• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенты Вышки: онлайн-учеба более гибкая и позволяет успевать больше

Студенты Вышки: онлайн-учеба более гибкая и позволяет успевать больше

© iStock

Дистанционное обучение имеет много преимуществ перед традиционными форматами, считают студенты Высшей школы экономики, хотя и признают, что совсем обойтись без офлайн-занятий будет сложно. Своим мнением об онлайн-образовании они поделились с новостной службой портала.

Алина Мовсесян, ОП «Дизайн», 1 курс

Алина Мовсесян, ОП «Дизайн», 1 курс

До всеобщего перехода на дистант у меня был небольшой опыт в онлайне (думаю, как и у многих) - только вебинары. Дистанционное образование идет в более гибком графике, который дарит возможность просыпаться за пять минут до пары (и это очень круто!), а все исходники и материалы для учебы уже под рукой. Есть и дополнительные удобства - еда и кроватка. Мне ближе офлайн-формат - ведь живое общение незаменимо. Еще иногда случаются проблемы с загрузкой интернета и платформ.

Весь мир не был готов к такому стремительному переходу на дистанционное обучение. Первые дни у нас, студентов Вышки, возникало миллион вопросов и при этом было мало ответов. Но ситуация улучшилась быстро, и сейчас, спустя три недели, учеба идет в нормальном режиме.

Думаю, что онлайн-образование вытеснит офлайн и, возможно, это произойдет уже в ближайшем будущем. Нужно готовиться не только морально, но и запастись мощными роутерами.

Федор Тормосов, ОП «Журналистика», 1 курс

Федор Тормосов, ОП «Журналистика», 1 курс

Я учился в Лицее НИУ ВШЭ, поэтому у меня был опыт онлайн-обучения. Мы дистанционно изучали астрономию, а на словесности у нас бывали онлайн-лекции, которые потом обсуждались в аудиториях. В университете на нашей образовательной программе есть дисциплины, проходящие в смешанном формате, например, философия.

Для вышкинцев  дистанционная коммуникация привычна. Еще до пандемии мы получали задания и дополнительную литературу по электронной почте, могли консультироваться онлайн. Новым инструментом стала лишь видеосвязь, плюс  процесс сдачи работ. Поэтому я считаю, что преподаватели нашего факультета были готовы к переходу в онлайн. Да, иногда бывают сложности с частными кейсами, но с каждым днем цифровая грамотность преподавателей и студентов возрастает.

Онлайн-учеба позволяет успевать больше. Я взял курсы дополнительного образования, что было бы невозможно без перехода на дистанционное обучение.

При этом сам темп обучения, на мой взгляд, увеличился. Конечно, сначала сложно организовать свое время. Главное - осознать проблему, составлять расписание дня и done-листы. Онлайн-обучение мне близко, особенно если мы говорим про дополнительные предметы или гуманитарные науки. Немного сложнее с непрофильными для меня дисциплинами, например, экономикой. Я не могу представить, как буду изучать ее полностью в дистанционном формате. Сейчас мы «выходим к доске» через Zoom, но пока это немного не то же самое, что на офлайн-парах.

Я уверен, что онлайн-формат вытеснит привычные нам лекции, это лишь вопрос времени. Есть статистика: не такой уж большой процент студентов посещают абсолютно все лекции. От семинаров вряд ли получится отказаться, и мне бы этого крайне не хотелось. Очень надеюсь, что формат образования станет смешанным: некоторые дисциплины подразумевают живую дискуссию. Онлайн-формат отлично работает на скорость усвоения нового материала, но не очень хорош, когда важно понять материал на практике.

Ксения Лебедева, МИЭФ, 2 курс

Ксения Лебедева, МИЭФ, 2 курс

Я прошла несколько онлайн-курсов по программированию. Кроме того, у нас бывали отдельные предметы или лекции в онлайн-формате: для МИЭФ это обычная практика.

Учиться дистанционно удобно: гибкий график позволяет осваивать материал в оптимальном темпе, не нужно тратить время на дорогу, все необходимые материалы можно найти быстро и в одном месте. Более того, при полноценном переходе в онлайн можно отказаться от бумажных носителей - хорошая новость для борцов за экологию! Наконец, онлайн-образование позволяет расширить географию аудитории: сегодня почти у каждого есть интернет, однако далеко не у всех есть возможность переехать.

У онлайн-формата есть и недостатки: отсутствие живого контакта и невозможность развития soft-skills.

