образовании, а ООР — более широкое понятие.

Итак, что же такое ООР? Движение к открытию образовательных ресурсов появилось в 1990-х годах, а в 2001 году приобрело всемирный масштаб, когда Массачусетский технологический институт (MIT) запустил проект OpenCourseWare, открыв свободный доступ к материалам своих учебных курсов.

ЮНЕСКО определяет ООР так: это обучающие, учебные или научные ресурсы, размещенные в свободном доступе, либо выпущенные под лицензией, разрешающей их свободное использование или переработку. Открытые образовательные ресурсы включают в себя полные курсы, учебные материалы, модули, учебники, видео, тексты, программное обеспечение, а также любые другие средства, материалы или технологии, использованные для предоставления доступа к знаниям.

Идея движения ООР — расширить горизонты миссии высшего образования. Открытые образовательные ресурсы способствуют получению новых и распространению существующих знаний. Студентам ООР нужны, чтобы получать дополнительную информацию по изучаемым курсам, делиться своими мыслями и обсуждать учебный процесс с другими учащимися. Абитуриенты благодаря ООР могут выбрать вуз. У педагогов появляется возможность более эффективно создавать курсы с использованием мультимедийных ресурсов, требующих специальных технических и медианавыков, узнавать о новых методиках преподавания, создавать ресурсы и обсуждать их вместе с коллегами, вступать в профессиональные сообщества и так далее.

Учебные заведения с помощью ООР демонстрируют учебные и научные программы широкой аудитории, привлекают большее количество абитуриентов, снижают затраты на разработку учебных курсов. Правительства и организации национального масштаба таким образом показывают образовательную систему своей страны, привлекают студентов-иностранцев.

Открытые образовательные ресурсы отнюдь не альтернатива классическому образованию. Это лишь средство для получения разностороннего, глубокого, профессионального образования, так как большинство учащихся все-таки предпочитают, чтобы обучение проходило под руководством опытного преподавателя. Учителя также рассматривают ООР как дополнение к своим собственным курсам и в качестве поддержки преподавательской деятельности. Кроме того ООР может быть способом повышения квалификации для тех, кто уже получил основное профессиональное образование.

Как говорится в аналитической записке ИИТО, главное достоинство ООР в том, что они способны стимулировать изменения в образовательной политике и практике. Современные ООР повлияли на характер дискуссий о системах образования, продемонстрировав возможность более легкого и доступного по цене способа получения знаний и их лучшего восприятия.

Кстати, деятельность ООР в международной практике связана в основном с высшим образованием и за несколькими исключениями не затрагивает начальную и среднюю школу. В России, как уже отмечалось, ситуация обратная. По словам заместителя директора ГосНИИ ИТТ «Информика» Алексея Скуратова, вузы сами не хотят открывать свои ресурсы. А Минобрнауки и  не стимулирует их к этому. Одна из главных проблем, как показала практика Вышки, связана с защитой авторских прав.

Как защитить ООР?

Представитель Университета Кейптауна (ЮАР) Тобиас Шонветтер напоминает, что в международной практике авторские права находятся под автоматической защитой. И в случае с открытыми образовательными ресурсами нужно от этой автоматической защиты освобождаться, то есть разрешить копирование и переработку материалов. Один из способов — использовать национальное законодательство об интеллектуальной собственности. Однако, как правило, в нормативных актах не достаточно детализирован открытый доступ, лишь в виде некоторых исключений.

Выходом стало появление идеи открытой лицензии для публикации. Такой подход лег в основу лицензии Creative Commons (СС). Это некоммерческая организация, которая предлагает простой стандарт предоставления разрешения на использование творческой деятельности. И, как подчеркивает Тобиас Шонветтер, СС — вовсе не альтернатива авторскому праву, а инструмент по его управлению.

CC возглавляет совет директоров, в который входят идейные лидеры, эксперты по образованию, технологи, ученые, юристы, инвесторы, предприниматели и филантропы. Все лицензии Creative Commons требуют ссылки на автора. Однако существуют несколько вариантов использования текста. Например, лицензия «С указанием авторства» самая открытая. Она позволяет людям распространять, редактировать, поправлять и брать произведение за основу для производных даже на коммерческой основе с указанием авторства. А лицензия «С указанием авторства — Без производных» разрешает распространение, коммерческое и некоммерческое использование публикации при условии, что произведение передается неизмененным и сохраняет свою целостность. Всего существует шесть видов лицензий Creative Commons. Для получения лицензии автору надо зайти на сайт организации, либо на сайт национального представительства, пройти процедуру регистрации, выбрать лицензию и получить ее.

Лицензии существуют одновременно в трех формах: юридической, в форме понятного описания и в виде символа, отдаленно напоминающего знакомый всем знак копирайта. Вставка этого символа на страницу с произведением, собственно, и дает знать всем пользователям, какую именно лицензию Creative Commons для своего труда выбрал автор.

