• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проектная деятельность станет основой обновленной модели обучения студентов ВШЭ

Проектная деятельность станет основой обновленной модели обучения студентов ВШЭ

© Высшая школа экономики/ Михаил Дмитриев

Лучшие черты университетской модели, созданной Вышкой за все годы работы, будут сохранены, но для дальнейшего развития необходима новая модель. В ее основе – проектное обучение для всех студентов и цифровая трансформация.

Проектный университет

НИУ ВШЭ – исследовательский и проектный университет, но пока он является таковым лишь для преподавателей и других сотрудников. По отношению к студентам он до сих пор выступает как обучающий, констатировал ректор Ярослав Кузьминов на заседании Ученого совета НИУ ВШЭ 20 декабря. Поэтому в ближайшие 5-10 лет предстоит добиться вовлеченности каждого студента, начиная с первого курса, в проекты и исследования, предусматривающие решение открытых задач, где нет заведомо верного ответа.

По мнению Ярослава Кузьминова, это не менее грандиозный вызов, чем в 1990-е годы, когда Вышка освоила новую для постсоветской России социально-экономическую науку, и чем в 2000-е годы, когда в университете стал развиваться и получил глобальное признание исследовательский сектор. Если десять лет назад лишь каждый десятый преподаватель и научный сотрудник Вышки публиковался в международных журналах, то сейчас – две трети с учетом коллег, преподающих физкультуру, иностранные языки и военное дело.

Новую задачу, как и предыдущие, НИУ ВШЭ будет решать впервые и в России, и в мире – ведь пока ни один университет не является проектным для каждого своего студента. О подобных амбициях заявляли два питерских вуза – Академический университет и Европейский университет, но количество студентов там исчисляется десятками, а в Вышке – тысячами. Таким образом, сама постановка подобной задачи – вклад в развитие страны и практику организации университетов в мире.

Этот подход отражен не только в Программе развития НИУ ВШЭ, но и в финансовом плане на 2020 год и плановый период 2021-22 годов. Как рассказал проректор НИУ ВШЭ Алексей Новосельцев, ключевым изменением в системе управления ресурсами факультетов станет выделение 15% средств, полученных от оплаты обучения, на вовлечение студентов в научную, образовательную и профессиональную проектную деятельность. Речь идет об организации студенческих проектов (в том числе групповых), поддержке студенческих инициатив (в том числе предпринимательских), работе в качестве учебных и научных ассистентов, академической мобильности и иных релевантных видах деятельности (подробно о дискуссии по этим вопросам – в материале «Вышки для своих»).

По оценке Ярослава Кузьминова, эти инвестиции – лишь первый шаг на пути к проектному университету. Но именно они позволят начать переориентацию усилий и ресурсов в заданном направлении.

Цифровой университет

Высшая школа экономики уже сегодня уделяет максимум внимания цифровизации. По ее масштабам она лидирует среди вузов России и сопоставима с лучшими университетами мира. Однако необходима дальнейшая цифровая трансформации. Речь идет о развитии, во-первых, цифровой платформы университета (создание цифровой образовательной среды, интеграционные решения, цифровизация back-office, модернизация ИТ-инфраструктуры) и, во-вторых, цифровых образовательных ресурсов.

Число специалистов в ИТ-блоке НИУ ВШЭ уже увеличилось почти в три раза, и это обусловлено, в частности, тем, что Вышка стремится применять собственные оригинальные решения, позволяющие обеспечить независимость основных производственных процессов от сторонних компаний. К этой работе будут подключаться специалисты факультета компьютерных наук, Школы бизнес-информатики и МИЭМ. Цифровая платформа позволит перейти на электронные регламенты, устранить бюрократические согласования и обеспечить фактически бесконечную индивидуализацию образовательных траекторий, отметил Ярослав Кузьминов.

Продолжится работа по поддержке, обновлению и производству онлайн-курсов. Уже в 2020 году авторы онлайн-курсов будут получать надбавки, заработает система стимулирования разработки и обновления курсов на основе показателей их эффективности.

Цифровизация учебного процесса позволяет экономить средства, однако у Вышки нет задачи вытеснить онлайн-курсом курс своего преподавателя, подчеркнул Ярослав Кузьминов. Напротив, речь идет об экономии его усилий – он может читать короткий курс лекций на базе онлайн-курса, но делать это для тех, кто не просто сдал экзамен, но заинтересовался данной проблематикой. Пусть таких студентов будет 20-30 процентов, но работа с ними перейдет в новое качество. И это позволит повысить качество образования, сделать так, чтобы материал усваивался глубже. «Вышка всегда отличалась тем, что строго спрашивала со студентов», – отметил Ярослав Кузьминов. 

Работодатели знают, что человек с дипломом ВШЭ гарантированно освоил базовые компетенции

Развивая онлайн-обучение, университет ставит задачу к концу следующего десятилетия выдавать примерно 500 тыс. сертификатов за прослушанные онлайн-курсы. Для этого необходимо создавать и продвигать совместные сетевые программы с региональными университетами (уже заключено 40 соглашений), поддерживая и свои онлайн-курсы, и оффлайн-курсы коллег. Не первый год реализуются программы поддержки региональных преподавателей и научных сотрудников (стажировки, помощь в подготовке публикаций в международных журналах и другое), создаются «зеркальные» лаборатории. Преподаватели Вышки учат коллег тому, чему недавно научились сами.

На 2020 год запланировано более 1,4 млрд. рублей для перехода Вышки на цифровую модель развития, на период до 2023 года – более 4 млрд. рублей, и это, по оценке ректора, фантастический для университета уровень инвестиций. При меньшем финансировании результатов достичь не удастся, так как придется лишь воспроизводить чужие «коробочные» решения.

Откуда деньги?

Как и в случае с обеспечением участия студентов в проектной работе, на цифровую трансформацию университет планирует потратить средства, которые сам зарабатывает на образовательных программах.

Объем доходов Вышки возрастет в 2020 году до 26 млрд. рублей, обеспечив 10-процентный прирост по сравнению с 2019 годом. Внебюджетные доходы составят 47%. По их объему НИУ ВШЭ занимает второе место среди российских вузов. При этом университет набирает самых сильных студентов как на бюджетные места (средний балл 95+), так и на платные (85+).

В то же время НИУ ВШЭ займется поиском и освоением новых рынков – это, прежде всего, дополнительное профессиональное образование, в том числе его корпоративный сегмент. Как пояснил Алексей Новосельцев, к 2030 году по этому направлению запланирован трехкратный рост доходов – до 6 млрд. рублей. В течение ближайших четырех лет планируется инвестировать 1 млрд. рублей в разработку новых программ, получение международных аккредитаций, привлечение новых преподавательских и управленческих команд, повышение качества инфраструктуры и развитие цифровых инструментов.

Вам также может быть интересно:

Ярослав Кузьминов — о развитии высшего образования в условиях цифровизации

В течение ближайших 10 — 15 лет рынок труда полностью изменится под воздействием цифровой революции. Чему и как нужно учиться в условиях быстрого обновления профессий и технологий на рынке квалификаций? Как выжить вузам в условиях распада традиционных методик преподавания? Когда ждать появления массовой индивидуализации образовательных траекторий? Ответы на эти и другие вопросы — в лекции ректора НИУ ВШЭ.