• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Ученики не должны потеряться в многообразии электронных ресурсов»

«Ученики не должны потеряться в многообразии электронных ресурсов»

© iStock

24 марта на онлайн-конференции Института образования ВШЭ, посвященной переходу на дистанционное обучение в школьном образовании, директор Лицея ВШЭ Дмитрий Фишбейн рассказал о первых шагах учебного заведения в этом направлении.

Сейчас у лицеистов по расписанию каникулы, занятия начнутся на следующей неделе, так что у администрации было некоторое время для принятия организационных решений по переводу образовательного процесса в онлайн-формат.

Дмитрий Фишбейн подчеркнул, что ученики не должны потеряться в многообразии электронных ресурсов, поэтому важное условие успешного перехода – наличие «одного окна», точки входа во все онлайн-платформы, где хранятся материалы и задания, где можно получить обратную связь. В Лицее эту функцию выполняет электронный журнал.

Планируется проводить онлайн-уроки с использованием известных платформ (Microsoft Teams, Webinar, Zoom), причем перечень этих платформ будет ограниченным и единым для всех предметных кафедр. Лицеисты также смогут использовать готовые курсы по основным предметам школьной программы, записанные преподавателями задолго до нынешних событий. Есть у преподавателей и запас материалов для самостоятельной работы.

У каждого ученика старшей школы в индивидуальном учебном плане есть курсы базовые и профильные. При изучении профильных курсов не менее 40% учебного времени должно отводиться на онлайн, 20% – на просмотр видеоматериалов, 40% – на самостоятельную работу. При изучении базовых курсов соотношение меняется: 20% – в онлайн-режиме, по 40% – на просмотр видеоматериалов и самостоятельную работу.

Дмитрий Фишбейн, директор Лицея ВШЭ

Дмитрий Фишбейн, директор Лицея ВШЭ

Мы пытаемся найти “плюсы” той сложной ситуации, в которой все оказались. За время дистанционного обучения дети и взрослые соскучатся по Лицею и вернутся к очным занятиям с еще большим “драйвом”, не забывая об опыте, который мы получили дистанционно. Он станет большой и важной частью нашей образовательной программы в будущем.

В нынешней ситуации желательно, чтобы преподаватели вели занятия из дома, однако это не всегда реально, подчеркнул Дмитрий Фишбейн. Поэтому в лицее будут действовать порядка двадцати аудиторий, в которых преподаватели смогут вести уроки онлайн. Это необходимо, прежде всего, для преподавания естественно-научных и технических дисциплин. В этих аудиториях установили широкоугольные камеры, так что преподаватель сможет вести урок у доски, в привычном для себя формате.

Для успешного дистанционного обучения очень важна общая атмосфера и включенность в образовательный процесс, считает Дмитрий Фишбейн. Поэтому Лицей планирует развивать цифровое кураторство, когда куратор группы (аналог классного руководителя в обычной школе) отслеживает ход работы учеников. Например, следит за тем, все ли вовремя подключаются к онлайн-занятиям, нет ли проблем, проводит онлайн-мероприятия – рефлексивные практики, совместные рисунки и другое. Из учеников направления «Информатика, инженерия и математика» создается сообщество цифровых волонтеров, которые помогут в решении технических вопросов товарищам и даже преподавателям.

По мнению директора Лицея, в условиях дистанционного обучения дети и взрослые не должны потерять контакт друг с другом, сохранив практики неформального общения. Для этого создаются и расширяются сообщества в интернете для учеников и преподавателей, чтобы они могли обсуждать происходящее и действовать сообща.

Вам также может быть интересно:

Экзамены онлайн: как Вышка развивает дистанционное обучение

Из-за эпидемии коронавируса Вышка, как и другие российские вузы, перешла на дистант. Как повысили скорость интернет-соединения в общежитиях? Что изменилось в системе оценивания? Какие методы контроля выбирают преподаватели? Рассказывают Анна Коровко, старший директор по основным образовательным программам НИУ ВШЭ, и Александр Зимовец, начальник управления цифровизации образования.

«Обычно я учусь тогда, когда есть время»

Три месяца назад начались занятия на первой в России магистерской программе ВШЭ на английском языке Master of Data Scienсe по направлению «Прикладная математика и информатика», реализуемой полностью онлайн на платформе Coursera. О своих впечатлениях рассказали ее студенты и преподаватель, сопровождающий один из курсов.

«Со временем удается убедить мозг, что аудитория существует, даже если ты ее не видишь»

Доцент кафедры высшей математики НИУ ВШЭ Илья Щуров поделился с онлайн-изданием Trv-science.ru личным опытом преподавания в дистанционном формате.

100

онлайн-курсов создала и разместила Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ на платформе «Открытое образование». Всего на конец апреля на «Открытом образовании» размещено 562 курса от высших учебных заведений. Все они доступны бесплатно.

«Простого переноса в цифровой формат материалов и заданий курса недостаточно»

Качество и стоимость дистанционного обучения в вузах – важный вопрос, волнующий сейчас не только студентов и преподавателей, но все общество. Любовь Духанина, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям» считает, что дистанционное образование не должно подменяться заочным.

«Лайфхаки онлайна»: как увлечь студента дистанционным обучением

Чтобы помочь преподавателям справиться с трудностями внезапного перехода на дистант, Центр цифровых гуманитарных исследований и школа лингвистики ФГН запускают проект «Лайфхаки онлайна». Каждую неделю — простые сценарии онлайн-занятий, удаленный менеджмент студенческих проектов, неочевидные возможности знакомых цифровых инструментов. В первом выпуске старший преподаватель школы лингвистики Даниил Скоринкин рассказывает, как вернуть внимание студентов с помощью Kahoot-опросов и почему пара-викторина лучше, чем «говорящая голова» в MS Teams или Zoom.

Планирование и тайминг: преподаватели ВШЭ делятся опытом работы в онлайн

Трое преподавателей Вышки рассказали о том, как вынужденный уход в дистанционный форма повлиял на структуру занятий, стиль преподавания и образ жизни в целом. Ольга Соловьева (Медиаком), Александр Куприянов (Медиаком) и Алексей Плешков (ФГН) – о достоинствах и недостатках онлайн-образования.

Студенты Вышки рассказали, как идет учеба в самоизоляции

Шестеро студентов Высшей школы экономики записали видеорассказы о том, как организован их учебный день на карантине. Кто-то ценит каждую минуту сна и не любит рано просыпаться, кто-то может продуктивно работать только за письменным столом. Объединяет студентов одно – все скучают по друзьям, одногруппникам и университету.

«Академия школьников» – теперь в Minecraft

«Академия школьников» НИУ ВШЭ, как и весь университет, активно осваивает digital-пространство. Проект, который за три года работы привлек более 1200 школьников из более чем 30 регионов страны, построил модель учебного центра «Вороново» на популярной игровой платформе и теперь проводит там 5-6 занятий в день для школьников всей России.

17

курсов, размещенных на платформе Онлайн-образование в НИУ ВШЭ, смогут изучить студенты Российско-Армянского университета. Этот университет стал вторым иностранным вузом, который воспользовался программой по бесплатному подключению к онлайн-курсам Вышки в связи с переходом на дистанционный формат обучения на период объявленного карантина.