Самый известный пример использования лицензий СС — Википедия. Во всем мире, по приблизительной оценке, по различным лицензиям Creative Commons распространяется 350 миллионов произведений (по состоянию на декабрь 2009 года). В России пока существует небольшое количество индивидуальных авторов и проектов, распространяющих свои произведения с использованием лицензий Creative Commons.

Кстати, одним первых в России, кто воспользовался Creative Commons, стал заведующий кафедрой прагматики культуры НИУ ВШЭ Александр Долгин. В 2006 году он по свободной лицензии издал книгу «Экономика символического обмена». Официальным партнером Creative Commons в России сегодня выступает Институт развития информационного общества (ИРИО).

Российские власти поддерживают идею СС. Более того, в 2008 году пресс-секретарь президента РФ Наталья Тимакова направила в Википедию письмо-разрешение на использование материалов сайта www.kremlin.ru. В документе указывается, что условия распространения материалов соответствуют лицензии Creative Commons Attribution 3.0 Unported, то есть публикации могут свободно распространяться, с помощью них возможно создание производных произведений без дополнительного разрешения со стороны пресс-службы президента и с указанием на источник.

Впрочем, на самом сайте www.kremlin.ru нет упоминания о лицензии. Наталья Тимакова объясняет это тем, что документ СС не является частью законодательства Российской Федерации. Поэтому сейчас одна из главных задач ИРИО — добиться внесения поправок в часть IV Гражданского кодекса РФ, способствующих использованию лицензий СС в стране.

Кстати, на встрече Дмитрия Медведева с представителями Интернет-сообщества в апреле 2011 года президент высказал свою заинтересованность вопросом и попросил участников подготовить пакет предложений по внесению поправок в Гражданский Кодекс. А 2 июня этого года на официальном сайте президента был опубликован перечень поручений Дмитрия Медведев по итогам этой встречи. Правда, почему-то в документе говорится о лицензиях аналогичных Creative Commons, а не об использовании лицензий СС: «Подготовить предложения о внесении изменений в гражданское законодательство Российской Федерации, направленных на закрепление для авторов произведений возможности предоставлять свои произведения на условиях свободных лицензий неограниченному кругу лиц (аналогичных Creative Commons, GNU FDL)».

Однако, как заметил на конференции «Открытые образовательные ресурсы и права интеллектуальной собственности» юрист Вадим Колосов, в России об открытых лицензиях только начинают говорить. Видимо, придется немного подождать, прежде чем такие лицензии войдут в широкую практику.

Елена Калиновская, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

В статье использованы материалы Аналитических записок Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, сайтов www.kremlin.ru, Creative Commons.

Вам также может быть интересно:

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной

Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.

«ВШЭ — это особая история». Открылось ежегодное заседание Международного экспертного совета ВШЭ

Новые факультеты, развитие персонала, интернационализация и многое другое — в повестке первого дня встречи членов Международного экспертного совета, проходящей в Москве.

«Международное сотрудничество — это дорога с двусторонним движением, которая способствует развитию общества в целом»

12–13 декабря пройдет ежегодное заседание Международного экспертного совета НИУ ВШЭ. Накануне заседания новостная служба поговорила с двумя новыми членами совета — ректором Университета Кампинаса (Бразилия) Марсело Кнобелем и ведущим специалистом по высшему образованию Всемирного банка Франциско Мармолехо.

Европейские университеты обсудили свое будущее на конференции в НИУ ВШЭ

Вышка впервые провела EduLAB — ежегодную конференцию руководителей университетов UNICA. Ее участники обсудили вызовы, с которыми сталкиваются вузы в цифровую эпоху, и перспективы межвузовского сотрудничества, в частности, в рамках проекта общеевропейских университетов.

Международный совет 5-100 в пятый раз подтвердил лидерство ВШЭ в проекте повышения конкурентоспособности

6 ноября были подведены итоги Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заседание которого прошло 26-27 октября в Калининграде. Университеты-участники проекта по повышению глобальной конкурентоспособности представили итоги своей работы и планы на следующий период реализации дорожных карт.

В НИУ ВШЭ обсудили тренды развития высшей школы в России и в мире

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии.

В НИУ ВШЭ впервые прошла конференция Консорциума исследователей высшего образования

145 исследователей из 30 стран обсуждали, как система высшего образования функционирует на глобальном и национальном уровнях и как она меняется под воздействием процессов дифференциации и интеграции.

Ведущие вузы России начнут готовить кадры для Дальнего Востока

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил программу мероприятий по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока. Высшая школа экономики вошла в перечень вузов, которые будут вести эту работу в партнерстве с университетами Дальневосточного федерального округа.