ВШЭ быстро перешла на дистанционный формат, практически избежав потери учебных часов. Мне кажется, что основной проблемой был выбор платформы для проведения онлайн-занятий, ведь у каждой из них есть минусы. Затем встал вопрос обучения преподавателей. Нам на факультете выдали пошаговую инструкцию, как и что делать. Еще в МИЭФ появилась служба техподдержки, которая быстро реагирует на наши запросы. Сейчас, когда процесс адаптации прошел, нам всем нужно быть дисциплинированными и не останавливаться в освоении технологий.

Полностью вытеснить офлайн-образование невозможно. На мой взгляд, стоит ожидать такой ситуации, как с электронными книгами, которые с нами уже более десяти лет. Но до сих пор люди продолжают покупать бумажные издания. Сосуществование разных форматов в образовательном процессе принесет только пользу.

Вам также может быть интересно:

Экзамены онлайн: как Вышка развивает дистанционное обучение

Из-за эпидемии коронавируса Вышка, как и другие российские вузы, перешла на дистант. Как повысили скорость интернет-соединения в общежитиях? Что изменилось в системе оценивания? Какие методы контроля выбирают преподаватели? Рассказывают Анна Коровко, старший директор по основным образовательным программам НИУ ВШЭ, и Александр Зимовец, начальник управления цифровизации образования.

«Обычно я учусь тогда, когда есть время»

Три месяца назад начались занятия на первой в России магистерской программе ВШЭ на английском языке Master of Data Scienсe по направлению «Прикладная математика и информатика», реализуемой полностью онлайн на платформе Coursera. О своих впечатлениях рассказали ее студенты и преподаватель, сопровождающий один из курсов.

«Со временем удается убедить мозг, что аудитория существует, даже если ты ее не видишь»

Доцент кафедры высшей математики НИУ ВШЭ Илья Щуров поделился с онлайн-изданием Trv-science.ru личным опытом преподавания в дистанционном формате.

100

онлайн-курсов создала и разместила Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ на платформе «Открытое образование». Всего на конец апреля на «Открытом образовании» размещено 562 курса от высших учебных заведений. Все они доступны бесплатно.

«Простого переноса в цифровой формат материалов и заданий курса недостаточно»

Качество и стоимость дистанционного обучения в вузах – важный вопрос, волнующий сейчас не только студентов и преподавателей, но все общество. Любовь Духанина, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям» считает, что дистанционное образование не должно подменяться заочным.

«Лайфхаки онлайна»: как увлечь студента дистанционным обучением

Чтобы помочь преподавателям справиться с трудностями внезапного перехода на дистант, Центр цифровых гуманитарных исследований и школа лингвистики ФГН запускают проект «Лайфхаки онлайна». Каждую неделю — простые сценарии онлайн-занятий, удаленный менеджмент студенческих проектов, неочевидные возможности знакомых цифровых инструментов. В первом выпуске старший преподаватель школы лингвистики Даниил Скоринкин рассказывает, как вернуть внимание студентов с помощью Kahoot-опросов и почему пара-викторина лучше, чем «говорящая голова» в MS Teams или Zoom.

Планирование и тайминг: преподаватели ВШЭ делятся опытом работы в онлайн

Трое преподавателей Вышки рассказали о том, как вынужденный уход в дистанционный форма повлиял на структуру занятий, стиль преподавания и образ жизни в целом. Ольга Соловьева (Медиаком), Александр Куприянов (Медиаком) и Алексей Плешков (ФГН) – о достоинствах и недостатках онлайн-образования.

Студенты Вышки рассказали, как идет учеба в самоизоляции

Шестеро студентов Высшей школы экономики записали видеорассказы о том, как организован их учебный день на карантине. Кто-то ценит каждую минуту сна и не любит рано просыпаться, кто-то может продуктивно работать только за письменным столом. Объединяет студентов одно – все скучают по друзьям, одногруппникам и университету.

«Академия школьников» – теперь в Minecraft

«Академия школьников» НИУ ВШЭ, как и весь университет, активно осваивает digital-пространство. Проект, который за три года работы привлек более 1200 школьников из более чем 30 регионов страны, построил модель учебного центра «Вороново» на популярной игровой платформе и теперь проводит там 5-6 занятий в день для школьников всей России.

17

курсов, размещенных на платформе Онлайн-образование в НИУ ВШЭ, смогут изучить студенты Российско-Армянского университета. Этот университет стал вторым иностранным вузом, который воспользовался программой по бесплатному подключению к онлайн-курсам Вышки в связи с переходом на дистанционный формат обучения на период объявленного карантина.